Пословицы к сказке «два брата» (л. н. толстой)
Пословицы к сказке «Два брата» (Толстой)
Лев Николаевич Толстой – один из самых заметных писателей 20-го века не только в России, но и во всём мире, и один из самых либеральных и эксцентричных русских дворян. Граф Толстой совершенно не горел желанием заниматься своими «графскими» делами, он всю жизнь хотел творить и служить людям – чем и занимался, собственно говоря.
Среди множества великолепных произведений Льва Николаевича особое место занимают его сказки для детей. Писаны эти сказки для крестьянских ребятишек, которых знаменитый русский прозаик очень любил и усердно обучал наукам. Сказки Толстого красочны, просты для понимания и блистают глубочайшим философским смыслом.
В этой статье речь пойдёт об одной из детских сказок графа – о сказке «Два брата». Что же мы с ней сотворим? А мы попробуем сделать конфетку ещё вкуснее: проиллюстрируем пересказ сюжета пословицами разных народов.
Начинается всё с того, что, как водится в сказках, жили-были два брата. Спокойно жили, нормально: ели, пили, работали, с девушками встречались… Но вот что-то им в голову взбрело – и отправились братья путешествовать. Шли они по лесу, шли, и устали. А так как время было обеденное, решили братья устроить привал, и прилегли отдохнуть.
Выспались путешественники отменно. Никто и ничто не потревожило добрых братьев. Но… как говорится, «Был бы лес, будет и леший»: пробудившись, они увидели неподалёку камень указательный.
А на камне было написано примерно следующее: «Тому, кто найдёт этот булыжник, сказочно повезёт! Идите в лес в направлении восхода солнца. Увидите реку – переплывите. Далее найдите на другом берегу реки медведицу с медвежатами. Их берлога находится неподалёку от высокого холма.
Отнимите детей у мамаши – и бегите на холм. Там наверху дом стоит, а в том доме – ваше счастье!».
Кстати говоря, братья – герои сказки по характеру были люди очень разные. Поэтому они каждый по-своему поняли надпись на камне – и начали между собой спорить.
Младший предложил вместе сходить в тот дом и поделить счастье. Решительный такой. Как в той пословице: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож».
А старший засомневался: вдруг надпись на камне – не правда, а чья-то злая шутка; вдруг в лесу ночь настигнет; вдруг река слишком широкая и быстрая – не переплыть; вдруг медведица очень сильная, и медвежат никак не отнять; вдруг в гору с медвежатами на руках не добежим… Пропадём ведь, погибнем, заблудимся, замёрзнем… И так далее: вдруг, вдруг, вдруг… В общем, тот ещё перестраховщик. Или, как в той пословице, «Лентяй смекалист на отговорки».
А младший мечтатель был. Романтик. Ответил, что на камне в лесу нормальные люди ради шутки бред всякий не пишут.
И что попытаться хотя бы стоит, а то кто-нибудь похрабрей все условия выполнит – и счастье заберёт, а они с братом не у дел останутся. А ещё, говорит, труса праздновать не хочется.
Потому как вызовы от жизни надо принимать, на то они и вызовы. Так и у узбеков говорится: «Жить без надежды – радости не знать».
Старший решил привлечь на свою сторону мудрость народную, и напомнил меньшому, что «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», а ещё про то, что «От добра добра не ищут». Решил, так сказать, блеснуть эрудицией. По этому поводу древние евреи говорили, что «Доброго нередко принимают за глупца».
Младший тему подхватил, и тоже вспомнил пару пословиц: «Под лежачий камень вода не течёт», и «Волков пугаться – в лес не ходить».
В общем, братья так и не договорились. Есть в России пословица «Брат с братом на медведя ходят», но тут она не сработала. Младший сам отправился счастье добывать, а старший остался.
Вошёл меньшой брат в лес, тут же нашёл реку и легко переплыл её. Передохнув и обсохнув, начал искать медведицу. Нашёл её и медвежат спящими. Схватил мохнатых деток в охапку – и дал деру, что было сил. Помчался на гору. А гора эта оказалась совсем не крутой. Одолел её юный мечтатель не без усилий, но достаточно быстро.
Наверху парень увидел красивейший город. Навстречу похитителю медвежат тут же высыпала толпа народы, ему подали золочёную карету, отвезли за городские стены и венчали на царство. Парень счастливо правил городом-государством пять лет.
А на шестой год царствования на них пошёл войной другой город, бывший гораздо сильнее. Меньшой брат войну проиграл, город сдал – и был оттуда благополучно изгнан. Оставшись без дома и денег, юноша снова пошёл странствовать, и – долго ли, коротко, – но опять повстречался со старшим братом.
Перестраховщик все эти пять с хвостиком лет жил в деревне спокойной, безопасной, серой жизнью. И, ясное дело, был этой жизнью очень доволен. Братья были очень рады снова встретиться. Решили они рассказать друг другу, как прожили пять лет разлуки.
Когда младший закончил свой рассказ, старший горестно вздохнул, развёл руками – и выдал фразу в духе «я ж тебе говорил». А потом добавил, что именно мечтательность младшего виновата в том, что ему, бедняге пришлось пережить столько несчастий. Точно как та кошка, которая послужила прототипом безвестному автору пословицы «Ленивой кошке мышей не поймать».
А младший улыбнулся и ответил, что нисколько не жалеет о том давнем поступке, потому как ему теперь, в отличие от старшего брата, который выбрал серую безопасность, есть, что вспомнить. Как сказывали персы давным-давно, «Знания – венец на голове».
См. также: Пословицы и поговорки о братьях
На этой странице: краткое содержание сказки русского писателя Льва Толстого «Два брата», пословицы и поговорки к этой сказке.
Л.Н.Толстой.Сказка “Два брата”
Тема: Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведением Л.Н.Толстого.
2) воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству Л.Н. Толстого, к предмету «литературное чтение», умение слушать художественное произведение, понимать эмоционально-нравственные переживания героев;
3) развивающая: Формирование умений учащихся анализировать художественное произведение, определяя основную мысль.
Планируемые результаты (УДД):
личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, желание больше узнать, осознают значимость чтения для развития и обучения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализируют собственную работу;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентуют подготовленную информацию в наглядном виде;
коммуникативные – уметь задавать вопросы, вести диалог при работе в группах; использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
предметные: научатся определять жанр произведения, сравнивать, выделять особенности; делить текст на части, составлять план, выбирать пословицу, выражающую основную мысль сказки.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, система Вотум, пульты, портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, учебник Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. – 3 класс (в 2-х частях) – Москва, «Вентана-Граф», 2013 г., Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – Москва, «Вентана-Граф», 2014 г.
Формы урока учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Дети поворачиваются). Молодцы!
Вхождение в урок: дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
– Из глубокого колодца (руки «О»)
– Солнце медленно встает (руки над головой),
– Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
– Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
– Новый день она начнет (руки вниз широко).
Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
Учитель. Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Эпиграфом нашего урока будут такие слова:
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
– Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух
– Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)
– Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в произведение будет говориться о)
Повторение пройденного материала (3 мин).
Игра «Вспомни и назови».
Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.
1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)
2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).
– Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)
– Кто автор этих произведений? (Л.Н.Толстой)
3. Работа с текстом до чтения.
– Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого русского писателя…
– Определите по ключевым словам жанр произведения:
волшебная, бытовая, богатырская, народная, авторская (сказка)
-Назовите признаки сказки (зачин, волшебство, троекратный повтор, концовка)
Какие цели ставим? (познакомиться с произведением Л.Н.Толстого, научиться выразительно читать, узнать, чему нас учит сказка)
– Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (ответы детей)
– Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.
– Когда вы будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.
-Знакомство с биографией Л.Н.Толстого.
Янбарисова Аделина получила задание изучить биографию Л.Н.Толстого и поделиться своими знаниями с нами.
Л.Н. Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад, а умер в 1910г. Он прожил 82г. И всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание его сочинений – 90 томов.
Л.Н. родился и провёл детство в имении «Ясная Поляна». Мама умерла рано, когда ему было 2 года. Его окружили заботой и вниманием со стороны отца и бабушки. Все, окружающие его люди, были для него хорошими и родными людьми.
Толстого окружала дивная природа. Он любил бродить по аллеям парка, наслаждаться запахами лугов и полей, купаться в речушке, протекавшей в имении.
Семья писателя принадлежала к высшей знати в России и носила титул графа. Отец Толстого был военным, участвовал в войне 1812г. Маму свою не помнит, но о ней все говорили, как о добром, отзывчивом человеке.
В 17 лет Л.Н. поступил в Казанский университет на иностранные языки. После окончания, начал писать книги. Изучал историю, музыку, рисование, медицину. Много путешествовал.
К концу жизни вернулся в своё имение «Ясная Поляна», продолжал писать произведения.
– А что вы, ребята, знаете о Л.Н.Толстом?
4. Работа с текстом во время чтения.
1.Чтение сказки «Два брата» хорошо читающими ребятами.
2.Словарная работа. Какие слова показались вам непонятными.
Любо, не убыло, подивились, на месте друг друга не застали, хлеб.
3.Подготовка к технике чтения.
Для того, чтобы трудные слова вам читалось быстро и правильно давайте, их прочитаем сначала по слогам, а затем целыми словами
5. Вопросы после чтения.
– Понравилась вам сказка? Чем?
– Назовите главных героев.
– Найдите и прочитайте, чем занимались братья
– Как они поделили зерно?
– О чём думал старший брат? Прочитайте.
– О чём думал младший брат? Прочитайте.
– Почему зерна не убыло?
– Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).
– Какие братья? (добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые)
– Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
И работать продолжаем.
Работа с текстом после чтения..
1.Подготовка к пересказу.
Вам нужно вставить слова, которые по неизвестной причине выпали из текста
(Слайд – дан текст. В одном селе жили два брата, ____, _____. У старшего брата детей не было; у младшего было_____ детей. Жили братья так _______, что _____было на них смотреть.)
(Слайд – контроль. Слова: землю пахали, хлеб сеяли, четверо маленьких, дружно, любо.)
– Сейчас подумайте и скажите, сколько частей в сказке? Как можно озаглавить каждую часть?
Одну из целей перед началом урока вы ставили научиться выразительно читать.
Теперь, зная характер братьев, отношения в этой семье и объяснив все трудные слова, я думаю, мы сможем прочитать сказку выразительно.
Какие чувства вам предстоит передать?
Спокойное повествование о братьях
Тревога, волнение, забота друг о друге
Радость за братьев
Работа в парах. Задание в рабочей тетради. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.
– Что нам поможет сделать этот план? (правильно пересказать текст)
2. Работа над пословицами.
Назовите ту, которая, вам кажется, наиболее подходит к этой сказке:
Жизнь дана на добрые дела
Любовь братская лучше каменных стен.
В дружной семье и в холод тепло.
– Какую пословицу подобрали?
– Что происходит между братьями? (Дружба.)
– На какую тему? ( О дружбе.)
– Какие вы знаете пословицы о дружбе?
– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
– Какая из пословиц очень его напоминает. Как вы считаете, почему русская пословица и изречение римского философа так похожи? (отношения между людьми важны для любого народа)
-Ребята, как вы считаете, только ли в семье надо жить в дружбе и в согласие? (ответы детей)
3. Групповая работа. Моделирование обложки к сказке (проектно-исследовательская работа)
Теперь проверим, насколько вы внимательно читали сказку. Я предлагаю поработать в группах.
– Прочитайте модель сказки.
6. Самостоятельная работа. Система Вотум.