Поступки отца вареньки из рассказа после бала

Сказки

Образ и характеристика Полковника на балу и после бала в рассказе «После Балла» Льва Толстого

В основе сюжетной линии рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит история из жизни, случившаяся с очевидцем событий. Образ и характеристика Полковника на балу и после бала раскроет двуличность главного персонажа, обнажив его истинную сущность. Характеристика полковника Б происходит через призму восприятия его Иваном Васильевичем. Он акцентирует внимание на том, как разительно отличается внешний вид и поступки полковника на балу и после него.

Полковник Б – Петр Владиславович Б. Центральный персонаж рассказа. Отец Вареньки.

Семья

Его семья жена и дочь Варенька. Проживали они в провинциальном городе, в добротном доме. В дочери полковник души не чаял. Все деньги уходили на нее. Балы, дорогая одежда требовали немалых денежных вложений. Отказывая себе во всем, он старался, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Примерный отец и семьянин. Он казался образцом для подражания, вызывая невольную зависть.

Внешность

Высокий, статный мужчина в возрасте. Румяное лицо с подвитыми усами. Аккуратные бакенбарды. На лице всегда блуждала ласковая улыбка. Взгляд блестящих глаз открыт. Походка твердая, уверенная. Он располагал к себе, вызывая невольное уважение и почитание.

Одежда

Петр Владиславович всегда носил форму. Увидеть его в штатском большая редкость. Мундир полковника безупречен. Сапоги хороши, но давно вышли из моды. Сбитые, без каблуков. С острыми, четвероугольными носками. На руках черные замшевые перчатки.

На балу

На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.

Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.

После бала

Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.

Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.

Кто виноват в случившемся

Что за человек на самом деле полковник? Садист или жертва сложившихся обстоятельств? Петр Владиславович не считал себя виноватым. Он выполнял свою работу. В то время палочная дисциплина для армии была нормой. Так было принято. Характер этого человека формировало общество, окружавшее его. Жестокий век с его нравами калечил души людей, превращая их в моральных инвалидов.

Источник

Образ и характеристика Полковника в рассказе После бала Толстого сочинение

Полковник Петр Анисимович является самым противоречивым персонажем в произведении «После бала». Но, как известно, любовь отца бывает слепа.

Впервые читатель встречается с Петром Анисимовичем в прекрасной обстановке праздничного бала. Он блестяще вписывается в атмосферу праздника в своем парадном мундире, с наградами на груди. Он красив, статен и высок, не смотря на почтенный возраст. Несмотря на это, выправка мужчины бросалась в глаза.

Полковник почтителен с дамами, рассудителен с мужчинами. Особенное внимание всех на балу привлекает его отношение к дочери. На виду у всех он целует дочь в лоб, не скрывая своей большой отцовской любви. Их танец приковывает внимание общественности своей искренностью и простодушием. Он любит свою дочь, он гордится ею. Как же трогателен момент, когда автор обращает внимание читателя на сапоги полковника, изношенные и вышедшие из моды. Становится понятно, что отец жертвует всем ради любимой дочери. Именно так появляется представление о Петре Анасимовиче, как о достойном отце и члене общества. Однако автор быстро разочаровывает трепетного читателя.

Затем наступает момент произведения, дающий название всему произведению – после бала. Именно здесь мнение читателя об отце Вареньки меняется в противоположную сторону. На следующий день Петр Анисимович снимает парадный мундир и возвращается к своим прямым обязанностям. Но кажется, что вместе с мундиром снял он и все свои человеческие положительные качества. Человеческих чувств в нем не наблюдается. Походка его стала твердой и уверенной, а глаза заблестели яростью и равнодушием одновременно. Без зазрений совести руководил он избиением татарина. Да-да, это был тот же самый человек, что и на балу.

Он не только равнодушен к страданиям человека, но и готов жестоко наказать того, кто недостаточно сильно бьет татарина. Своих подчиненных он морально опускает и унижает в гневе. Именно такое лицо наблюдает главный герой произведения, встретившись с отцом Вареньки.

Стоит ли винить этого человека? Ведь, по сути, он выполнял свой долг, который предписан указаниями свыше. Виноват не полковник, а государство, которое создает такие указы. Сам же Петр Анисимович не осознает своей вины, он лишь работник, исполняющий обязанности работодателя.

Читайте также:  План к сказке мамина сибиряка приемыш

Лев Николаевич Толстой в этом произведении умело совместил, казалось бы, несовместимые качества человека. Рассказ «После бала» заставляет задуматься о смысле человеческой жизни, над его поступками и эмоциями.

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» открывает перед читателями многие нравственные вопросы. Каким должен быть человек? Возможно ли изменить свое отношение к человеку за короткое мгновение? В какой момент нас ждет разочарование и, действительно, ли мы можем доверять людям и не ошибаться в них?

В начале рассказа Толстого перед нами предстает веселый, добродушный, уверенный в себе полковник, отец Вареньки. Для героя рассказа, влюбленного в дочь полковника, он является идеалом отца, семьянина.На балу мы видим полковника в разгаре веселья. Это был нежный и заботливый отец. Он с большой любовью относится к своей дочери, нам видны его искренние чувства, забота, безграничная любовь, искренние теплые взаимоотношения между отцом и дочерью. По поступкам героя мы замечаем, что он все делает для своей дочери, чтобы она выглядела лучше всех. Сам он не заботится о своем внешнем виде. Ивану кажется, что это связано с тем, что все заработанные средства он тратит на Вареньку. Герою рассказа приятно находиться рядом с этими людьми, он восхищен Варенькой и влюблен в нее без памяти. Он счастлив, и счастье его не имеет границ. Думаю, что, глядя на семью полковника, чувства Ивана еще более усилились. Им овладел восторг.

Но переломным моментом для героя явилась встреча с полковником после бала. После окончания бала перед нами предстает полковник в совершенно другой роли. Теперь перед нами расчетливый человек. Мы видим картину жестокого обращения с солдатом. Бедного человека прогоняют через строй, где каждый солдат должен был ударить его палкой. И всем этим руководил отец Вареньки. Куда же пропал тот весельчак, который отплясывал на балу?

Теперь перед нами предстал полковник в совершенно другом облике. Человек, пользующийся своим должностным положением, жестокий и властный. Конечно, чувства нашего героя после увиденного исчезли. Его безграничная любовь улетучилась после увиденного.

Толстой в рассказе показал своим читателям о тех несправедливостях общества, которые тянут его вниз. К сожалению, эти пороки есть и в современном обществе. Рассказ заставляет нас задуматься об отношениях людей, о справедливости и честности, о выполнении своего долга перед людьми и народом.

Вариант 3

Основой рассказа «После бала» Льва Толстого стала реальная история. Этот случай произошел с его старшим братом, а событие поразило и самого Льва Николаевича. В своем творчестве писатель всегда уделял огромное внимание поискам нравственности, поэтому образ Полковника, описанный в произведении «После бала», заслуживает особого внимания.

С этим действующим лицом нас знакомит герой рассказа Иван Васильевич, рассказывая историю своей влюбленности. Рассказчик говорит о Вареньке и её отце с нежностью и восторженностью. Описывает полковника с чувством глубокого уважения.

Полковник представлен нам высоким, красивым, статным и крепким человеком пожилого возраста. Галантный кавалер, настоящий аристократ и это подчеркивается его ласковой и неторопливой речью. Когда он танцует с дочерью, то все вокруг любуются им и восхищаются. Главному герою он кажется обходительным и внимательным, а еще очень экономным. Чтобы вывозить в свет и модно одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог и это умиляет рассказчика.

Иван Васильевич вспоминает эту историю и рассказывает своим собеседникам, как может один случай перевернуть всю жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Полковника в рассказе После бала

Популярные сегодня темы

Говоря о зиме, на ум приходят строки из стихотворения всеми известного классика А.С. Пушкина Зимнее утро, в котором ель зеленеет сквозь иней и подо льдом блестит речка.

Литературные произведения XIX века отличаются обилием художественных методов изображения происходящего. Модный сентиментализм сменяется реализмом. Основными писателями, использующие реализм

Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.

На улице вечер, зима, идёт снег. Пред нами предстает Иона Потапов, он работает извозчиком. В этот холодный вечер он сидит и ожидает пассажиров. Иона сидит, согнув спину, и не шевелится.

Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима. К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация

Источник

Отец Вареньки: характеристика и образ героя в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

В известном читателям рассказе Льва Толстого, который он назвал «После бала», сообщается о событиях ночи, перевернувших жизнь главного персонажа. Автор не зря описал события в жанре маленького повествования. И чтобы поверить в то, что события реальны, необходимо проанализировать характеры героев произведения.

Главным среди персонажей является Иван Васильевич, выступает в роли рассказчика. Именно он повествует о происходящих событиях. Рассказчик увидел сцену наказания солдатами татарина-беглеца. Человека пропускали через строй солдат, а те секли его шомполами. Барабанный бой заглушал вскрики избиваемого. Спина татарина уже давно стала красной от крови. Татарин упрашивал солдат пощадить его, но за солдатами наблюдает полковник Б. Это и был отец Вареньки, любимой девушки рассказчика.

Читайте также:  Рассказ на немецком языке про осень с переводом

Характеристика героя


(Бал. Танец полковника с Варенькой. Художник В. Гилберт)

Петр Владиславович, так звали отца Вареньки, делал все, что приходилось, «по закону». В танце с дочерью Варенькой, он строго соблюдал все правила этикета. Так же вел он себя и на плацу: строго контролировал процедуры экзекуции.

Полковник вел себя на балу так, что вызывал у многих восхищение. Поначалу он отказывался танцевать с Варенькой, говорил, что забыл, как танцевать. Потом все же откинул левую руку в сторону, вынул шпагу и отдал молодому мужчине. Затем натянул перчатку на правую руку, взял Варенькину руку и застыл, выжидая такт. Четко следуя музыке, он начал движение, вызвав восхищение присутствующих в зале зрителей, ловко пройдя два танцевальных круга мазурки, он понравился всем присутствующим.

Улыбки гостей, музыка, веселые голоса, все это создавало у рассказчика хорошее впечатление об отце девушки, понравившейся ему, поднимало настроение.

А на плацу этот же человек, с тем же выражением лица, ведет себя безжалостным палачом. Рассказчик подчеркнул удивительную строгость и злость, которые словно написаны были на его лице в момент наказания. По его поведению было видно, что любую работу этот человек будет выполнять строго следуя «закону», не испытывая при этом никакого чувства жалости к человеку. Это поведение полковника настолько поразило жениха Вареньки, ставшего очевидцем событий на балу и плацу, что он отказался не только от женитьбы на Вареньке, а и от воинской службы.

Образ героя


(Николай Бубнов в роли полковника Петра Владиславовича, к/ф «После бала», СССР 1961)

Это немолодой «служака» строгой выправки, которую подчеркивали походка и четкие движения. Он выглядел красивым, был высок и статен. Его красивое лицо светилось лаской при взгляде на дочь, слегка завитые, как у Николая 1, седые усы и бакенбарды, которые подчеркивали его выправку и красоту. У полковника было отличное телосложение, широкую грудь украшали боевые ордена, сильные плечи, стройные ноги. Аккуратный, но далеко не новый мундир, поношенные, тщательно вычищенные сапоги, как бы свидетельствовали о том, что полковник все свои доходы тратит на то, чтобы модно и красиво одевать любимую дочь. Слова, жесты, взгляды говорят о доверительных отношениях полковника с дочкой.

По поведению во время бала было хорошо видно, как он сильно любит свою Вареньку.


(Совсем другой полковник, отец Вареньки, на службе)

Совершенно другим предстал перед зрителем этот человек утром, когда мишура бала отошла на задний план. Из его сердца исчезли все те чувства, которыми так восторгались гости в зале. Полковник шел вдоль ряда солдат, внимательно наблюдая за наказываемым татарином и солдатами. Когда один из солдат промазал, полковник дал тому пощечину. Невозможно представить, что всего пару часов назад, этот человек танцевал, умиленно и нежно обнимая свою Вареньку.

Рука Петра Владиславовича, затянутая в замшевую перчатку была одинаково тверда, при танце с дочерью и во время наказания солдата за то, что тот промазал. Это поведение отца Вареньки говорит о его жестокости, неискренности. Главное в его понятии, соблюдать этикет.

Поведение же полковника после бала на плацу было сродни поведению хамелеона.

И виной этому не этот, отдельно взятый человек, а закон, который позволяет офицеру унижать подчиненного и даже бить его. Такие наказания в армии являлись нормой в то время. Полковник считал свое поведение правильным, не думал о поступках своих плохо. По закону это было так, но ведь есть еще моральная сторона. И все это вызвало в душе очевидца чувство протеста.

Источник

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Автор: Guru · 07.10.2019

(353 слова) “После бала” — рассказ известного писателя Льва Николаевича Толстого о том, как всего лишь один случай способен изменить наше представление о мире. В этом произведении фигурирует персонаж Пётр Владиславич, отец Вареньки и полковник, о котором мы расскажем подробнее.

В первый раз мы встречаем Петра Владиславича на балу. Он красив, прекрасно сложен, имеет приятную внешность — румяное лицо, высокий рост, ласковую улыбку. Полковник очень любит свою дочь Вареньку, готов ради неё на всё — даже станцевать мазурку, когда не хочется: “Надо всё по закону”. Танцует он прекрасно — бодро, с блеском в глазах, хоть уже и не молодой. Смотря на них, рассказчик испытывает восторженное умиление, потому что заметно, что чувства отца искренние и трогательные. Также он замечает следующую деталь — что отец носит “немодные” четвероугольные сапоги, а не острые, чтобы сэкономить деньги на обеспечение дочери, чтобы она ни в чём не нуждалась. После танца “с некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб”. Эта сцена пронизана любовью, читатель не может не заметить её.

Читайте также:  Рассказ служанки роман читать бесплатно полная

Но когда рассказчик случайно встречает Петра Владиславича после бала, тот становится будто другим человеком. Выполняя свои должностные обязанности, он гонит татарина с изуродованной от насилия спиной за дезертирство. Сначала нам кажется, что ему неприятна эта ситуация, ведь, когда его спутники били палкой пленного, он “шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу”. Но потом происходит следующее — полковник в гневе начинает бить одного из солдат по лицу из-за того, что он плохо избивает заложника. Заметив рассказчика, он делает вид, будто его не замечает, и быстро отворачивается. Очевидно, это потому, что ему стыдно.

Эта ситуация пугает рассказчика. Он пытается найти Петру Владиславичу оправдания, ссылаясь на то, что не владеет полной информацией, но уверенные действия полковника и солдат убеждают его в обратном. Эта сцена определяет всю его жизнь. Он не смог стать военным или поступить на любую другую государственную службу.

Таким образом, отец Вареньки — пример того, как люди ведут двойную жизнь, обманывая близких и самих себя. В начале он представляется нам как хороший отец, который любит свою дочь, а потом как злой тиран, заставляющий других страдать.

Источник

Характеристика полковника на балу и после бала

Жанр, композиция, действующие герои рассказа

Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история, рассказанная очевидцем. Характеристика полковника из рассказа «После бала» Толстого осуществляется через восприятие его Иваном Васильевичем. Мы видим Петра Владиславовича именно таким, каким представлял его себе рассказчик. Приём антитезы помогает читателям лучше разобраться в содержании, акцентирует внимание на главных чертах характера героя. Вечерние и утренние события в сюжете повествования противопоставлены друг другу и делят рассказ на две части.

Облик полковника на балу

Полковник Пётр Владиславович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.

В первой половине произведения автор знакомит нас с отцом Вареньки во время праздничного события. Благожелательные отношения гостей и хозяев дома, милые улыбки, звуки мазурки и вальса поднимают настроение, соответствуют обстановке бала. Описание полковника на вечере гармонирует с атмосферой. Пожилой человек в парадном офицерском мундире «очень красивый, статный, высокий» с выправкой старого служаки вызывает уважение у Ивана Васильевича. Он галантен с дамами, учтив с окружающими. Доверительные близкие отношения полковника с дочерью привлекают всеобщее внимание. Общаясь с ней, он «нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб». Приятно наблюдать за необычной парой во время танца. Отдельные слова и жесты Петра Владиславовича убеждают в искренности чувств по отношению к своему ребёнку. Он всей душой любит Вареньку, гордится ею. Мундир полковника безупречно аккуратен, но вышедшие из моды сапоги с «четвероугольными» носами говорят нам о многом. Мы вместе с Иваном Васильевичем понимаем, что старый человек ограничивает себя во всём, чтобы красиво одевать и вывозить в свет обожаемую дочь. На первый взгляд, кажется, что этот умудрённый опытом почтенный отец семейства – положительный герой, мужчина, достойный нашего уважения. На самом деле это не так.

Поведение героя после бала

Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника. Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Пётр Владиславович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие. Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Кто виноват

Внезапно произошедшая метаморфоза непонятна читателю. Иван Васильевич также испытывает смятение. Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? Что заставило добродушного любящего отца стать чудовищем. В рассказе «После бала» полковник – жертва объективной реальности. Пётр Владиславович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Виноват не отдельный человек, а закон, позволяющий офицеру унижать достоинство и поднимать руку на подчинённого. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I. Часто окружающая среда, общественное мнение формирует характер человека, руководит его действиями. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.

Источник

Познавательное и интересное