Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Правда всего дороже
Рассказ Льва Толстого «Правда всего дороже»
В книге Льва Толстого много сказок, в которых собрана целая кладезь ума, интересных находок и наблюдений. Кому-то из читателей покажется, что в сказках Льва Николаевича мало сути, ведь большинство повествований умещаются в очень короткие тексты. Объём произведений Толстого никогда не мешает ему сделать повествование значимым. Воспитательные моменты есть в каждой авторской сказке. Романы-эпопеи давно уже известны в копилке классика, но как ему удалось создать целую галерею образов, которые уместились в книгу сказок для детей. Точность и лаконичность строк и предложений подкупают. Некоторые слова специально вставлены автором в содержание сказок, чтобы юные читатели подумали над сутью сказочных фраз Льва Николаевича. Хорошо, когда процесс познания происходит у детей самостоятельно, от этого бывает больше пользы. Когда ребёнок достигает чего-то сам, тогда он эти знания ценит гораздо больше.
Краткое содержание сказки
Сказка «Правда всего дороже» — обычная бытовая история. Главный герой — мальчик, нечаянно разбивший чашку, за которую было заплачено немало денег. Это осталось никем не замеченным. Мальчик решил, что всё обойдётся, ведь никого дома не было в тот момент, когда разбилась чашка. Отец вернулся с работы и всё же смог заметить, что чашка лежит разбитой, стал он выяснять у ребёнка, кому это в голову пришло разбить дорогую вещь. Мальчику стало так страшно, что он не смог солгать родному отцу. Сын рассказал всё в мельчайших подробностях. Отец, к удивлению мальчика, очень обрадовался и не наказал ребёнка. Чашку мог бы разбить любой, это было по неосторожности. Отец произнёс такую фразу, которую сын запомнил на всю свою жизнь. Взрослый родной человек, отец, похвалил и сказал родному сыну «спасибо» за сказанную правду.
В чём мораль написанного
В произведении отец не посчитал ниже собственного достоинства поблагодарить ребёнка за правду. Автор вложил в уста отца слова благодарности не случайно. Пусть лучше человек услышит правдивый рассказ, сделающий ему больно, но это будет истиной, которую можно будет принять и знать, как дальше действовать. Любое враньё станет рано или поздно очевидным. Невозможно долго что-то утаивать. Всегда найдутся свидетели, найдутся такие люди, которые захотят рассказать всё, что увидели. А правда, услышанная от других, воспринимается гораздо хуже, чем от тебя самого. Мальчик получил от своего отца очень хороший и своевременный урок. Лучше признать свои ошибки самому, ведь правда гораздо дороже, какой бы горькой она не была. «За правду больше ценят», — так говорят в народе.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Правда всего дороже» онлайн бесплатно и без регистрации.
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:
«Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок»».
Конспект урока по литературному чтению
«Л.Н.Толстой «Правда всего дороже», «Котенок»».
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ»,
1. воспитывать у учащихся честность, трудолюбие;
2. учить находить главную мысль произведения.
3. Познакомить с рассказом Л.Н.Толстого «Правда всего дороже»
I. Организационный момент.
Работа со скороговоркой:
На окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
— О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Правда всего дороже» и «Котенок».
ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
– Какова главная мысль этого произведения?
– Каким вам представился мальчик? А отец?
– Чему учит этот рассказ?
– Каким вам показался этот рассказ?
(интересным, грустным, поучительным).
– Что особенно понравилось в рассказе?
(Мальчик сказал правду)’
Анализ произведения.
– Кто является главным героем рассказа?
(Мальчик)
– Что случилось с мальчиком?
(Он разбил чашку).
– Как поступил мальчик?
– (Сказал правду).
– Как вы оцениваете поступок мальчика?
(Он поступил хорошо, правильно).
– Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?
(Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
Л. Н. ТОЛСТОЙ «КОТЕНОК»
(быль)
1. воспитывать у учащихся ответственность за совершенные поступки, доброе отношение к животным;
2. познакомить с понятием «быль».
3. Учить составлять план.
Он первым входит в дом
И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет, исчезает далеко,
А когда придёт обратно, то из блюдца аккуратно
Пьёт парное молоко. (Котёнок)
2. Работа над былью «Котенок».
Что такое быль? (Это то, что было в действительности.)
что было духу – очень быстро.
3. Видеозапись «Котенок»
– К какому жанру относится произведение?( рассказ, так как мало действующих лиц и описывается один эпизод)
– Какое впечатление произвел на вас рассказ?
– Какие мысли. Чувства возникли?
– Что можно сказать о Васе? Какой он?
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
– Почему ваше настроение менялось?
– Чему учит эта быль?
Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
1. Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
2. А когда нашли?
3. Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?
4. Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?
5. Как вы думаете, что пережил Вася?
6. А кто виноват, что котенок попал в беду?
7. А как поступили бы вы?
8. Чему учит рассказ?
-Разделим рассказ на части. Подготовьте по нему пересказ.
1. У Кати и Васи пропала кошка;
2. Под крышей амбара
4.Расстование с котятами
6.Вася спасает котенка
Домашнее задание: стр. 116-119 пересказ по плану
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 г., 223 с.
Кутявина С. В., Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2012 г., 384 с.
Толстой «Правда всего дороже». Почему мальчик сказал правду?
В коротком рассказе Толстого «Правда всего дороже» его основная мысль вынесена в заголовок. Мальчик в рассказе разбивает дорогую чашку, но как бы не было ему страшно, как бы не боялся он наказания, он все равно ответил отцу, что это он разбил чашку.
И отец вместо того, чтобы наказать мальчика, похвалил его.
Мальчик в рассказе еще маленький, но он понимает, что правда всегда дороже лжи. Что попытка свалить свою вину на другого не привела бы ни к чему хорошему. Что все равно бы правда открылась и тогда его действительно наказали бы, причем и за то, что он разбил чашку, и за то, что соврал.
Мальчик поступил правильно, ведь виновную голову меч не сечет. И отец мальчика наверное гордился, что у него растет такой хороший и честный сын.
Поучительный короткий рассказ Л. Толстого. В нем не объясняется, почему мальчик признался в том, что это он разбил чашку. Но мы можем догадаться, что мальчик, хотя и боялся признаться, все же сказал отцу, что это он разбил. Для него правда оказалась важнее страха и, возможно, наказания.
Но отец не стал наказывать сына, но поблагодарил его за то, что тот был честен, потому что действительно правда всего дороже, даже дорогой чашки.
Главные герои рассказа «Кавказский пленник» носят говорящие фамилии, Жилин выносливый русский офицер, Костылин слабовольный и трусливый. Жилин смог вернуться домой благодаря своей стойкости, он не опустил руки и не хотел прожить остаток жизни как раб. Он боролся и победил.
Озаглавим каждую глава рассказа «Кавказский пленник» с цитатми из текста, главная мысль каждый главы
2 Жилин отказывается подчиняться. несломленный Жилин. Во второй главе татары стали уговоривать Жилина не упрямиться, ведь его товарищ Костылин согласился на все условия татар.
3 Ненависть старого татарина. В третьей главе Жилин почувствовал, что старика татарина ему никак не обвести вокруг пальца, старик татарин никогда не изменит своего отношения к русским.
4 Подготовка к побегу. В четвертой главе Жилин наметил дорогу, по которой они с Костылиным сбегут.
5 Костылин поступил как враг. В пятой главе Костылин все время жаловался на боль, он мешал и задерживал. Зная, что рядом враги, Костылин деж не пытался сдерживаться.
6 Помощь Дины. В шестой главе помощью Дины Жилин сбежал
Главная мысль главы
А внимательно прочитали это самое произведение »После бала»?
Там же все описано, все переживания главного героя и на балу, и после бала.
Особенно запомнилась сцена, когда прогоняли сквозь шпицрутены, сквозь строй солдат, страшная картина.
Как бы Вы отнеслись к офицеру, которым только что восхищались на балу, какой он любящий отец и так далее, а
попом услышали был его замечание, сделанное одному из стоящих в строю, что тот не с нужной силой, усердием опускает шпицрутен на спину наказываемого. А строй из 100 и более солдат, так что число ударов доходило до 6 тысяч, это равносильно было смерти, человека просто забивали, как скотину. В России шпицрутены были отменены лишь в 1864 году.
Я читала это произведение что-то лет 20 тому назад.
Какой бы три была провинность солдата, просто человека, но наказывать таким варварским способом, забивая, чудовищно и жестоко. Хотя шпицрутены были распространены и в странах Европы.
Текст пересказа от лица Васи из рассказа «Котенок» Толстой. Я и моя сестра Катя очень любили играть на улице, иногда к нам подходила наша кошка. Она садилась рядом и следила за нашими играми. Но однажды кошка пропала, ее долго не было видно и мы с Катей забеспокоились, стали искать нашу кошечку. Заглянули даже в соседский двор, но кошку не нашли. Однажды мы играли около амбара и услышали мяуканье, так мяукают только маленькие котятки. Полез на крышу амбара, а там наша кошка и пять котяток. Мы с Катей стали к ним приходить и приносить молока. Одного котенка серого с белыми лапками мы взяли к себе в дом. К нашему котенку в дом иногда забегали его братья и сестры они вместе кувыркались в веранде дома.
Как-то раз мы с Катей взяли нашего котенка погулять на улицу. откуда не возьмись появился охотник с собаками. Котенок наш не спрятался, а давай спину выгибать, пугать непрошенных гостей. Но собаки-то охотничьи, они котенка приняли за лесную дичь. Я быстро побежал к котенку и накрыл его своим телом, оглянулся, и виду Катины пятки сверкают, Катя собак испугалась. Я с котенком вернулся домой и чтобы не пугать больше котенка, на улицу далеко от дома вместе с ним уже не выходили.
Для пересказа от лица Васи нужно взглянуть на события в рассказе глазами главного героя, представить себя на месте мальчика.
А.Толстой:
И.Бунин:
Ф.Тютчев:
Конспект урока по литературному чтению на тему «Правда всего дороже» 3 класс
Тема: Л.Н. Толстой «Правда всего дороже»
Цель: познакомить детей с новым разделом учебника «Что такое хорошо и что такое плохо». Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Правда всего дороже»
Обучающая: учить самостоятельно анализировать ситуации, в основе которых лежат такие понятия, как «хорошо» и «плохо»; совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность;
Развивающая: развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух учащихся, познавательные процессы (мышление, воображение, внимание);
Воспитательная: воспитывать интерес к миру детской художественной литературы, воспитывать у учащихся честность.
1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.
2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
3.Улучшить качество чтения.
Тип урока: комбинированный
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация; учебник Литературное чтение, автор О.В. Кубасова, карточки с пословицами.
Открытие новых знаний (13 мин.)
Физкультминутка (1 мин.)
Формирование новых знаний (16 мин.)
Закрепление полученных знаний (5 мин.)
Выставление оценок с комментированием (2 мин.)
— Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения В. Радина «Дети и книга».
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать.
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
— Чему учат книги? (Книги учат нас доброте, вежливости. Учат любить своих родных, беречь природу).
— Как вы думаете, так ли это важно уметь читать? (Да, я считаю, что уметь читать – это очень важно. Из книг узнаём много интересного, поучительного.)
(рассуждения детей о важности умения хорошо читать).
Кто хочет хорошо, красиво и правильно научиться читать?
Открытие нового знания
— Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение произведений нового раздела учебника. Прочитайте его название. (Учебник, страница 65)
— Что такое хорошо и что такое плохо.
— Как вы понимаете название темы: о чем будут произведения в этом разделе учебника? (Рассказы, стихи этого раздела расскажут нам о хороших и о плохих поступках. Мы должны разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо).
— Давайте вместе уберём картинки из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», где плохие поступки, и соотнесем их с рисунками (Убираются картинки, где плохо)
Если сын чернее ночи,
Ясно: это плохо очень
Для ребячьей кожицы.
2)Если бьет дрянной драчун
Даже вставить в книжку.
— Не трожь тех, кто меньше ростом! –
Этот мальчик так хорош,
Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
«Он хороший мальчик».
Мальчик этот просто трус
Этот в грязь полез и рад, Что грязна рубаха
Про такого говорят:
(Остаются рисунки «Это хорошо»)
— На кого поэт советовал ребятам равняться? (Поэт советовал равняться на мальчика, который делал хорошо).
— Что Маяковский считал в жизни важным и главным? (Маяковский главным в жизни считал хорошие поступки людей).
— Какие поступки людей вы считаете хорошими? (Хорошие поступки: трудолюбие, уважение к людям).
— Какие — плохими? (Плохие поступки: трусость, лень).
— Приведите примеры из своей жизни, когда вы поступали хорошо, а когда плохо. (Я поступил хорошо, когда заступился за младшего брата. Я видел плохой поступок, когда шёл из школы. Мальчик бросал камни в собаку).
— Так как же нужно поступать? (Нужно стараться поступать хорошо и помнить слова поэта:
«Вырастет из сына свин,
— Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого.
. Знакомство с писателем и его книгами для детей.
Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова. Строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.
Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.
Правда светлее солнца.
— Объясните смысл пословицы. (Если сказать правду, то на душе будет светло и тепло. Светлее и теплее, чем от солнца).
— Можно ли догадаться, о чём пойдёт речь в следующем произведении? (Да. Мы будем говорить о хороших поступках и о плохих. Разберёмся, что хорошо, а что плохо). (Высказывания детей)
— Молодцы! Вы правильно мыслите.
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
— Мы познакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Правда всегда дороже».
— Послушайте внимательно рассказ. (Чтение рассказа учителем)
Л.Н. Толстой «Правда всегда дороже»
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
Отец пришел и спросил:
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
Формирование новых знаний
— Каким вам показался этот рассказ? (интересным, грустным, поучительным).
— Что особенно понравилось в рассказе? (Мальчик сказал правду)
Чтение рассказа по «цепочке» детьми
— Кто является главным героем рассказа? (Мальчик)
— Что случилось с мальчиком? (Он разбил чашку).
— Как поступил мальчик? (Сказал правду).
— Как вы оцениваете поступок мальчика? (Он поступил хорошо, правильно).
— Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили? (Поступили так же, как мальчик из рассказа «Правда всего дороже»).
Работа над выразительностью чтения.
Закрепление новых знаний
Работа с пословицами.
— Прочитайте эти пословицы. Объясните смысл пословиц. (Работа проводится в паре).
Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.)
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться)
— Выберите пословицу, которая подходит к рассказу «Правда всего дороже». (К рассказу подходит третья пословица)
— Как называется рассказ, с которым познакомились на уроке? (Л. Толстой «Правда всего дороже».)
— Кто может ответить на вопрос: Что такое хорошо? (Хорошо, когда люди не обманывают, говорят правду. Не обижают своих близких. Делают добрые дела)
— Что такое плохо? (Плохо, когда совершают плохие поступки. Плохо, когда люди обманывают).
Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок с комментированием.
1. Дома вам нужно подготовить выразительное чтение рассказа.
2. Принести книги по теме «Что такое хорошо и что такое плохо».