«Снежная королева»: главные герои сказки
Сказка «Снежная Королева» увидела свет в 1844 году. Интересно, что у этой персонажей этого произведения были реальные прототипы. Так, прообразом Снежной королевы с ледяным сердцем стала оперная певица Йенни Линд, в которую сказочник был безумно влюблен. А Герда воплотилась из маленькой подружки детства Лисбет, с которой Ханс Христиан дружил в раннем детстве.
Главные герои сказки Андерсена «Снежная королева»:
Злой троль – воплощение всего злого. Он создал зеркало, которое добро уменьшало, а зло увеличивало до невероятных размеров.
Герда – центральный персонаж. Маленькая девочка, которая жила со своими родителями. Когда Кай пропал, Герда долго грустила по своему маленькому другу и плакала. У нее было большое и сильное сердце, покорявшее людей и лесных зверей. Сердце, которое согревалось любовью. Это огромное любящее сердце растопило лед в сердце Кая.
Кай – мальчик, близкий друг Герды, жил напротив Герды тоже с родителями. Это был добрый мальчик, который любил своих родителей, розы, Герду, книжки с картинками до тех пор, пока ему в глаз не попал осколок дьявольского зеркала, созданного Троллем. После этого случая Кай сильно изменился. Он стал передразнивать знакомых и соседей, выставляя напоказ все их недостатки, передразнивал свою бабушку, в поступках людей, в предметах его окружавших, видел только плохое. Все ему не нравилось. Когда он катался с детьми на санках, его похитила Снежная королева.
Снежная Королева – отрицательная героиня. Женщина изо льда и снега. Красивая и холодная. Своим ледяным поцелуем она заморозила сердце Кая, и тот забыл всех своих близких.
Старушка, умевшая колдовать – добрая старушка, колдовала редко, ради собственного удовольствия. Она была очень одинокой и хотела оставить Герду у себя.
Принц и принцесса – молодые супруги, не лишенные справедливости, великодушия. Они щедро одарили Герду и пожелали счастливого пути.
Маленькая разбойница – своенравная девчонка, избалованная, упрямая. В ее сердце странным образом уживались жестокость с великодушием.
Старуха лапландка – жительница Лапландии, встретившаяся Герде и оленю на пути. Она была бедной, жила в ветхой лачуге.
Финка – маленькая толстая женщина. Любила тепло, в доме топила жарко. Была умной. К ней направила Герду лапландка.
Герда нашла Кая. Маленькой храброй девочке помогали люди, звери и птицы. Своими поцелуями Герда растопила лед в сердце Кая, он расплакался, и осколок, сидевший в его глазу, вытек вместе со слезами. Кай стал прежним. Они вернулись домой, и заметили, что за время своего отсутствия стали старше.
Образ и характеристика Снежной королевы в сказке Андерсена
Любая сказка, какую бы мы не взяли, рассказывает о добре и зле. О том, что любовь, дружба и верность смогут одолеть любого злого колдуна. Сказки Андерсена добрые, не смотря на то, что героям приходится бороться за сове счастье. На протяжении всего повествования мы знаем, что все будет хорошо. Не только главные герои наделены сильным и властным характером, но и злые силы тоже. Так в сказке Андерсена «Снежная королева» одна из отрицательных героинь холодная и жестокая королева. Недаром ее прозвали Снежная.
У Снежной королевы все живут по ее законам. Здесь не надо чувствовать и переживать. Достаточно думать и делать. Кай хочет постичь мир, но нельзя познать его без любви, тепла, сопереживания своим близким. Все понимали что, попав во владения к Снежной королеве вернуться не возможно. Только маленькая девочка, искренне любившая Кая, не зная этого, смогла его найти и спасти.
Снежная королева, будучи вся изо льда не способна на большие, добрые чувства. Поэтому она уступила Герде, удивляясь сама себе, что не может противостоять, несмотря на всю свою силу и злобу. Она не привыкла, чтобы ей перечили, всегда ее желания исполнялись. Поэтому она улетела еще дальше на север, там, где можно спрятаться от людей и чтобы никто не мешал ей творить ее злые дела. Здесь далеко на севере она наблюдает за миром людей и пытается вредить уж такой характер у Снежной королевы.
2 вариант
В детских произведениях. Как правило, обязательны действия и добрых, злых персонажей. С помощью злодеев авторам удается лучше противопоставить добро и зло.
Ярким образом, являющимся одним из главных персонажей сказки Г. Х. Андерсена, является повелительница холодов и царства льда. Снежная королева наделена отрицательными качествами, которыми гордилась на протяжении всего повествования. Ее смелость, холодность, проявленная в похищении ребенка, вызывала восхищение и гордость за собственный поступок.
В качестве жертвы она выбрала обыкновенных детей, которые были слабее ее физически. Королева, зная это, оказалась жестокой по отношению к ним, разлучив брата с сестрой. Посетив ее владения, Герда поняла, что в этой женщине нет никаких человеческих чувств (ни добра, ни сострадания).
Снежная королева – очень злопамятная. Она отомстила мальчику Каю осколком, попав им в глаз, лишь за то, что он высказался против холода, тем самым оскорбив ее. В королевстве злой и беспощадной королевы действовали свои законы. Там не было места чувственным отношениям, переживаниям и эмоциям. Властвовали только расчет и холодное равнодушие. Все, чем занималась героиня – злодеяния, направленные на разрушения отношений между людьми, уничтожение их мечты. Результат подобных действий доставляли Снежной королеве лишь радость. Она существовала среди льдин, где не было места солнечным лучам и теплу. Однако именно этот мир устраивал героиню, которая верила в свои силы, бессмертие, и до поры до времени могла покорить кого угодно.
Любое воспоминание об этом персонаже вызывает ассоциации холодного пространства, где царит неподражаемая, особенная красота, мир отражения льдин, власть зла и непонимания. Изменить ход действий злоумышленника оказалось возможным только благодаря настоящему чувству под названием любовь, которое Герда испытывала по отношению к Каю.
Таким образом, автор волшебной сказки раскрыл образ злой Снежной королевы через взаимоотношения с доброй девочкой. Он показал сложный характер повелительницы мрака и холода, ее безграничный эгоизм, отсутствие понимания и добра в душе. Ей комфортно там, где одиночество и вечная мерзлота.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Снежной королевы
Популярные сегодня темы
Зима прекрасная пора года. Я люблю зиму за то, что она дает верить в чудеса. Зимой празднуют один из моих любимых праздников новый год. Его празднуют, когда в календаре
Одиночество – это социальное положение человека, при котором у него нет семьи или близких. Одиночество это ужасно. Трудно представить себе одиноких людей, однако они есть и, без сомнения, очень несчастны
Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: Как один мужик двух генералов прокормил.
Свобода – это то, о чем на протяжении многих веков писали «мастера слова». Михаил Лермонтов один из русских поэтов, поднимающих в своих произведениях не только вопросы любви, одиночества и привязанности к Родине.
«Снежная королева» Х. К. Андерсен Кратко
Ханс Кристиан Андерсен
Сказка «Снежная королева» Краткое содержание
Произведение «Снежная королева», стала одним из популярнейших рассказов писателя Дании – Ханса Кристиана Андерсена. Данная сказка, написанная более 100 лет назад, остается притягательной и любимой для многих читателей. В ней заложены понятия, такие как: верность, стойкость, смелость, доброта и любовь. Ведь обладать такими прекрасными качествами должен не только взрослый, но и ребенок.
Очень краткий пересказ сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева»
Книга рассказывает о двух детях из небогатых семей, которые дружат с детства и помогают друг другу во всем. Они, как и все, веселятся, играют на улице, и секретничают. Но все меняется, когда в окно главного героя постучалась надменная и величественная Снежная королева. Волшебные чары колдуньи, подействовав на мальчика, превращают его в эгоистичного и жестокого человека.
Список и краткая характеристика героев сказки Андерсена «Снежная королева»
Список и краткая характеристика главных героев
Список и краткая характеристика второстепенных персонажей
Краткое содержание сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева» по главам
Зеркало и его осколки
Волшебный тролль решил создать волшебное зеркало. В данном сказочном предмете все доброе становилось мелким и незначительным, а все злое наоборот вырастало до огромных размеров. Упав на землю, зеркало разбилось на множество мельчайших осколков, попадая людям в глаза и в сердце. Кусочки стекла делали людей злыми и жестокими.
Мальчик и девочка
Двое друзей – Кай и Герда, считали себя братом и сестрой, и все свободное время проводили вместе. Однажды Кая что-то кольнуло в глаз и в сердце, заставив измениться раз и навсегда. Девочка давно не видела своего друга, а кто-то рассказал, что он уехал кататься на санях вместе с красивой и богатой женщиной.
Цветник женщины, умевшей колдовать
В долгих поисках, Герда натыкается на волшебный домик увитый цветами. Благодаря чарам волшебницы, девочка забывает свою цель, но увидав в саду розу, вспоминает про друга и отправляется в путешествие.
Принц и принцесса
Встретив на пути старого ворона, девочка отправляется во дворец, где по описанию птицы, живет королева и ее будущий муж, похожий на Кая. Но, к сожалению, это оказывается не брат героини, а королева одаривает девочку подарками и отправляет на карете в путь.
Маленькая разбойница
В лесу, на золотую карету нападают разбойники. Герду берет в плен дочь атаманши. Послушав печальную историю девочки, разбойница отпускает Герду на поиски Кая и дарит ей северного оленя.
Лапландка и Финка
Замершую девочку встречает Лапландка. Отогрев и накормив Герду, женщина пытается помочь ей. Нацарапав на рыбе записку, отправляет юную героиню к Финке. Та рассказывает об осколках, которые так изменили Кая. Герда к замку Снежной королевы добирается из последних сил, читая про себя молитву.
Что происходило в чертогах Снежной королевы, и что случилось потом
Пробравшись в замок королевы, Герда замечает друга совсем замершим и почти окоченевшим. Вспоминая наставления Финки, девочка просила Кая, чтобы он вспомнил ее. Горячие слезы застилали глаза, они и растопили кусочки стекла в сердце замершего мальчика. Взявшись за руки, юные герои благополучно возвращаются домой, повстречав на пути всех, кто помогал Герде.
Кратко об истории создания сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева»
Книга «Снежная королева» была написана в 1844 г. Данная сказка очень тесно связанна с Хансом Кристианом Андерсоном. Еще, будучи совсем юным, автор любил играть с белокурой Лисбетой, живущей по соседству. Именно ее образ, как считают многие, писатель и использовал при создании данного произведения. А кто-то считает, что на написание данной сказки, повлияла неразделенная любовь к оперной певице – Йенни Линд.
В России история про Снежную королеву, появилась уже в сокращенном виде. Из-за христианских и религиозных побуждений, из содержания сказки были вырезаны несколько частей. Но даже в сокращенном виде, книга является бестселлером в мире сказок.
Появление снежной королевы в сказке андерсена
Ганс Кристиан Андерсен по-настоящему верил в чудо, в то, что оно случается нетолько в сказке, но и в жизни. Его произведенияговорят нам о забытых духовных ценностях, помогают лучше понять себя, задуматься о доброте, милосердии, сострадании, любви, вере. В современных условиях развития общества это является важным (актуальным), так как писатель порицает, осуждает пороки людей, как нарушение Божьего и человеческого закона. Так почему же эта сказка не только для детей, но и для взрослых? Я попыталась разобраться в этом, приложила усилия, чтобы раскрыть вечные вопросы «Снежной королевы».
Формирование понимания, почему сказка «Снежная королева» не только для детей, но и для взрослых; поиск ответ на вопрос: «В чём загадка бессмертия сказки Андерсена «Снежная Королева»?
Социалогический опрос: Основная часть
2 апреля 1805 года в городе Оденсе в небогатой семье башмачника и прачки родился мальчик, который через много лет стал известным детским писателем. Любовь отца к литературе оставила свой отпечаток на жизни Ганса. Именно отец научил будущего прозаика и сказочника чтению и письму. Ганс не знал беспечного детства, ведь его отец трудился бедным башмачником, мать тоже получала гроши за свою работу прачкой. Именно поэтому за мальчиком наблюдалось повышенная эмоциональность и восприимчивость. Отец мальчика прожил недолго, и мальчику пришлось в раннем возрасте зарабатывать себе на пропитание. Сначала будущий писатель работает помощником портного, потом судьба заносит его на сигаретную фабрику. Он посвящает время написанию текстов, сценариев и пьес. На вырученные деньги от продажи сборника своих стихов поэт отправляется в путешествие. Уехав в Европейские страны, он получил возможность знакомства со многими поэтами, писателями и музыкантами. Многие известные музыкальные произведения написаны именно для его стихов.
В советское время почти все сказки знаменитого датского писателя подверглись жесткой цензуре из-за наличия в них «антисоветской» темы – веры в Бога, которая присутствует практически в каждой сказке Андерсена. Некоторые из них имеют откровенно богословский характер и именно поэтому были вообще неизвестны читателям в советские времена («Райский сад»,»Ангел»,»Сон»,»Кое-что»,»Колокол»). Эти сказки были написаны для того, чтобы научить детей и взрослых добру и приблизить их к Богу. Именно это «Божественное начало» тщательно купировали советские книжные редакторы, отчего смысл сказки кардинально менялся.
Таким образом, сказка «Снежная королева» начинается с библейских образов, Бога и Сатаны, а также с библейского мотива – вечной борьбы между добром и злом. Тем самым волшебная сказка Г.Х.Андерсена перерастает в сказку с философским смыслом, которая поднимает вечные проблемы Бытия.
Кай и Герда любили друг друга, как брат и сестра. Они были добры, веселы, счастливы, пока не появилась Снежная королева и не увезла мальчика в холодное царство. Здесь напрашивается аналогия – мансарда с розами – божье царство, рай, где счастье наполняет человеческие сердца, а ледяные владения Снежной Королевы – ад, где нет ни любви, ни сострадания. Снежная королева похищает Кая. «Сани объехали кругом площади два раза; Кай живо привязал к ним свои санки и покатил…. Вот они выехали за городские ворота. … Кай громко закричал – никто не услышал его! … Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения».
Герда верит, что мальчик жив, и отправляется в опасное путешествие на поиски Кая.
Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак).
Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы и добраться до Лапландии …
«Бедная девочка осталась одна-одинешенька на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц». Босая Герда без рукавиц на трескучем морозе напоминает нам о страданиях Христа, несущего свой крест на Голгофу во имя спасения человечества. Христианский мотив самопожертвования лег в основу спасения Кая. Через путь страдания и самопожертвования происходит очищение и спасение души человеческой. Герда жертвует собой во спасение ее друга Кая. Приближаясь к чертогам Снежной королевы, Герда увидела передовые отряды королевского войска. И тогда Герда обращается за помощью к Богу, она начинает читать молитву «Отче наш». Из тумана стали выделяться «маленькие, светлые ангелочки, которые ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках». «Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы». В седьмом рассказе Герда вновь прибегает к молитве. «Входя в огромные ворота, … она прочла вечернюю молитву, и ветры улеглись, точно заснули». Слезы Герды растопили сердце Кая, он взглянул на нее, и она запела: «Розы цветут… Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа!»
Когда Кай и Герда возвращаются домой уже повзрослевшими, они видят бабушку, которая громко читала Евангелие: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!»
Сказка «Снежная королева» заканчивается победой добра над злом, но после прочтения перед нами уже не просто сказка, а рассказ с более глубоким смыслом. Андерсен хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.
Прослушав лекцию доктора филологических наук Андрея Коровина, изучив дополнительную информацию, проведя анализ произведения, могу сказать, что достигла цели проекта и нашла ответы на поставленные вопросы.
Если читать в оригинале, то видно, что христианские мотивы пронизывают творчество Андерсена. Говорится о Боге, о молитве, о помысле Божьем.
Да, это сказка, но важных вещах, очень важных. Андерсен создал образ девочки, которая, преодолевая все препятствия, спешит на помощь мальчику, попавшему в беду. В чем сила бессмертия этой истории? Может быть, в том, что Андерсен обращался к вечным истинам, в уста героини вложил слова молитвы.
Видоефрагмент:
«Снежная королева», анализ сказки Андерсена
История создания
Сказка «Снежная королева» была написана в 1844 г. и опубликована в сборнике «Новые сказки» (1845). Сборник очень удачно появился 21 декабря, накануне Рождества.
В разгаре был роман Андерсена с Дженни (Йенни) Линд. Хотя трудно назвать романтические отношения романом: Линд называла Андерсена братцем. Образ холодной певицы, не отвечавшей Андерсену взаимностью и через 10 лет после знакомства вышедшей замуж за известного композитора, как считают биографы, лёг в основу образа Снежной королевы. С другой стороны, идеальная братская любовь отражена в образе Герды. Таким образом, Герда и Снежная королева – две ипостаси возлюбленной, которые не соединяются в одной личности. Это холодные поцелуи бессердечной красавицы или сердечная дружба без намёка на эротические отношения.
Мифологическая основа образа Снежной королевы
Философская основа сказки
Андерсен увлекался натурфилософией Шеллинга и философом Я.Беме. Идея Беме об андрогинности человека нашла воплощение в оппозиции лета и зимы. Кай и Герда представляют собой единое целое, они неразлучны в тёплое время года. Но зимой каждый заключён в своей квартире. Это метафора докультурного андрогинного человека. Тогда зеркало тролля, ранящее сердце и изменяющее взгляд – это влияние культуры, отделяющей человека от природы. Человек не видит красоту природы, розы для Кая уродливы, человек наслаждается игрой рассудка – порождения культуры. Спасение Андерсен видит в христианских ценностях.
Литературное направление и жанр
Жанр сказки «Снежная королева» часто определяют как сказочная повесть. Это самая длинная сказка Андерсена, она состоит из 7 историй, каждая из них – определённая картина мира, этап в жизни человека.
Тема и основная мысль
Тема сказки такая же, как и во всех сказках: победа добра над злом, жизни над смертью, лета над зимой. Основную мысль высказывает мудрая финка. Она объясняет оленю, что сила Герды в её «милом, невинном детском сердечке». Но Герда так сильна, что ей служат и люди, и животные, не сама по себе. В её сердце живёт Бог, именно Бог помогает человеку побороть зло и делает слабого сильнейшим. Так что основная мысль созвучна мудрости Евангелия: любовь побеждает всё.
Андерсен вслед за древними греками анализирует и взвешивает каждый вид любви. Любовь-эрос воплощена в образе Снежной королевы. Символ её – поцелуй. Снежная королева целует Кая, отчего его сердце становится льдом. Это чудесный образ: эротическая любовь сама по себе, без дружбы – дьявольская страсть. Любовь-стронге, родственная любовь, – это начало добрых дел. Нельзя относиться к родным с пренебрежением. И маленькая разбойница любит беспутную мать, так насколько же заслуживает любви бабушка, которую Кай передразнивает! Герда отправляется на поиски не друга, не жениха, а названого братца.
Любовь-филео, дружба, – основа отношений в сказке. Все сказочные герои, помогающие Герде, становятся её друзьями. Образ этой любви воплощён в принце и принцессе. Это отношения равных. Из всех женихов только будущий принц не смущался и не пресмыкался перед принцессой. Он подчеркнул, что пришёл не свататься, а только послушать умные речи принцессы.
Вершина любви – жертвенная любовь агапе. Так любил Христос человека, так может любить только Бог или человек, чьё сердце наполнено Богом. Так любила Кая Герда.
Мотив жертвенности тесно связан с образом Герды. Первая её добровольная жертва – новые красные башмачки, которые она отдаёт реке, чтобы та сказала, где Кай. Интересно, что Герда так и остаётся босоногой, несмотря на то что принц и принцесса дарят ей тёплые сапоги. Сначала их отбирает маленькая разбойница, а потом забывает отдать финка. Так что жертва должна быть постоянной.
В сказке представлены и формы извращённой любви. Эгоистичная любовь старушки, умевшей колдовать, задерживает Герду, отвлекает её от своего предназначения. Любовь разбойницы к своей дочери слепа, а такая любовь делает детей необузданными и своевольными. Обе героини лишаются объектов своей извращённой любви: Герда убегает, а маленькая разбойница отправляется путешествовать.
Христианские мотивы в сказке
В советских переводах христианские мотивы были выброшены или завуалированы. Трижды в сказке упоминается псалом, который Герда выучила ещё перед несчастьем с Каем:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Смысл этого псалма непонятен, потому что он переведён неправильно. Кажется, что псалом о радостях жизни (и розы цветут, и Рождество бывает) или о Втором пришествии, или о том, что Божий мир прекрасен. Но в оригинале псалом не так беззаботен: «Розы цветут и увядают, но вскоре мы снова увидим Рождество и младенца Христа». Это псалом о быстротечности земной жизни, о смерти, которую победил Христос, о ценности вечной жизни по сравнению с земной.
Для Герды этот псалом был утешением. Она ещё в детстве выбрала вечную жизнь. А Кай отступил от этой христианской основы, он любил математику, мудрёные забавы от лукавого. В следующий раз Герд запела псалом во дворце Снежной королевы, отчего Кай избавился от злых чар. Сказка заканчивается тем, что повзрослевшие Кай и Герда поняли смысл псалма. Впрочем, автор не раскрывает этот смысл читателю.
Среди других христианских мотивов – молитва «Отче наш», с помощью которой Герда побеждает войско Снежной королевы и усмиряет ветры. Побеждает она не сама, но легионы ангелов сражаются за неё.
В конце сказки бабушка читает Евангелие: «Если не будете как дети, не войдёте в царствие небесное». Собственно, вся сказка – это притча о том, как быть душой детьми.
В Герде даже взрослой остаётся детская непосредственность и человеческая слабость, например, подросшая маленькая разбойница покровительственно треплет её по щеке. Но дело, конечно, не в этом. В сказке детские сердце и душа противопоставлены холодному лукавому разуму. Последнее предложение сказки – скрытая цитата из Библии: «Наступит лето Господне благоприятное». Речь идёт о юбилейном годе, когда всех рабов-иудеев отпускали на свободу. Победа Кая и Герды – это символ победы рабской природы человека над грехом и смертью. Это истинная идея детской сказки.
Сюжет и композиция
Первая история сказки играет роль экспозиции. Это миф о рождении зла. Вторая история – притча о том, как зло вошло в сердце человека. Следующие 5 историй – этапы борьбы со злом, испытания, которые приводят к воссоединению человека с природой, традициями, Богом и самим собой, это восстановление его целостности. Третья история – испытание забвением в доме старушки, умевшей колдовать, четвёртая – испытание богатством в замке принца и принцессы, пятая – прямая опасность для жизни в замке разбойников, шестая – битва с войском Снежной королевы (метафора сражения христианина с бесами). Седьмая история содержит кульминацию – сражение со злом в себе, и это зло побеждается Божьей любовью. В последней истории содержится и развязка. Как и положено в сказке, добро побеждает зло.
Сюжет «Снежной королевы» напоминает сюжет народной волшебной сказки, отражающей древний обряд инициации – посвящения ребёнка во взрослую жизнь. Андерсен показывает два типа взросления. Взросление Герды происходит через обращение к традициям, общение и социализацию. Кай отрицает ценности предыдущих поколений, но такой путь не позволяет стать полноценным членом общества. Кай так же одинок, как и Снежная королева. Он не может стать взрослым без посторонней помощи. Только любовь близких может помочь такому подростку.