Император Александр I в повести «Левша»: образ, характеристика царя Александра Павловича
Образ и характеристика императора Александра I в повести «Левша» Лескова (царь Александр Павлович)
«Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. При нем был донской казак Платов. «
«. везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми. «
«Англичане. выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали. «
«И чуть если Платов заметит, что государь чем‑нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет.»
«Это вашему величеству наше покорное поднесение. Это, – отвечают, – не соринка, а нимфозория.»
«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.»
«Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай.»
«. Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве. «
«. Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.»
«И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нем совсем другой смысл.Государь этого не хотел долго слушать, а Платов, видя это, не стал усиливаться.»
«. У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота.»
«Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы сдал после государыне, когда она успокоится.»
Критика об образе Александра Павловича в «Левше»
В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые не без коварного умысла демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства.
Подаренную англичанами блоху Александр увозит с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага, который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над русскими.
(И. В. Столярова, «Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах», вступительная статья к тому 1, 1996 г.)
Характеристика и образ Александра Павловича в повести Лескова Левша сочинение
Одним из главных героев произведения является российский император Александр Павлович, являющийся карикатурным прообразом русского царя Александра Первого.
Образ Александра Павловича представлен писателем в виде шаржа на людей, обожающих все иностранное, западное, не замечающих аналогичные и даже превосходящие возможности своего отечества в области разработки новейших изобретений.
Волею обстоятельств после проведения Совета в Вене Александр Павлович в сопровождении казачьего атамана Платова оказывается в Англии, где гордые англичане ему представляют работы и творческие изделия местных мастеров, которыми русский государь искренне восторгается и умиляется. Платов не одобряет восхищений своего императора и считает, что умельцы на Руси превосходят в мастерстве заморских производителей.
В дар от англичан Александр Павлович привозит домой искусно сделанную блоху, исполняющую танцевальные движения.
После смерти Александра Павловича на престол восходит его брат Николай, который обнаруживает диковинную вещицу, однако не может ее завести. Он приглашает во дворец Платова, чтобы тот объяснил принцип действия изысканного насекомого. Атаман, поддерживающий русских творцов, жалуется царю на равнодушие к работам талантливых русских мастеров. Являясь почитателем русских талантов, он приказывает Платову найти мастеров, способных изготовить вещь, превосходящую танцующую блоху.
Платов знакомится с тульским мастером Левшой, который для императора Николая Павловича мастерит маленькую блоху с подкованными лапками, приведшую в дикий восторг не только императора и его свиту, но и западных представителей. Левшу приглашают посетить Англию и уговаривают работать в этой стране, но мастер решительно отказывается от предложения.
Повествуя о необычных событиях, писатель описывает Александра Павловича как грамотного, воспитанного и умного политика, стремящегося избежать международных конфликтов и спорных ситуаций с соседними странами, но при этом наивного и трусоватого человека, у которого полностью отсутствует чувство гордости за свою страну. Его образ противопоставляется образам брата Николая Павловича, изображенного автором истинным патриотом, любящим свое государство и атамана Платова, болезненно переживающим всяческое унижение русского народа.
Сочинение Образ и характеристика Александра Павловича в повести Левша
Александр Павлович – герой повести Левша. Он очень похож с образом Александра 1, императора, который правил в то время. Многие критики считают данный образ карикатурным. Автор повести не очень положительно относиться к Александру. Ведь мужчина ярый приверженец всего того, что производят на Западе. Все время, которое он пробыл в Англии, он только и делал, что расхваливал все кругом и восхищался. Англичане, в свою очередь, делали все, чтобы очаровать и поразить Александра Павловича.
Среди того, что вызвало наибольше восхищение и одобрение – блоха, которая была сделана из стали. Александр был под неописуемым восторгом. Эта блоха была настолько необычной, что все удивлялись. Она была очень маленькой, но умела танцевать. Невообразимо! Естественно, это была механическая игрушка, которой восхищались все – от императора до простого человека. Александр Петрович, удивленный такой диковинкой, потратил на эту игрушку целое состояние, привезя блоху домой, в столицу.
После того, как скончался Александр, Российскую империю под свою руку взял его брат, Николай. Разбирая вещи, которые остались после его брата, он наткнулся на это чудо – блоху. Долго он не мог понять, что же это такое и как это работает. Пригласив в себе Платова, с его помощь, он с горем пополам все-таки разобрался с механизмом.
Лесков описывает императора как человека грамотного, с отличным воспитанием. Он, как хороший император, старался поддерживать мир в своей страной, избегая войн с соседними державами. Но есть во всем этом и отрицательное. Автор описал Александра 1 и с другой стороны, как человека трусливого, который не гордится своей страной. Александр в повести сравнивается с его братом, Николаем. Николай, по мнению Лескова, гораздо лучше, как человек и монарх. Он всей душой любит свое государство, народ, который живёт и гордиться тем, что он император такой чудесной страны.
Вариант 3
Александр Павлович – император Российского государства. Представляя из себя главу России, он всё же не является её патриотом. Император ярый поклонник чужеземных достижений в области искусства и техники. Монарх путешествует по Европе, и приходит в восторг от изобретений иностранных держав. Ему нравятся различные безделушки, сотворённые руками чужеземцев. Российских же мастеров, он и в грош не ставит, уверяя, что россияне не смогут изобрести и сделать что-либо стоящее, способное затмить славу иностранных умельцев.
В этом произведении Лескова, Александр Павлович выглядит слабохарактерным и мягким, не способным встать на защиту отечественных мастеров. Ему проще выразить своё восхищение главам других государств, чем поспорить с ними. Александр Павлович считает, что именно так надо вести политику, мягко и лояльно.
После проведения Венского совета, российский император, отправился в Англию. Он был поражён их новейшими достижениями. Особенно же император Александр Павлович был изумлён стальной блохой, внутри которой был вделан механизм. Отдельно от блохи был ключик, при посредстве которого блоха приходила в движение, и начинала танцевать. Эта вещица привела императора в такой восторг, что он, не думая, выложил за неё целый миллион, и отдельно за ключик.
После приобретения блохи, Александр Павлович совершенно разуверился в талантах своих соотечественников. Лишь только Платов, казак, сопровождающий императора в поездках, как истинный патриот, был уверен в непревзойдённости российских умельцев. Когда после смерти императора безделица перешла в руки Николая Павловича, нового монарха, Платову было велено разыскать таких мастеров, чтобы они смогли заткнуть за пояс иностранных выскочек. Платов нашёл мастеров, которые умудрились подковать английскую блоху, и начисто посрамили англичан, ещё раз доказав, что Россию невозможно превзойти.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Александра Павловича в повести Левша
Популярные сегодня темы
Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон.
Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений
Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, все они любимы и знакомы каждому взрослому человеку. Без сомнения, сказка о царе Салтане является одной из любимых для многих.
Василь Быков известный отечественный писатель, который не боялся писать про войну, а так же про тот холод и грязь, потери и слезы. Прошедший Великую Отечественную Войну Быков смог донести до читателя всю боль
Первый русский психологический роман последовательно раскрывает становление Печорина как героя времени. Для Лермонтова исследование души человека интереснее истории государства.
«Левша» главные герои
В рассказе Лескова “Левша” герои поднимают животрепещущую тему патриотизма, родины, веры в русскую народную мудрость. Повесть подобна сказке, ведь её сюжет, волшебный и добрый, воспевает ум и самобытность русского народа. “Сказ о Левше” – правдивое отражение русской реальности того времени. Необразованный, но талантливый народ всегда превосходил своей силой и мудростью других. Так точно и ярко бытность русского народа не удалось описать ни одному автору. Лесков по праву считается народным писателем.
Характеристика главных героев “Левша”
Главные герои
Александр I
Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, ведь англичане откровенно мошенничают с ним, продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.
Николай I
Брат Александра I, патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке обладающем хорошей памятью, который не забывает ничего, помнит каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель,
Платов
В прошлом – атаман донского казачьего войска, храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю его превосходство. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно из-за него мастер был взят к государю в спешке без документов.
Левша
Второстепенные персонажи
Мастера из Тулы
Искусные, умелые мастера, которые сумели подковать металлическую блоху и выгравировать на подковах свои имена. Они доказали своё превосходство над западными мастерами, показали русский ум и смекалку. Характеристику этих героев определяет тот факт, что перед началом дела они уединились и помолились о своём замысле.
Одну важную мысль хотел передать автор в своём произведении: даже умные, талантливые люди подвластны порокам. Из-за глупого спора с полшкипером умирает самый лучший мастер на Руси, пьянство сыграло решающую роль его судьбе. Как бы ни был он твёрд в своих убеждениях, когда англичане хитростью уговаривали Левшу остаться за границей, его душа рвалась домой, он не согласился на новую, шикарную жизнь. Главные герои “Левши” – классические представители русского народа, в каком бы чине они ни были. В произведении воспевается их врождённый патриотизм, вера в Бога, преданность своему государю.
Характеристика Александра Павловича из рассказа «Левша»?
Лесков изображает императора Александра II как ласкового человека, который всегда имел «междоусобные» разговоры со всякими людьми, преклонялся и восхищался вещами, мало верил в русский народ, в то, что и у нас есть великолепные мастера, на безделушку готов тратить деньги, и немалые.
Николай Павлович – персонаж повести Н. С. Лескова «Левша», брат императора Александра Павловича, наследный правитель. Этого героя отличает любознательность, патриотизм и доверие к русскому мастерству. Он является противоположностью своего брата, который был приверженцем всего западного. Тогда как Александр Павлович считал, что английская техника гораздо лучше русской, его брат был уверен, что русские мастера более талантливы и изобретательны. Именно Николай Павлович велел Платову найти лучших мастеровых, чтобы создать из стальной английской блохи нечто достойное большего удивления. Его основная цель – превзойти англичан в мастерстве.
Николай Павлович – персонаж повести Н. С. Лескова «Левша», брат императора Александра Павловича, наследный правитель. Этого героя отличает любознательность, патриотизм и доверие к русскому мастерству. Он является противоположностью своего брата, который был приверженцем всего западного. Тогда как Александр Павлович считал, что английская техника гораздо лучше русской, его брат был уверен, что русские мастера более талантливы и изобретательны. Именно Николай Павлович велел Платову найти лучших мастеровых, чтобы создать из стальной английской блохи нечто достойное большего удивления. Его основная цель – превзойти англичан в мастерстве.
Лесков изображает императора Александра II как ласкового человека, который всегда имел «междоусобные» разговоры со всякими людьми, преклонялся и восхищался вещами, мало верил в русский народ, в то, что и у нас есть великолепные мастера, на безделушку готов тратить деньги, и немалые.
Николай Павлович – персонаж повести Н. С. Лескова «Левша», брат императора Александра Павловича, наследный правитель. Этого героя отличает любознательность, патриотизм и доверие к русскому мастерству. Он является противоположностью своего брата, который был приверженцем всего западного. Тогда как Александр Павлович считал, что английская техника гораздо лучше русской, его брат был уверен, что русские мастера более талантливы и изобретательны. Именно Николай Павлович велел Платову найти лучших мастеровых, чтобы создать из стальной английской блохи нечто достойное большего удивления. Его основная цель – превзойти англичан в мастерстве.
Император александр i в повести “левша” лескова: образ, характеристика царя александра павловича
“Левша” – краткое содержание произведения Н. С. Лескова
Меню статьи:
Нередко таланты не ценят на родной земле! Именно об этом – произведение Николая Лескова «Левша» (сказ о тульском косом левше и о стальной блохе), изданное в 1881 году, в котором в сказовой манере описана жизнь гениального, удивительного тульского оружейника.
Главные герои повести «Левша»
Левша – тульский оружейный мастер, который сумел сделать невероятное – подковать английскую механическую блоху микроскопическими подковами.
Платов – служил при Александре Павловиче и Николае Павловиче, – русских императорах, был атаманом донских казаков. Доказывал первому царю, что русские талантливее иностранцев.
Александр Павлович – русский император. Во время того, как он путешествовал по Англии, получил необычный подарок – заводную блоху и положил его в табакерку. После его смерти на престол вступил Николай Павлович.
Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
Глава первая: увлечение Александра Павловича
Восхищаться разными заграничными диковинками – вот что было пристрастием российского императора Александра Павловича. При этом он нивелировал факт, что на родине тоже немало одаренных умельцев. Однако, Платов, донской атаман, который находился при нем в поездке, никак не соглашался с ним. В конце путешествия они прибыли в Англию.
Глава вторая: заблуждение царя
Когда англичане начали демонстрировать русскому государю новинки техники, Александр восторгался тем, что, благодаря научному прогрессу, умеют иностранцы.
Но при этом он полагал, что в его государстве отнюдь не способны на подобное искусное мастерство. Его мнения Платов не разделял. Он был уверен в том, что русский народ тоже очень талантлив, и это может быть доказано.
Оказывается, пистоля неизвестного мастера, продемонстрированная иностранцами, принадлежала не кому иному, как тульскому Ивану по фамилии Москвин, о чем свидетельствовала надпись внутри.
Глава третья: разногласия между Платовым и царем Александром
С самого утра и русский царь, и Платов отправились в путь, чтобы осмотреть английский сахарный завод. Но не он привлек внимание важных посетителей, а последняя кунсткамера, в которой чего только не было: она удивляла собранными со всего света минеральными камнями и нимфозориями, здесь стояли всякие диковинные чучела.
Но больше всего царя и атамана удивил пустой поднос из последней комнаты, который держали рабочие на руках. Оказывается, на нем была микроскопическая нимфозория с заводом и пружиной, которая танцевала дансе.
Государь растрогался и дал англичанам миллион, заметив при этом, что они – самые лучшие мастера, и никто этого оспорить не сможет..
По этой причине разногласия между царем Александром и Платовым чрезвычайно усилились. Диковинную вещь царь положил себе в табакерку.
Глава четвертая: расследования нового царя Николая
Александр Павлович скончался, и табакерка с диковинной нимфузорией, которую подарили англичане, была передана сначала его жене, а уж затем – новому правителю, Николаю Павловичу.
Царь поначалу не обратил на новинку техники абсолютно никакого внимания, а потом стал задумываться: «Зачем она понадобилась брату? Что это значит?» Для расследования этого нелегкого дела он позвал химика-англичанина, который подтвердил, что сувенир сделан из стали и мастера – чужестранцы. Однако, ни в делах, ни в списках информации по этому делу не было. Тогда, неожиданно для Николая Павловича, появился Платов. «Я пришел доложить насчет этой нимфозории, которую отыскали» – сообщил он. И завел диковинную блоху. Царь увидел тонкую и интересную работу, и поручил Платову исследовать, не могут ли русские мастера превзойти англичан в мастерстве, усовершенствовав их работу.
Глава пятая: обещания тульских оружейников
«Как нам теперь быть?» – спросил Платов у тульских оружейников. И пообещали они найти какой-то выход, чтобы не превозносились перед русскими англичане. Только попросили дать им время, из-за чего Платов немного огорчился.
Глава шестая: тульские мастера отправляются в путь
Три тульских оружейника, в том числе и косой левша, отправились в дорогу. Скрывшись из города, они пошли в сторону Киева, но не только поклоняться угодникам, как думали окружающие. И вовсе не помышляли скрыться от них, вопреки мнению некоторых.
Глава седьмая: секретная работа
Оружейники направлялись вовсе не в Киев, а в Мценск, уездный город Орловской губернии, где находилась древняя каменесеченная икона Николая-угодника. И, зайдя в один из домов к левше, перед образом Николая начали работать, скрываясь от глаз людских, все держа в огромном секрете. Как ни любопытствовали соседи, не могли узнать, чем занимаются в таинственном жилище.
Глава восьмая: послы Платова
Платов поспешно ехал в Тулу. Погоняя лошадей, очень быстро добрались в город, да вот только как ни посылал свистовых за мастерами тульскими, которые должны были показать работу, ничего не выходило.
Глава девятая: труд завершен
А тульские мастера как раз заканчивали свою работу. Как к ним ни стучали послы, они не открывали и твердили, что очень скоро работа будет сделана полностью. Тогда курьеры пошли на крайнюю меру: решили снять из дома крышу, после чего Платов вышел и сообщил, что труд завершен.
Глава десятая: разочарование Платова
Он очень огорчился и стал ругать тульских мастеров, тем более, что своими куцыми пальцами никак не мог взять ключ и открыть «брюшной завод».
Но тульские умельцы тоже не лыком шиты: они сказали Платову, что только государю откроют секрет мастерства, которое удалось сделать. Рассердился атаман и всю злобу выместил на левше, схватив его и кинув к себе в коляску, принудив ехать в Петербург.
Глава одиннадцатая: Платов предстает перед царем
Очень боялся Платов перед царем предстать, ведь думал, что ничего не сделали искусные мастера. Когда пришло время, и он зашел к правителю, попытался отвлечь его посторонними разговорами, но не тут-то было.
Вспомнил царь о тульских умельцах и потребовал отчета. С разочарованием сообщил Платов, что ничего не удалось сделать, но не поверил ему государь Николай Павлович.
Догадался-таки, что «тут что-нибудь сверх понятия сделано», задумался.
Глава двенадцатая: пострадавший Левша
Поначалу и царь ничего не смог сделать с блохой (её хотя и удалось завести, но не танцевала она, как раньше), а рассвирепевший Платов схватил бедного левшу и стал трепать его за волосы. Тогда оружейный мастер предложил посмотреть в мелескоп, чтобы смогли увидеть, в чем заключается главный секрет работы.
Глава тринадцатая: тайна Левши
Услышав от Платова про мелескоп, Николай Павлович обрадовался, что русские все-таки оказались людьми честными. И велел привести к нему Левшу.
Он и раскрыл главную тайну: оказывается, в мелескоп нужно смотреть не на всю блоху, а на её лапки, которые оказались подкованными в настоящие подковы.
Глава четырнадцатая: удивительные подковы
Но это еще было не самым удивительным: оказалось, что на каждой подковке начертано имя русского мастера. А левша делал самую тонкую работу – выковывал мельчайшие гвоздики, которые не увидишь с помощью обычного мелескопа. Но вот глаза у мастера видят на удивление лучше, чем всякий увеличительный аппарат.
С той поры к Левше отношение совершенно переменилось, даже честь ему оказали – и повезли в Лондон.
Глава пятнадцатая: Левша в Англии
И отправился Левша в Англию с особым курьером. От Петербурга до Лондона ехали, не останавливаясь, а когда прибыли на место, шкатулка с нимфозорией была передана кому нужно, а левшу усадили в гостинице. А затем покормили, только не все смог кушать тот, кто всю жизнь питался иначе.
И захотели его видеть те, кто рассмотрел диковинную блоху в самый сильный мелескоп. Но еще более изумились, узнав, что он не знает арифметики.
Поговорив с этим удивительным русским мастером, решили англичане оставить его у себя погостить.
Глава шестнадцатая: тоска по родимой земле
Остался на время Левша в Англии, да все по родине тосковал. Так и не смогли удержать его силой: пришлось отправить обратно в Россию на корабле, предварительно одев очень тепло и наградив деньгами. И может быть, было бы все хорошо, если бы не попутчик полшкипер, умеющий говорить по-русски. Именно он уговорил Левшу заключить пари: кто больше выпьет.
Глава семнадцатая: пари
Итак, пари началось. Не уступали друг другу ни Левша, ни полшкипер, но допились до белой горячки, и нанесли себе вред.
Глава восемнадцатая: заболевший Левша
Однако, к англичанину и Левше в России отнеслись совершенно по-разному: первому позвали и лекаря, и аптекаря, дали лекарства, уложили спать; а оружейный мастер сначала лежал на холодном парате, потом его возили по больницам, ничем не прикрытого и все время роняли. Увы, бедного, измученного человека нигде не хотели принимать. Но вот начал выздоравливать «аглицкий полшкипер», и как только почувствовал себя хорошо, решил во что бы то ни стало найти «русского камрада».
Глава девятнадцатая: безуспешные попытки помочь
Как ни старался англичанин для Левши, ничем не смог помочь. Решил он попросить посодействовать Платова, но у атамана уже не было тех полномочий, что раньше. Так и умер бедный оружейный мастер, не признанный на родной земле.
Глава двадцатая: уникальные дарования не ценятся на русской земле
Увы, уникальные дарования на русской земле теперь не ценятся вовсе: «машины сравняли неравенство талантов». Но память о них будет жить в веках. А вдумчивый читатель извлечет пользу из этого необычного произведения.
Характеристика Платова из рассказа «Левша»
Одним из важнейших персонажей рассказа «Левша» Н. С. Лескова является казак Платов. В течение нескольких первых глав у читателя складывается впечатление, что он и есть главный герой. Такую роль характеристике Платова из рассказа «Левша» автор отводит намеренно, чтобы подчеркнуть, насколько важен персонаж не только в сюжетном, но и в идейном содержании произведения.
Служба у императора Александра
Император считал: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», поэтому почти все время проводил за границей, восторгаясь чужими умениями, а казак Платов был вынужден сопровождать его в поездках.
Он не восхищался достижениями англичан, говоря, что русские мастера могут создавать изобретения не хуже, но император постоянно осаждал его, повторяя: «Не порть мне политики».
Царь просто слепо приходил в восхищение от всего иностранного, из-за чего казак сильно расстраивался. Ведь вера в русского человека — одно из важнейших качеств Платова.
Боль и обида от отношения царя к своему народу
Показательной стала ситуация, когда царь, посещая одну за другой английские кунсткамеры, пришел в настоящий восторг от ружья тончайшей работы. Англичанам было лестно и приятно.
Но когда Платов вскрыл изделие и увидел там пометку, что его создал русский оружейник, он несказанно обрадовался. Русский воин надеялся, что царь будет также рад и горд.
Однако императору стало очень стыдно и неудобно перед англичанами, потому что из-за его подчиненного они оказались в неудобном положении.
Платов остро и…
болезненно реагировал на подобное поведение царя. Образ Платова в рассказе «Левша» олицетворяет человека с высокими патриотическими чувствами. Н. С. Лесков показал, насколько важно было подданному повлиять на мнение царя о своей стране, от которого зависит и ее будущее.
Возможность доказать силу народного мастерства
Вернувшись домой, Платов вышел в отставку.
Однако когда новый царь Николай Павлович взошел на престол и пытался понять, что это за английский подарок в виде танцующей блохи, Платов тут же прибыл ко двору и рассказал все, как было.
Видя веру Платова в силу и ум русского человека, император поручил именно ему поехать в Тулу, показать там местным умельцам английское изобретение и попросить их создать нечто подобное.
Оправданная жестокость
Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы.
Однако даже такая характеристика Платова из сказа «Левша» очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника. Поэтому Платов и боялся его разочаровать.
Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.
Делом жизни для Платова было истинное служение русскому народу. Будучи участником многих сражений, он доказал он свою преданность Отечеству. Участие его в истории с английской блохой особенно подчеркнуло искренность его любви к народу и государству. Ведь он исполнил не только свой профессиональный долг перед страной, но и болел за нее всем сердцем.
Русская история в рассказе «Левша»
Лесков писал о своей родине, о том, каков быт и уклад жизни русского народа, каков был характер простого русского человека, но изображал он это своим, присущим лишь только великому русскому народу, великорусским языком. Кругозор писателя в литературе многообразен и пытлив. Автор, пытаясь анализировать российскую историю, изучая ее во всех подробностях, ищет и пути ее развития и движения.
Николай Семёнович Лесков исследовал и характер простого человека, его самобытность, постоянная готовность к подвигу. Все лесковские герои оригинальны и неожиданны, они одаренные личности.
Все они у автора разные, среди них можно найти как чудаков, так и богатырей. В основу творчества Н. Лескова был положен демократизм, который был воспитан в нем с раннего детства.
Это помогало ему выступать в своих произведениях против самодержавного российского строя и восхищаться простым человеком.
Вот поэтому и в рассказе «Левша», как и в других лесковских произведениях, автор обращается к крепостнической жизни России еще до ее реформ. А для этого он использует специальный жанр — мемуарный.
Это жанр можно рассматривать и как средство выразительности, позволяющее раскрыть идейный замысел всего рассказа.
Кстати, известно, что только несколько героев этого рассказа имеют прототипов, у остальных действующих персонажей их просто нет.
Но чтобы создать этот реальный мир, автор использует настоящие исторические личности, которые известны не только в России, но и за ее пределами. Например, император, который правил страной в то время. Всем известен царь Александр Павлович, а чтобы его образ был воссоздан автором более полно, то читатель узнает и о его семье: жена Елизавета, брат Николай, племянница Александра.
Но не только достоверные исторически личности показаны в лесковском рассказе, автор переносит читателя и в настоящие события, которые произошли в исторической действительности: поездка императора по всей Европе, упоминание о Великом совете.
И эта история — один из приемов лесковского изображения. По сюжету и сам император, да и его помощник Платов — это все-таки вымышленные герои. Рассмотрим их изображение в рассказе автором более подробно.
Итак, Александр Второй в изображении писателя предстает человеком добрым и ласковым, который любил вести разговоры с людьми из других стран, всегда восхищался и преклонялся перед чудесными изделиями, изготовленными руками человека.
Но атаману было обидно, что все эти качества император применял лишь только за границей, но вот преимущества и качества своего простого народа он не замечал.
В уста Платова автор вкладывает идею о том, что простой народ — это самые лучшие и великолепные мастера, которые могут своими руками сотворить настоящее чудо.
Но самодержавец этого не видит и тратит огромные деньги на приобретение различных чудесных безделушек, выполненных мастерами зарубежных мастеров.
Когда же император умер, то его жена даже внимания не обращала на все диковинные предметы, которые были у ее мужа. Они ей были просто неинтересны.
Другое дело новый император, который верил в чудесную мастеровую силу русского народа. Он в изображении автора становится настоящим патриотом своей родины, который верит и ценит свой народ.
В лесковском изображении император добр и простодушен. Даже поцеловал Левшу, хотя он был простым кузнецом. Хотя он император, а Левша — оборванный и потный, грязный бедняк.
Но для императора важно то, что он мастер.
Кстати, большое внимание автор уделяет Крымской войне. Из истории России известно, что она проходила во времена правления Николая Первого. Поэтому это реальное событие в содержании лесковского рассказа. Но автор ее показывает, пропустив через свое восприятие.
Его не столько интересует неудачные результаты этой войны, сколько причины такого поражения. И Лесков видит огромную вину в этом правителей страны. Ведь император и его приближенные совсем не слушают того, о чем им говорит народ, а ведь без объединения победить невозможно.
Автор своим рассказом утверждает равенство народа.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Показывает писатель и отрицательные стороны жизни простого русского народа: алкоголизм, споры и задушевные беседы, которые раскрывают душу человека.
Эти и многие другие пороки сохранились в характере простого русского человека еще с древних времен, когда процветало воровство и жестокость.
И результатом человеческого равнодушия, которое автор рассматривает как порок русского общества, влечет гибель главного героя.
Опора нашей страны — это тульский мастер и ему подобные. Именно просто человек может изменить и определить судьбу России, так как это нравственная сила страны.
Но один Левша не может ничего изменить, за этим лесковским образом стоит вся страна, люди с обычной, но непростой судьбой.
Лесков показал в своих рассказах, что моральные идеалы должны быть едины для всех людей, независимо от того, какое положение они занимают в обществе. Автор защищает свободу и равенство всех людей.
Критика об образе Александра Павловича в «Левше»
«Важно обратить внимание… как ведут себя русские цари. Александр, победитель в войне с Наполеоном, в отношениях с англичанами предстает, как это ни странно, человеком слабодушным, непозволительно инфантильным, легко внушаемым, а главное — равнодушным к национальным интересам своей страны.
Самая «ласковость» Александра, о которой … говорит рассказчик, на деле оборачивается «пустошеством», сентиментальной чувствительностью, совсем не приличествующей царю могучей державы.
В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые не без коварного умысла демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства.
Подаренную англичанами блоху Александр увозит с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага, который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над русскими.
Новый русский самодержец Николай I — правитель несравненно более твердого характера… Своекорыстный патриотизм Николая… подвергается безусловному осмеянию, как и легковесное англоманство Александра.»
Образ и характеристика Николая Павловича в повести «Левша» Лескова (император Николай I)
Император Николай Павлович — яркий второстепенный персонаж повести «Левша» («Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе») Лескова.
После смерти императора Александра I на престол восходит его брат, император Николай I. Николай получает в наследство английскую стальную блоху:
«Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге… Императрица Елисавета Алексеевна… передала эту диковину… в наследство новому государю.»
В начале царствования Николай I не обращает внимания на блоху, потому что в 1825 году происходит восстание декабристов. Затем царь решает наконец заняться блохой:
«Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение…»
Николай поручает казаку Платову отвезти блоху в Тулу к местным оружейникам, чтобы те превзошли англичан в мастерстве. На самом деле встреча Николая и Платова — это вымысел автора, так как в реальности Платов умер в 1818 г., а Николай I начал править в 1825 г.):
«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить.»
Николай надеется и верит в русских людей. В этом он не похож на своего брата Александра, который хвалил иностранных умельцев:
«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный…»
«…брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что‑нибудь сделают.» (Николай о себе)
«…он на своих людей надеется…»
Император Николай I не любит уступать иностранцам, поэтому он решает заняться блохой, чтобы показать свое превосходство перед англичанами:
«…никакому иностранцу уступать не любил…»
Николай Павлович верит в русских мастеров, и тульские оружейники оправдывают его доверие. Искусные оружейники подковывают английскую блоху:
«Что за лихо! – Но веры своей в русских мастеров не убавил…»
«Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что‑нибудь сверх понятия сделано.»
На самом деле император Николай — гордый, тщеславный и самолюбивый человек. С помощью таланта тульских мастеров он надеется удовлетворить свое самолюбие и показать англичанам, что его народ — самый талантливый:
«Я знаю, что мои русские люди меня не обманут.»
«…Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
У императора Николая Павловича хорошая память, он ничего не забывает. Так например, царь хорошо помнит о блохе, которую он велел отвезти в Тулу:
«…Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал…»
«…государь Николай Павлович ни о чем не забывал…»
Критика об образе Николая Павловича в «Левше»
«В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые… демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства.
Новый русский самодержец Николай I — правитель несравненно более твердого характера и к тому же сразу по своему восшествию на престол … заявляющий о приверженности к «своим русским людям».
Вспомнив о блохе, он решает немедленно подвергнуть ее «русским пересмотрам» и посылает с ней Платова к тульским мастерам.
Однако речь Николая, густо уснащенная личными и притяжательными местоимениями, выдает истинную подоплеку его внешне патриотического поступка. …Николаем движет не столько национальный интерес, сколько тщеславное желание продемонстрировать миру преданность ему его подданных.
Восторг царя при виде подкованной блохи — это тоже не столько живой всплеск … патриотических чувств, сколько торжество удовлетворенного тщеславия…Своекорыстный патриотизм Николая… в контексте сказа подвергается безусловному осмеянию, как и легковесное англоманство Александра.»
В невнимании власти к судьбе национальных талантов, в дремучести и необразованности самого русского народа составляют, по Лескову, причину отсталости России.
Интересно сравнить беседу Николая с Левшой, до которого император снисходит, и вспомнить встречу героя с англичанами, которые уважают в нем мастера, разговаривают на равных. Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный.
Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность царской власти.
Таким образом, ни один из государей на деле не думает по-настоящему ни о благе страны, ни о судьбе народа. Их действия можно объяснить лишь эгоизмом, желанием потешить своё самолюбие, удовлетворить своё тщеславие. Николай Павлович, как и его предшественник, не может быть назван патриотом.