Пословицы и поговорки о природе консультация по окружающему миру
Слово Патриарха о единстве народа, благодати и загробной жизни
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
20 ноября – день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. От всей души поздравляем Предстоятеля Русской Церкви и желаем ему в течение долгих лет жизни столь же ярко, содействием всесильной благодати Божией, светить на свешнице церковного служения.
Гомилетическое и эпистолярное наследие Патриарха обширно. Мы публикуем избранные цитаты Святейшего, взятые из его проповедей, произнесенных в первой половине ноября 2020 года. Сердечно благодарим Святейшего Патриарха за несмолкаемое слово наставления!
Многая и благая лета, Ваше Святейшество!
4 ноября: что на самом деле произошло в 1612 году
Само по себе событие, которое лежит в основе празднования (Дня народного единства — Ред.) и которое мы отмечаем, не имело большого военного значения. Ополчение Минина и Пожарского отбило у врага часть Москвы — Китай-город. Это даже не вся Москва, это район Москвы.
Но почему же с такой, по масштабам как будто бы не очень значимой, победой связаны такие героические воспоминания? И почему это событие легло в основу создания, утверждения в нашем народе особого почитания этого дня, что вылилось в установление праздника народного единства? Да именно потому, что этой победе у стен Московского Кремля предшествовало нечто очень важное.
Ведь что представляло тогда русское общество? Разделение на партии, на кланы, на различные противоборствующие группы. Смутное время — оно и называлось смутным и называется, потому что была смута в головах, что привело к столкновению людей друг с другом. И вдруг перед лицом противника у этих стен Кремля, у Китай-города, происходит объединение тех, кто еще вчера считал себя противником. Вот что мы празднуем.
Из речи со встречи руководителей религиозных организаций России с Президентом России В.В. Путиным
Сила народа – в единении
Царица Небесная не просто принесла победу русскому оружию, но явила милость Божию, и народ наш, объединившись перед лицом общего врага, действительно став единым, оказался способным его победить. Поэтому сегодня мы празднуем не военную победу, но удивительное событие единения нашего народа, до того разделенного на непримиримые, казалось бы, враждующие группы. Народа, который, осознав свою ответственность за судьбу Отечества, стал единым и явил грозную силу, так что противник, почувствовав эту силу, покинул и стольный град, а через достаточно короткое время — и пределы нашего Отечества.
Из проповеди в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Александро-Невском скиту
Самый страшный враг
На этом историческом опыте мы все должны научиться тому, что самый страшный враг — не внешний, но внутренние разногласия, порой приводящие людей к взаимному уничтожению. Каждый на собственном опыте знает, какие страдания и горе приносят разногласия в семьях, между родными и близкими, когда между ними пролегают непреодолимые границы, препятствующие единению, любви. И вот сегодняшний день напоминает о величайшей ценности единения и любви, о способности быть всем вместе для того, чтобы решать задачи, которые стоят перед личностью, перед семьей, перед обществом и перед государством.
Из проповеди в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Александро-Невском скиту
Что есть благодать Божия и как её познать
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Размышляя на эту тему, преподобный Макарий Египетский учит: благодать там, где разум, благодать там, где святость, благодать там, где добрая воля. То есть благодать осуществляется таким образом, что приносит человеку добро, благость, мир, утешение, любовь. Именно по этим признакам присутствия Божественной благодати люди опознают, что есть благодать, а тем самым опытно познают, как Бог открывает Себя людям.
Другими словами, Божественная благодать — это и есть присутствие Бога в человеческой жизни и человеческой истории; это сила Божия, это свет Божий, восприятие которого даруется нам через наш духовный опыт. А где и как мы можем этот опыт обрести? В первую очередь, мы обретаем его тогда, когда обращаем свое сердце к Богу и когда Господь Сам идет нам навстречу.
Из проповеди в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту
Благодать Евхаристии
Это происходит всякий раз, когда мы совершаем Божественную Евхаристию, когда мы, преломляя и благословляя хлеб и вино по заповеди Самого Спасителя, творим в Его воспоминание Таинство Его Плоти и Крови. И Господь, через прикосновение к Его Телу и Крови, дарует нам Божественную благодать, которая должна несомненно отзываться в нашем сердце, преобразуя наш разум, нашу волю, наши чувства. А когда это происходит, тогда мы и чувствуем Божественное присутствие в своей жизни.
Каждый верующий человек, в той или иной мере, переживает особое душевное и духовное состояние, когда он приобщается Тела и Крови Спасителя, когда он с искренней молитвой обращается к Богу и когда Господь отвечает ему на молитвы. Каждому по-разному дано все это почувствовать и понять, но именно этот живой религиозный опыт, живой опыт веры, и дает нам возможность увидеть, почувствовать Божественную благодать, а значит, и присутствие Божие в нашей жизни.
Из проповеди в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту
Вера есть реальность нашей жизни
А если бы люди были лишены такого чувства, то и веры бы никакой не существовало, потому что вера основывается на реальном опыте людей. Если бы не было духовного опыта соприкосновения с Божественным, то не было бы веры, — это совершенно очевидно. Как бы ни объясняли люди, далекие от веры, сам феномен веры в Бога, вера, вне зависимости от этих зачастую совершенно ложных и ограниченных объяснений, есть реальность нашей жизни. И как важно, чтобы мы, верующие люди, никогда эту реальность не утратили! Как важно, чтобы все большее число людей сомневающихся, а то и отвергающих по тем или иным причинам веру, в какой-то момент почувствовали присутствие в их жизни Божественной благодати, почувствовали прикосновение к ним Самого Бога — ведь только тогда и возгорится в них пламень веры!
Из проповеди в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту
Когда отступает неверие
Но Господь являет нам Себя не в громе или молнии, но в легком дуновении ветра (см. 3 Цар. 19:11-12). Он являет Себя в легком прикосновении к нам Божественной благодати. Поэтому очень важно так настроить свой «приемник», то есть свой разум и свое сердце, чтобы иметь возможность воспринять этот тихий, но жизненно важный сигнал с Неба, чтобы мы могли действительно узреть Бога чистотою своего сердца (см. Мф. 5:8), почувствовать прикосновение Его Божественной благодати.
Тогда отступает всякое неверие. Тогда не требуется никаких доказательств, которыми в определенные эпохи занимались философы и богословы, пытаясь умозрительно обосновать факт Божиего присутствия в нашей жизни и само бытие Божие. Не требуется никаких доказательств, когда человек не верит, а знает, что Бог есть, потому что испытал прикосновение к себе силы Божией, Божественной благодати.
Из проповеди в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту
О вере в прогресс и вере в Бога
Мы живем в трудное время, время очень серьезных испытаний. Человечество на протяжении последних двухсот, а то и трехсот лет жило верой в прогресс. Люди были убеждены, что по мере возрастания знаний, образования, науки все, что связано с верой, будет вытесняться на обочину жизни, а потом и вовсе исчезнет. Почему? А потому что человек будет всемогущим и сможет, опираясь на свой разум, творить чудеса, решать любые проблемы. Так люди думали и в XVIII веке, и в XIX, и в XX, пока опыт жизни не показал абсолютному большинству внимательных наблюдателей: как бы ни развивалась наука, как бы ни развивались человеческие знания, всегда остается пространство, где человек неспособен определять порядок вещей и порядок событий, где отступают и знания, и власть, и сила.
Может быть, и мы сегодня переживаем то время, когда становится очевидной неспособность рода человеческого справляться с пришедшей к нам напастью. Конечно, разум и воля человеческая помогут найти ответ на постигший всех нас вызов пандемии, так что в конце концов она прекратится. Верим, что так оно и будет.
Но ведь это не означает, что впереди род человеческий не ждет множество иных проблем, на которые наш разум неспособен будет ответить так, чтобы избежать новых больших проблем, трудностей, опасностей. А потому опора на Господа, вера в Бога, молитва о ниспослании благодати являются непременным условием подлинного преодоления людьми тех проблем, которые перед ними возникают. Сопрягая духовное с материальным, человеческий разум — с силой веры, привлекая молитву и благодать Божию, мы сможем укрепить Божественной силой свои человеческие силы и получить возможность справляться с теми проблемами, которые кажутся неразрешимыми, но которые человек способен преодолеть, оплодотворяя свой разум и силу Божественной благодатью.
Из проповеди в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту
То, что ждет нас в вечности, формируется сегодня
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Загробная участь человека определяется тем, как он живет в этом мире. Ведь для того чтобы войти в Царствие Божие, надо исполнять очень немногое — куда меньше, чем требуют человеческие законы и обычаи, которых многие из нас в полной мере и не знают. А слово Божие такое ясное и понятное, и существует одна двуединая заповедь, исполняя которую, человек наследует Божие: «люби Бога и ближнего своего, как самого себя». В этих двух заповедях — «весь закон и пророки», как Господь сказал (Мф. 22:35-40). В этих заповедях — ключ от вечной жизни с Богом, и чем скорее мы, обремененные многими заботами сей жизни, уразумеем, насколько важна эта заповедь для нашей загробной участи, тем ближе к нам будет радость вечности в общении с Господом.
Притча (о богаче и нищем Лазаре – Ред.) не пугает, но помогает понять: то, что ждет нас в вечности, формируется сегодня, в нашей повседневной жизни, через наше отношение к Богу и через наше отношение к друг ко другу. И если мы сконцентрируем свои усилия на достижении этих целей, то не только наследуем Царствие Божие, по слову Самого Господа, но и здесь изменим жизнь до неузнаваемости, потому что в этих заповедях — закон, который определяет человеческое благополучие и в жизни земной, и в жизни вечной.
Из проповеди в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту
Cила в eдинстве!
5 декабря в Москве проходит Всероссийская конференция «Время Вперёд!». Мероприятие было инициировано партией ЗА ПРАВДУ и движением «Патриоты Великого Отечества». Цель конференции – формирование платформы для объединения левых сил накануне выборов 2021 года в парламент Российской Федерации.
В смутные перестроечные времена, в период трагического распада советской Империи началось продуманное и массированное шельмование любых политических сил, которые можно было заподозрить в левых устремлениях, ибо подобные силы и были единственно способные остановить сам распад. Головы людей изощрённо наполнялись липовыми тезисами об убожестве, порочности и несостоятельности левого направления. Передовой идеологией и путём к спасению был объявлен давно разлагающийся либеральный капитализм, изживший себя ещё за сто лет до этого.
Левая идея, некогда объединяющая силы, разум и дух сотен народов, направляющая огромную энергию на всемирное, без преувеличения, благо, была искажена и оболгана. Созидательное единство – разрушено.
Конечно, это был огромный шаг назад. Много шагов. Даже теперь, постепенно проникаясь осознанием фатальной ошибки, мы всё ещё пятимся.
В результате «на поверхности» российской политики остались партии, в основном посредством внешней атрибутики и пустых имитационных лозунгов напоминающие приверженцев левой идеологии. Ничего направленного на существенные социальные изменения в стране эти партии, к сожалению, не предложили и не реализовали.
К счастью, мир устроен так, что время неумолимо ставит всё на свои места. Россия, наконец «наевшись» целлулоидными заменителями истины и здравого смыла, начала вспоминать о преимуществах человечной социалистической системы перед капиталистическим циничным оскалом социального дарвинизма. К сожалению, многие годы можно было потратить не на возвращение утраченных позиций, а на развитие, на движение вперёд.
Нынешняя Всероссийская конференция является первой серьёзной попыткой объединить реальные левые политические силы, овладеть законными полномочиями и вновь направить энергию народов в русло созидания.
Именно такие задачи ставили перед собой отцы-основатели советского государства на первом этапе строительства всеобщего светлого будущего. Результаты именно этого переходного этапа были отражены в конституции 1936 года. Знаменательно, сакрально и символично, что именно 5 декабря, в день принятия той самой Сталинской Конституции, партия ЗА ПРАВДУ, поддержанная соратниками, собирает людей, готовых поступиться собственными амбициями и создать рациональное объединение единомыслящих.
Отрадно, что на стороне Правды, Разума, Патриотизма и стремления изменить свою Родину к лучшему уже в самом начале пути ощущается поддержка многих тысяч здравомыслящих людей.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Пословицы и поговорки о дружбе уральского края. Картотека по развитию речи на тему: поговорки и пословицы о дружбе
Народ Иткуля
0
Берег озера Иткуль — одно из самых любимых мест археологов. По их заверениям, они никогда не уходили отсюда без «добычи». Здесь были обнаружены следы городищ неизвестного ранее народа — иткульцев. Судя по находкам, они были отличными кузнецами и металлургами. Считается, что эти люди появились там примерно три тысячи лет назад и спустя четыре века бесследно исчезли.
0
Поселения иткульцев были основным местом торговли между северными и южными племенами Урала. На эту мысль историков натолкнуло множество предметов, сделанных в подражание степным кочевникам, а также следы, указывающие на наличие у племени большого количества лошадей, что для лесных поселений вещь весьма нехарактерная.
0
Уральские пословицы и поговорки
УРАЛЬСКИЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОЗВИЩА
От старого времени до нас дошло множество людских прозвищ как личных, так и коллективных. В них закреплена та или иная черта жителей данных деревни, села, города, уезда, губернии и даже целого края.
Теперь, с изменением условий социальной жизни, старые черты давно уже исчезли, а прозвища остались и сейчас вспоминаются лишь как дружеская шутка.
Сейчас, когда Академия наук СССР составляет диалектологическую карту русского языка, очень большое значение имеют прозвища, характеризующие особенности местного говора.
Таковы коллективные прозвища, как «талагаи», «гамаюны», «колдыки», «пичкали» и пр.
К сожалению, далеко не всегда можно получить объяснение причин возникновения данного прозвища. В этих случаях перед любителями-краеведами стоит задача сделать изыскания из истории прозвищ, а вместе с этим из истории того или иного населённого места, района, края.
Баты. Жители Бакальских рудников, Саткинского района, Челябинской области, — за пристрастие их говорить вводное мало что значащее теперь слово «бат» — искажение слова «бает», то есть говорит.
Бесшлейные. Крестьяне и рабочие-сезонники из Уфимского уезда, настолько до революции бедные, что ездили на лошадях, не употребляя шлей, во время работ по постройке железной дороги Самара — Челябинск в конце 1880-х гг.
Биликульские пагалёшники. Крестьяне села Биликуль, Бродокалмакского района, Челябинской области,— за их обычай носить пагалёшки, то есть холщёвые голенища при обычной обуви в виде башмаков или полуботинок.
Бирские калашницы. Торговки калачами в гор. Бирске прежней Уфимской губернии, разговаривавшие очень много и громко; отсюда прозвище всякого человека, говорящего много и громко.
Гамаюны. Жители заводов Каслинского, Нижне-Сергинского, Михайловского, частично Нязепетровского и Бисертского, а также селений Кузнецкого и Рождественского (бывший Кузнецкий район, Челябинской области) за их певучий говорок. Часть этих гамаюнов (из Михайловского и Нижне-Сергинского заводов, Свердловской области) — выходцы из пределов бившей Калужской гамаюнщины; ещё в начале XX столетия некоторые бытовые черты уральских гамаюнов совпадали с чертами калужан-гамаюнов. Гамаюн — мифическая птица с женской головой, отличающаяся любовью к пению.
Деревенские лагуны. Сезонные рабочие на асбестовых рудниках до революции (теперь гор. Асбест), выходцы из окрестных деревень и сёл Камышловского и Шадринского уездов.
Лагун —деревянная посудина бондарной техники с глухо приделанной крышкой и рожком, главным образом для квасу и воды в качестве питья во время работы в поле или на добыче асбеста.
Жженопятые, жженопятики. Рабочие металлургических заводов Сысертского и Кыштымского горных округов. Происхождение прозвища: ввиду отсутствия в старое время надлежащей охраны труда металлурги то и дело обжигали себе ноги о горячий металл.
Зобаны. Жители Кусы — за распространённость среди них зобной болезни (Челябинская область).
Игольники. Жители села Белоярки, Щучанского района, Курганской области,— за употребление «иго» вместо «его».
Казарменные. Жители села Рудничного (на Бакале, Саткинского района, Челябинской области), потомки которых пришедшие для работы на рудник, жили когда-то в казармах, имевших крайне плохое устройство.
Калдыки. Жители некоторых селений Октябрьского района, Челябинской области, в том числе села Большое Никольское, — потомки выходцев из бывшей Самарской губернии, говорящие «калды» — вместо «когда ».
Косулинские нищие. Жители села Косулинского к востоку от гор. Свердловска, в XIX веке промышлявшие нищенством. Переносно: косулинский нищий — вообще «попрошайка».
Крашенинны Таволги. Жители селения Таволги, Невьянского района, Свердловской области; вероятно, в дореволюционное время жители одевались в крашеные холщёвые одежды.
Крупенники. Жители части села Николо-Павловского (в 15 км к югу от гор. Нижнего Тагила), крепостные, предки которых были насильно переселены на Урал из России Демидовым и занимались когда-то обдиранием круп.
Кузюки. Старожилы гор. Златоуста, а переносно — вообще рабочие люди, обросшие домашним хозяйством.
Точно установленного объяснения прозвища не имеется. Но есть предположение, что происходит оно от начальных букв клейма на теле или платье подневольных рабочих старого златоустовского — казенный южноуральский завод.
Куделька. Рабочие асбестовых рудников (в районе современного гор. Асбеста, Свердловской области), до революции занятые добычей «кудельки», или горного волокна, как тогда называли асбест.
Куряки. Жители селений Октябрьского района, Челябинской области, в том числе Большого Никольского, — выходцы из бывшей Курской губернии.
Куштумские растягаи — жители села Куштумги, Миасского района, Челябинской области, за их привычку произносить в разговоре протяжно окончание фраз.
Пермяк — солёны уши. Вообще жители бывшей Пермской губернии, особенно её верхнекамской части, где велась и теперь ведётся добыча поваренной соли, так называемой пермянки.
Самовары. Жители деревни Воробьи, Невьянского района, Свердловской области,— вероятно, за вспученность живота от плохих продуктов питания или во время голодовок, как в крепостное время, так и после него.
Сарапулы. Выходцы из гор. Сарапула, теперь центра Сарапульского района, Удмуртской АССР, занимавшиеся скорняжным делом по городам и селам Урала и Приуралья задолго до и некоторое время после революции.
Скопари. Жители целого ряда сёл и деревень, особенно по реке Миассу, а также в селениях Чашинского района, Курганской области, в частности, деревни Иткуль, когда-то выселившиеся из бывшей Псковской губернии. На новом месте скопари выделялись своей бедностью и культурной отсталостью и принуждены были работать у кулаков больше, чем коренное население.
Табашники. Казаки Анненской станицы, теперь Полтавского района, Челябинской области,— очевидно, за большое пристрастие к табаку.
Талагаи. Жители села Кочневекого, Камышловского района, Свердловской области, за их несколько певучий говор.
Тверские. Жители по правому берегу реки Нязи в Нязе-Петровске, Челябинской области, очевидно, за происхождение их предков из бывшей Тверской губернии.
Чердаки. Жители разных селений бывшего Шадринского уезда, в том числе деревни Чердаки, Галкинского района, Курганской области, предки которых вышли из бывшего Чердынского уезда, Пермской губернии.
Чернотропы. Жители деревни Кошкуль, Бродокалмакского района, Челябинской области,— в основном, за свою былую культурную отсталость и неопрятность в домах: сколько грязи на ногах есть, всю тащили в избу, образуя на полу чёрную тропу.
Чесноковики. Жители Полевского завода, Сысертского района, Свердловской области,— за их пристрастие к пирогам с «чесноком» — диким луком.
Шашмурники. Жители села Усть-Гарёвского, Добрянского района, Молотовской области,— вероятно, ввиду обычая женщин ходить в головных уборах — шашмурах.
Шилокопы. Жители городов Кунгура и Сарапула — за их занятие сапожным промыслом.
«УРАЛ В ЕГО ЖИВОМ СЛОВЕ» (отрывок из книги)
Стихи о реке Урал
Урал красивая река Седьмая по размеру здесь в России Она течёт с великого хребта Уральских гор красы России!
Исток реки находится в горах Стоящих цепью друг за другом И там в ущелье где-то в облаках Летают птицы круг за кругом.
Река течёт стремительно легко Местами вдруг как будто исчезает И вновь внезапно очень широко Она своё вдруг русло расправляет.
Урал течёт всё дальше ближе к морю Среди предгорий и больших степей Ему от Бога выпало на долю Соединять живущих там людей.
И вот уж устье он впадает в море Его вода встречается с морской Урал влюблён в каспийское раздолье Они ведь вместе словно муж с женой!
Урал, наш батюшка, Урал! России ревностный хранитель. В глубинах вод богатства ты собрал, Урал, истории прекрасная обитель! Урал – судьбы моей страница, Загадка ты моей души. Ты – в жизни светлая зарница. Зарница, как спасение от тьмы. Ты помнишь Пушкина, великого поэта? Михайлова, Аксакова, да что там говорить! Крестьянское восстание поэтами воспето… История страны – ну, как ее забыть? На берегах твоих Шевченко В изгнанье время проводил, Творил наперекор тирану Николаю, А в детстве великий баснописец жил, Крылов Иван Андреич.
Истории река Смешалась с водами Урала: Чапаев и Колчак, и НЭП, и пятилетки, Войну и голод помнят эти берега. Жизнь и судьба моя навечно связаны с тобою, И всей России ты не просто дорога. Урал – ты величайшая из рек, Для многих остается лишь мечтою, Желание остаться здесь навек, Не знаю, как сказать (я ведь пока не мастер слова)… Но если окажусь в краю чужом, Я о тебе, Урал, вновь буду тосковать, Мечтать увидеть тебя снова И о величии твоем всем людям рассказать!
Я вышел на берег Урала, Смотря в черноводную гладь. Над берегом стонет устало Березы задумчивой мать.
И сеет она семенами В подмытую глину степей. И берег изрыт письменами, Червями плечистых корней.
Средь скал рубежного Урала На склонах малой высоты Река причудливо ваяла Зигзаги водной красоты.
Она бросала на пороги Алмазы чистые воды, Смывала дряхлые отроги И злила в струях буруны.
Неслась стрелою по ущельям Из белокаменных пород И млела, расселив по кельям, Прохладу струй прозрачных вод.
Леса красивые стояли По берегам большой реки И шуму тихих вод внимали, Изгнавших жаркие пески.
Река украсила равнину, Воткнула в берег камыши И превратила вид в картину Для чувств возвышенных души.
В её истории старинной Событий многих виден ход: От песен вольницы былинной До тех, кто создал эшафот.
В её истории новейшей Писанье славою полно, Когда дракон фашизма злейший Пытался в дом влезть чрез окно.
Жемчужина земель Урала И ныне здравствует в горах, Среди песчаного навала И в прочих сказочных местах.
Ты нас порадовал, Урал, Встречая музыкой весёлой! Лазурь небес в себя вобрал, И солнца отразил осколок…
По льдин упругим плавникам Грачи расхаживали гордо, Впиваясь чернотой зрачка, Разглядывали нас и город;
И зайчик солнечный, дикарь, По льдинам прыгал кособоким. Ты был вчера, Урал, как встарь, Таким же бурным и широким;
Старинный повторил язык, Вещая голосом весенним. Когда-то звался ты — Яик, — Сарматским именем священным.
Урал, Урал, мой светлый сон, Моё прозренье и наследство! …Река, в которой я крещён, Исток берущая из детства.
Храни мой лик и мой покой, Исполни тайные желанья; Запомни слог и голос мой, И пронеси сквозь мирозданье!
Хочу я жить в одеждах белых На берегу Урал-реки И стать там рыбаком умелым Или податься в бурлаки.
Потом из Велесовой книги Народу истину гласить И заковать себя в вериги, Браду седую отпустить.
Хочу в мольбах к Тебе, Всевышний, Войти в неслыханный кураж, И зазвучит там «Хойра Кришню» И незабвенный «Отче наш».
И пусть в моих карманах пусто, Но в Чусовские городки, Где похоронен Заратустра, Туда уйду, о земляки!
Меж двумя частями света Цепь высоких гор и скал – Их вершиной снеговою Я питаюсь – я, Урал.
Я не менее, чем Волга Рыбной ловлею богат, И мои родные горы Много золота хранят.
Есть в их недрах и железо, Медь, аквамарин, алмаз, Малахиты, изумруды, Аметист, берилл, топаз.
У меня Европа справа, Слева – Азия лежит; Но и здесь, и там далеко Русь единая царит.
Это удивительно и странно, Что она совсем не широка: Исполняет должность океана Межконтинентальная река!
Деревянный мостик, мост, мосточек Оренбуржцам хорошо знаком: По нему пройти приятно очень Из Европы в Азию пешком!
Искупаться можно утром летним – И не надо чемпионом быть, Чтоб от континента к континенту Водным стилем запросто проплыть.
Не имеет важного значенья, Что пловца при этом отнесет Быстрое уральское теченье Метров на пятьсот или шестьсот.
Милая, хорошая, большая, Вольная казацкая река И разъединяет, и сближает Дружественных два материка.
В гости к нам пришёл Урал. На крыльце водица! Он на льдине к нам пригнал Зайца и лисицу.
Папа в руки взял багор. — Во, беда какая! Оттащу их на бугор К дедушке Мазаю.
По двору нельзя ходить При такой погодке! Я Трезора покормить Отправляюсь в лодке.
И, чтоб ей уж не идти, Помогаю маме: Заплываю по пути В стайку за дровами.
В гости к нам Урал пришёл. Все на лодках сёла. До чего же хорошо! И не надо в школу.
Утром встали. — Где Урал? А Урал уже удрал.
Широкая излучина реки. Знакомый полуостров с деревушкой. В крутом изгибе cылвенской дуги Друг к другу жмутся вётлы и избушки.
Величием стихии древних скал Искусно огранён высокий берег. К седым годам обрёл покой Урал. По склонам – словно свечи, тонкий вереск,
Густые, в пояс, травы и цветы, И заросли дурманящей клубники, Стогами сено на лугах. Черты Земли обжитой, но извечно дикой.
Увенчана крестом макушка гор. Следы времён – остатки городища. Вокруг – само величество простор, Ему осанну ветер воли свищет.
Уходит в даль, меняя цвет, вода. Леса смыкают цепью расстоянья. И за грядою тянется гряда Холмов, теряя чёткость очертаний.
А на воде гнездятся острова, Изрезали их узкие протоки, Изящной длинной цапли голова Видна над камышами и осокой.
Безмерен мир людей в таких краях. Живут они сурово век от века – Молитва, труд, любовь и кров, семья, Несуетно, достойно человека.
Живут в согласье с Богом и собой Своей особой, праведною жизнью. Родимый край. Клочок Земли святой. Приют души с названием Отчизна.
В тоске на берег твой иду, На воды мрачные взираю. Свою нелепую беду Тебе, Урал мой, я вверяю. У ног моих, у кромки льда Твоя чарующая тайна. И пусть мутна течет вода, Ты, мой родник в часы изгнанья. В угрюмой бездне вижу я То грусти тихой отраженье, То смерч суетный бытия И мыслей пагубных смятенье. Все есть в тебе, любовь моя: Огонь и страсть, печаль и тленье. Теченье вод приемлю я Как божий дар, как вдохновенье. Урал история любила — Здесь жизни многие сплелись: Кому судьба, кому могила, Но всем пристанища нашлись. Героя, смертного ль простого Ты принял, а не все ль равно? Молчат свидетели былого И ты с веками заодно. Твой берег — это край вселенной, Где я — убогий человек. Прими поклон души смиренной, Живи, Урал, из века в век. И отражаясь в облаках И в звездной глубине, Я оставался плыть в веках В звенящей тишине.
Приезжают из Москвы, издалека Поглядеть, как разливается река. Помнят ветлы над широкою рекой Как здесь плыл Чапаев молодой.
Удивляются они наверняка — Широка и глубока Урал-река!
Вот погони обжигающий порыв, И уже спасительный обрыв! И укроет беглеца наверняка Широка и глубока Урал-река.
А Чапаев все плывет, плывет, плывет, И рукою своей раненой гребёт! Я окинул ее взглядом знатока – Широка и глубока, Урал-река!
Вот Чапаев уже с Петькой посреди И не могут подстрелить его враги — Широка и глубока Урал-река, Тяжело попасть в башку издалека!
Подпоручик на обрыве, пулемет. Пули веером все ближе он кладет. Тяжело так плыть издалека, Холодна и глубока Урал-река!
Пуля чпокнула негромко над рекой И Чапай уже не рвется так домой! Он обмяк и не болит уже рука И не надо плыть издалека…
Говорят, что Петька вытащил его И не мог он больше сделать ничего. Он герой, а не какой-то дезертир! Похоронен тайно в плавнях командир.
Я окинул ее взглядом знатока – Широка и глубока, Урал, река!
У подножья гор Уральских Песни соловей поёт, Далеко ли, близко, в дебрях, Птах сей маленький живёт? Ловит взгляд издалека: Там, за горные вершины Зацепились облака, Словно белые перины. Там берёзы, ели, сосны С высоты на нас глядят, Там дубы, рябины, клёны Строем вдоль дорог стоят. Там течёт Урал – река, Рыбой, знать, богата, Вот поймать бы судака, Севрюгу иль чебака! Разделяет здесь граница Азию с Европой, Здесь была Императрица, В веке позапрошлом. Как Чапаев здесь погиб, Урал переплывая, Памятник ему стоит В городе Уральске. Сколько сосны видели На своем веку? Сколько песен слушали? Здесь, на берегу. У подножья гор Урала Песни соловей поёт, Здесь река берет начало, К морю Каспию течёт.
Здесь синева небес едина с горизонтом, здесь воздух чист, здесь райский уголок. И отварив врата в Европу в горах далеких Южного Урала, урал — река течет. И красотою белых горок ты радость жителям несешь.
Течет река, питаясь снегом, с бурлящей пеной камни омывая, пройдя большие километры встречает города и села и к нам заглянет на Беловку в родные Оренбургские края.
Равнины, скалы, перекаты неся то глину, то песок и сверкая, в лучах солнца не зная остановки, в круговороте вечном ты течешь.
Мы сохраним тебя для будущего поколения, и чистым родником нас будешь радовать всегда ведь у истоков Уралтау, жизнь Урала зародилась на века.
Урал — как много в этом слове…
И действительно, Урал — это не только промышленные мегаполисы и заводы-гиганты, не горнодобывающая отрасль и металлургия.
Урал — это древнейшие на земле горы с многовековой историей и самобытностью народов его населяющих. А еще это уникальная природа. В горных хребтах Урала берут свое начало множество красивейших рек и стекаются воедино множество культур, культур Европы и Азии.
По пути на Инзерские зубчатки
Урал не разделяет Европу с Азией, а объединяет их. От холодных вод северных морей и до жарких степей Казахстана протянулись Уральские горы. В старину они назывались Рипейскими, а в греческой мифологии упоминаются как «Рифейские».
Южный Урал. Гора Ямантау
Множество тайн и загадок хранит в себе «седой батюшка Урал» — как писал о нем П.П. Бажов. И действительно, глядя на просторы с вершин хребтов, видно как белесая дымка покрывает лесистые склоны Уральских гор. Как седовласый старец, много историй хранит в себе Урал. Мамин-Сибиряк писал — «Здесь каждый камень имеет свою историю».
Южный Урал. Гора Еремель
На Урале есть уникальнейшие скалы состоящие из Израндита, породы которой 4 миллиарда 200 миллионов лет и являющейся первичной мантией земли — это гора «Карандаш», не редко встречаются в горных породах окаменелости морских животных возрастом 250 миллионов лет, когда Уральские горы еще были дном океана, множество древнейших наскальных рисунков — петроглифов сделанных народами проживающими на этих землях еще 12 тыс. лет до н.э., старинные города и заводы ковавшие и выплавляющие мощь Российской империи…
Южный Урал. Инзерские зубчатки
Если знакомить иностранных гостей с нашей страной, то Урал является лучшим местом для понятия всей древности, красоты и величия нашей страны. Путешествуя по Уралу встречаешь много интересных людей так же как и я любящих нашу родину, наш общий дом, наш Урал.
Северный Урал. Жигаланские водопады
Северный Урал. Плато Кваркуш
Северный Урал. Плато Кваркуш. Останцы «Три брата» Южный Урал. Национальный парк «Таганай». Хребет «Большой Таганай» Южный Урал. Национальный парк «Таганай». Хребет «Большой Таганай». Двуглавая сопка. Скалы «Перья»
Средний Урал. Азов гора
Средний Урал. Еловый мыс. Петроглифы
Южный Урал. Ахуновские менгиры
Средний Урал. Гора Попова
Южный Урал. Алакская писаница
Южный Урал. Аракульский шихан
Средний Урал. Асбест камень
Средний Урал. Кырманские скалы. Каменный цветок
Средний Урал. Кырманские скалы Заказать сейчас!
Здесь могла быть ваша реклама!
https://nashural.ru Вашу рекламу увидят тысячи людей в день
Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!