Пословицы к татарской сказке три сестры

Сказки

Открытый урок чтения во 2-м классе. Татарская сказка «Три сестры»

Цель; Познакомить учащихся с татарской сказкой “Три сестры”.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросинина 2 класс II часть, рабочая тетрадь № 2, “Литературное чтение” 2 класс, Л.А. Ефросинина, выставка художественных книг “По дорогам сказки”, плакат по классификации сказок, книга “Пословицы и поговорки”.

Ход урока

Проверка работы в тетрадях. Дети читают ответы на вопросы к стихотворению А. Плещеева “Песня матери”. После последнего вопроса, – назвать фамилии поэтов, колыбельные песни которых знают дети, – учитель задает вопрос).

Учитель обращает внимание на ритм слов, их напевность.

Лебеди летели,
Лебеди летели,
И на воду сели.
Сели посидели
Дальше полетели.
Лебеди летят,
Крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.

3. Работа над новым.

а) Вступительное слово учителя. Выставка книг.

— Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распространившись с зеленой кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?

— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода, в ямке от копытца.

— Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

— Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.

Под окном за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.

(Учитель представляет несколько книг, называя автора (или какого народа сказка), название, художника-иллюстратора).

б) Открывактся таблица с классификацией сказок

в) Слушание татарской сказки “Три сестры” с заданием: определить какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных.

(Учитель читает сказку).

г) Беседа после первичного прочтения. (После слушания вопросы носят эмоционально-оценочный характер).

д) Работа с текстом. Аналитическое чтение.

На предыдущих уроках мы говорили о том, что в русских сказках часто соблюдается принцип троекратного повторения: в сказке три сына, три раза встреча с др. персонажами, три чуда происходят с героем и т.д. Соблюдается ли этот принцип в татарской сказке “Три сестры”?

Прочитайте, что говорится в сказке о матери. о дочерях.

Зачем мать посылала белочку к дочкам?

Найдите в тексте и прочитайте, что ответила белочке старшая дочь?

Как наказала ее белочка?

Что ответила белочке вторая дочь? Как она была наказана?

Что сделала младшая дочь, когда к ней прибежала белочка?

Как была награждена младшая дочь?

Прочитайте отрывки, которые подходят к иллюстрациям на с. 71.

Мы дружно потрудились,
Немного устали.
Быстро все встали,
Руки поднимем.
И очень глубоко
Все грудью вздохнем.

5. Работа в рабочей тетради “Литературное чтение” с. 30 (Коллективная работа под руководством учителя. Дети устно отвечают на вопросы и записывают ответы в тетрадь).

6.Заключительная беседа по сказке.

Заключительное слово учителя.

Растите добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, такими, как младшая дочь в татарской сказке “Три дочери”. Любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда и не забудьте поздравить их с наступающим Женским Днем 8 Марта и пожелать счастья, здоровья.

— С каким произведением мы познакомились сегодня?

Источник

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 15 июля 2018 г.

Татарская сказка «Три сестры»

Татарская народная сказка «Три сестры»

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки «Три сестры»и их характеристика

Чему учит сказка «Три сестры»
Сказка учит отзывчивости и любви. Учит тому, что не может быть никаких более важных дел, чем помощь своим родителям. Учит тому, что неблагодарность оказывается наказана, а благодарность награждена.

Отзыв на сказку «Три сестры»
Мне нравится эта сказка, особенно поведение младшей дочери. Она думала не о себе и своем удобстве. Услышав о болезни матери, она все бросила, все показалось ей не важным, она поспешила к маме, самому родному для нее человеке. А неблагодарные старшие дочери справедливо стали черепахой и паучихой. Так им и надо.

Пословицы к сказке «Три сестры»
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Кто доводит родителей до слез, и сам счастья не видит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Три сестры»
Жила в давние времена одна женщина. И росли у нее три дочери-красавицы. Сильно любила женщина своих дочерей, все для них делала. Не знали дочери ни в чем нужды, и выросли, и замуж вышли. Разъехались, осталась мать их одна.
Прошло несколько лет. Сильно заболела женщина. Посылает она к дочерям белочку, свою помощницу. Просит, чтобы позвала она дочерей, мать проведать.
Прибегает белочка к старшей дочери. А та тазы чистит. Рассказала ей белочка про болезнь матери, а старшая дочь на тазы показывает. Никак, мол, бросить работу не может.
Рассердилась белочка, махнула хвостиком и превратилась эта дочь в черепаху.
Бежит белочка дальше, к средней дочери прибегает, рассказывает о болезни матери. А средняя дочь сидит, ткань ткет. Показывает белочке на ткань, руками разводит, никак, мол, работу не бросишь.
Еще пуще сердится белочка, хвостом машет и превращается средняя дочь в паучиху, чтобы всю жизнь ткать.
Бежит белочка к младшей дочери. Та в это время тесто месила. Как услышала про болезнь матери, даже руки не вымыла, все бросила, к матери поспешила.
Образовалась белочка, говорит ей, что как она мать любит, так и все вокруг ее любить будут.
Так и вышло. Прожила дочь долгую жизнь и все ее любили и уважали. А когда умерла, превратилась в пчелку и снова ее все любили и уважали.

Читайте также:  Рассказ про русский праздник на английском языке с переводом 6 класс

Рисунки и иллюстрации к сказке «Три сестры»

Источник

Что написать в отзыве на татарскую сказку «Три сестры», какие пословицы?

«Лесная сказка». Отзыв на сказку.

Мне понравилась эта примечательная сказка. Чрезвычайно жалко было восхитительный еловый лес, который изничтожила рука человека. Тем не менее, прошло время, и лес восстановился. Сперва он стал другим, в нем появились иные, бесполезные породы деревьев. Однако молодые елочки прорвались к солнцу и вытеснили все лиственные деревья. Елочки оказались самыми крепкими, и мне они весьма симпатичны.

Сказка Джоэля Харриса мне сильно приглянулась, потому что в ней орудуют такие очаровательные герои. Мне приходится по душе читать про радостного Кролика и бодрого Лиса. И хоть Лиса чуть-чуть жалко, однако все равно ему запрещено изловить Кролика. В противном случае пришел бы конец волшебному очарованию данного произведения.

Пословицы к сказке

Очень интересная восточная сказочка без особого нравоучения. Купец Синдбад постановил, что уж насиделся в городе Багдаде, и тронулся на поиски новых приключений. И безусловно приключения сами нашли Синдбада. Говорят, что Синдбаду даже понравилась подобная жизнь. Бесспорно, заманчиво бросить взгляд на другие страны, однако лучше это свершать без опасных авантюр.

Сказ «Огневушка-Поскакушк­ а», написал Павел Петрович Бажов.

Этот сказ мне очень понравился, потому что в нем показано, что богатство для Федюньки не самое главное. Для него важнее вера в чудо, добро, дружбу.

Источник

Анализ татарской народной сказки «Три дочери». Чтение стихотворения «А что у вас?»

ГОУ ДПО ПК(С) «Калининградский областной институт развития образования»

Управление образование Гурьевского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2

Проект «Современная школа сегодня и завтра».

Произведения о семье.

Анализ татарской народной сказки «Три дочери». Чтение стихотворения «А что у вас?»

Учитель начальных классов МОУ «Петровская СОШ»

Урок литературного чтения с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Тема «Произведения о семье.

Анализ татарской народной сказки «Три дочери».

Чтение стихотворения Сергея Владимировича Михалкова

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления татарской народной сказки «Три сестры» с помощью средств технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.

Развивающий аспект: формированию навыка осознанного плавного чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать индивидуально, коллективно, в группе.

Воспитательный аспект: воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

— На карточках написаны пословицы. Но только на одной карточке начало одной пословицы, а конец пословицы – на другой. Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матери добро.

Всякой матери своё дитя мило.

Материнская ласка конца не знает.

Мать кормит детей, как земля людей.

— Какой темой объединены эти пословицы?

— Определите тему нашего урока

Мы продолжаем читать произведения о семье, о матери разных жанров.

2. Составление кластера «Виды сказок»

Посмотрите на выставку книг.

-Определите, к какому жанру относятся эти книги.

3. Чтение «с остановками» татарской народной сказки «Три сестры»

Прочитайте название сказки.

— Предположите, к какому виду относится сказка. Предположите, о чём она?

Задание: определить, какая это сказка?

Прочитайте самостоятельно начало сказки. Первый абзац.

— Как называется начало сказки? (Зачин)

— Чем эта сказка похожа на русскую народную?

(В русских сказках часто соблюдается принцип троекратного повторения: в сказке три сына, три раза встреча с другими персонажами, три чуда происходят с героем и т. д.)

— Соблюдается ли принцип троекратного повторения в татарской сказке “Три сестры”?

Как сказать по-другому «день и ночь она работала»?

— Зачем мать посылала белочку к дочкам?

— Найдите в тексте и прочитайте, что ответила белочке старшая дочь?

— Как наказала ее белочка?

— Что ответила белочке вторая дочь?

— Как она была наказана? Прочитайте.

Найти в словаре значение слов

Ярмарка – это расширенная торговля различными товарами

Холст – льняная ткань обычно ручной выделки.

Читайте также:  Рассказ про любимую куклу в детский сад

— Что сделала младшая дочь, когда к ней прибежала белочка?

— За что люди любили младшую дочь? Прочитайте.

— Как была награждена младшая дочь? Прочитайте.

Почему белочка превратила младшую дочь в золотую пчёлку?

Правнук – сын внука.

— К какому виду относится эта сказка? (народная, бытовая с элементами волшебства)

4. Физминутка «Пчёлки»

Пчелки в домиках сидят

И в окошечки глядят

Выше улья полетели: «З-з-з-з»

Полетали, прилетели и на место сели.

5. Анализ сказки «Три сестры»

Анализ героинь сказки.

— Назовите главных героинь сказки (мать, белочка, старшая сестра, средняя сестра, младшая сестра, золотая пчёлка)

Каждая группа анализирует одну из героинь сказки.

— Выберите качества, которые подходят к героиням сказки, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героиням сказки.

Готовая всегда помочь

Анализ особенностей языка сказки.

Прочитайте, как описываются три дочери. С чем их сравнивают?

— Как бы вы сказали, сколько настоящих дочерей было у матери?

— Что значит «настоящая дочь»?

Какой прогноз мы сделали в начале урока, о чём эта сказка?

6. Написание синквейна.

Эта сказка о маме, поэтому попробуем написать синквейн, посвящённый маме.

Работа в паре. Написание синквейна.

Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Правила написания синквейна.

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

___________________, ______________________, __________________

7. Работа над стихотворением Сергея Владимировича Михалкова «А что у Вас?»

Закройте глаза, положите голову на парту, послушайте тишину.

На выставке книг появляется книга

-Что изменилось на выставке книг?

Чтение стихотворения «А что у Вас?» учителем.

Источник

Урок литературного чтения «Татарская народная сказка «Три сестры»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Предмет: Литературное чтение УМК « Начальная школа XXI века»

Тема урока: татарская народная сказка «Три сестры».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Цели урока: формировать умения определять жанр произведения (сказка)

дать характеристику героям

упражнять в чтении по ролям

закреплять умения работать с моделями обложек

Образовательные: научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять значения слов с помощью

определять тему и главную мысль произведения, определять отличительные признаки произведения;

Развивающие: развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас, читательскую зоркость, внимание к

слову, тексту, навыки выборочного чтения;

Воспитательные: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках

Добрый день, дорогие гости!

Нам приятно видеть вас на нашем уроке.

-Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок мы наш начнем.

И всё у нас получиться!

Настраиваются на работу.

II .Лингвистический этап.

-Начнем урок с прочтения чистоговорок

ША-ША-ША – мама моет малыша.

ГУ-ГУ-ГУ – я маме помогу.

* Громче с убыстрением

ЛО-ЛО-ЛО – мама вымыла окно.

КЛА-КЛА-КЛА – мама пироги пекла.

ТРА-ТРА-ТРА – у меня теперь сестра.

Игра «Собери пословицу»

-Из данных слов составить пословицу.

Солнышке при матушке тепло при добро

-Прочитайте пословицу с разной интонацией:

-Как вы понимаете эту пословицу:

III . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Беседа. Определение темы.

-Какая тема объединяет эти чистоговорки и пословицу?

-Как называется раздел, который мы изучаем?

-Какие цели поставите перед собой на уроке?

Изучаем раздел «Семья и я»

— с новым произведением

— выделять главную мысль

отвечать на вопросы

4.Обобщить и сделать вывод.

Работа с моделями обложек.

-Посмотрите на план урока.

-Что мы должны сделать первым делом по плану?

-Вспомните и назовите по моделям обложек произведения о семье, с которыми мы уже познакомились. (на доске)

1)

С какими пословицами о маме мы познакомились? 2)

1. Вспомнить и повторить.

1) Быль Толстого «Лучше всех», рассказы: Е.Пермяк «Случай с кошельком», С.Аксаков «Моя сестра», В.Осеева «Сыновья», Л.Толстой «Отец и сыновья», Л.Воронкова «Катин подарок».

«Всякой матери свое дитя мило».

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

3) колыбельные песни, стихи А.Плещеева «Дедушка», «Песня матери», Ю.Коринец «Март»,

IV .Актуализация опорных знаний учащихся.

— Назовите жанр литературного произведения, который в этом разделе мы не изучали?

— На какие две группы делятся сказки?

-А какие бывают сказки?

-Ребята, кто-то нарушил композиционный порядок сказки. Надо срочно его восстановить.

(на доске – карточки, которые прикрепляются к таблице: развязка, зачин, присказка, завязка, концовка))

-Что характерно для сказок?

Игра «Восстанови порядок»

Волшебные, бытовые, о животных.

Дети восстанавливают порядок, на слайде появляется каждый из этапов композиционного порядка сказки.

Волшебство, добро побеждает зло, троекратное повторение.

V .Мотивационно – ориентированный этап.

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

-Мы вспомнили пословицы о маме и отгадали загадку о сестре. Скажите, какая тема объединяет эти два слова?

—Исходя из слова «семья» какой можно сделать вывод?

Читайте также:  Сказки на палочках от мороженого

-Как называют дочерей одной матери?

Продолжим работу по разделу «Семья и я».

Работа по картинкам

-Посмотрите на картинки. Что вы можете про каждую из них рассказать? (слайд 5)

Работа с планом урока.

-Много рассказов, сказок и стихов написано о маме.

-Мы переходим ко второму пункту плана урока. Прочитайте его.

-Сегодня мы познакомимся со сказкой и узнаем, как дочери относятся к своей маме.

-Откройте учебники на стр. 87. Прочитайте название сказки.

-Прочитайте подзаголовок и скажите, кто написал эту сказку? (слайд 6)

2. Познакомиться с новым произведением.

Работа с толковым словарем

-Прежде чем мы приступим к чтению сказки, давайте выясним значение малоизвестных слов и выражений.

-В сказке встречаются слова, которые устарели. Например: тяжко и вовек.

-Как вы понимаете значение этих слов?

-Если вы не можете объяснить значение слова, что можно сделать?

-Работа экспертной группы: ________

со словарем (слайд 7

вовек – вековой, вечный, всегда.

Значение слов должны найти сами с помощью Толкового словаря

3 ученика _________________

Холстльняная ткань.

ярмарка – выставка и продажа товара, с различными увеселительными мероприятиями.

кустарныйотносящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом.

VI . Этап открытия новых знаний.

Первичное восприятие сказки.

Чтение сказки учителем

Чтение сказки детьми,

Чтение сказки учащимися до конца.

«Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили»

— А как бы вы поступили на месте дочерей?

«И вторая дочь превратилась в паучиху»

Ребята, как вы думаете, неужели и третья дочь не поспешит к матери?

-Давайте дочитаем сказку до конца и узнаем, что произошло дальше.

Рассуждения детей в устной форме.

Чтение и рассуждения детей в устной форме.

VII . Этап изучения нового материала

А теперь, ребята, встали.

Вы, наверное, устали?

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело!

Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке

Беседа по прочитанному.

-Итак, приступаем к следующему пункту плана. Прочитайте его.

Понравилась ли сказка?

-Кто главные герои сказки? (карточки )

-Кто из героев вам понравился больше и почему?

— Почему вы так считаете?

-Зачитайте, как жила женщина до того как заболела?

Ученики оформляют свои мысли в устной форме

День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей

Быстрые, как ласточки, лицом похожи на светлую луну

IX .Проверка первичного восприятия

Выполнение заданий в учебнике.

Работа по таблице. В парах

-Зачитайте, какими выросли дочери?

-Расскажите, за что были наказаны старшие дочери?

-Почему люди любили младшую дочь? Найдите ответ в тексте.

Какой вы представляете маму, которая вырастила таких дочерей?

Трудолюбивая, добрая, заботливая Нежная Сердечная Ласковая Красивая Сильная Мужественная

-Прочитайте, как заболела мама?

Как названа мама в этом предложении? старуха

-Какая мысль тем самым подчеркивается?

X . Осмысление прочитанного.

-Какая работа поможет лучше представить образ каждой сестры?

-Мне тоже была интересна эта сказка и составила свои синквейны про сестер. Хотите посмотреть? (слайд 9)

Ученики оформляют свои мысли в устной форме

5 гр. – задание 6 в тетр

Работа над композицией сказки.

-Что относится к первому этапу сказки?

-Найдите и зачитайте его

-С каких слов начинается сказка?

-К какому пункту относятся эти слова?

-Найдите и зачитайте концовку сказки.

Чтение каждой части по ролям

XIV . Творческая работа

XV . Рефлексия. Итог урока.

Про кого из героев можно так сказать?

Всем хороша, да слепа душа.

-Какая из пословиц подходит к сказке?

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Любовь и труд рядом живут.

Всякой матери свое дитя мило.

Материнский гнев что весенний снег; и много выпадет, да скоро растает.

Эта сказка учит нас с почтением, т.е. с глубоким уважением относиться к своим родителям.

Волшебные силы помогают только добрым людям

Чему же учит эта сказка?

-Сформулируйте главную идею сказки.

-Какие выводы сделаете для себя из этого урока?

-Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха».

Номер материала: ДБ-625671

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное