Жизнь Матрены в рассказе “Матренин двор” А. Солженицына в цитатах
Меню статьи:
Вы, пожалуй, не раз встречали таких людей, которые готовы трудиться во всю силу во благо других, но при этом остаются изгоями в обществе. Нет, они не деградированы ни морально, ни психически, но какими бы ни были их поступки хорошими – их не ценят. Об одном таком персонаже рассказывает нам А.Солженицын в рассказе «Матренин двор».
Речь идет о главной героине повествования. С Матреной Васильевной Григоревой читатель знакомиться в уже преклонном возрасте – ей было около 60 лет, когда мы впервые ее видим на страницах рассказа.
Аудио версия статьи.
Дом и двор ее постепенно приходят в запустение – «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-томогучие, и проредилась их обвершка».
Хозяйка их часто болеет, несколько дней не может встать, но когда-то все было по-другому: все строилось с учетом большой семьи, качественно и добротно. Тот факт, что сейчас здесь живет лишь одинокая женщина уже настраивает читателя на восприятия трагизма жизненной истории героини.
Молодость Матрены
О детстве главной героини Солженицын ничего не рассказывает читателю – основной акцент рассказа заключен на периоде ее молодости, когда и были заложены основные факторы ее дальнейшей несчастливой жизни.
Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался Фаддей, на тот момент ему было 23. Девушка согласилась, но свадьбе помешала война. Вестей о Фаддее не было долго, Матрена его верно ждала, но ни вестей, ни самого парня не дождалась.В се решили, что он погиб. Его младший брат – Ефим предложил Матрене выйти замуж за него. Матрена не любила Ефима, поэтому не соглашалась да и, пожалуй, надежда на возвращение Фаддея не покинула ее окончательно, но ее все же уговорили: «умная выходит после Покрова, а дура – после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я». И как оказалось зря – на Покрову вернулся ее возлюбленный – он попал в венгерский плен и поэтому о нем не было никаких известий.
Новость о женитьбе брата и Матрены для него стала ударом – он хотел было изрубить молодых, но понятие того, что Ефим – его брат, остановила его намерения. Со временем он простил их за такой поступок.
Ефим с Матреной остались жить в родительском доме. В этом дворе и сейчас живет Матрена, все постройки здесь сделаны свекром.
Фаддей долго не женился, а потом нашел себе другую Матрену – у них шестеро детей. У Ефима же тоже родилось шестеро детей, но ни один из них не выжил – все умерли до трехмесячного возраста. Из-за этого, все в селе начали считать, что на Матрене сглаз, ее даже возили к монахине, но положительного результата добиться не удалось.
После смерти Матрены Фаддей рассказывает о том, что его брат стыдился жену. Ефим предпочитал «одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски». Когда-то братьям пришлось вместе работать в городе. Ефим там изменял своей жене: сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел
Новое горе пришло к Матрене – в 1941 Ефима забрали на фронт и он оттуда уже не вернулся. Погиб Ефим или нашел себе другую – наверняка не известно.
Так и осталась Матрена одна: «не понятая и брошенная даже мужем своим».
Жизнь в одиночестве
Матрена была доброй и общительной. Она поддерживала общение с родней мужа. Жена Фаддея тоже часто приходила к ней «жаловаться, что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала здесь подолгу, и голос-то всегда у неё был на слезе».
Матрена жалела ее, ее саму муж ударил только однажды – в качестве протеста женщина ушла прочь – после такого уже не повторялось.
Учитель, живущий на квартире с женщиной, считает, что, вполне вероятно, жене Ефима повезло больше, чем супруге Фаддея. Жена старшего брата всегда была жестоко бита.
Жить без детей и мужа Матрене не хотелось, она решается попросить у «у той второй забитой Матрены — чрева ее урывочек (или кровиночку Фаддея?) — младшую их девочку Киру. Десять лет она воспитывала ее здесь как родную, вместо своих невыстоявших». На момент повествования, девушка живет вместе со своим мужем в соседней деревне.
Матрена усердно работала в колхозе стоимости «не за деньги – за палочки», в общей она проработала 25 лет, а потом все-таки ей, несмотря на хлопоты, оформить себе пенсию.
Матрена усиленно трудилась – ей нужно было и торф заготовить на зиму и брусники насобирать (в удачные дни, она «приносила по шесть мешков» за день).
брусники. Еще нужно было заниматься заготовкой сена для козы. «Брала она с утра мешок и серп и уходила (…)Набив мешок свежей тяжёлой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник». Кроме того, она еще и умудрялась помогать другим. По своему характеру, она не могла никому отказать в помощи. Часто случалось так, что кто-то из родственников или просто знакомых просили ее помочь выкопать картошку – женщина «покидала свой черёд дел, шла помогать». После сбора урожая, она вместе с другими женщинами, впрягалась в соху вместо лошади и пахала огороды. Денег за свою работу она не брала: «уж поневоле ей вопрятаешь».
Раз в полтора месяца у нее случались хлопоты – нужно было готовить ужин для пастухов. В такие дни Матрена шла за покупками: «покупала рыбные консервы, расстарывалась и сахару и масла, чего не ела сама». Такие были здесь порядки – нужно было кормить как можно лучше, иначе бы ее выставили посмешищем.
После оформления пенсии и получение денег за сдачу жилья жизнь Матрены становится значительно проще – женщина «заказала себе новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто». Ей даже удалось отложить 200 рублей «себе на похороны», которых, к слову, не пришлось долго ждать. Матрена принимает активное участие в переносе горницы из своего участка родственникам. На железнодорожном переезде она бросается помочь вытащить застрявшие сани – идущий поезд сбивает ее и племянника насмерть. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. Одна женщина перекрестилась и сказала:
– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться.
После смерти женщины все быстро забыли ее доброту и начали буквально в день похорон делить ее имущество и осуждать жизнь Матрены: «и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою)».
Таким образом, жизнь Матрены была полна неприятностей и трагедий: она лишилась и мужа и детей. Для всех она была странной и ненормальной, потому что не пыталась жить как все, а сохранила веселый и добрый нрав до конца своих дней.
Образ Матрены в рассказе Солженицина «Матренин двор»
Главным персонажем рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» является простая русская женщина. Зовут ее Григорьева Матрена Васильевна.
С первых строк знакомства с героиней, автор дает понять, что одиночество и болезнь живут в избе вместе с Матреной. Ее окружают только горшки и кадки с фикусами, которые «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Не имея возможности получать пенсию, она долгие годы проживала в бедноте. Нищенская обстановка дома дополняется полноправными жильцами – тараканами и мышами.
Одинокая шестидесятилетняя женщина всю свою жизнь прожила в деревне. С самых первых дней замужества Матрена трудилась с утра до вечера. Работа стала не только необходимостью, но и утешением после долгих и нудных хлопот по выбиванию пенсии. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». Работая на чужих огородах, помогая колхозу со сбором урожая, она все делала бескорыстно и бесплатно. Без зависти, радовалась за их крупный урожай картошки у соседей, хотя ее самая большая картошина была с куриное яйцо, и та доставалась постояльцу. Сама питалась очень скромно, но когда приходил ее черед кормить пастухов, отдавала последнее. Для них покупала в сельпо сахар, масло, которые не ела сама.
Трудная судьба женщины оставила след на ее внешнем виде. Одевалась более, чем скромно «неопределенное темное тряпье» да «старческие слинявшие платочки». Нездоровый цвет старческого лица имел желтоватый оттенок, а глаза были серо-голубым. Иногда, тяжелые приступы неведомой болезни валили ее с ног и на три дня укладывали ее в пастель. Не могла пить и есть. Мужественно и терпеливо она пережидает это время, не прося ни какой помощи, чтобы не беспокоить людей.
Образ Матрены показывает нам, насколько непросто может быть человеку. Нелегкую жизнь прожила главная героиня. В юности она полюбила Фаддея, но германская война помешала их счастью. Прождав три года любимого и потеряв всякую надежду, Матрена вышла замуж за его старшего брата Ефима. Но в глубине души остались светлые чувства первой любви. Судьба не была к ней благосклонна. Погибли все ее дети, законный муж не вернулся с войны. Но хватило сил и душеного тепла взять к себе девочку Киру. Десять лет она воспитывала дочь Фаддея, как свою родную. Подняла ее на ноги и выдала замуж.
По-настоящему близким человеком была ее подруга Маша. С молодости они дружили и поддерживали друг друга. В минуты тяжелой болезни, только Маша приходила помогать ухаживать за избой и животными. Три младшие сестры не проявляли интереса к судьбе Матрены. Они старались использовать ее доброту и простодушие в своих корыстных целях, впрочем, как и другие односельчане.
Матрена любила свою приемную дочь и обещала отдать ей свой дом после смерти. Фаддея не устраивает такой поворот событий, и он без разрешения, вместе с сыновьями, начинает разбирать и вывозить дом. Доброта Матрены не знает границ. Она активно участвует в разделе собственного имущества, помогает разобрать избу, складывает бревна. И сама едет перевозить избу через железнодорожный переезд.
Судьба главной героини заканчивается внезапно и трагически. Она погибает под колесами паровоза. Ее родные сестры сразу начинают делить оставшиеся добро. А некогда любимый мужчина думает только о том, как быстрее перевезти остатки бревен к себе во двор.
Этот контраст еще больше усиливает положительные стороны Матрены, ее душевные качества.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Речь Матрены
В произведении «Матренин двор» автор описывает события, которые происходят в глухом русском селе. Не удивительно, что язык этого рассказа наполнен всевозможными диалектизмами. Особое же внимание привлекает речь Матрены. Поэтому стоит разобраться, чем же она особенна и как характер Матрены раскрывается в ее речи.
Какая речь Матрены?
Говоря о том, какая речь Матрены, не сложно понять, что она народная, а не литературная. В ней множество диалектизмов, неординарный синтаксис, отчетливо передающий интонацию. Солженицын передает речь этой простой женщины с особой любовью, немалое внимание уделяет редким, явно устаревшим словам, которые можно найти, разве что в словаре Даля.
Какую речь сохраняет Матрена? Как улавливает фальшь?
В произведении Матренин Двор речь Матрены привлекла внимание учителя, который проживал у этой бабки. Именно Игнатич отметил, что говорит она как-то по-особенному. Действительно, речь ее существенно отличалась от той, которая была характерна для учителя. Она была народной, которую можно встретить в глубинках даже в наше время.
Речь Матрены в рассказе Матренин двор не может не привлечь внимание. Ведь эта женщина многие слова произносит далеко не так, как привыкли многие люди. Естественно, что понять ее изречения может изначально показаться сложно, но со временем уже удается понять, что же именно той или иной фразой хотела донести бабка.
Характеристика речи Матрены на этом не может быть закончена. Ведь есть утверждение, что ей удавалось уловить фальшь. Как раз такая информация была опубликована в журнале Нивы, где анализировался данный рассказ.
В данном случае, правда, стоит сказать не о речи деревенской женщины, а о ее восприятии музыки. Сказать, что она реально чувствовала фальшь, при этом нельзя. Просто у женщины было особое отношение ко всему, что ей доводилось слышать. Например, Глинку она называла родным, а Шаляпин при этом ей казался чужим. Романсы первого у нее вызывали теплые эмоции, а исполнение второго оставалось непонятным, каким-то далеким. Естественно, что ни о какой фальши при этом говорить нет никакого повода.
Речь Матрены цитаты
Узнать особенности речи Матрены в рассказе Матренин двор помогут цитаты. Таким образом удастся точно понять, чем же она привлекла столь пристальное внимание. Например, она говорила своему квартиранту весьма неординарную фразу: «Не умемши, не варемши – утрафишь». Если первые два слова еще можно как-то разобрать, то последнее следует рассмотреть более подробно. Слово «утрафить» является диалектным. Оно произошло от слова «потрафить» и на понятном для нас языке звучит как «угодить».
Очень интересно Матрена называла блюда, которые готовила. Например, неочищенный картофель, сваренный в мундире, она именовала не как иначе, как «картофь необлупленная». Суп из картофеля она называла «картонным». Стоит отметить, что так его именовали все жители этого села.
Это далеко не все особенности речи Матрены из рассказа Матренин двор. Например, внимания заслуживает такое просторечие, как «к ужосткому», означающее ни что иное, как «к вечеру». Когда бабка говорила о том, что бывало когда-то, то произносила необычное слово «бывалочка». Если же речь заходит о прошлом годе, она говорит «летось». Вместо помощи она произносит «пособить». Когда же бабка устает от домашних хлопот, это говорит о том, что она «иззаботилась». За счет использования приставки «из» она указывает на многократность выполняемых действий, по аналогии, например, с «избегалась».
Особый интерес вызывает то, как Матрена произносит «дуель». Это слово образовалось путем наложения пары кардинально разных слов, а именно «метель» и «дует». Конь у бабки, по ее словам, сложно поддается обузданию, буйный. Она называет его «стиховым». Вероятнее всего, это своеобразная интерпретация таких слов, как «стихийный» и «стихия».
Были у бабки и страхи, о которых также можно узнать из ее речи. Например, она рассказывала о боязни «молоньи». Не сложно понять, что речь в данном случае идет о молнии, которая у многих жителей сел вызывает страх. Да что говорить, даже люди, живущие в городах, не всегда могут спокойно реагировать на это природное явление.
Также в речи женщины просматривается так называемый владимирский диалект. Он проявляется в виде своеобразного «яканья». Например, такими особенностями у Матроны обладают слова «семячки» и «мятель».
Речь героини рассказа Солженицына, безусловно, весьма неординарна. Не исключено, что именно из-за этих особенностей произведение привлекло пристальное внимание критиков и читателей. Через слова, которые произносят простые люди, автор смог передать дух всего русского народа, привлечь внимание к забытым, но все-таки существующим в русском языке словам. Это и вызывает особый интерес в данном произведении.
Сочинение Образ Матрёны в рассказе Матрёнин двор Солженицына
Матрёна Васильевна Григорьева главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Она представляет собой пример простодушной русской женщины.
Матрёне около шестидесяти лет, живет всю сознательную жизнь деревне Тальново. Она имеет бледно-голубой цвет глаз. На круглом морщинистом лице нередко проявляется её болезнь, но сохраняется лучезарная улыбка. Говорит Матрёна всегда ласково, хотя речь её изобилует ошибками.
Матрёна – женщина суеверная, во всём следует народным приметам, из-за чего автор называет её язычницей. При этом она часто говорит «с Богом!» или «ей-богу!», не придавая этому большого значения. В избе есть красный угол, и, как полагается, по праздникам Матрёна зажигает лампадку.
Судьба Матрёны довольно трагична. Не дождавшись возлюбленного Фаддея с фронта, она по совету родных выходит замуж за его брата. Через некоторое время после этого Фаддей всё-таки возвращается и поначалу даже угрожает супругам. Однако не желая брать на себя греха братоубийства, он заводит свою семью. Дети Матрёны все умирают вскоре после рождения, и она решается взять на воспитание дочь Фаддея. Когда приемная дочь от неё уходит и муж умирает, она остаётся совсем одна.
Несмотря на все пережитые трудности, Матрёна остаётся человеком добрым и бескорыстным. Она никогда не падает духом и в постоянных бытовых заботах сохраняет оптимизм. Матрёна всегда готова помочь словом и делом. Она регулярно самозабвенно благодетельствует односельчанам в любых их бытовых делах, встаёт каждый день рано утром. За свой труд Матрёна не спрашивает никакой награды, а в своём доме хозяйничает сама, хотя на это её сил не всегда хватает. Работа помогает забыть ей беды и неудачи.
Матрёне не свойственно привязываться к материальным благам. Её дом обустроен довольно просто, даже бедно, хоть и был рассчитан при строительстве на большую семью. Главными его богатствами ялвяются многочисленные горшки и кадки с фикусами и хромая кошка. Не без сомнений Матрёна даже соглашается отдать своей воспитаннице Кире с мужем горницу, являвшуюся длительное время значительной частью её неизменного жилища.
Обобщая сказанное, можно сказать, что Матрёна представляет собой поразительно доброжелательную и бескорыстную праведницу, которая, не смотря на сложную судьбу, не придаётся отчаянию, а напротив старается отдавать все свои силы на благо общества.
Характеристика Матрёны
Матрёна – главная героиня в рассказе Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор». Всем хорошо известно, что создатель произведения был писателем-гуманистом. Именно поэтому перед нами предстал образ чистой и доброй женщины.
Повествование ведётся не от автора, а из уст героя-рассказчика, который приехал в деревню «Тальново» работать учителем. С ним мы знакомимся со всеми персонажами и событиями произведениями.
Игнатич – так зовут рассказчика, вышел из тюрьмы и поселился в доме Григорьевой Матрены Васильевны. Женщина изначально не хотела, чтобы в её доме жил посторонний мужчина, настаивала переехать в другое место, но Игнатич не был привередливым, его устраивало его тихое скромное жилище.
Матрена была простодушной и доброй женщиной лет шестидесяти, жила она одна, потому что её муж не вернулся с войны, а все шестеро детей погибли ещё в младенческом возрасте. В её доме обитали только кошка, мыши и тараканы. В каком-то смысле, с приездом учителя жизнь Матрёны была уже не такой одинокой, отныне ей было с кем разговаривать, ради кого стряпать еду и прибираться в избе.
Игнатич описывает лицо Матрёны болезненным, желтые мутные глаза, усталый горький взгляд. Периодически неизвестная болезнь нападала на неё, от чего Матрёна могла по нескольку дней не вставать с печи. В молодости она хотела выйти замуж за Фаддея, но война забрала его на несколько лет, и тогда её пришлось свататься с его младшим братом. Когда Фаддей вернулся домой, Матрена была уже замужем, и тогда ему пришлось выбрать другую невесту, с которой они завели много детей. Так как все дети Матрены погибли, она взяла на воспитание дочь своего первого возлюбленного Киру. Но Кира выросла и ушла в дом жениха, муж умер, так бедная женщина осталась совсем одна.
Матрена –это женщина, которая не жила для себя, она жила для других. Она всегда помогала людям и работала, не взирая на свой возраст и болезненное состояние. В деревне все пользовались её простодушием и бескорыстием, они не понимали, зачем Матрёна отдаёт всё своё добро и всю себя чужим людям.
Закончила свою жизнь наша главная героиня очень трагично. Она погибла под поездом, когда помогала перевозить часть своей избы Кире. А во всём виноват был Фаддей. Её первый возлюбленный настоял на том, чтобы Матрёна отдала своё жильё Кире, не смотря на то, что это было её единственное имуществу, и то, что она прожила в этой избе почти всю свою жизнь.
Характеристика Матрёны в рассказе Матрёнин двор
Популярные сочинения
Давайте поговорим о годах, которые проходят, пока мы учимся в школе. Это время, которое было есть или будет в жизни каждого человека. И это одно из самых важных, самых счастливых и самых запоминающихся периодов в жизни каждого из нас.
Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.
Семья Мармеладов занимает в произведение основное место. И все они играют важную роль в судьбе главного героя. Эта семья существует, выживает, а не живет, так как они оказались на самом дне жизни.
Матрена цитатная характеристика из рассказа «Матренин двор» какая?
Матрена цитатная характеристика «Матренин двор»?
«Матренин двор» цитатная характеристика цитатное описание Матрены?
«Матренин двор» цитатная характеристика главной героини?
«Матренин двор» цитатная характеристика Матрены портрет?
Матрёна цитатный план Матрена цитаты «Матренин двор»?
Матрена описание в цитатах по цитатам цитатами?
«Матренин двор» цитаты про Матрену?
«Матренин двор» цитаты характеризующие Матрену?
«Матренин двор» цитатный план героини?
Цитатная характеристика Матрёны Васильевны Солженицын?
Характеристика Матрены из рассказа Солженицына «Матренин двор» в цитатах:
Матрена пожилая женщина, возрастом около 60 лет:
Матрена простодушная деревенская жительница:
Живет в одиночестве в своем доме, вдова:
Внешне Матрена выглядит больной и изможденной:
Матрена небогатая, но доброжелательная открытая женщина с искренний улыбкой:
Героиня совестливый человек:
Матрена бескорыстна и не гонится за материальными благами:
Отзывчивая и помогает людям безвозмездно:
Касаемо домашней работы Матрёны из рассказа Солженицына-Матрёнин двор, то автор так описывает её бытовые труды. Это огород, коза, печь, готовка и так далее. Нельзя сказать, что Матрёна сильно на это жаловалась. Просто всё делала по заведенному порядку.
Но были ещё у Матрёны и хлопоты по поводу оформления необходимых документов на предмет начисления пенсии. Вот это ей точно уж не нравилось, потому как проблемы одного маленького человека никого не интересовали, всех интересовали проблемы большой страны. Матрёне приходилось терпеть бюрократическую волокиту многочисленных чиновников и их пренебрежительное отношение.
Думаю всё-таки, что больше всего Матрёне не нравилось загатавливать торф на зиму, потому как эта работа была уж слишком тяжела, приходилось всё перетаскивать на собственной спине и кроме всего прочего, практически вся деревня незаконно запасалась торфом на местных болотах без официального на то разрешения. Практически, это было расхищением социалистической собственности и по законам того времени за это могли и осудить.
Всё вышепреведенное, это только личное моё мнение после прочтения рассказа.
Женское имя Матрёна имеет латинское происхождение. Данное женское имя образовано от слова «matrona», которое переводится как «почтенная дама» или «почтенная замужняя женщина».
Матрёна устаревшее и непопулярное имя, редко кто в настоящее время так называет девочек.
Имя Марфа древнееврейское происхождение, хотя многие думают, что оно старославянское. Марфа на самом деле переделанное от имени Марта (в Европе) и означает «госпожа», «хозяйка», «наставница».
Мафра некрасивое имя, им редко называют девочек, так зовут дочь телеведущей и радиоведущей Тутты Ларсен. Так же зовут внебрачную дочь актёра и режиссёра Никиты Михалкова от телеведущей Марии Лемешевой.
Имена Матрёна и Марфа абсолютно разные имена.
Замечательное старинное имя Матрена! Родители все чаще дают его своим малышам. Особенно верующие, православные мамы и папы. Знаю одну маленькую девочку, она носит это имя, правда, более приемлемый для воцерковленных родителей вариант Матрона.
Имя имеет латинские корни, как и многие современные имена, и значит «почтенная», «уважаемая», «мать семейства».
Нередко одинаково звучащие слоги в имени, особенно, в корневой части могут навести на мысль и об их одинаковом происхождении и даже значении. Не исключаю некоторые случаи реального совпадения.
В данной ситуации имена разные и по происхождению, и по значению.
Смотрим словарь личных имён А. Суперанской.
Горева Матрена Петровна родилась в 1896 году в деревне Курбуково Ильино-Хованского района Ивановской области в крестьянской семье. По национальности она русская.
До своего ареста в 1936 году проживала в городе Ростов Ярославской области.
Третьего сентября 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР была осуждена по статьям 58–10 и 58–11 УК РСФСР. Обвинение звучит так: «активная участница к/р группы «ИПЦ», антисоветская церковная агитация, участие в сборищах на квартире архимандрита Симеона, помощь ссыльному духовенству».
Приговорили к 3 годам исправительно-трудов ых лагерей.
Ярославская о., Белогостицкая тюрьма
Ярославская о., г.Ростов, тюрьма
В период следствия содержалась сначала в Белогостицкой тюрьме, затем в тюрьме
Ухтпечлаг НКВД, пос.Чибью
Заключение отбывала в Ухтпечлаге. Дальнейшая судьба неизвестна.
27 октября 1989 года прокуратурой Ярославской области была реабилитирована.