Познавательное значение сказки о царе салтане

Сказки

Эзотерический смысл «Сказки о царе Салтане». Часть первая

Недавно смотрела фильм по сказке А.С.Пушкина «О царе Салтане и сыне его Гвидоне» в моей голове появились кое какие размышления по поводу глубинного смысла сказки — ведь Пушкин пророк. О чем же он пророчествует?

Вера, Надежда, Любовь

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Девицы-сестрицы: Вера, Надежда, Любовь!

Окно в иной невидимый мир, а они сидели в светлице — в нашем 3х мерном мире.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир»

Мечта создать общество всеобщей сытости. Человек приходит к вере в Бога от страданий, когда надеяться больше не на кого. И первое желание обрести в вере надежду на помощь Божью в выживании в этом мире: возможности трудоустройства, заработка, здоровья и т.д.

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки царя

Это самая высшая ступень. Любовь безусловна. Она не просит ничего. Она готова отдавать. «Святой апостол Павел воспел гимн христианской любви. Он указал на ее величие, указал именно на те неземные свойства этой любви, которую заповедал миру Господь наш Иисус Христос. Он пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не ищет зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Все, кого мы знаем с такими качествами – это великие святые.

Входит в светлицу царь, стороны той Государь. «Речь последней по всему полюбилася ему».

Рождение младенца

На Земле в сознании людей готовится переломный момент: переход от познания человечеством природы созданной Творцом, и самого человека – высшее творение Бога, к познанию самого Отца Вселенной.

Царь взял ее в жены, а сестер нанял в работники.

«…Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха…».

«…В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха…»

«…И завидуют оне Государевой жене…».

Царица- будушая матерь Божия. Сорок поколений род Давидов очищался покаянием, чтобы на этом родовом древе появилась «веточка» — родилась девочка Мария столь чистая, что смогла принять самого Бога во чрево свое и не сгореть, а выносить, как вынашивают человеческое дитя. Бог родился во плоти.

Дела вдаль не отлагая,

С первой ночи понесла…».

Повариха и ткачиха

«…В те поры война была…»

«…Царь уехал на войну…»

«Наступает срок родин,

Сына Бог им дал в аршин…».

Сын родившийся соединит в себе земное и небесное и поможет подняться человечеству из низшего земного мира в духовный мир. (Азбука для взрослых, т.1, М.Безлюдова).

«И царица над ребенком,

Как орлица над орленком,

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать Отца».

Но зависть жестокое качество.

«А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Перенять гонца велят;

Сами шлют гонца другого

Вот с чем от слова до слова…»

«…Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь.

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверюшку».

Должна бы родить Сына Божия, а родила человеческого ребенка ( эмбрион в утробе матери прошел все фазы развития всего живого на Земле). Семя- Духа Святого — Божие, а плоть – человеческая (мы из школьной анатомии и из работ современных генетиков знаем, что в утробе матери эмбрион проходит все сотворение мира от простейших одноклеточных до животных и птиц).

Царь было рассердился, но потом смягчился:

«Ждать царева возвращенья

Для законного решенья».

Но завистницы иначе решили:

«Обобрать гонца велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую».

Секты всегда обещают «рай» и благоденствие на земле, вводят человека в состояние эйфории-«допьяна его поят», и затем « в суму-голову его пустую» надиктовывают свое «учение».

«И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

На дно человеческого сознания, чтобы о Нем никто не узнал.

Источник

Тайная идея сказки о царе Салтане

Тайные намёки А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Анализ названия сказки.

В сказках Пушкина имена героев, на которых надо обратить особое внимание, перечисляются в названиях. В рассматриваемой сказке важные герои:
— Салтан,
— Гвидон Салтанович,
-Лебедь.
Даны пояснения к образам героев:
Салтан – царь,
Гвидон Салтанович – сын царя, славный и могучий богатырь,
Лебедь – царевна, прекрасна.
Больше всего в названии говорится о Гвидоне. Во-первых, его родство с царём дважды упомянуто: отчеством (Салтанович) и прямым текстом («Сказка….о сыне его…»). Во-вторых, титулы Гвидона отсутствуют в отличие от титулов других героев. В- третьих, он «славный и могучий богатырь». Из этого можно сделать вывод, что Гвидон главный носитель тайных намеков. Титул отца противопоставлен богатырству сына. Вокруг этого противопоставления сосредоточен тайный смысл сказки.

Рассмотрим имена персонажей.

Слово Гвидон – имеет европейские корни. Оно либо от еврейского гидеон (воин), либо от германского гвидо («обширный»), либо слово происходит от итальянского guidare, что переводится, как править, управлять. Таким образом, имя Гвидон обозначает «военный обширный правитель». Говоря иначе, Гвидон военный правитель, опирающийся на обширные массы народа. Гвидон в сказке олицетворяет передовой западный образ правления того времени.

Лебедь считается древнерусским символом чистой любви и совершенства. В русском фольклоре говорится о мудрых волшебных девах, которые плавают в водах белыми лебедями.

Важную роль в сказке играет имя острова. Остров Буян в русских поверьях представляется местом, откуда берут свое начало жизненные и творческие силы.Остров связан с заговорами, в них он выступает как “центр мира” (на нем дуб о четырех ветвях, на нем камень алатырь, который посреди моря лежит, на нем голова самого Адама)1
«На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
и силе той нет конца…».
«Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать,
Индрик-зверь, всем зверям отец,
Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).
На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,
и ворон, всем воронам старший брат.
Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень».

Читайте также:  Рассказ платонова в прекрасном и яростном мире смысл

Образы главных героев.

Образ царя Салтана противоречивый.
Царь подслушивает чужие разговоры.
«Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;»

Царь в гневе мог поступить безрассудно.
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»

Любая царская воля выполнялась беспрекословно.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
………………………….

Царь заботливый, любящий.
«Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.»

Царь не женился снова, грустил по царице и сыну.
«Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;».

Интересует царя жизнь за морем и чудеса. Узнав о Гвидоне, царь Салтан загорается желанием погостить у князя, но подчиняется давлению родни и не едет.

«Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.»
Только после четвертого приглашения царь Салтан собирается в дорогу.
«Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.»
При встрече с женой царя Салтана охватила буря чувств. Только сейчас он узнаёт всю правду.
«Царь глядит — и узнает.
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся.
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»….
Царь милосерден, узнав правду, не отдал виновных под суд.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»
В образ Салтана А. С. Пушкин формулирует мысль, что царь обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Нельзя государству зависеть от воли одного человека каким бы хорошим он не был.

Мы знаем из названия сказки что Гвидон – «могучий и славный богатырь».
Богатырь это:
— Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, защитник Родины.
— Рослый, физически сильный человек.
Подвиг Гвидона как война это победа над Коршуном.
Рослость Гвидона видна из его рождения:
«Сына бог им дал в аршин».
Силу Гвидона мы можем оценить по его делам.
«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.»
……………………………..
«Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,»
Сын Салтана обладает ведичекскими волшебными способностями. Его слушается волна. Он может расти не по дням, а по часам, когда это требуется.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам».
Когда царица с приплодом вышли из бочки волшебный рост ребёнка закончился.
Он может через море перелететь комаром, мухой, шмелём. Самостоятельно возвращает себе человеческое обличие в своём уделе. Он благороден. Спасает Лебедь от Коршуна вместо того, чтобы добыть «дичину» на ужин.
В сцене знакомства царевича и лебеди явный намёк на тайный смысл. Лебель обещает:
«Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Царица с сыном заснули без ужина после долгого голодания в бочке, хотя царевич мог сделать новую стрелу и добыть что-нибудь на ужин. Они добровольно принимают дополнительный трёхдневный пост.
«Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак».
Ночь прошла.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Царицу с сыном никто в городе три дня не кормил по велению Лебедя? Или три дня они спали? Или город появился на третий день? Зачем автор говорит о трёхдневном посте героев? Наверно, Пушкин дает понять читателю, что начинается новая жизнь изгнанников в славе Божьей, для приготовления к которой необходим дополнительный суровый пост.
Сына Салтана народ выбрал правителем на острове Буяне и нарек Гвидоном. Свободные выборы правителя подчёркивает имя «Гвидон», европейские корни которого намекают на «обширного правителя» – правителя, опирающегося на обширные массы народа

«Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.»
Князь любит отца, не смотря на то, что с ними сделали по его-де указу.

«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».

При всём своём благородстве князь став насекомым калечит своих тёток.
«…комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз»

«Гвидон-то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;»
Зачем Гвидону хочется заполучить чудеса, о которых говорят родственники? Чтобы привлечь внимание царя Салтана и укрепить его в желании посетить остров. Не это главное. Князь заботится о процветании своего государства. Чудеса позволяют ему построить рай на острове.
Белка снабжает княжество золотом и изумрудами.
«Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной—
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
Откуда белка берет золотые орехи? Надо полагать с ели, под которой она сидит. На ели орехи не растут. Можно предположить, что под елью понимается кедр. На кедре растут орехи, которые можно сравнить с золотыми по их ценности. Может это намек на богатства Сибири?
Второе чудо. У Гвидона есть войско, которое белке честь отдает:
«Отдает ей войско честь»;
есть пушки ( «пушки с пристани палят»), но князю надо 33 богатыря с дядькой Черномором. Имя дядьки прямо указывает на важность Черного моря для безопасности России. Волшебная сила Черномора вместе с божественной силой богатырей, которых 33 что намекает на их связь с Иисусом, делают остров Буян абсолютно безопасным и источником могучей русской силы. Подчеркивается, что богатыри Божьей силой только охраняют государство и не нападают на другие земли.

Читайте также:  Рассказы о суворове и русских солдатах иллюстрации

«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.»
Последнее чудо. Царевна Лебедь завершает создание гармоничного княжества, в котором все прекрасно. Все богаты, полная безопасность, мудрая выборная власть, заботящаяся о процветании всех. Идеальное государство.

Имя царевны многое объясняет. Краткие намёки в её описании усиливают и поднимают на новую высоту образ царевны.
Царевна – оборотень.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:»

Царевна из божественного рода. 33 богатыря её родные братья.
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Интересен внешний вид царевны.
«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,»
Речь идёт о нимбе ауры царевны. Мощность её нимба превышает нимбы святых.
«Месяц под косой блестит»
Месяц в древнерусских верованиях представлялся как образ смерти, образ загробного мира. Коли этот символ блестел под косой царевны, то она была тесно связана с загробным миром. Могла призывать на помощь умерших.
«А во лбу звезда горит.»
Звезда во лбу – это третий глаз. Черта божеств. Третий глаз позволяет им видеть прошлое и будущее, быть вездесущими, знать и видеть все, что творится в любом уголке мироздания. С помощью третьего глаза бог созидания Вишну, грезящий на водах, проницает завесы времен, а бог разрушения Шива, выбрасывая из третьего глаза потоки мистической силы, способен испепелять целые миры. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах индуистских и буддийских храмов, а обычай ставить пятнышко между бровями индийских женщин, а в религиозных ритуалах и всем принимающим в нем участие, восходит именно к этой традиции.
Возникает вопрос. Почему богиня, обладающая безграничными силами и защищаемая 33 братьями богатырями, могла стать жертвой коршуна, который всего на всего чародей? Царевна использовала коршуна – чародея, чтобы познакомиться с сыном Салтана в выгодных для Гвидона обстоятельствах. Дабы её дальнейшая помощь была оправдана чувством благодарности.
О ясновиденье царевны так же свидетельствует то, что лебедь уже ждала князя у берега, когда ему она была необходима.
«К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам»
Царевна Лебедь – языческая богиня.
Бабариха языческая ведунья. Они тесно связаны. Язычество объединяет их и обуславливает их взаимосвязь и взаимопомощь в сотворении идеального государства – рая на земле на основе русского языческого духа в сочетании с европейским свободомыслием того времени.

Кто мог себе позволить обобрать государево гонца, напоить его так, что он забыл царский приказ. Это или одно из главных лиц государства и или с помощью волшебства.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».

Обращает на себя внимание наименование товаров, которыми купцы торговали:
1 купцы –
«Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;»
2 купцы –
«Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,»
3 купцы –
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,»
4 купцы –
«Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;»
С каждым разом ценность товара возрастает. Следовательно «неуказанный товар» дороже булата, чистого серебра и злата. При этом он «неуказанный» то есть запрещённый к ввозу и провозимый контрабандой. Получается товар это западное свободомыслие.
Сопоставляя образы царя Салтана, князя Гвидона, сватьей бабы Бабарихи, можно сделать следующие выводы:
1. Язычество (Бабариха) почитается востоком и православным миром (царём Салтаном)
2. Язычество помогает сотворить идеальное государство на стыке востока и запада князю Гвидону.
3. Салтан (восток) и Гвидон (запад) противопоставляются друг другу в вопросе организации власти. Царь Салтан самодержец. Гвидон выбранный на должность князя богатырь.
4. Салтан и Гвидон садятся в конце сказки за пир. Старая форма правления видит преимущества новой формы власти и добровольно готова к переменам.
Все волшебные силы на стороне новой формы власти – царевна Лебедь, Бабариха.

Источник

Конспект по литературному чтению «В чем главный смысл «Сказки о царе Салтане. «

Литературное чтение в 4Д классе

Учитель Бахтиярова Клара Гадиловна

Тема урока: В чём главный смысл сказки? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», финал)

Цели: обобщить знания по сказке «Сказка о царе Салтане» и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; развивать артистические способности; воспитывать чувство любви к творчеству А.С. Пушкина; чувство любви и заботы к родителям.

Оборудование: учебник, книги А.С.Пушкина, мультимедийный проектор.

Сегодня на уроке у нас гости, повернитесь к гостям поздоровайтесь. Итак, урок литературного чтения, мы продолжаем изучать творчество А.С.Пушкина

Дыхательные упражнения, скороговорки для отработки дикции

а) глубокий вдох и выдох;

б) глубокий вдох и выдох «порциями»

3. Проверка домашнего задания.

Послушайте внимательно отрывки из сказки и готовьтесь ответить на вопрос « Какие чудеса происходят в сказке?»

Читайте также:  Рассказ про знаки препинания 4 класс проект

1.Чтение наизусть отрывков из сказки ( 3 учащихся)

— Какие чудеса происходят в сказке? Слайды

Кто охраняет город? (тридцать три богатыря) Кто главный среди них?

— О каком самом прекрасном чуде рассказывает нам сказка А.С.Пушкина? (Прекрасная Царевна Лебедь)

— Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебедя в сказке? (добро)

Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Декорации и костюмы к опере Н.А.Римского – Корсакова создал великий художник Врубель. Одна из самых известных картин «Царевна Лебедь» (показ слайда) и прослушивание отрывка оперы ( Взаимосвязь чтения, ИЗО и музыки) Слайд

Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

2. Творческий пересказ от имени князя Гвидона Салтановича (ученик в костюме)

— Почему князь Гвидон Салтанович недоволен всем этим богатством?

— Чего ему не хватает?

4. Формулировка детьми темы и целей урока.

Сегодня мы прочитаем последнюю часть сказки и должны ответить на важный вопрос. Тема урока «В чем главный смысл сказки?» Слайд

— Как вы думаете, какую цель мы ставим на уроке? Слайд

(дочитать сказку, научиться читать выразительно, сформулировать, разгадать главный смысл сказки…)

5. Работа с текстом сказки.

Работа с текстом до чтения.

Беседа с учащимися:

– Какого окончания сказки вы ждёте?

– Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки?

– Какое же зло может быть наказано в сказке А.С. Пушкина?

– Кто считает, что ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой уже наказаны?

— Только ли укусами Гвидона?

— Как, по-вашему, относится к ним автор? (Они наказаны своим страхом. Живут и ждут, а что будет, когда правда откроется.)

– Что будет в финале сказки с этими героями?

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение учащихся (финал). Выразительно читают вслух

– Сумели ли вы угадать финал сказки?

– С кем из героев вам особенно жаль расставаться?

– Какое из всех чудес Лебедя вам особенно понравилось?

6. ФИЗМИНУТКА под музыку «Полёт шмеля»

Николай Андреевич Римский – Корсаков к 100 летию А.С.Пушкина написал оперу – сказку. Отдохнём под музыку Полёт шмеля

2) Выборочное чтение 16-й части.

– Почему счастливый князь Гвидон всё-таки грустит – «Под окном сидит, молча на море глядит»?

– Почему притихло море? Ведь до этого гости приплывали под аккомпанемент строк:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

– Как рисует Пушкин радость Гвидона, увидевшего корабли отца? Прочитайте

– Почему Гвидон сразу не открывается Салтану?

В город он повёл царя,

– Сохранилась ли любовь к жене, сыну в душе Салтана? Почему вы так думаете? Прочитайте отрывок

– А как чувствуют себя виновницы всех бед в сказке? Найдите в тексте

– Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор? Мы, читатели?

– Знакома ли вам такая концовка сказки?

7. Работа с пословицами. Слайд Как вы думаете, какая из пословиц лучше подходит к данной сказке? Почему?

Вся семья вместе, так и душа на месте.

При солнце тепло, при матери добро.

На что и клад, коли в семье лад.

Актуальны ли в наши дни эти пословицы? Какая тема их объединяет? Какие ещё пословицы о семье вы знаете?

8. Сравнение характера царя Салтана и его сына князя Гвидона. Работа в паре

— Ребята, почему в народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Давайте сейчас вместе подумаем, какими чертами характера наделил автор царя Салтана и князя Гвидона? Поищем сходство и различия. Выполняем работу в паре на листках.

Выберите из списка слова-характеристики, подчеркните отличительные черты характера.

Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

Итак, каким вам представляется царь Салтан?

Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца)

Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним)

Простой (женился на крестьянке, любит слушать о чудесах)

Доверчивый (верит во все чудеса)

Пассивный (не нашел виновников трагедии)

Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из плавания)

А каков молодой князь Гвидон?

Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц, будучи комаром, мухой и шмелем, укусил их)

Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем уделе, причем белочка пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди он женится; заставляет причаливать корабли, проплывающие мимо)

Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)

Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука)

Внимательный (видит печаль на лице отца во время встречи с ним)

Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле)

Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына?

Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство.

А каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный и практичный.

— Какие бы слова- характеристики вы добавили ещё сами?

— Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки!

1) Составление киносценария,

– Перечитайте начало 16-й части. Разбейте текст на части – кадры для кинофильма, выделите детали, крупный план.

– Сколько кадров может быть в вашем кинофильме?

д) Гвидон наводит трубу;

е) царь глядит в трубу;

ж) приветствие гостей;

з) встреча отца и гостей с Гвидоном.

10. Итог урока. Рефлексия.

— Итак, в чем главный смысл сказки?

— Как вы думаете, какое богатство было главнее для Гвидона Салтановича?

— Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом уроке?

Эта сказка самая добрая из всех сказок Пушкина, она говорит нам: «Умейте прощать и тогда все будут счастливы».

Но я бы ещё добавила: учитесь радоваться чужому счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям

11. Домашнее задание:

По желанию нарисовать иллюстрацию к заключительной части;

Подготовка к уроку внеклассного чтения. Прочитать «Сказку о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина, принести в класс книгу

Источник

Познавательное и интересное