Урок «Сказка – ложь, да в ней намек…» (бытовая сказка «Как мужик гусей делил»)
Учебный класс с мультимедийным проектором, презентация к уроку, детские песни, дидактические материалы к учебному занятию: распечатки со сказкой, карточки для работы в группах, карточки для словарной работы, сундучок с сердечками.
I. Организационный момент. Психологический настрой
Прозвенел звонок для вас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
— Прежде, чем приступить к работе, я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для голоса и язычка.
— А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к выразительному чтению.
— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.
— А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
— Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2. В цветочном магазине.
— Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]. » Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам».
— Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!
II. Введение в тему
— Посмотрите, ребята, что это за предмет такой? (волшебный клубок)
— Кто догадался, в каких произведениях появляется волшебный клубочек? (в сказках)
— А какую роль он играет в сказках? (путеводитель)
— Ребята, кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о сказках)
— Клубок будет путешествовать по сказкам, и мы вместе с ним.
— А так же учить вас, ребятки, но:. чему? (думать, рассуждать, читать выразительно).
III. Подготовка к основному этапу
— Давайте вспомним, что такое сказка?
— Посмотрите, куда покатился наш клубочек? (к электронному толковому словарю).
— Давайте проверим правильность ваших рассуждений.
(Читает хорошо читающий ученик со слайда)
— Какие три типа сказок вы знаете? (бытовая, о животных и волшебная)
— Наш клубочек поведёт вас по сказочному царству, а вы будьте внимательны, запоминайте сказки и попробуйте определить, к какому типу сказок они относятся?
— Какие сказки вы увидели, запомнили и к какому типу они относятся?
IV. Физминутка «Колобок»
— Ребята, что за герой и из какой сказки появился на экране?
— С ним мы сейчас и отдохнём!
V. Изучение нового материала
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Богатый мужик сразу замялся и говорит:
Нет, барин, мне не поделить будет вам гусей-то.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
— Кто догадался, из какой сказки прибыли наши герои?
а) В сказке вам встретится слово «барин». Что оно обозначает? (посмотреть на главного
героя и сравнить со взрослым сегодняшнего времени).
б) А так же встретится выражение «наградил деньгами и хлебом». Как его понимаете?
Просмотр электронной книги.
— А что такое «эхо»? (ответы детей)
— Значит, вы тоже должны вполголоса повторять за чтецом, не забегая вперёд и не отставая. (Чтение сказки)
— Назовите главных героев сказки (герой встаёт, кланяется и подходит к учителю).
— Кто из этих героев вам понравился больше? Почему?
— Ребята, есть в сказке главные герои, а ещё какие? (нейтральные)
— Это какие герои? Назовите их.
Работа с текстом (распечатка)
Как мужик гусей делил
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.
Б. Анализ текста (игра «Журналисты»).
— А теперь, ребята, давайте проверим, как вы поняли текст. Поиграем с вами в игру «Журналисты».
— Как вы понимаете это слово?
— Вы сейчас представляетесь, как это делают журналисты, и задаёте нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Приложение 1.
VI. Работа в группах
— Вот и опять появился наш путеводитель, который поведёт нас в мир знаний и открытий.
— Сейчас поработаем в группах и попробуем изменить сказку так, чтобы богатый мужик не оказался в следующий раз в глупой ситуации, а главные герои вам в этом обязательно помогут.
Проблемный вопрос | Задания |
Качества характера какого героя вам бы могли пригодиться в жизни? | Сравните качества характера, поступки бедного и богатого мужиков (сходства и различия)? |
Выберите из перечисленных вами качеств те, которые вам пригодятся в жизни.
Выберите нужные предложения из перечисленных, которые помогут сделать ваши высказывания более убедительными.
Выберите из данных (или свои) пословицы и поговорки, которые подходят к вашей новой сказке.
— 1 группа, ваш проблемный вопрос?
— Чтобы решить эту проблему, вам нужно было выполнить 2 задания (Дети отвечают на вопросы).
Вывод 1 группы: Какие же качества характера вам могли бы пригодиться в жизни? И т. д. (подобная проверка всех групп).
— Клубочек очень устал и предлагает нам сделать выводы по увиденному и прочитанному.
— С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
— А к какому типу сказок относится?
— Клубочек вернул нас в начало темы, прочитайте её ещё раз и скажите, какой урок вы получили из этой сказки?
— Какая же пословица очень хорошо подходит к данной сказке? Почему?
— В вашей новой сказке со счастливым концом барин и богатый мужик спасают от голода и нищеты бедного мужика и его семью.
— Значит, какими качествами обладал богатый мужик? (доброта, дружба, понимание, сердечность).
— И давайте начнём прямо сегодня?!
— Посмотрите, что лежит в нашем сундучке? (Сердце)
— Значит, где находится вежливость и доброта? (В нашем сердце)
— А чтобы нам стало сегодня чуточку теплее, подарим наши тёплые добрые сердца друг другу.
Под музыку дети дарят друг другу и нашим гостям сердечки
— А закончить сегодняшний урок я хотела бы такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
— Ну, а сейчас, ребята, герои нашей сказки, я хочу, чтоб каждый из вас дал оценку своей работе.
— Перед вами два конверта, на них написаны следующие выражения:
— Вы все получили удовольствие от этого урока. Я очень этому рада!
Спасибо за работу, за участие!
Приложение 1
Примерные вопросы к игре «Журналисты»:
Здравствуйте! Я, Богдан Анатольевич, из журнала » :», хочу обратиться с вопросом к бедному мужику: зачем Вы принесли барину последнего гуся? Вам же и так нечего было есть?» Заранее благодарен.
Здравствуйте, меня зовут Полина Алексеевна, я из программы «:», у меня следующий вопрос к барину: скажите, пожалуйста, барин, а как бы вы поступили, если бы бедный мужик Вам гуся не разделил?» Спасибо.
Я из программы » :», зовут меня Данил Максимович. У меня вопрос не к главным героям, а к рассказчице: Анастасия, с каких слов начинается зачин сказки (т.е. начало сказки) и какова её концовка. Зачитайте, пожалуйста. Очень Вам благодарен за ответ.
Здравствуйте, уважаемые гости из прошлого! Я, Анастасия Петровна, из журнала «:» и у меня вопрос следующего плана к бедному мужику: что помогло вам принять такие мудрые решения при делёжке гусей? Спасибо (и боязнь остаться без хлеба и денег, и русская смекалка).
Здравствуйте, я, Елизавета Николаевна, из программы «:», хочу поинтересоваться у доброго барина: почему Вы не рассердились на бедного мужика, ведь он два раза забирал себе большую часть гусей, а Вас обманывал? Спасибо.
Здравствуйте! Я, Владимир Андреевич, из программы «:», хотел бы тут же поинтересоваться у барина: за что же Вы наказали тогда богатого мужика, он Вас даже ни разу не обманул, а просто не смог разделить гусей? Спасибо.
Приложение2
Как мужик гусей делил
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем ему идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.