Позиция автора в рассказе золотой петух

Сказки

Анализ произведения «Золотой петух» (А. Куприн)

Автор: Guru · 27.02.2021

О рассказе

Рассказ создан А. И. Куприным под эмоциями от французской природы. Лирика, составляющая рассказ, указывает читателю на то, что даже обыкновенные вещи могут быть прекрасными и увлекательными. Об этом рассказе и пойдёт речь в статье.

История написания

Автор написал произведение за границей. Во время происходящей Гражданской войны Куприну, выступая на стороне Белых, не удалось остаться на Родине. Эмигрантам в те времена было тяжело: адаптация в непривычной военной среде и поиск достойной работы были не легки. Очарование красот французского Виль-д’Аврэ в 1923 году и подтолкнуло автора на работу над повествованием «Золотой Петух». Благодаря литературе он преодолевал все сложности судьбы. Он постоянно писал, хотя и не мог знать точно, будут ли опубликованы его труды.

Стилистика золотого петуха

Рассказ содержит эмоции самого рассказчика, лирические зарисовки и наполнен сравнением и описанием. Важное значение Куприн придает процессам внутри окружающего мира и описанием красоты природы. Реалистичность направлению придаёт детальное и четкое описание обычного утра.

Основная идея и направление

Автор восхищается величественностью и могуществом природы – от аромата трав до петушиного крика, что обуславливает отсутствие конфликта в повествовании. Но в конце повествования всё-таки можно уловить критическую нотку. Рассказчик критикует себя за сухое сердце и за то, что петух священно восторгается своим «золотым» богом, воспевает солнце как не может человек.

В рассказе «Золотой петух» в том и заключается идейная мысль автора: человеку трудно понять чувство созданных природой существ. Люди утрачивают ощущение радости, неделимости с окружающей их изяществом.

Композиция «Золотого Петуха» очень интересна динамичностью: с умиротворенного и эстетичного утра автор переходит на описание контраста, которым выступает крик утренней птицы. Пронзительная и сильная песня петуха оживляет всё повествование.

В конце этого рассказа резкость действий наращивается. Куприн в финале пишет о масштабности утреннего петушиного хора, о том, что вовлечено и как распространено данное явление. И лишь с появлением утреннего солнца поток лирических размышлений прекращается. По словам автора, всё пронизано солнечным светом, никто не умел поймать момент появления солнца. Автор подмечает, что с появлением солнца всё окрашивается в розовый или розово-золотой цвет.

Повествуя о связи песен петуха и восхода солнца, автор приходит к выводу, в котором люди, всё-таки, тревожат петуха и остается с рассуждением о происходящем.

Суть «Золотого Петуха»

Название можно интерпретировать с разных сторон.

Суть рассказа

Куприн описывает очарование и резкость петушиных песен, природу утра, главное внимание уделяя описанию первых петушиных возгласов. Автор рассуждает о том, что вызывает крик птиц: определенный день в году? Или крик петуха празднует «в честь памяти трёхсотого тысячелетия Древнего Петуха — прародителя всех петухов в мире»?

Автор настолько восхищен происходящим, что даже интересуется у одного их петухов о смысле его участия в хоре. Финал этих размышлений приводит рассказчика к выводу, что он не сможет испытать такой восторг от восхода солнца, как эта птица. Людям доступна простая радость, наслаждение приятными моментами.

Читайте также:  Рассказ про коллегу на английском

Главные действующие лица рассказа

Автор творческий и чуткий человек. Эмоционально восхищается красотой во всём. То, с какой поэтичностью описана природа наталкивает на мысль, что автор чуткий человек. Несмотря на все трудности автор всё равно радуется восходу и утру.

Петух — Птица достойная и надменная. Из-за непонимания не придает внимание на человека. Автор описал петуха как птицу грамотную, гордую, умную и преданную своему заданию.

Солнце Солнце автор сравнивает с богом, с Фениксом. Огненный шар, символизирующий начало нового дня. Дневное светило описано наряду с петушиным резким хором и играет основную роль.

Темы рассказа

Основная идея

Автор описал красоту, контраст и очарование природы. Также рассказчик указывает на то, что некоторые не видные взгляду природные процессы происходили веками. Основная мысль рассказа о том, то человеку нужно учиться видеть прекрасное в самом обычном.

Стилистика написания

Рассказ написан понятным языком. Составлен с помощью олицетворений, эпитетов и сравнений. Обилие и разнообразие средств литературного слога позволяет Куприну эмоционально и подробно описать природу.

Источник

Анализ рассказа «Золотой петух» (А.И. Куприн)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.07.2020 · Обновлено 28.07.2020

Рассказ «Золотой петух» – одно из немногих произведений А.И. Куприна, написанных под впечатлением от красоты французской природы. Эта лирическая зарисовка показывает, что даже обычные явления могут показаться прекрасными и даже интересными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.

История создания

Рассказ «Золотой петух» – одно из произведений, написанных А.И. Куприным за рубежом.

Выступая за Белую армию во времена Гражданской войны, писатель не смог оставаться на Родине после поражения своей стороны. Эмиграция далась ему тяжело, как и многим его соратникам: людям было сложно найти достойную работу и адаптироваться в новых условиях.

Куприн жил в Финляндии, а затем и во Франции. Именно здесь в 1923 году, будучи очарованным красотами живописного Виль-д’Аврэ, он написал рассказ «Золотой петух». Литература давала ему стимул бороться с судьбой и преодолевать трудности. Он не прекращал работать, хоть и не знал порой, удастся ли опубликовать его труды.

Жанр, направление

«Золотой петух» – это не просто рассказ, это лирическая зарисовка, наполненная описаниями, сравнениями, а главное – эмоциями самого автора.

Куприн придаёт особое значение описаниям природы и процессам внутри неё. Точное и детальное отображение течения обычного утра знаменуют принадлежность произведения реалистическому направлению.

Композиция и конфликт

Как такого конфликта в рассказе нет. Это обусловлено тем, что произведение представляет собой восхищение красотой и величественностью природы – от крика петуха и до аромата трав.

Читайте также:  Продолжи сказку про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост

Однако уловить критическую точку всё же можно, но лишь в конце рассказа:

«Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога».

В этом заключается следующая главная мысль писателя в рассказе «Золотой петух»: человеку не дано понять то, что чувствуют существа, всё ещё близкие природе. Люди всё дальше уходят от первозданной неделимости с природой, теряя ощущение беспричинной радости и восторга от красоты мира.

Рассказ «Золотой петух» интересен с точки зрения своей композиции: начиная с описания утра – неспешного и умиротворённого – писатель переходит к динамичности крика петуха. «Сила и пронзительность петушиного крика» придают живости всему повествованию. Куприн будто наращивает интенсивность действия, подходя к финалу произведения. Он рассуждает о масштабах утреннего крика петухов, о распространённости этого явления, о том, что вовлечено в этот процесс. И лишь появление солнца прерывает поток размышлений:

«Вот и солнце. Еще никогда никто — ни человек, ни зверь, ни птица — не сумел уловить момента, когда оно появляется, и подметить секунды, когда все в мире становится из бледного розового — розово-золотым, золотым. Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю».

Рассуждая о солнце и его связи с петушиным хором, Куприн приходит к финалу, где человек тревожит петуха, оставаясь в итоге наедине со своими мыслями о произошедшем.

Смысл названия

Смысл названия рассказа «Золотой петух» можно рассматривать с двух точек зрения.

Суть: о чем рассказ?

«Золотой петух» – это рассказ о необыкновенности и красоте петушиного крика как постоянного явления. Рассказчик описывает красоту утренней природы, уделяя особое внимание первым возгласам петухов. Писатель размышляет о том, чем вызван крик птиц: празднованием самого долгого солнечного дня в году? Или празднованием «дня трехсотого тысячелетия памяти Древнего Петуха — праотца всех петухов на свете»?

Будучи восхищённым происходящим, рассказчик даже решается поинтересоваться у одного из петухов о его участии в утреннем хоре. В финале рассказа герой приходит к выводу, что хоть ему и недоступен истинный восторг от прихода солнца, как у петухов, но он может просто радоваться солнцу, наслаждаясь прекрасными моментами.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев представлена в таблице:

Рассказчик эмоциональный и чувствительный человек. Его восхищение, казалось бы, обыкновенными явлениями, показывает, что он может видеть красоту во всём. То, с какой одухотворённостью и внимательностью рассказчик описывает природу, наталкивает на мысли о принадлежности героя к творческой профессии. Важно и то, как герой реагирует на неприятности: несмотря на грубый ответ петуха, рассказчик не падает духом и продолжает радоваться солнцу.
Петух гордая птица, не обратившая особого внимания на рассказчика. Огромный лоншанский петух выказывает презрение по отношению к человеку, обратившемуся к нему. Это вызвано не столько горделивостью или надменностью, сколько, вероятнее всего, простым непониманием.

Образ петуха может восприниматься и иначе в рассказе: это характер не конкретной птицы, повстречавшейся рассказчику, а собирательный образ всего петушиного хора. Писатель представляет птицу как величественное и умное существо, отличающееся преданностью своему делу.

Солнце Золотой Петух, огненный шар, значимое явление природы. Солнце символизирует наступление нового дня – начала чего-то нового, обновление. Рассказчик сравнивает солнце с Фениксом, что говорит о могуществе и незыблемости огненной звезды.

В рассказе «Золотой петух» затронуты следующие темы:

Проблемы

В рассказе «Золотой петух» можно выделить проблему поиска прекрасного в обыкновенном. Петушиный хор, восход солнца – это привычные явления, в большинстве случаев не вызывающие огромного восторга. Однако Куприн преподнёс эти процессы так, что, пожалуй, каждый читатель захотел услышать тот самый мощный и громогласный крик петуха, ощутить первые лучи солнца на своём лице и порадоваться наступлению нового дня.

Поиск прекрасного в обычном – это умение радоваться мелочам и замечать хорошее в самом простом. Обращаясь к этой проблеме, писатель надеялся показать читателям красоту окружающего мира и научить задумываться над тем, что же видят они, а главное – что при этом чувствуют.

Основная идея

В рассказе «Золотой петух» заключен важный смысл: красота и сила природы, а также существ, относящихся к ней, неизмерима. Процессы, которые кажутся нам обычными и зачастую не вызывающими интереса, проходили целые века развития, изменяясь или оставаясь в первозданном виде. Человеку иногда необходимо обратить внимание на величественность и значимость отдельных явлений, ведь из них и состоит настоящая жизнь.

Главная мысль рассказа «Золотой петух» заключается в том, что человек должен научиться черпать счастье из обыденных, казалось бы, вещей — из яркого солнечного света, из громкого петушиного крика, из красоты теплого утра.

Чему учит?

Рассказ «Золотой петух» учит читателей видеть прекрасное в обыкновенном, обращать внимание на детали. В произведении рассмотрен, казалось бы, лишь утренний крик петуха, а также упомянут восход солнца, однако эти простые явления вызвали в рассказчике бурю эмоций.

Испытывать чувства, видеть прекрасное, радоваться жизни и всему тому, что происходит в природе – именно к этому призывает автор, описывая красоту окружающего мира. Куприн заставляет задуматься о том, как важно вовремя остановиться и почувствовать, как прекрасен мир вокруг нас.

Художественные особенности

Куприн пишет рассказ «Золотой петух» понятным языком, чтобы и дети, и взрослые, могли окунуться в мир живописного Виль-д’Аврэ.

Рассказ наполнен множеством средств художественной выразительности: эпитеты («сладкая уверенность», «нежная ясность», «наивные ароматы»), олицетворения («тучи задержали солнце», «звенят солнечные лучи», «деревья поёживались»), сравнения (сравнение петушиного хора с войском древнего Рима, сравнение солнца с Фениксом).

Обилие средств художественной выразительности помогает автору детально и эмоционально описать природу.

Источник

Читайте также:  Сказки про сильвания фэмили
Познавательное и интересное