Подскажите постоянные эпитеты к сказке Заря-заряница?
Ответы
теория эпического театра бертольта брехта, оказавшая огромное влияние на драматургию и театр xx века, представляет собой сложный материал для студентов. проведение практического занятия по пьесе «мамаша кураж и ее дети» (1939) сделать этот материал доступным для усвоения.
теория эпического театра начала складываться в эстетике брехта еще в 1920-х годах, в период, когда писатель был близок к левому экспрессионизму. первой, еще наивной, идеей было предложение брехта сблизить театр со спортом. «театр без публики — это нонсенс»,— писал он в статье «больше хорошего спорта! »[14].
в 1926 г. брехт закончил работу над пьесой «что тот солдат, что этот», которую он позже считал первым образцом эпического театра. элизабет гауптман вспоминает: «после постановки пьесы «что тот солдат, что этот» брехт приобретает книги о социализме и несколько позднее, находясь в отпуске, он пишет: «я по уши в «капитале». мне теперь необходимо все это точно »[15].
театральная система брехта складывается одновременно и в неразрывной связи с формированием в его творчестве метода социалистического реализма. основа системы — «эффект очуждения» — есть эстетическая форма знаменитого положения к. маркса из «тезисов о фейербахе»: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[16].
первым произведением, глубоко воплотившим такое понимание отчуждения, была пьеса «мать» (1931) по мотивам романа а. м. горького.
характеризуя свою систему, брехт пользовался то термином «неаристотелевский театр», то — «эпический театр». между этими терминами есть некоторая разница. термин «неаристотелевский театр» связан прежде всего с отрицанием старых систем, «эпический театр» — с утверждением новой.
в основе «неаристотелевского» театра лежит критика центрального понятия, составляющего, согласно аристотелю, суть трагедии,— катарсиса. общественный смысл этого протеста объяснен брехтом в статье «о театральности фашизма» (1939): «самое замечательное свойство человека — это его способность к тот же, кто вживается в образ другого человека, и притом без остатка, тем самым отказывается от критического отношения к нему и к самому себе. поэтому метод театральной игры, взятый на вооружение фашизмом, не может рассматриваться как положительный образец для театра, если ждать от него картин, которые дадут в руки зрителей ключ к разрешению проблем общественной жизни» (кн. 2. с. 337).
и брехт связывает свой эпический театр с обращением к разуму, не отрицая при этом чувства. еще в 1927 г. в статье «размышления о трудностях эпического театра» он разъяснял: « в эпическом театре заключается, вероятно, в том, что он апеллирует не столько к чувству, сколько к разуму зрителя. зритель должен не сопереживать, а спорить. при этом было бы совершенно неверно отторгать от этого театра чувство» (кн. 2. с. 41).
эпический театр брехта есть воплощение метода социалистического реализма, стремление сорвать с действительности мистические покровы, выявить подлинные законы общественной жизни во имя ее революционного изменения (см. статьи б. брехта «о социалистическом реализме», «социалистический реализм в театре»).
среди идей эпического театра мы рекомендуем остановиться на четырех главных положениях: «театр должен быть философским», «театр должен быть эпическим», «театр должен быть феноменальным», «театр должен давать очужденную картину действительности» — и проанализировать их реализацию в пьесе «мамаша кураж и ее дети».
философская сторона пьесы раскрывается в особенностях ее идейного содержания. брехт использует принцип параболы («повествование удаляется от современного автору мира, иногда вообще от конкретного времени, конкретной обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление и »[17].
таким образом, пьеса-парабола имеет два плана. первый — это размышления б. брехта над современной действительностью, над разгорающимся пламенем второй мировой войны. драматург так сформулировал идею пьесы, выражающую этот план: «что в первую очередь должна показать постановка «мамаши кураж»? что большие дела в войнах делают не маленькие люди. что война, являющаяся продолжением деловой жизни другими средствами, делает лучшие человеческие качества гибельными для их обладателей. что борьба против войны стоит любых жертв» (кн. 1. с. 386). таким образом, «мамаша кураж» — это не хроника, а пьеса-предостережение, она обращена не в далекое прошлое, а в ближайшее будущее.
Контрольные работы по родному языку
Формы и средства контроля планируемых результатов
учебного предмета « Родной язык (русский) », 4 класс
Контрольная работа № 1
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.
Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».
— Не помочь ли тебе, Алёнушка?
Аленушка в пояс ей поклонится:
— Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.
Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.
Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.
Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:
Как в сказке указано на различие утренней зари?
Как Заря – Заряница помогала Алёнке?
Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?
облачка полыхнут пОлымем___________________________________
на щеках будто заря горит__________________________________
Слово «заря» означает свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:
Вставать ни свет ни заря______________________________
Работать от зари до зари___________________________
Вставать с зарёй_______________________________
Контрольная работа № 2
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Тема: Язык языку весть подаёт.
Ф.И. уч-ся _________________________________
Тема: Слово и его лексическое значение
1. Замени данные словосочетания словом-синонимом.
плод дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________
2. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.
а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте, посылке______________________
б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям ____________________
в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет________________
г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________
3. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.
Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________ и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.
4. Замени выражения одним глаголом.
клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________
дать стрекача – __________________
ломать голову – _____________________
воды в рот набрать – ___________________
5. Подчеркнуть устаревшие слова:
Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.
6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):
Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор ___________________
Суффикс, подлежащее, окончание, приставка_________________
Гитара, скрипка, музыка, балалайка___________________
Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________
Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________
7. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном значении:
В необыкновенной т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на в___стоке з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы л___тают около к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
Контрольная работа № 3
Раздел 3. Секреты речи и текста.
Тема: Секреты речи и текста.
1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V
Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овч арки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)
2.Составьте план и запишите его.
4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»
Б)Как ты думаешь, чему учит рассказ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ответьте на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?
Чего хотел каждый из мальчиков?
Что случилось однажды в лесу?
Как повели себя мальчики?
Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?
Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?
5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»
Большая заслуга — выручить в беде друга.
Смелый там найдёт, где добрый потеряет.
Дорога помощь вовремя.
Кто дрожит, тот и бежит.
Сделав добро, не хвались.
За друга умей постоять.
Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овч арки и повалили Жука.
Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.
Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)
3. Илья защищает Жука.
Б)Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?
У Жука была больная лапа.
Чего хотел каждый из мальчиков?
Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Что случилось однажды в лесу?
Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овч арки и повалили Жука.
Как повели себя мальчики?
Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.
Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?
Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.
Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?
Илья поступил как настоящий хозяин собаки. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.
5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»
Большая заслуга — выручить в беде друга.
Смелый там найдёт, где добрый потеряет.
Дорога помощь вовремя.
Кто дрожит, тот и бежит.
Сделав добро, не хвались.
За друга умей постоять.
Раздел 2. Язык в действии.
Тема: Можно ли про одно и тоже сказать по-разному?
(по материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./ М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)
Формыисредстваконтроляпланируемыхрезультатов
учебного предмета« Родной язык(русский)», 4 класс
Контрольно-измерительный материал
Контрольная работа № 1
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.
— Не помочь ли тебе, Алёнушка?
Аленушка в пояс ей поклонится:
— Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.
Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.
Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.