Анализ «Крыжовник» Чехов
Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.
Краткий анализ
Год написания – июль 1898.
История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.
Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.
Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.
Жанр – рассказ
Направление – реализм.
История создания
Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.
Проблема смысла жизни, её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.
Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.
Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.
Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.
Композиция
Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе. Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.
Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.
Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Крыжовника».
Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.
Роль детали в рассказах Чехова
Рассказы А. П. Чехова не столько ироничны, сколько наполнены сочувствием к людям, их заботам, радостям и бедам. Обычно автор описывает небольшой эпизод, очень обыденный, но обнажающий сокровенные переживания героев. Иногда раскрывается вся их жизнь. Это удается писателю благодаря внешним деталям.
Тонкий (рассказ «Толстый и тонкий»), узнав о том, что толстый имеет чин тайного советника и две звезды, сразу уменьшается в размерах. Вместе с ним съеживаются и сморщиваются его узлы, чемоданы, картонки. Эта неожиданная деталь сразу изменяет атмосферу встречи школьных друзей. Четко обозначается их социальное неравенство, которое буквально в двух фразах описано в начале рассказа: от тонкого шел запах ветчины и кофейной гущи, от толстого — флердоранжа и хереса.
В «Лошадиной фамилии» невыносимую зубную боль, которую испытывал отставной генерал-майор Булдеев, передают яркие подробности предпринятого лечения. Испробовано все — прикладывание к больному зубу табачной копоти, опия, керосина и скипидара; смазывание щеки йодом; полоскание коньяком и водкой; закладывание в уши ваты, смоченной в спирте. Так красочно описаны физические страдания.
Нравственные мучения обозначены иногда только штрихами. Когда мелкий служащий Червяков («Смерть чиновника») для объяснения с генералом стрижется и надевает новый вицмундир, глубина его душевного волнения вдруг становится понятна читателю, ирония сменяется сочувствием.
Вызывает жалость и не слишком умный полицейский надзиратель Очумелов в рассказе «Хамелеон». От боязни совершить серьезный промах его бросает то в жар, то в холод. Это тонко подчеркивает единственная деталь — новая шинель. На протяжении всей сцены он командует городовому Елдырину то снять, то надеть на него пальто.
Совсем мелкая деталь — истрепанный рубль («Егерь»), полученный Пелагеей от ее мужа егеря Егора Власыча. По прихоти и в отместку за то, что егерь стреляет лучше, граф обманом женил его на Пелагее. Для нее девятнадцать лет в неравном браке не принесли ничего, кроме одиночества. Муж не живет с ней, дать ей ничего не может и не хочет. Жизнь Пелагеи как та затертая бумажка, которую сунул жене при встрече Егор Власыч.
Деталь — это частность, подробность, тонкость. Мелочи в чеховских произведениях, обозначенные несколькими словами, усиливают впечатление, хотя на них почти не задерживается внимание.
2 вариант
Всем известна фраза Чехова о краткости. Он не любил лишних слов – это точно! И призывал других тоже писать сжато. (Но Толстой и Достоевский творили раньше него…) Антон Павлович ведь хороший писатель, ему нужно передать атмосферу, состояние, характеры и всё-всё. А как это сделать, чтобы не расписать на сто страниц? А с помощью детали. Можно не описывать характеристики, историю жизни, а написать, например, что у «стильного» человека грязные ногти, вот всё про него понятно! Мне Чехов напоминает детектива наоборот, то есть он не угадывал по мелочам, а зашифровывал важные вещи в деталях.
В рассказе «Мальчики» с самого начала кричат, что приехал Володя. А родные тут же подхватывают про приезд «Володечки», то есть уже сразу понятно, что они его любят. И Чехову не нужно об этом писать в отдельном предложении.
И тут же автор не пишет, что на улице холодно было, а упоминает про пар от лошадей, про покрасневшего (с мороза) мальчика, про его одежду слоями. И понятно, что на улице мороз. Или в рассказе «Налим» автор пишет об аромате трав, о коротких тенях, становится понятно, что на улице жара. А барин тут в халате из персидской шали, что говорит, по-моему, о его бедности. (Из шали халат сделали!)
Или в рассказе «Смерть чиновника» Червяков не только надел новый мундир для извинения перед генералом, но даже постригся, что говорит о важности этого события. Очень герой боялся, что его глупые извинения не примут… А генерал, когда разозлился, то не покраснел или побледнел, а даже посинел!
В рассказе «Пересолил» пассажир прибывает на станцию с говорящим названием «Гнилушки». Лошадь тут, хотя и молодая, но очень худая, а от удара кнутом дрожит, как в лихорадке. То есть и у лошади, и у извозчика дела плохи.
Чехов часто использует детали, чтобы зашифровать, передать информацию. Интересно, что мы можем даже не понимать логически всех этих намеков, но они всё равно создают нужное ощущение от рассказа. Персонаж не понравился, например. Почему?! Ты сам не знаешь, а подумаешь, там вот та деталь неприятная была, эта… Это важный и хороший прием, который экономит время и развивает мозг! Я считаю, что Чехов использовал его мастерски.
Сочинение Роль художественной детали в рассказах Чехова
Антон Павлович Чехов – непревзойденный мастер короткого рассказа, ему приписывают афоризм: «Краткость – сестра таланта». Однако все произведения Чехова емкие по содержанию. Нет ни одного лишнего слова, ни одной неважной детали.
Художественная деталь – значительная подробность, которая позволяет расширить смысл повествования, сообщает дополнительные сведения о героях и окружающем.
К примеру, рассказ «Хамелеон» о приспособленчестве, угодничестве, раболепии и других низких качествах человека. Но в рассказе нет об этом ни слова. Собрались зеваки и решают казнить или миловать собачонку, укусившую за палец мастера Хрюкина. Начало рассказа: по базарной площади вышагивает жандарм Очумелов, который ест «конфискованный» крыжовник. И смешно, и грустно: представляешь, как по-хозяйски шествует жандарм и берет все, что ему приглянулось, вот у старушки изъял решето с крыжовником. И сразу понимаешь, что Очумелов использует свое положение, берет мзду с бедных людей, которые считают, что так и должно быть. Он желает разогнать толпу на площади, его обязанность – навести порядок. В зависимости от того, кому принадлежит собачонка, Очумелова бросает то в жар, то в холод. Он, то просит снять с него шинель, то надеть. «Шинель» в данном случае тоже деталь, которая помогает понять, как быстро меняет свои решения жандарм: то его прошибает пот при одной мысли о том, что собачка генеральская, то он готов обвинять «золотых дел мастера» Хрюкина, что тот сам виноват. Как только проходит слух, что собачонка приблудная, Очумелов требует самой жестокой расправы. Он,как хамелеон, приспосабливается к ситуации и готов по несколько раз менять свое мнение в угоду сильных мира сего. Но Очумелов не один такой: Хрюкин также то поднимает, как знамя, свой палец, то стыдливо прячет руку, и вся толпа меняет свое отношение к собачонке, в зависимости от того, кому она принадлежит. То есть все общество заражено данными пороками.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль детали в рассказах Чехова
Популярные сегодня темы
Известный писатель Леонид Зорин отмечал: «Память может и подвести, зато забвение — безотказно». Подобное утверждение одобрят выдающиеся личности. Порой люди или ситуация задерживается в памяти других поколений
Александр Сергеевич Пушкин написал роман, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачева. В этом произведении весомую роль играют женщины. Давайте кратко поговорим о них.
Общественное мнение выражает взгляды членов общества на текущие события: политику, религию, быт и нравственность. Однако, люди существа не совершенные, и часто ошибаются. Значит ли, что и общественное мнение может быть ошибочным?
В пьесе Грибоедова «Горе от ума» есть интересный персонаж – Молчалин. Он был секретарем Фамусова, который жил в его доме и старательно выполнял свои обязанности. Молчалин был не дворянского происхождения, но пытался тянуться вверх по карьерной лестнице.
Роль художественной детали в рассказах Чехова
Практически каждый писатель использует в своем творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить.
Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали
В период литературной деятельности Антона Павловича Чехова, обязательным элементом учебы всякого начинающего писателя было освоить способ использования художественных деталей. Такая составляющая казалась обязательным свойством «литературности».
Удивительно, но буквально одна фраза у Чехова может сказать все о характере человека. Писатель целенаправленно и безотказно пользовался этим средством при создании произведений. Одной только деталью автор способен раскрыть особенность характера, отразить фон повествования, добиться художественной конкретизации.
Продолжительная работа в юмористических журналах помогла автору хорошо отточить мастерство рассказчика. Писатель научился в относительно небольшой объем произведения втискивать максимум содержания. А так как в маленьком рассказе отсутствует возможность устраивать обширные описания, уделять внимание внутренним диалогам, то основную смысловую нагрузку несет в себе художественная деталь.
Использование художественной детали Чеховым на примере его произведений
Художественная деталь в рассказах Чехова занимает важное место в раскрытии всей линии повествования. Например, в рассказе «Душечка», описывая жизнь главной героини Оленьки Племянниковой, автор неоднократно повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Кажется, что подобного рода деталь, наоборот, старается подчеркнуть, что жизнь «душечки» далеко не прекрасная.
Обратим внимание еще на одну деталь в этом рассказе. «Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна.
Теперь она была уже совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки». Все сведения направлены на то, чтобы полнее и острее передать чувство одиночества Оленьки. Даже деталь кресла (без одной ножки) преследует аналогичную цель: подчеркнуть и усилить состояние одиночества главной героини.
У Антона Павловича вещи – это не фон, а вполне полноправные персонажи, на которые также направлено внимание автора. Например, в рассказе «Учитель словесности» главный герой застает свою Манюсю держащей в руках синий кусок материи. При объяснении в любви, он «одною рукой держал ее за руку, а другою — за синюю материю».
Показательным примером является эпизод с первым появлением на сцене одной из героинь пьесы «Три сестры» – Наташи. Вышла она в розовом платье с поясом зеленого цвета. Такая мелкая деталь свидетельствует о полном отсутствии у нее вкуса и рассказывает о душевных качествах героини больше, чем самая подробная характеристика.
Юмористический рассказ Чехова «Смерть чиновника» повествует о некоем Червякове, который чихнув, обрызгал слюной генерала. Пораженный и испуганный чиновник начинает постоянно преследовать генерала и извиняться перед ним, причем такое поведение вскоре выводит генерала из себя, и он выгоняет Червякова. Чиновник, не понимая, чем так раздосадовал того. Последняя фраза разумно объясняет все: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Небольшая, но очень емкая деталь – вицмундир, который, казалось, словно прирос к чиновнику, символизирует страх перед вышестоящим чином, убившим человека.
Деталь в рассказах Чехова стала неотъемлемой составляющей повествования. У него не бывает «лишних» деталей. Каждая из них несет в себе какую-то смысловую нагрузку, позволяет лучше понять особенности характера героя, его поведения и душевного состояния.
Роль детали в творчестве А.П.Чехова (Школьные сочинения)
«Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живёт и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н.Толстой)
Художественная деталь в рассказах Чехова становится; прежде всего, источником комического: в точно подмеченных штрихах внешнего мира заключена вся прелесть – тонкий юмор, ироничность маленьких рассказов, с помощью деталей подчёркивается нелепость случаев, героев; детская «невзаправдошность» их поступков. Невозможно всерьёз воспринимать «стражей порядка» из «Хамелеона», в руках одного из которых находится «решето с конфискованным крыжовником». А нелепость выходки дюжего Клима из рассказа «Пересолил» усугубляется подробным описанием его «побега»: «Клим вдруг вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще».
В юмористических рассказах Чехова детали вызывают смех, а если задуматься, то подчеркивают они грустные, даже страшноватые стороны жизни.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В рассказе «Толстых и тонкий» уже в самом названии изображается деталь внешности двух людей, по которой определяется различие их социального положения. И не только социального. Автор выразительно описывает, какое воздействие на тонкого и его семейство производит новость, что толстый «уже до тайного дослужился»: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы и картонки съежились, поморщились…». Именно детали придают чеховским рассказам полноту и завершенность, при их видимой краткости. Автор может одним штрихом очертить всего героя, или всю ситуацию, не вдаваясь в подробные объяснения. Например, когда он говорит, что тонкий «захихикал, как китаец», прощаясь с толстым. Становится понятно, почему толстого «стошнило» от такого раболепия.
Развитие художественной детали – одна из важнейших заслуг Антона Павловича. Это огромный вклад в мировую литературу. Этот приём введён в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обычную будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создаётся красочная реалистичная картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе всё описанное.
Внимание Чехова к детали обуславливается многочисленными задачами, которые возлагаются на неё. Деталь обладает семантической ёмкостью, порой же близка к символу. Эти качества позволяют обрисовать образ в движении: от незначительных масштабов до катастрофически огромных перемен.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id58343
Особенности использования мебели в качестве художественной детали в творчестве А. П. Чехова
Рассказы А. П. Чехова не столько ироничны, сколько наполнены сочувствием к людям, их заботам, радостям и бедам. Обычно автор описывает небольшой эпизод, очень обыденный, но обнажающий сокровенные переживания героев. Иногда раскрывается вся их жизнь. Это удается писателю благодаря внешним деталям.
Тонкий (рассказ «Толстый и тонкий»), узнав о том, что толстый имеет чин тайного советника и две звезды, сразу уменьшается в размерах. Вместе с ним съеживаются и сморщиваются его узлы, чемоданы, картонки. Эта неожиданная деталь сразу изменяет атмосферу встречи школьных друзей. Четко обозначается их социальное неравенство, которое буквально в двух фразах описано в начале рассказа: от тонкого шел запах ветчины и кофейной гущи, от толстого — флердоранжа и хереса.
В «Лошадиной фамилии» невыносимую зубную боль, которую испытывал отставной генерал-майор Булдеев, передают яркие подробности предпринятого лечения. Испробовано все — прикладывание к больному зубу табачной копоти, опия, керосина и скипидара; смазывание щеки йодом; полоскание коньяком и водкой; закладывание в уши ваты, смоченной в спирте. Так красочно описаны физические страдания.
Нравственные мучения обозначены иногда только штрихами. Когда мелкий служащий Червяков («Смерть чиновника») для объяснения с генералом стрижется и надевает новый вицмундир, глубина его душевного волнения вдруг становится понятна читателю, ирония сменяется сочувствием.
Вызывает жалость и не слишком умный полицейский надзиратель Очумелов в рассказе «Хамелеон». От боязни совершить серьезный промах его бросает то в жар, то в холод. Это тонко подчеркивает единственная деталь — новая шинель. На протяжении всей сцены он командует городовому Елдырину то снять, то надеть на него пальто.
Совсем мелкая деталь — истрепанный рубль («Егерь»), полученный Пелагеей от ее мужа егеря Егора Власыча. По прихоти и в отместку за то, что егерь стреляет лучше, граф обманом женил его на Пелагее. Для нее девятнадцать лет в неравном браке не принесли ничего, кроме одиночества. Муж не живет с ней, дать ей ничего не может и не хочет. Жизнь Пелагеи как та затертая бумажка, которую сунул жене при встрече Егор Власыч.
Деталь — это частность, подробность, тонкость. Мелочи в чеховских произведениях, обозначенные несколькими словами, усиливают впечатление, хотя на них почти не задерживается внимание.
Сочинение Роль художественной детали в рассказах Чехова
Антон Павлович Чехов – непревзойденный мастер короткого рассказа, ему приписывают афоризм: «Краткость – сестра таланта». Однако все произведения Чехова емкие по содержанию. Нет ни одного лишнего слова, ни одной неважной детали.
Художественная деталь – значительная подробность, которая позволяет расширить смысл повествования, сообщает дополнительные сведения о героях и окружающем.
К примеру, рассказ «Хамелеон» о приспособленчестве, угодничестве, раболепии и других низких качествах человека. Но в рассказе нет об этом ни слова. Собрались зеваки и решают казнить или миловать собачонку, укусившую за палец мастера Хрюкина. Начало рассказа: по базарной площади вышагивает жандарм Очумелов, который ест «конфискованный» крыжовник. И смешно, и грустно: представляешь, как по-хозяйски шествует жандарм и берет все, что ему приглянулось, вот у старушки изъял решето с крыжовником. И сразу понимаешь, что Очумелов использует свое положение, берет мзду с бедных людей, которые считают, что так и должно быть. Он желает разогнать толпу на площади, его обязанность – навести порядок. В зависимости от того, кому принадлежит собачонка, Очумелова бросает то в жар, то в холод. Он, то просит снять с него шинель, то надеть. «Шинель» в данном случае тоже деталь, которая помогает понять, как быстро меняет свои решения жандарм: то его прошибает пот при одной мысли о том, что собачка генеральская, то он готов обвинять «золотых дел мастера» Хрюкина, что тот сам виноват. Как только проходит слух, что собачонка приблудная, Очумелов требует самой жестокой расправы. Он,как хамелеон, приспосабливается к ситуации и готов по несколько раз менять свое мнение в угоду сильных мира сего. Но Очумелов не один такой: Хрюкин также то поднимает, как знамя, свой палец, то стыдливо прячет руку, и вся толпа меняет свое отношение к собачонке, в зависимости от того, кому она принадлежит. То есть все общество заражено данными пороками.
Таким образом, детали: решето с крыжовником, шинель. Очумелова, окровавленный палец Хрюкина — помогают выйти на главную мысль рассказа: А.П.Чехов обличает приспособленчество, низкопоклонство, угодничество.
«Выдавливать из себя по капле раба» — таково жизненное кредо писателя. Так А.П.Чехов ставит высокие общественно-значимые проблемы в рассказах «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», в своей маленькой трилогии и др. Нельзя оценивать рассказы Чехова только как юмористические: они и грустные, и смешные.
Художественные детали Чехова в рассказе «Смерть чиновника»
Деталь в произведении – один из известных способов создания образа персонажа. К примеру, их активно использовал Н.В. Гоголь для характеристики своих героев. Особое значение этот прием приобретает в произведениях небольшого объема, где нет пространных диалогов, а каждое слово проходит тщательный отбор.
Что такое художественная деталь? Это выразительная подробность, с помощью которой раскрывается сущность человека, события или явления. Чаще всего в роли нее выступает какой-либо предмет материального мира – это может быть вещь, элемент одежды, мебель, жилище и т.д. Нередко мимика, жесты, манера речи действующих лиц также становятся художественными деталями.
Какова роль художественной детали в прозе Чехова? Она призвана дать читателю полное представление о персонаже. Так, в рассказе «Смерть чиновника» (анализ рассказа «Смерть чиновника») с главным героем, «прекрасным» канцелярским работником Иваном Дмитриевичем Червяковым, в театре произошел конфуз. Дело в том, что во время просмотра «Корневильских колоколов» он неожиданно чихнул. Автор подчеркивает обыденность ситуации: мол, с кем не бывает. На свою беду, чиновник замечает, что случайно испачкал лысину сидящего впереди статского генерала Бризжалова. И хотя тот не придает совершенно никакого значения случайному эпизоду, жизнь Червякова с этого момента превращается в кошмар. Страх перед высоким чином заставляет его приносить свои глубочайшие извинения и во время спектакля, и в антракте, и на следующий день, ради чего Червяков специально посещает приемную генерала. Но заверения, что извинения приняты, а произошедшее – сущий пустяк, не оказывают на него должного влияния. Червяков даже собирается написать генералу письмо, но, поразмыслив, решает вновь явиться с повинной. Своим низкопоклонством чиновник доводит Бризжалова до исступления, и тот, в конце концов, выгоняет навязчивого посетителя. Уставший от терзающих его душевных мук, Червяков возвращается домой и умирает на своем диване.
На самом деле, чиновники, находившиеся на низших ступенях служебной лестницы, часто становились героями произведений А.П. Чехова. Это было связано в первую очередь с тем, что данный класс представлял собой крайне инертную массу, ведущую довольно бессмысленную – и оттого показательную – жизнь.
В рассказе «Смерть чиновника» заметно столкновение двух противоположных миров. С одной стороны, в экспозиции автор словно настраивает нас на богемный лад: герой пришел в театр и наслаждается спектаклем. С другой стороны, внимательного читателя сразу настораживает странная деталь: Червяков, сидя во втором ряду, смотрит оперу через бинокль. Такое сплетение высоких порывов с низкими вновь демонстрируется во фразе, дающей полное представление об образе мыслей героя: «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко». То есть, Червяков извиняется не столько в соответствии с правилами этикета, сколько из необходимости, продиктованной его служебным положением.
В этом же ключе Антон Павлович Чехов описывает и жену работника канцелярии. В рассказе ее образ фигурирует лишь в трех предложениях. Но разве не показательна деталь, что испуганная супруга успокаивается сразу, как только осознает, что Бризжалов – «чужой» начальник?
Более того, сопоставление генерала и чиновника по их отношению к жизни наводит на мысли о различиях гораздо более глубоких, чем неравенство социальных статусов. Ограниченность и узость взглядов Червякова резко контрастируют с благодушием Бризжалова. Однако здесь прослеживается парадокс. При всем осознании Червяковым своего невысокого места на иерархической лестнице, он, вероятно, сам того не осознавая, считает, что генералу непременно есть дело до его скромной персоны: «Забыл, а у самого ехидство в глазах…», «Говорить не хочет. Сердится, значит…», «Генерал, а не может понять. ».
Неспособность Червякова разобраться в собственных мыслях, прислушаться к голосу разума, а не страха, излишняя подозрительность, внешняя незащищенность и забитость – все это говорит о пассивности персонажа, его привычке жить по указке. В своем преклонении перед сильными мира сего он никак не может выйти за рамки положения, которое сам же себе и определил. Поэтому перед аудиенцией у генерала Червяков специально стрижется и надевает новую форму – еще одна немаловажная особенность.
Все в том же безропотном положении он остается даже после смерти. В последнем предложении рассказа Чехов выводит самую показательную деталь: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Здесь налицо горькая ирония: герой как жил, «машинально» и по указанию свыше, так и умер, не снимая форменной одежды. Как видим, вицмундир представляет собой символ непреодолимого низкопоклонства, порожденного бюрократической средой.
Автор также упоминает, что перед смертью «в животе у Червякова что-то оторвалось». Не в груди, а именно в животе – таким образом, муки, свидетелем которых оказался читатель, и душевными-то назвать трудно. Стало быть, деталь в рассказах А.П. Чехова становится исчерпывающим средством формирования не только социального, но и психологического портрета персонажа.
Художественная деталь в литературном произведении
Художественная деталь — компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
Функции детали | Краткая характеристика | Пример из худ. произведения |
Выделительная | С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных | «И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь…» (А. П. Чехов «Человек в футляре») |
Психологическая | Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа | «…Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника..» (М. А. Шолохов «Судьба человека» |
Фактографическая | Деталь характеризует данный факт действительности | «Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя сибиряк…» (В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет») |
Натуралистическая | Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление | «Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека…» (Л. Н. Толстой «После бала») |
Символическая | Деталь выступает в роли символа — самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни | «Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла… Но все-таки… все-таки впереди — огни. » (В. Г. Короленко «Огоньки») |
Импрессионистическая | Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение | Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны, Под тобою — глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая, В бездне воздуха и света. (К. Д. Бальмонт «Белый лебедь») |
Роль художественной детали в создании образа.
Управление образования Красносулинского района Городской центр внешкольной работы «Досуг» Филиал Донской Академии Наук Юных Исследователей.
Секция: «Лексикология и стилистика»
Тема: «Роль художественной детали в рассказе М.А.Шолохова «Жеребенок».
Марченко Дарья Андреевеа ученица 8 класса МБОУ Лиховской средней общеобразовательной школы
Буракова Елена Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ Лиховской средней общеобразовательной школы.
Глава 1. «Художественная деталь в литературе………………………………………………………….4
1.1. Функции художественной детали………………………………………4
Глава 2. Деталь как средство многоаспектного воссоздания эмоционально-чувственного богатства мира и человека ………………………………………………………………..5
Список использованных источников и литературы………………………………11
Однажды, когда я взяла в руки книгу нашего земляка, великого русского писателя М.А.Шолохова, поймала себя на мысли, что меня завораживает поэтический строй языка автора, необычайность его речи и манера раскрытия главной мысли текста. В «Донских рассказах» Шолохов показывает преступность гражданской войны 1918 года, её губительные, разрушительные последствия, как для России, для «тихого дона», так и для человека. На первом месте в рассказах стоят не столько идеологические убеждения героев, сколько вечный, общечеловеческий смысл трагедии. За годы войны и красные, и белые проходят процесс расчеловечивания. Все христианские и общечеловеческие ценности забываются ими. А, ведь, обратный процесс – в очеловечивания идёт гораздо труднее. По мнению некоторых критиков, один из лучших рассказов донского цикла — «Жеребёнок» представляет собой вариации на библейские темы. Шолохов, как бы интуитивно, исходит из признания того, что душа человека «- по природе христианка», как писал Б.Л. Августин. Вчитавшись в текст повнимательнее, я поняла, что огромную роль в произведении играет художественная деталь. Именно она делает его притягательным, и свое внимание я решила остановить именно на художественной детали.
Предметом исследования моей работы является роль художественной детали в воссоздании эмоционально-чувственного богатства мира и человека.
Цель работы: познание диалектики развития человеческой души и ее роли в описании трагических противоречий XX века.
· Анализ художественных образов рассказа.
· Определение изобразительно-выразительные средств языка, используемых автором, при передаче состояния природы.
· Оценка формы воплощения авторской позиции через художественную деталь.
Методы исследования: теоретическое изучение проблемы по литературным источникам; анализ изобразительных средств, использованных М. Шолоховым.
Актуальность темы заключается в интересе людей к прочтению художественных произведении. Исходя из этого, осмелюсь предположить, что большинство людей обращают внимание на художественные детали и их влияние на смысл произведения в целом.
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что художественная деталь позволяет передать диалектику человеческой души. На мой взгляд, её роль достаточно значима, и является важным звеном в создании произведения, и дает наиболее полное представление о мыслях автора, изложенных в тексте.
Так что же такое «художественная деталь» в литературном произведении, какова ее функция?
Глава 1. Художественная деталь в литературе
1.1. Функции художественной детали.
Художественная деталь — компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку.
В литературоведении выделяются следующие функции художественной детали:
выделительная. С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных;
психологическая. Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа;
фактографическая. Деталь характеризует данный факт действительности;
натуралистическая. Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление;
символическая. Деталь выступает в роли символа — самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально-иносказательный смысл, основанный на сходстве явлений жизни;
импрессионистическая. Деталь, взятая писателем произвольно и ему самому не всегда понятная, но внутренне совпадающая с его мыслью, отражающая его чувства, переживания, настроение.
Детали помогают представить описываемых героев со всеми их неповторимым особенностями, во всей их непохожести. Деталями в художественном произведении могут служить предметы, окружающие; героя, жильё, мебель, одежда, еда. Особенности внешнего облика, жесты героев—и это детали. Их роль в произведении—дать представление об индивидуальности героя, о неповторимости явления, создать яркий образ.
Глава 2. Деталь как средство многоаспектного воссоздания эмоционально-чувственного богатства мира и человека
Художественная деталь — это своеобразная c
истема образов-ощущений, которая создает эффект объемной «художественной стереоскопии» авторского стиля. Мастерство М.А. Шолохова, проявилось, прежде всего, во впечатляющих по силе воздействия сопоставлениях природных процессов с духовной жизнью персонажей. Такой эффект создается благодаря продуманной писателем системе художественных деталей, их безупречно выстроенному ансамблю, включившему в себя следующие виды художественных деталей: визуальные, звуковые, одоративные и осязательные детали.
Анализ визуально-цветовых деталей свидетельствует о преобладании в рассказе черного («густо зачернели»[27], « черной кровью» [28]) и красного цветов (спектр значений которого может символизировать самые разные оттенки человеческих отношений). Не случайно именно это сочетание красок дает в финале рассказа самую впечатляющую художественную деталь. Но наряду с этими цветами автор использует и зеленый — цвет надежды, жизни(« зелеными гребенчатыми волнами»[25], «Небо, лес, песок — все ярко-зеленое, призрачное…»[28]), что дает надежду читателю на торжество жизни над смертью.
И читая рассказ, невольно приходишь к мысли, что его герои устали от крови, войны. Машина уничтожения должна быть остановлена самим человеком, способным откликаться на вечные заповеди. Доброта, материнская любовь, сострадание – должны быть сильнее войны! Недаром, рассказ начинается с описания рождения живого существа, хрупкого, нежного, беззащитного.
Звуковая деталь
» –
отмечается, что звукообраз в художественном мире «Жеребенка» выступает либо в качестве одной из многочисленных подробностей сложного образа мирной жизни, либо в функции художественной детали. Ничто не существует в шолоховском мире вне звучания: громкого, мелодичного или тихого, почти «беззвучного». Даже тишина, безмолвие — это тоже область звучания. Разнообразие звуков в шолоховском мире бесконечно. Это и звукообразы войны (град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни, глухо гудела земля[26] ), и звуковое оформление картин природы, и звучание её голосов при (знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, разок-другой хлопнул крыльями[27]). Подлинная «симфония» войны и мира…Звуковые детали у Шолохова усиливают напряжение эмоциональной атмосферы в рассказе, в частности, на основе контраста звука и тишины.
Одоративная деталь
» –
показывает, что сфера ароматов является доминирующей в эмоционально-чувственном восприятии мира героями рассказа. При этом в сфере запахов эмоционально-оценочные реакции героев и автора преобладают над нейтральными. Восприятие запахов зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов, а также от отношения воспринимающего субъекта. Это делает обонятельный фактор столь интересным предметом при анализе шолоховской поэтики. Запахи, в данном произведении, сопровождают нас в мирной обстановке, когда человек замечает прекрасное вокруг себя.(Свежий хворост был медвяно-пахуч и липок, в нос ширяло запахом цветущего краснотала, землей попахивало, трудом, позабытым в неуемном пожаре войны[27])Запахи, связанные с эмоциями, оказывают влияние на поведение персонажа. В шолоховской картине мира образы-одорантыобладают мощным мотивационным воздействием, могут привлекать или отталкивать, давать ощущение счастья или предчувствие горя.
(
Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка—рыжую Трофимову кобылицу—вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче[26].)Обонятельные микрообразы несут в рассказе важную эмоционально-психологическую нагрузку, служат средством психологического анализа, «знаком» человеческих взаимоотношений.
2.4. Осязательная деталь
«
Список использованных источников и литературы
1. Н. Г. Гольцова. Л. Ф. Копосов. Мысли о русском слове. Хрестоматия. / Москва, 1997г. C.180.
2. М. Н. Кожина. Стилистика русского языка. / Москва, 1983г. С. 120.
3. Современный русский литературный язык.//под редакцией П. А. Леканта./М., 1996г. С. 130.
4. В. М. Мокиенко. Образцы русской речи. /Ленинград, 1986г. С. 150.
5. Д. Э. Розенталь. И. Б. Голуб. М. А. Теленкова. Современный русский язык. /Москва, 1995г. С. 180.
6.А. В. Степанов. Стиль Михаила Шолохова. //Журнал «Русский язык в школе», №2, 2000г.с. 160.
7. ТСРЯ: С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. /М., 1999г. С. 650.
8. Михаил Шолохов. Собрание сочинений. Донские рассказы. /Москва, 1956г. С. 157.
9. Л. Г. Якименко. Творчество М.А.Шолохова. М., 1970. С. 235.