Повествовательный рассказ по картине в старшей группе

Сказки

ООД в старшей группе «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Елена Бурлакова
ООД в старшей группе «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

ООД в старшей группе «Паровозик»

Образовательная область «Речевое развитие»

Воспитатель: Бурлакова Елена Сергеевна

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Учить детей составлению рассказа по одной сюжетной картине, опираясь на образец и вопросы педагога;

— Совершенствовать умения детей давать полные ответы на поставленные вопросы;

— Совершенствование грамматического строя речи;

— Совершенствовать интонационную выразительность речи;

— Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.

— Внимательно слушать своих товарищей, учить анализировать собственные поступки и поступки других, показать нравственно-духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях, способности к сопереживанию, воспитание самостоятельности, активности.

Демонстрационный материал: картина, конверт с письмом.

Раздаточный материал: карандаши красного и синего цветов, лепестки цветка двух цветов.

Ход занятия

Дети встают в круг перед мольбертом.

— Встали детки дружно в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

— И дружно поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, сегодня утром я получила письмо. Спросить у ребят, кто разносит письма? Но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попало под дождь. Интересно, кто его написал. А вы хотите узнать от кого оно? Сейчас я его прочитаю.Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Таня, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Андрей. Андрей – настоящий друг, очень добрый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Андрей помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…». Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Таня вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Таней и составить об этом рассказ.

— Ребята, а как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

Рассмотрим картину.

-С кем играла девочка Таня?

-Кто забрал у Тани мяч?

-Хорошо поступил мальчик Витя?

-Почему Таня заплакала?

— Если плачет кто-то рядом,

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

Это, дети, сделать надо,

Плохо плакать одному!

-С чем играл другой мальчик, Андрей?

-Что он протянул Тане?

-Кто поступил как настоящий друг?

-Как поступил Андрюша?

-С кем девочка Таня будет дружить?

-Кому Таня даст свои игрушки?

— Сегодня, ребята, вы будите составлять рассказ по этой сюжетной картине.

— Давайте придумаем название рассказа. Каждая команда совещается и выбирает один ответ.

— Какое название придумала команда?

— Какое название придумала другая команда?

Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись, руками коленями коснулись.

Сели-встали, сели-встали и на месте побежали.

Два хлопка над головой, два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

Ну-ка быстро улыбнитесь и на место все садитесь!

— Давайте еще раз скажем название рассказа.

— Я даю вам немного времени, рассмотрите еще раз картину.

Выслушать рассказы детей из каждой команды.

— Ребята, чей рассказ вам понравился?

— От кого письмо получили?

— Про кого мы сегодня рассказывали?

— Как поступают настоящие друзья?

А как вы думаете, что чувствовал Витя?

Интересно играть одному?

Что интересного вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось?

А что, может, не понравилось?

А кому было сложно?

— А сейчас я предлагаю вам собрать цветок дружбы. Возьмите по лепестку и нарисуете солнышко или просто улыбку. Вот какой цветок дружбы у нас получился.

Можно много слов прекрасных

Никогда не стоит, дети,

Друга обижать.

Потому что без друзей

ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ!

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку». Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. «Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель:.

Читайте также:  Рассказ как родилась книга 4 класс

Источник

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине».

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картиныдля работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картинесводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».

— Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

Читайте также:  План на каждый день в старшей группе на январь на тему в гостях у сказки

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной,точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово,составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Источник

Составление повествовательного рассказа по картине «Заблудился» (старшая группа)

Елена Костылева
Составление повествовательного рассказа по картине «Заблудился» (старшая группа)

Цель: учить составлять связный повествовательный рассказ по картине.

1. Учить рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя,

2. Развивать умение составлять сложные предложения, с использованием эпитетов, сравнений и т. д.

3. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Читайте также:  Рассказы о первых днях великой отечественной войны

Материал: картина, подзорная труба.

Интеграция образовательных областей. «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Ход НОД:

Вводная часть. Организационный момент. Психологическая речевая настройка. Рады видеть всех сейчас.

Ведь давно мы ждали вас,

Дружно за руки беремся.

И гостям мы улыбнемся!

Дидактическая игра «Осень».

Проведём небольшую игру. Каждый из вас, кто даст правильный ответ, может пройти и занять своё место. (Стульчики стоят полукругом напротив мольберта с картиной).

• Сентябрь, октябрь, ноябрь (месяцы)

• Коричневая, сухая, нескошенная (трава);

• Высокое, хвойное, величавое (дерево);

• Сильный, порывистый, холодный (ветер);

• Моросящий, холодный, мокрый (дождь);

• Непроглядный, серый, густой (туман);

• Жидкая, чёрная, липкая (грязь);

• Серое, хмурое, облачное (небо);

• Ненастная, пасмурная, дождливая (погода);

• Сухие, жёлтые, шуршащие (листья).

— Ребята, скажите, какие дары нам дает лес? (Полным ответом)

— Зачем люди ходят в лес? (Ответы детей)

— Верно. Обратите внимание на картину, которая находится на мольберте.

Вопросы по содержанию картины:

-Кто изображён? (На картине изображен мальчик, полный ответ детей).

-Какое время года изображено на картине? Почему?

-Какая погода изображена на картине? Почему Вы так решили? (Теплая летняя погода, зеленые деревья, небо светло-голубое, мальчик одет в шорты, легкую рубашку).

-Давайте, придумаем имя мальчику? (Ваня)

-Что делает Ваня в лесу? (Ваня в лесу собирает грибы)

-Почему мальчик кричит? (Ваня испугался, что может встретить в лесу волка, медведя и начал кричать а-ууу.)

-Интересно, а можно ли узнать о настроении Вани? (испуганный, взволнованный, растерянный).

-Придумайте название картине. Как можно назвать эту картину?

-Скажите, что могло быть раньше изображенного момента на картине?

-А что могло быть после изображенного события?

Игровой прием «Подзорная труба».

-Ребята, посмотрите, что это прислал нам пират? Мы ж не на корабле, чтобы рассматривать приближающиеся вражеские судна.

-Как Вы думаете, для чего нам нужна подзорная труба? (ответы детей)

-Верно, мы будем рассматривать картинку в подзорную трубу.

-А сейчас, Вика (Даниил, Катя, Полина и т. д., что увидел (а) в подзорную трубу? (Несколько детей смотрят).

Физкультминутка «Три бельчонка»

В лесной глуши на елке.

Жили-были три бельчонка

Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили (потянуться)

Изображали кенгуру (прыжки на двух ногах)

За уши лапками хватались (руки к ушам)

И вправо-влево наклонялись (наклоны в стороны)

Дружно хлопали в ладошки (хлопают)

И тянулись, словно кошки (потянуться)

Ножками топали (притопы)

Глазками хлопали (поморгать)

Головками кружили (повороты головы)

Друг за другом в след ходили (ходьба на месте)

Дети присаживаются на свои места.

Примерный рассказ воспитателя (образец).

Огляделся по сторонам, а по какой тропинке возвращаться, домой не знает. Заблудился. Испугался. Стал звать на помощь. Кричит а-уууу, а-уууу. Вдруг ему послышался голос.

-Теперь самостоятельно попробует рассказать Трофим, Полина, Богдан (несколько детей составляют рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя).

Рефлексия: Чей рассказ Вам понравился больше? Почему? (Ответы детей)

Анализ детских рассказовпедагогом по следующим критериям: соответствие рассказа содержанию картины;

— полнота и точность передачи увиденного на картине;

— живая, образная речь;

— умение последовательно и логически переходить от одной части к другой;

— внимательность при прослушивании других рассказов.

Конспект занятия по развитию речи (старшая группа) «Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам» Программное содержание: 1. Учить детей составлять текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, изображающих последовательность.

ОД: речевое развитие. Тема: «Составление описательного рассказа о зиме по анимационным картинкам» старшая группа Цель: обучение составлению предложений о зиме по последовательной серии сюжетных анимированных картинок и объединению их в описательный.

НОД «Составление повествовательного рассказа «Путешествие Маши в лесу» по развитию речи в средней группе НОД «Составление повествовательного рассказа «Путешествие Маши в лесу» по развитию речи в средней группе. Надежда Анатольевна Шихалева.

Развитие речи. «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Вторая младшая группа. «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Цели и задачи : связная речь:.

Составление описательного рассказа по картине в старшей группе «Поздняя осень» Составление описательного рассказа по картине в старшей группе «Поздняя осень» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Составление рассказа по картине «Комнатные растения» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 44» Итоговое занятие по развитию речи Составление рассказа по.

Составление рассказа по картине «Кошка во дворе» с детьми старшей группы Баранова Яна г. Мурманск, воспитатель МБДОУ № 120 Составление рассказа по картине «Кошка во дворе» с детьми старшей группы. Цель: учить.

Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Цель: Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами и рассказывать о ней в.

Источник

Познавательное и интересное