Пословицы к рассказу последний день матвея кузьмина

Сказки

Борис Полевой — Последний день Матвея Кузьмина: Рассказ

Матвей Кузьмин жил в маленькой ветхой избенке, одиноко стоявшей на опушке леса, редко показывался на люди, был угрюм, неразговорчив и любил с собакой, с допотопным ружьишком за плечами в одиночку бродить по лесам и болотам. А весной, когда на деревьях набухали почки и над посиневшими крупитчатыми снегами на лесных проталинах начинали токовать глухари, он заколачивал дверь избенки и с внучонком Васей, сиротой, жившим у него, уходил на далекое лесное озеро и пропадал на целые недели.

Колхозники не то чтобы не любили, а как-то не понимали и сторонились его: кто знает, что на уме у человека, который чурается людей, молчит и бродит по лесам неведомо где? Да и охотничья страсть издавна не каждым уважается в деревне. Впрочем, он исправно исполнял в колхозе обязанности сторожа, и хотя перевалило ему уже за восемьдесят, не было в районе человека, который рискнул бы днем или ночью покуситься на добро, охраняемое дедом Матвеем и его лохматым и свирепым Шариком.

Когда военная беда докатилась до озерного Великолукского края и в колхозе «Рассвет» стал на постой лыжный батальон расположившейся в округе немецкой горнострелковой дивизии, командир батальона, которому кто-то рассказал о мрачном, нелюдимом старике, решил, что лучшего человека в старосты ему не найти.

Матвея Кузьмина вызвали в комендатуру, разместившуюся в новом домике колхозного правления. Ему поднесли стакан немецкой водки и предложили тост. Старик поблагодарил, от угощения отказался, посетовав на нездоровье, и должность старосты не принял, сославшись на годы, глухоту и недуги.

Его оставили в покое и даже вернули ему в знак особого расположения старое ружьишко, которое он было сдал по приказу коменданта.

Вспомнили немцы о Кузьмине ранней весной, когда стянули в этот озерный край силы для наступления. Дивизия горных стрелков передвинулась к передовым. Батальону, квартировавшему в колхозе «Рассвет», предстояло без боя лесами и болотами просочиться в расположение советских войск и с тыла атаковать передовые заставы части генерала Горбунова. Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. А кому они могли быть лучше известны, чем деду Матвею?

Старика привели к командиру батальона, и предложил ему офицер ночью, скрытно провести их в тыл советских огневых позиций. За отказ посулил расстрел, а за выполнение задания — денег, муки, керосину, а главное, мечту охотника — двустволку знаменитой немецкой марки «Три кольца».

— О-о-о! — обрадовано воскликнул офицер. — Переведите ему: — Он деловой человек. Это хорошо. Скажите ему:

— Немецкое командование уважает деловых людей. Немецкое командование не жалеет денег тому, кто ему верно служит.

Офицер торжествовал: найден надежный проводник. Но даже не это было для него самым важным. За пять месяцев, проведенных им в хмурых, холодных лесах, куда он попал со своим батальоном из солнечной и веселой даже в своей беде Франции, он начал как-то инстинктивно бояться этих, не понятных ему советских людей, этой хмурой, коварной природы, этих пустынных лесных просторов, где каждый сугроб, каждый куст, каждый пень мог неожиданно выстрелить, где даже в глубоком тылу, далеко от фронта, приходилось ложиться спать не раздеваясь и класть под подушку револьвер со взведенным курком.

Но деньги, деньги! Оказывается, даже здесь, у этих странных фанатиков, которые при виде наступающего врага сами сжигают свои дома, деньги имеют силу. Как испытующе смотрит на него этот старый человек, старающийся, должно быть, понять, не обманывают ли его, заплатят ли ему!

— Скажите ему, что его услуга будет щедро вознаграждена, предложите ему тысячу рублей, — торопливо добавил офицер.

Старик выслушал перевод, долго смотрел на офицера тяжелым взглядом из-под изжелта-серых кустистых бровей и, подумав, ответил:

— Мало. Дешево купить хотите.

— Ну, полторы, ну, две тысячи.

— Половину вперед, ваше благородие.

Посовещавшись с переводчиком, офицер тщательно отсчитал бумажки. Старик сгреб их со стола своей широкой, жилистой, узловатой рукой и небрежно сунул за подкладку шапки:

— Ладно. Поведу вас тайными тропами, какие, окромя меня, только волки знают. Скажите точно, куда выйти надо.

Ему назвали пункт, хотели показать на карте.

— Так знаю. Ходил туда лис гонять. Выведу к утру… Только с ружьишком-то не обмани, ваше благородие.

Видели колхозники, как шел он домой из офицерской квартиры, по обыкновению своему молчаливый, замкнутый, ни на кого не глядя, усмехаясь в бороду. На брань, шепотом посылаемую ему в спину, отвечал мрачной ухмылкой, а когда дюжий парень, бывший колхозный счетовод, догнал его и посулил красного петуха за якшание с немцами, он только буркнул, не оборачиваясь:

— Поди матери скажи, чтоб нос тебе утерла.

Видели колхозники, издали следившие за избенкой Матвея, как через полчаса сбежал с крыльца внучонок Кузьмина Вася с холщевой сумкой за плечами, как скрылся он в кустах на лесной опушке, сопровождаемый Шариком, как вынес потом на улицу старик свои широкие, подбитые мехом охотничьи лыжи и как стал их натирать медвежьим салом, поглядывая на окна избы, где жил немецкий офицер, уже мерцавшие белесыми огнями в метельных сумерках.

А немцы, между тем, готовились к выступлению. Офицер сидел у стола и при мертвенном свете карбидной лампочки дописывал старое письмо своему брату Вильгельму, работавшему инженером на оптическом заводе где-то в Саксонии.

…Поздравь меня: я сегодня, кажется, одержал большую и, признаюсь, неожиданную победу. Я нашел ключ к этой проклятой загадочной русской душе, которая доставляет нам столько хлопот. Ничего нового, дорогой брат, это старый, добрый ключ, который открывал нам сердца во всей Европе. Денежки, мой милый, обычные, умело преподнесенные денежки, которые, к сожалению, в этой стране мы мало предлагаем, полагая, что эти советские русские — народ особенный и что тут убедительнее звучат автоматы молодцов господина Г. Ты помнишь, я тебе писал в январе о местном патриархе-охотнике, с внешностью короля Лира, с каким-то собачьим именем, которое я никак не могу запомнить (черт бы побрал эти русские имена!). Сегодня я проэкспериментировал на нем, и представь себе, дорогой Вилли, эксперимент блестяще удался. Для виду поколебавшись, он согласился доставить нас сегодня… Ну вот, Курт уже докладывает мне, что батальон готов выступать. Прощай, любимый брат, обнимаю тебя, как прежде, а письмо, видимо, придется дописать в другой раз…»

Когда стемнело, горнострелковый батальон на лыжах, в полном вооружении, с пулеметами на саночках, вышел из деревни, и, свернув с большой дороги, стал втягиваться в лес.

Впереди размашистым, охотничьим шагом скользил на своих самодельных широких лыжах Матвей Кузьмин. Тьма сгущалась.

Сеяло сухим, шелестящим снежком, и скоро мгла так уплотнилась, что лыжники стали видеть только спину впереди идущего. Старик вел немцев прямо по целине.

Всю ночь отряд шел по сугробам, по нехоженому насту, тянулся по оврагам, по руслам замерзших лесных ручьев, проламывался сквозь кустарник. Офицер, следивший за маршем по компасу, много раз останавливал шедшего впереди Матвея и через переводчика спрашивал, почему дорога так петляет и скоро ли конец пути. Матвей неизменно отвечал:

Когда забрезжил желтый морозный рассвет, авангард отряда вышел, наконец, на опушку и остановился на поляне перед глубоким, поросшим кустарником оврагом.

— Ну, кажись, пришли. Матвей Кузьмин свое дело знает, — сказал старик.

Он снял с головы шапку и вытер ею «вспотевшую лысину. И пока измученные офицеры нервно курили, сидя прямо на снегу, с трудом держа сигареты в окостеневших, дрожащих пальцах, пока ефрейторы гортанными криками выгоняли на поляну последних отставших стрелков в грязных, изорванных в дороге маскхалатах, Матвей Кузьмин, стоя на пригорке, улыбаясь, смотрел на розовое солнышко, поднимавшееся над заискрившимися, засверкавшими снежными полями. Не скрывая, усмешки, косился он на немцев.

Утро было морозное, тихое, С хрустом оседал под лыжами наст. Звучно чирикали в кустах ольшаника солидные красногрудые снегири, деловито лущившие маленькие черные шишки. Где-то совсем рядом тявкнула собака.

— Матвей Кузьмин свое дело знает, — повторил старик. Торжествующая улыбка выскользнула из-под зарослей бороды, разбежалась лучиками морщин, осветила его хмурое лицо. И вдруг тишина была распорота сухим треском пулеметных очередей.

Читайте также:  Рассказ на татарском языке габдуллы тукая

Взвизгнули пули, взбивая под слюдой наста острые фонтанчики снега. Эхо упругими раскатами пошло по лесу. С шелестом посыпался иней с потревоженных ветвей.

Пулеметы били совсем рядом, почти в упор. Лыжники, не успев даже сообразить, в чем дело, оседали на наст со страхом и недоумением на лицах. А пулеметы строчили, строчили, пороли и пороли снежную равнину, огнем своим сжимая колонну с двух сторон.

Опомнившись, немцы бросились в лес, но уже и там, за кустами, сердито рокотали автоматы…

Солдаты, бросив лыжи, с криками ужаса метались по поляне, увязая в сухом снегу. Сверкающий наст покрывался грязными комьями маскировочных халатов. Опомнившись, офицер бросился к старику.

Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой: Его было видно издалека. Ветер трепал его бороду, развевал седые волосы, обрамлявшие лысину. Глаза его, сузившиеся, помолодевшие, насмешливо сверкали из-под дремучих бровей. Он торжествующе следил за тем, как стадо овец, даже не пытаясь обороняться, метались немцы.

Матвей Кузьмин усмехнулся ему в лицо издевательски и бесстрашно:

— Хотел купить старого Матвея. По себе о людях судишь, фашист!

Старик вырвал из подкладки треуха сотенные бумажки и, бросив их в офицера, предварительно отвернулся от наведенного на него пистолета. Он заметил, что пулеметчики боятся его зацепить и не стреляют в сторону пригорка, на котором он стоял.

Немцы тоже заметили это и стирались бежать к лесу, прикрываясь пригорком. Некоторые из них, преодолевая последние сугробы, были уже близко к спасительной опушке.

Матвей Кузьмин взмахнул мохнатой шапкой и крикнул что было силы:

— Сынки! Не жалей Матвея, секи их хлеще, чтоб ни одна гадюка не уползла! Матвей…

Не договорив, он охнул и стал медленно оседать на землю, сраженный пулей немецкого офицера. Но и тому не удалось уйти. Не сделав и двух шагов, он упал, подрубленный пулеметной очередью.

А в овраге уже возникло и, нарастая, катилось по полю «ура». Через отполированную ветрами кромку оврага перескакивали автоматчики. Стреляя на ходу, бежали они по поляне, преследуя немцев, посылая им вдогонку веера пуль, настигали, валили на снег, обезоруживали и бежали дальше, в покрытый снежной пеной лес, по следам, оставленным на насте. Вместе с автоматчиками бежал Вася Кузьмин, внучонок старого охотника, которого тот послал через фронт предупредить своих о готовящемся прорыве.

В ногах у наступающих бойцов, захлебываясь злобным лаем, катился, проваливаясь в глубоком снегу, лохматый Шарик. Вдруг он застыл, недоуменно подняв уши. И грохот боя, гулко раздававшийся в лесу прорезал тоскливый, протяжный вой.

Так прожил последний день своей долгой жизни Матвей Кузьмин, колхозник из сельхозартели «Рассвет», что под Великими Луками, славящейся сейчас своими льнами.

Так прожил последний день своей долгой жизни Матвей Кузьмин, колхозник из сельхозартели «Рассвет», что под Великими Луками, славящейся сейчас своими льнами.

Его похоронили на высоком берегу Ловати, похоронили, как офицера, с воинскими почестями, дав три залпа над снежной могилой.

В тот же вечер начальник дивизионной разведки, разбирая документы убитых врагов, прочел недописанное письмо немецкого офицера, которое так и не получил инженер Вильгельм Штайн из Саксонии.

Источник

Конспект урока по литературному чтению по теме «Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»(4 класс)

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель: познакомить детей с событием войны на примере произведения Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

образовательные: познакомить детей с подвигом Матвея Кузьмина; расширить кругозор детей, введение в активный словарь новых понятий; способствовать формированию привычки вдумчивого чтения, размышления над содержанием текста, умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста, высказывать оценочное суждение;

развивающие: содействовать развитию монологической и диалогической речи, мышления, коммуникабельности, развитию аналитических видов работы с текстом, умению кратко и подробно характеризовать героев;

воспитательные: воспитывать уважение к говорящему и умение слушать и слышать друг друга; содействовать воспитанию в детях уважительного отношения к старшим, к героям Великой Отечественной войны, формированию чувства гордости за свою страну и свой народ, чувства долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

Эпиграф к уроку, Запись песни «Вставай страна огромная», пословицы, презентация.

Актуализация знаний, постановка целей урока.

« Слава вам храбрые, слава бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Память о вас никогда не умрет!»

( Сначала эпиграф читает учитель, потом все вместе).

-Ребята, читая эпиграф вы, наверное, догадались, о чем сегодня будем говорить. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о защитниках Отечества

Ребята, урок мы начнем с прослушивания песни.

(Звучит песня «Вставай, страна огромная») (слайд 2)

— К какому времени относится эта песня?

— Почему звучит такой призыв?

— Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (слайд 3)

— Кто встал на защиту нашей Родины?

— Можно ли отнести рассказ, который вы прочитали дома, к теме «Великая Отечественная война»? Докажите.

— Прошло 70 лет с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война. По вине фашистской Германии во главе с Адольфом Гитлером были втянуты в войну десятки государств, миллионы людей. Основной задачей Гитлера было победить нашу страну. Гитлер твердил, что нужно стереть с лица земли и уничтожить наш народ. На оккупированной (захваченной немцами) территории фашисты уничтожали целые деревни, убивали, сжигали мирных жителей: женщин, стариков, детей. Не щадили никого. Фашисты хотели подчинить себе весь мир. Свою нацию, немецкую, они считали избранной, особенной, а люди других национальностей должны подчиняться, работать на них. Но планы фашистской Германии были сорваны победой нашего народа, нашей страны.

Высокую цену заплатил народ за эту победу. Она унесла жизни 50 миллионов людей.

День Победы над фашизмом знает мир. Когда мы празднуем его?

Мы шли к этому дню 4 года. Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. И за этот день мы благодарим тех, кто ценою своей жизни отвоевал свободу на Земле, спас от фашизма народы всего мира.

— Кто автор этого произведения? (слайд 4)

Борис Полевой – это псевдоним автора. Настоящая фамилия – Кампов Борис Николаевич. Годы жизни писателя 1908-1981. Борис Полевой был военным корреспондентом. Его книги- живая правда тех военных лет. В мирное время Борис Полевой был главным редактором известного в своё время журнала «Юность» этот рассказ – это услышанная Борисом Полевым история жителей одной из деревень, которая оказалась на оккупированной территории.

— Сегодня нам предстоит поработать над текстом этого произведения, составить портрет литературного героя и подумать какова главная мысль прочитанного. (слайд 5)

_ О ком это произведение? (слайд 6).

3. Работа по тексту

— Каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (слайд 7)

— Как понимаете? (руки рабочие, натруженные. Матвей Кузьмин не был бездельником)

· тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей

· широкая жилистая узловатая рука

· из-под зарослей бороды лучики морщин

— О чем говорят эти слова?

— Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?

Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам.

Речь героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?

— Какой это был человек, найдите отрывки и зачитайте.

— Как колхозники относятся к Матвею Кузьмину. Кто назовет эти слова?

— Почему так относятся к Матвею? Найдите ответ в этом абзаце и зачитайте.

— За что уважали Матвея Кузьмина сельчане? (слайд 8)

2. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона? (слайд 9)

Почему немцы именно его хотели сделать старостой?

Как вы думаете, что должен был делать староста при фашистах?

(помогать немцам, доносить на односельчан)

Согласился ли Матвей Кузьмин? Почему? Найдите ответ в тесте.

Как вел себя Матвей с немцами?

6.Что же потом заставило немцев вновь обратиться к деду Матвею?

Читайте также:  Рассказ о какой нибудь бактерии

(понадобился проводник, чтобы помог вывести в распоряжение советской армии и атаковать без боя)

Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера. Подготовьте этот отрывок к чтению по ролям.

Каким здесь показан Матвей Кузьмин?

Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?

— Что могли подумать фашисты о нем?

Как отреагировали колхозники, наблюдавшие за Матвеем?

Найдите места в рассказе, где дано описание природы. Как она отвечала настроению действующих лиц?

Почему Матвей вел немцев таким путем? (слайд 10)

Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.

— Назовите глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.

А как изменилась природа и настроение Матвея, когда он привел немцев к назначенному месту?

— Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?

В любом произведении пейзаж играет немаловажную роль.

— Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.

— Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.(с.101)

— Почему так изменилось описание пейзажа?

Наступает момент, когда добро побеждает зло. Когда фашисты, которые топчут чужую землю будут уничтожены. Т. е., природа прощается с нашим героем, совершившим подвиг.

— Природа изменилась и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.

— О чем говорят эти слова?

— Свершилось ли то, что задумал Матвей?

— Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. (И вдруг тишину распорол. ) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.

-Как вели себя Матвей Кузьмин и немцы во время боя? Перечитайте эти места в рассказе. Что испытывал при этом Матвей? Как это выражалось в его поведении?

4.Самостоятельная работа с текстом.

Прочитайте последние два абзаца рассказа.

Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд 11,12)

ДЛЯ СПРАВКИ: В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын». (слайд 13)

— Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

— Какие чувства у вас вызвал поступок героя? (слайд 14)

— Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?

— Можно ли Матвея Кузьмина назвать героем, если он не участвовал в боях?

— Кто такой герой? (слайд 15)

— Какой героический поступок совершил Матвей Кузьмин?

— Можно ли назвать поступок Матвея Кузьмина подвигом? (Слайд 16)

— Какая главная мысль произведения? Что хотел донести до читателей Автор?

(Любой человек, независимо от возраста, может совершить подвиг. И мы должны гордиться такими людьми)

Отражают ли главную мысль рассказа пословицы

— С кем из героев прочитанных раннее рассказов можно сравнить Матвея Кузьмина?

Матвей Кузьмин повторил подвиг Ивана Сусанина. В годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный сусанинскому.

— сравнить историю Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина по плану.

Источник

Урок литературного чтения в 4 классе «Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьминна»

МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»

ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237

Урок литературного чтения

«Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

(УМК «Планета знаний»)

МБОУ «Лицей г. Уварово

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

УМК «Планета знаний»

Тема: Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» (2 урок применения предметных умений)

Цель: создание условий для формирования читательских компетенций младших школьников (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

образовательные: способствовать формированию привычки вдумчивого чтения, размышления над содержанием текста, умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста, высказывать оценочное суждение;

развивающие: содействовать развитию монологической и диалогической речи, мышления, коммуникабельности, развитию аналитических видов работы с текстом, умению кратко и подробно характеризовать героев;

воспитательные: содействовать воспитанию в детях уважительного отношения к старшим, к героям Великой Отечественной войны, формированию чувства гордости за свою страну и свой народ, чувства долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

– определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Регулятивные универсальные учебные действия

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

– высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

– вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

– расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной – читательской деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, драматизация, словесное рисование);

– создавать собственные небольшие тексты на основе художественного произведения, по серии иллюстраций к произведению;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные универсальные учебные действия

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

– применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

– полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

– устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

– испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– определять эмоциональный характер текста;

– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

– выделять эпизод из текста;

– подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

Оборудование: телевизор, компьютер, пакет материалов для каждой группы, видеофильм о Матвее Кузьмине, вокализ С.Рахманинова, выставка книг Б.Полевого, толковый словарь Ожегова, Даля.

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке литературного чтения.

— Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок.(солнце, тучка, солнце+тучка)

— Надеюсь, что урок наш будет продуктивным. А какой урок можно назвать продуктивным? ( от которого мы получим эмоциональное удовольствие, новые знания, открытия, пообщаемся друг с другом )

II. Актуализация знаний

Что нам предстоит сделать на уроке, мы сейчас разгадаем. Для этого нужно правильно собрать рассыпанные буквы и составить слова.

тачить внимательно ( читать )
нипотьма замысел автора ( понимать )
сужрастьда (ра ссуждат ь)
цеованить поступки героев ( оценивать )

— Начнем урок с задания “Говорящие цифры”.

— Как называется раздел, произведения из которого мы читали на предыдущих уроках? (ПРОШЛА ВОЙНА ПО ЗЕМЛЕ)

— О какой войне идет речь?

— Что мы знаем о Великой Отечественной войне? (Рассказ ученика)

— Что же помогло выжить людям в таких страшных нечеловеческих условиях? Отгадайте слова.(написаны на карточках)

Дети : Безграничная любовь к Родине, патриотизм, смелость, отвага, бесстрашие, доблесть, геройство и конечно же МУЖЕСТВО

Следующее задание «Говорящее имя»

Учитель : “Говорящее имя”. Учитель открывает слайд 3 “Борис Полевой”.

Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с его биографией, поработать группами в течение трёх минут, выбрать наиболее значимые факты биографии Б. Полевого и познакомить с ними класс.

Дети работают группами.

Итак, что у нас получается? 1941-1945. Борис Полевой. Продолжаем.

Учитель: Готовясь к этому уроку, я натолкнулась на письмо.

Послушайте его внимательно и попробуйте определить, кто написал его.(читаю)

Дети высказывают предположения.

Учитель: Его написал немецкий офицер. Как догадались?

Читайте также:  Рассказ о пабло пикассо кратко

Прочитайте текст ещё раз (карточка под номером 1 на ваших партах).

По каким словам вы определили, кто автор письма? Выделите их в тексте. Прочитайте.

Учитель: Кому предназначалось это письмо?

Дети: Брату немецкого офицера.

Учитель: О чём и о ком писал офицер?

Дети: Об охотнике, об эксперименте, о том, что охотник поколебался, но взял деньги.

Дети: Да, это Матвей Кузьмин и фашистский офицер.

Учитель: Какое настроение было у офицера в этот момент? Почему?

Дети: Он торжествовал, думая, что одержал победу.

Учитель: Как вы думаете, какому произведению мы уже посвящаем сегодняшний урок?

Дети: «Последний день Матвея Кузьмина».

Учитель открывает слайд

Учитель: Действительно. Все соединилось. 1941-1945. Борис Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». –это и есть тема нашего урока

Проверка домашнего задания:

Б. Полевой первым написал о подвиге 83 – летнего крестьянина Матвея Кузьмича, повторившего спустя 3 века подвиг Ивана Сусанина.

Что было задано на дом? Задание 7 А(Сравнить историю Матвея Кузьмина и Ивана Сусанина.

Парная взаимопроверка. (смайлики или оценки)

1. К какому жанру относится произведение?

«Иван Сусанин» __________

«Последний день Матвея Кузьмина»___________

2. Документальный рассказ означает то, что.

Б. Это выдуманная история, записанная в документах

3. О событиях какого времени рассказывает произведение?

«Иван Сусанин» __________

«Последний день Матвея Кузьмина»___________

4. Поступок, совершенный героем:

«Иван Сусанин» __________

«Последний день Матвея Кузьмина»___________

Б. Повел врагов в лес и известил царя об опасности.

«Иван Сусанин» __________ «

Последний день Матвея Кузьмина»___________

6. Поведение в конце пути (кому принадлежат слова)

«Иван Сусанин» __________

«Последний день Матвея Кузьмина»___________

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит».

Учитель Парная взаимопроверка. (приготовьте сигнальные карточки)

Красный – не допустил ошибку –«5»

Зеленый – допустил 1-2 ошибки – «4»

Желтый – допустил 3 и более ошибок

Закончим все вместе мое предложение

— Главным героем рассказа является….

Что может входит в понятие «портрет героя Матвея Кузьмина»

4 ряд Отношения с односельчанами .

Исследуя текст выделяй те слова и словосочетания характеризующие гл героя и заносите их в таблицу. А чуть позже подведем итог работы

«ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД» (работа фронтальная)

(Идёт обсуждение в группах. 1 иллюстрация – для 1 группы, 2 иллюстрация – для 2 группы и 3 иллюстрация – для 3 группы).

Оцените свою работу (по карточкам)

Учитель: Составим портрет о главном герое: (Внешность, характер, занятия, отношения с односельчанами).

1 группа: Найти и зачитать отрывки, характеризующие внешность героя.

тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей

широкая жилистая узловатая рука

из-под зарослей бороды лучики морщин

Как вы понимаете выражение «заскорузлые руки»? ( Руки рабочие, натруженные. Матвей Кузьмин не был бездельником.)

— О чем говорят эти слова?

— Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?

— Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам. Кто помнит подходящую пословицу? ( Встречают по одежке, провожают по уму )

2 группа: Речь нашего героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?

— Найдите отрывки и зачитайте, какой это был человек.

(На доске достраиваем кластер)

-Какой человек предстал перед нами до войны? Что люди могли о нем думать? Про такого человека в народе говорят: «Душа потемки»

— Но всегда ли был таким Матвей Кузьмин? Давайте рассмотрим его взаимоотношения с фашистами.

— Почему фашисты решили выбрать себе в помощники (в старосты) Матвея?

— Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.

— Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?

— Сейчас этот отрывок прочитаем по ролям ( автор, немецкий офицер, Матвей Кузьмин) и понаблюдаем, какие черты характера Матвея здесь проявились.

— Каким же показан Матвей Кузьмин?

(На доске достраиваем кластер)

— Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?

— Что могли подумать о нем фашисты?

— В каком еще эпизоде проявляется хитрость и находчивость Матвея Кузьмина? Зачитайте этот отрывок (с. 100. 5 абзац).

— Зачем Матвей повел немцев по целине? И как сама природа относилась ко всему происходящему, понять это вы сможете, выполнив задание № 2

1.Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.

Ответ : называют глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.

— Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?

— Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.

— Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа (с.101)

— Почему так изменилось описание пейзажа?

— Наступает момент, когда добро побеждает зло. Когда фашисты, которые топчут чужую землю, будут уничтожены. И природа прощается с нашим героем, совершившим подвиг.

— Природа изменилась, и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.

— О чем говорят эти слова?

— Свершилось ли то, что задумал Матвей?

— Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. ( И вдруг тишину распорол. ) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.

— А в этот момент проходил еще один поединок добра со злом ( Матвея с офицером). Внимательно послушайте отрывок.

— Какие чувства у вас вызвал поступок Матвея Кузьмина?

— Каким изображен Матвей Кузмин в последние минуты жизни? (с.102 — 103)

— Мог ли понять чувства Матвея фашистский офицер, который пришел убивать и топтать чужую землю? Найдите объяснение в учебнике.(с.103, 1 абзац)

— О каких качествах Матвея Кузьмина говорят слова, которые мы прочитали?

( На доске дополняем кластер)

Итак, кто такой Матвей Кузьмин — литературный герой?

— Воевал ли Матвей на фронте? Кто он?

— Можно ли Матвея Кузьмина назвать героем, если он не участвовал в боях?

4. герой Великой Отечественной войны

— Кто такой герой? (работа со словарем)

— Кого называют героями? Как вы думаете?

— Давайте посмотрим, как объясняется значение этого слова в словаре русского языка Владимира Ивановича Даля?

Витязь- герой в Древней Руси

— А как трактуется слово герой в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»

-Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»?

(Потому что Матвей Кузьмин совершил подвиг, спас русских солдат от немецкой дивизии. Дед Матвей не продался немцам, он остался верен своему народу, несмотря на смерть).

— Можно ли н азвать Матвея Кузьмина героем?

— Как вы думаете, почему Борис Полевой именно так назвал свой рассказ?

(Последний день жизни Матвея Кузьмина доказал, что он был патриотом. Мы понимаем, что за его нелюдимостью, хмуростью скрывалось доброе сердце, храбрость, смелость, мужество, умение горячо любить свою Родину).

— Как бы вы сформулировали основную мысль рассказа?

— На месте подвига Матвея Кузьмина установлен обелиск, на мраморной плите которого надпись: «Здесь 14 февраля 1942 г., повторив подвиг Ивана Сусанина, героически погиб Кузьмин Матвей Кузьмич».

(Минута молчания вместо физминутки)

Учитель: Закончите предложения.

“ Я говорю спасибо Борису Полевому за то, что …”

-Урок подходит к концу. Подводя его итог, давайте ответим на три очень важных вопроса:

О КОМ мы сегодня говорили на уроке?

(О Матвее Кузьмине, его внуке, бойцах советской армии, Иване Сусанине, героях, совершивших героические подвиги).

(О войне, о подвигах, о мужестве, о любви к Родине).

И главный вопрос ЗАЧЕМ мы подняли эту тему ?

(Чтобы рассказать о войне, чтобы знать и помнить её героев, чтоб учиться у них любить родную землю).

— Каждый из нас должен знать о событиях Великой Отечественной войны, помнить о подвигах, совершённых во имя Победы, и гордиться тем, что мы с вами живём в стране, у которой есть такие герои.

Источник

Познавательное и интересное