Правила чтения русской народной сказки 2 класс матвеева рабочая тетрадь

Сказки

Урок по литературному чтению (система ) на тему «Антон Павлович Чехов &quot Ванька&quot »4-й класс

Правила чтения сказки:

Сказку надо читать на распев, не торопясь, доносить до слушателей смысл каждого слова, вкладывать в чтение душу;

Чувствовать в сказках речь обыденную, бытовую и речь высокую, напоминающую песни, причитания;

Видеть и понять смысл необычных народных слов, которые творились людьми с тонким вкусом. Про эти слова А.С.Пушкин сказал, что им присущи «какое – то весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться»;

Создавать чтением таинственный, волшебный мир сказки.

Сказки надо рассказывать ночью
Под лохматые шорохи звезд.
Тут и встретишься с чудом воочию,
Тут и лешего схватишь за хвост.
Сказки надо рассказывать ярко,
Околдовывать речью цветной.
Сказки надо рассказывать с толком,
Чтобы даль расступилась. И ширь.
Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,
А не страшно. Ты сам богатырь.

По каким признакам можно судить, что Аладдин – герой волшебной сказки?

Именно его выбрал дня каких – то свойх целей чужеземец, явно волшебник, во всяком случае, человек из чужого мира, владеющий волшебным предметом – чудесным мешком..

Веришь ли ты, что магрибинец – настоящий дядя Аладдина?

Встречался ли тебе в других волшебных сказках предмет, похожий на волшебный мешок? Случайно ли чудо с мешком происходит под деревом? То, что магрибинец ведёт Аладдина к горе, настраивает тебя на очередное чудо? Почему?

Волшебный мешок напоминает скатерть – самобранку из русских народных сказок. Дерево и гора – это места совершения чудес в народных сказках всего мира.

Знаешь другую сказку с похожим сюжетом ( спуска героя в подземелье по поручению волшебника, прохождением комнат с чудовищами, ради добычи какого – нибудь невзрачного на вид предмета?

В сказке Андерсена «Огниво» ведьма подводит солдата к дереву и поручает ему залезть в дупло. Там герой обнаруживает подземный ход и три двери, за первой из них сундук с медными деньгами, который охраняет собака, у которой глаза, как чашки; за второй дверью – сундук с серебром, который охраняет собака с глазами, как мельничные жернова; и за третьей дверью – сундук с золотом, охраняемой собакой, у которой глаза размером с круглую башню. Солдату разрешается брать сколько угодно драгоценного металла, а для ведьмы он должен принести только старое огниво (кусок камня или металла для высекания огня из кремня ).

Присмотритесь внимательно к персонажам, которые охраняют сокровищницу : тебе уже встречались подобные?

Какие черты героя обнаруживает Аладдин в подземелье?

Аладдин, несмотря на юный возраст ( ему всего 15 лет), способен выполнить трудное задание: ему очень страшно, но он открывает дверь за дверью, встречаясь со страшными чудовищами. Он способен выдержать те испытания, которые превращают его в настоящего героя.

Как выглядят джинны?

Как ты думаешь, какие именно силы природы воплощают в себе джины? Какое отношение человека к природе проявляется в образах джинов?

Возможно, в образе джинов воплощался страх перед извержением вулканов лил перед другими стихийными бедствиями: грозой с молнией, ураганом ветре. Образы джинов воплощают в себе страх и уважение, которое вызывали у людей во все времена проявления великой и непредсказуемой Природы.

Какие волшебные металлы и предметы тебе встретились в этой сказке?

В подземелье, куда спускался Аладдин, был камень с медным кольцом, была широкая железная дверь, над садом была протянута тонкая золотая сетка. Сама волшебная лампа – медная. Волшебные предметы – это лампа, кольцо, мешок.

Удаётся ли Аладдину жениться на принцессе Будур? Почему ты так думаешь?

Конечно, ведь герой выдержал трудное испытание, владеет двумя волшебными предметами.

Причудлив мир арабской сказки,

Когда бедняк их бедняков

Жениться может на принцессе,

А падишах исчезнуть вовсе из своих дворцов.

Быть может выдумка всё это, может правда,

Что жажда золота, несметного богатства

К хорошему концу не приведёт.

В сокровищах коварных джинов

Взор жадный лампу старую не разглядит,

И только тот, кто чист душой и сердцем – знает

Не всё то золото, что ярче звёзд блестит.

С какой западной сказкой сходен сюжет сказки Аладдин и волшебная лампа?

Источник

Рабочая программа_литературное чтение_2 класс_учебник Матвеевой Е.И.

Рабочая программа на 2018-2019 учебный год

Предмет: литературное чтение

Учитель : Мальнева Любовь Борисовна, высшая квалификационная категория

Класс: 2 , начальная ступень

Количество часов: всего: 136 часов в год, 4 ч в неделю:

Уровень изучения базовый

Планирование составлено на основе:

Примерной программы по предмету «Литературное чтение» (Е.А Матвеева). Издательство ВИТА Пресс, Москва 2012, Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы, под редакцией А.Б Воронцова.

Авторской программы по литературному чтению в начальной школе Е.И. Матвеевой 2 класс, (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Издательство ВИТА Пресс, Москва 2008

Матвеева Е.И. Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова): В 2-х кН. – 7-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Литературное чтение: Тетрадь для тренировки и самопроверки. 2 класс / Е.И.Матвеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016

Содержание рабочей программы – ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Литературно чтение: Тетрадь для тренировки и самопроверки. 2 класс / Е.И.Матвеева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016

— учащиеся принимают как ценность жизнь, родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;

— представляют многообразие народов, живущих в России, в их языках и устном народном творчестве;

— принимают разные точки зрения от прочтения художественного произведения, терпимо относятся к ним;

— принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе, в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

— различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;

— различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;

— проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определённом жанре;

— правильно читают словами и словосочетаниями, обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;

— в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;

— определяют тему самостоятельно прочитанного текста объёмом около 150 слов;

— выбирают заглавие к тексту объёмом 150 слов из нескольких предложенных;

— имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротмы;

— имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;

— в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;

— оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;

— могут пользоваться сносками и справочными разделами учебника;

— подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;

— могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи;

— имеют представление о пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;

— имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;

— определяют вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам;

— имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;

— составляют «партитуру» поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);

— критически оценивают свое интонирование и чтение (других) в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

— наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);

— соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;

— в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;

— раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;

— пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;

— создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;

— выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений «по ролям».

Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем

Каким бывает слово?

Применение способа синтагматического чтения на текстах в жанре послания. Наблюдение за текстами в жанре послания. Освоение способов анализа. Наблюдение за интонацией и ритмом стихотворения. Определение роли строфы в стихотворении. Наблюдение за употреблением фразеологических оборотов в художественном тексте и определение их роли. Наблюдение за текстами в жанрах пословицы, рассказа, притчи, лирического и шуточного стихотворений, притчи-сказки. Раскрытие особенностей жанра притчи. Сочинение-прогнозирование авторской истории.

Волшебные превращения слова

Анализ произведений в жанрах шуточного стихотворения, русской народной сказки, авторской сказки, притчи, басни и лингвистической сказки. Определение смысла заглавия разных произведений. Сочинение-прогнозирование шуточного стихотворения. Определение особенностей жанров русской народной сказки и басни. Выявление роли персонажа с целью поучения в басне и сказке. Роль диалога в художественном произведении: речь как характеристика персонажа. Моделирование развёрнутого ответа на вопрос об особенностях речевого поведения. Определение критериев выразительного чтения. Выразительное чтение по ролям.

Определение иносказательного характера притчи. Рассказ притчи близко к тексту с последующим оцениванием. Введение термина «лирика», объяснение его с точки зрения этимологии. Анализ произведений в жанрах юмористического стихотворения, притчи, рассказа, колыбельной, авторской сказки, миниатюры. Определение основных особенностей жанра миниатюры, объяснение смысла заглавия миниатюры. Сочинение- миниатюра. Пропедевтика изобразительных средств в стихотворении. Сочинение-рассуждение.

Введение в мир сказочного слова

Определение этимологии слова «сказки». Классификация признаков русской народной сказки. Определение вида сказки. Сравнительный анализ русских народных сказок: волшебных, бытовых, о животных; определение их особенностей, характеристика персонажей. Составление плана сказки. Определение критериев чтения русской народной сказки. Инсценирование сказок.

Слово в русской народной сказке

Притчевое слово в сказке

Определение особенностей сказки-притчи. Составление характеристики персонажей, наблюдение за развитием событий в сказке-притче. Формулирование поучительного вывода на основании житейской истории в сказке-притче. Определение прямого и переносного значения в сказке-притче, иносказательного характера. Определение критериев чтения сказки-притчи. Сочинение-прогнозирование сказки-притчи.

Читайте также:  Сказки у камина аудио

Мир природы в авторских сказках

Выявление особенностей авторского стиля в сказках о природе. Пропедевтика изучения изобразительных средств (эпитета, олицетворения) на примере авторской сказки о зиме. Выявление особенностей сюжета и характеристики персонажей в авторской сказке. Слияние прозаического и стихотворного стилей в произведении. Сочинение отзыва-впечатления о персонаже сказки. Определение критериев чтения.

Герой в авторских сказках о животных

Выявление способов изображения животных в авторских сказках. Особенности построения авторской сказки о животных (пропедевтика изучения композиции сказки). Составление характеристики персонажей по их характеру и речи.выявление отличий авторских сказок от русских народных сказок о животных. Создание текста «рассуждения» и текста, приближенного к художественному. Презентация работы. Определение критериев чтения.

Герой в авторских сказках о волшебстве

Определение роли экспозиции в сказке. Соотнесение сюжета и композиции в сказке. Подготовка характеристики персонажа: вычитывание деталей портрета и характера из текста сказки и моделирование портретной характеристики. Составления плана к сказке. Рассказывание отрывков сказки с последующим оцениванием. Сочинение – развёрнутый ответ на вопрос.

Определение роли форм сказки: прозаической и стихотворной. Определение роли разговорной речи для характеристики персонажей. Выразительное чтение отрывков сказки с последующим оцениванием. Сочинение-прогнозирование финала сказки.

Как рождается сказочник

Определение роли авторства в создании сказки. Подготовка мультимедийной презентации о сказке. Подготовка списка книг со сказками для чтения будущих учащихся вторых классов.

Источник

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Матвеева Е И

Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия

МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и обсуждена на МО

Одобрена и рекомендована научно-методическим советом МОУ Мало-Куналейская СОШ

Зам.директора по УВР:______

по литературному чтению

Составила: В.Г. Мартынова

Учитель начальных классов

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе следующих документов:

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) № 373 от 06. 10. 2009г.

— Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений 2011г.

— Комплексная программа по литературному чтению, автор: Матвеева Е.И.

Данная рабочая программа составлена для учащихся МОУ Мало-Куналейская СОШ, 2 класса, где обучается 24 учащихся. Из них 14 мальчиков и 10 девочек, один воспитанник « ГОУ Малокуналейский детский дом». Составленная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей и с учетом уровня подготовки учащихся 2 класса.

Количество часов на прохождение программного материала из расчета 136 часов в год.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

развитие коммуникативных способностей;

3) воспитательных задач:

формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

совершенствование навыка синтагматического чтения ;

применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).

Планируемые результаты обучения

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.

В результате освоения программы курса во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

считают книгу источником информации;

читают текст целыми словами;

отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

выделяют в тексте абзац;

контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

находят страницу книги по номеру;

пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

умеют соотносить текст и иллюстрацию;

участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

различают прозаический и стихотворный тексты;

связывают заглавие произведения с его содержанием;

имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

имеют представление о разнообразии интонации в произведении;

определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;

способны кратко описать образа персонажа;

имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

Каким бывает слово?

Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и на строение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.

Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «Неживых» героев, способы передачи настроения этих ге роев. Выбор лексических средств для передачи настроения.

Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.

Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказатель ность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.

Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Словосовет.

Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.

Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.

2. Проникновение в смысл произведения особый способ видения мира

Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихот ворении)

Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.

3. Совершенствование навыка чтения

Восстановление способа синтагматического чтения на ди дактическом тексте (тексте-обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Рас пространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллек тивно).

Читай, удивляйся, размышляй!

Источник

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс матвеева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей г. Зернограда

МБОУ лицея г. Зернограда

__________ Каракулькина Н.Н.

Приказ от 30 августа 2014 г. №____

по литературному чтению

Учитель : Бурякова Людмила Ивановна

Программа разработана на основании основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС «Протокол заседания координационного совета №1 от 27-28 июля 2010 года»

Рабочая программа курса литературное чтение для 2 класса составлена в соответствии с:

Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации » от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (пп.2, 3 ст. 28);

Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС « Об образовании в Ростовской области ».

Приказом Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373 »;

Читайте также:  Пословица к сказке о жабе и розе гаршина

приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373 »;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 года № 1060 г. Москва « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 »;

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. № 1060 г. Москва « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 »;

Примерной основной образовательной программой началь ного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010 год);

приказом Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 №472 « О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области »;

приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 11.06.2010 №501 « О присвоении статуса областной инновационной площадки образовательным учреждениям и о лишении статуса в связи с завершением реализации образовательного инновационного проекта » ;

письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования »;

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе следующих документов:

— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) № 373 от 06. 10. 2009г.

— Примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений 2011г.

— Комплексная программа по литературному чтению, автор: Матвеева Е.И.

Цель предлагаемого курса чтения – формирование читательской компетентности

через обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения обучающихся;

через освоение «смыслов» литературного текста;

открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка;

воспитание культуры восприятия текста;

стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:

развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

развитие коммуникативных способностей;

3) воспитательных задач:

формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Общая характеристика предмета.

Данная рабочая программа составлена для учащихся 2 класса. Составленная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей и с учетом уровня подготовки учащихся 2 класса.

Ценностные ориентиры курса.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

совершенствование навыка синтагматического чтения ;

применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).

Результаты изучения предмета.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.

В результате освоения программы курса во 2-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих

учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;

принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;

имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;

имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

считают книгу источником информации;

читают текст целыми словами;

отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;

определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;

имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;

выделяют в тексте абзац;

контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;

находят страницу книги по номеру;

пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;

умеют соотносить текст и иллюстрацию;

участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;

различают прозаический и стихотворный тексты;

связывают заглавие произведения с его содержанием;

имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

имеют представление о разнообразии интонации в произведении;

определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

способны пересказать кратко эпизод произведения: перечислить события;

способны кратко описать образа персонажа;

имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации отводит на прохождение программного материала во 2-м классе 136 часов в год, из расчёта 4 учебных часа в неделю.

Содержание учебного предмета.

Каким бывает слово?

Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и на строение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.

Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «Неживых» героев, способы передачи настроения этих ге роев. Выбор лексических средств для передачи настроения.

Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.

Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказатель ность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.

Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Словосовет.

Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.

Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.

2. Проникновение в смысл произведения особый способ видения мира

Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихот ворении)

Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.

3. Совершенствование навыка чтения

Восстановление способа синтагматического чтения на ди дактическом тексте (тексте-обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Рас пространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллек тивно).

Каким бывает слово?

Адресность высказывания. Значения слова (лексическое и грамматическое: смысл и форма). Звуковая оболочка слова и смысл. Прямое и переносное значения слова. Функции слова. Пословицы о значении слова в жизни человека. Авторы о слове. Слово в притче. Иносказательность и поучительность притчевого слова. Слово в художественном тексте. Слово-образ. Слово и на строение. Оттенки слова. Слово поэтическое и прозаическое. Слово в лирическом стихотворении.

Слово в юмористическом, шутливом стихотворении. Диалог-спор «Неживых» героев, способы передачи настроения этих ге роев. Выбор лексических средств для передачи настроения.

Слово и речь человека. Словесные «казусы» в речи героев юмористического стихотворения. Выбор автором языковых средств для создания своего образа, передачи настроения, раскрытия темы.

Слово и передача особых чувств героя (желание выделиться, похвастаться, похвалить себя, возмутиться и т.д.). Слово в речи героев русской народной сказки. Поучительность и иносказатель ность слова в басне. Хвалебное слово в разных литературных жанрах.

Читайте также:  Рассказ про леонардо ди каприо на английском языке с переводом

Смыслоразличительная роль ударения в слове.

Образ героя — словесное выражение главной мысли автора. Способы этого выражения в стихотворении и рассказе. Обидное слово. Слово и реакция человека на него.

Вежливое и невежливое слова. Речевое поведение и речевой этикет. Форма высказывания. Способ исправить форму выражения своего высказывания. Словосовет.

Слово авторское. Понятие об устной и письменной речи. Восприятие авторского слова читателем. Понятие «талантливого читателя». Сравнение как прием автора, создающий образ.

Слово в миниатюре. «Философичность» смысла авторского слова.

2. Проникновение в смысл произведения особый способ видения мира

Слово в юмористическом произведении (в рассказе, в стихот ворении)

Замысел юмористического произведения. Герой юмористического произведения. Средства создания его образа. Речь и характер героев. Отношение автора к герою юмористического произведения, средства его выражения, проявление иронии.

Замысел сказки. Сказочный образ и средства его создания. Иносказательность сказочного текста. Особенности сказочного героя. Виды сказок: русская народная (о животных, бытовая, волшебная), сказка-притча, авторская (литературная) сказка.

Форма сказки: прозаическая и стихотворная. Композиция волшебной сказки: присказка, зачин, общие места, концовка. Экспозиция произведения. Композиция авторской сказки. Роль поучения в сказке. Роль иносказания в притче. Связь сказки и пословицы. Отношение автора к героям сказки, средства его выражения через сказочные образы.

3. Совершенствование навыка чтения

Восстановление способа синтагматического чтения на ди дактическом тексте (тексте-обращении). Синтагматическое чтение литературных текстов (сказок) с предварительным выделением учащимися синтагм и постановкой логического ударения. Рас пространение способа синтагматического чтения на поэтические тексты. Составление «партитуры» поэтического текста (коллек тивно).

Читай, удивляйся, размышляй!

Часть первая. Каким бывает слово? 20час.

Каким бывает слово?

Интонация литературного послания. Образ слова в поэтическом и прозаическом текстах.

Прямое и переносное значения слова. Оттенки слова. Настроение автора, героя. Творческие «секреты» автора. Тон и содержание произведения, их взаимосвязь. Пословицы о слове и языке.

А. С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет», «Кн. П.П. Вяземскому» ; А. А. Тарковский «Слово только оболочка»; Дж. Родари (перевод с итальянского Ю. Ильиной) «Почему слово так дорого ценится?»; пословицы о слове и языке; В. В. Суслов «Как работает слово»; Е. А. Пермяк «Волшебные краски» (отрывок), «Пастух и Скрипка» (отрывок); В. В. Голявкин «Я пуговицу сам себе пришил»; Притча о талантах (по А. Меню); А. А. Ахматова «Тайны ремесла»; Ф. К. Сологуб «Глаза»; М. М. Пришвин «Летний дождь»; В. В. Набоков «Дождь пролетел»; В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (отрывок); В. В. Лунин «Музыка».

Притча о Сеятеле (из Евангелия от Матфея, гл. 13); В. А. Солоухин «Когдаты хочешь молвить слово»; Н. И. Сладков «Золотая осень»; А. А. Ахматова «Вереница четверостиший» (отрывок);

В. П. Астафьев «Падение листа»; В. А. Бахревский «Вечер»; И. Пивоварова «Песня скрипки»; М. М. Пришвин «Художник»; И. А. Бунин «Слово».

Волшебные превращения слова

Интонация как средство выражения вежливости (невежливости).

Диалог героев. Настроение читателя. Портрет героя. Творческие «секреты» автора. Отношение автора и читателя к герою. Юмор. Интонирование диалога поэтического произведения. Правила хорошего тона. Раскрытие смысла названия текста. Роль языка в жизни человека.

А. К.Дитрих «Говорила туча туче»; Э. Э. Мошковская «Косматая-косматая» ; Ю. С. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»; Ю. Тувим (перевод с польского С. В. Михалкова) «Словечки-ка-лечки»; «Заяц-хвастун» (русская народная сказка); И. А. Крылов «Кукушка и Петух»; И. М. Подгаецкая «Ударение»; С. Черный «Воробей»; В. И. Белов «Как воробья ворона обидела»; Я. Л. Аким «Что говорят двери»; Н. Демыкина «Капризный день»; О. Е. Григорьев «Гостеприимство»; И. Шевчук «Подарок»; О. И. Высот-ская «Мягкий знак»; Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий знаки»; Дж. Родари (перевод с итальянского Л. Тарасова) « Страна без ошибок », притча о Эзопе.

Ю. П. Мориц «Попугай и утка»; П. Синявский «Штраннаяиштория»; Н. К. Абрамцева «Вот так пальма»; Я. Бжехва (перевод с польского Б. Д. Заходера) «Очень Вежливый Индюк»; М. С. Пляцковский «Добрая лошадь»; А. А. Дмитриев «Бездомная кошка»; М. С. Пляцковский «Баран и солнышко»; Н. Н. Матвеева «Было тихо»; Л. С. Петрушевская «Заячий хвостик»; И. П. Токмакова «Радость»; В. Д. Берестов «Аист и соловей»; А. Л. Барто «Пожалуйста, потише!»; А. К. Дитрих «Песенкавопросительного знака, ставшего знаком восклицательным»; М. С. Пляцковский «Маленькое стихотворение о маленькой точке».

Совет, просьба автора. Литературная притча. Поучение в притче. Подбор заголовка к тексту. Настроение автора. Творческие «секреты» автора: сравнение, метафора. Тема добра в сказочной истории. Художественный образ времени суток. Создание художественного образа в собственном прочтении.

Дж. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Чем писать?»; Л. Н. Толстой «Веник»; И. Мазнин «Давайтедружить»; Н. Н. Матвеева «Кораблик»; Е. А. Пермяк «Как Маша сталабольшой»; Э. Ю. Шим «Жук на ниточке»; В. С. Шефнер «Колыбельная» ; С. Г. Козлов «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»; Г. М. Кружков «Утро — веселый маляр»; М. М. Пришвин «Слово-звезда»; Э. Ю. Шим «Цветнойвенок»; В. И. Белов «Радуга»; В. А. Бахревский «Хозяева лета».

Часть вторая. Слово в сказке

Слово в русской народной сказке

Сказка. Русская народная сказка. Сказка волшебная. Сказка бытовая. Сказка о животных. Сказка-притча. Секреты автора при создании сказочного образа. Преувеличение. Композиция волшебной сказки.

И. С. Соколов-Микитов «Звезды»; В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку»; В. А. Черченко «Как рождается сказка?». «Мужик и медведь»; «Мороз, Солнце и Ветер»; «Кулик»; «Несмеяна-царевна» (записал сказку А. Н. Афанасьев); «Журавль и цапля»; «Солдатская загадка».

Притчевое слово в сказке

Притча, ее жанровые особенности. Иносказательность, поучительность, лаконичность притчи. Прямое и переносное значения. Притча как «поучение в примере».

Ф. К. Сологуб «Сказки на грядке и сказки во дворце», К. Д. Ушинский «Дваплуга», «Ветери Солнце»; Н. Г. Гарин-Михайловский «Знаем!»; Е. Матвеева «Доброй сказке нет конца!».

Мир природы в авторских сказках

Образ времени года в сказках разных авторов. «Живой» характер необычного персонажа. Способы изображения особенностей этого персонажа.

К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы»; И. С. Соколов-Микитов «Зимняяночь»; Л. А. Чарская «Зимняя сказка»; О. О. Дриз «Как родилась Зима».

«Гуси-лебеди» (русская народная сказка); «Добрый поп» (русская народная сказка); Н« К. Абрамцева «Осенняя сказка».

Герой в авторских сказках о животных

Образ животного в авторских сказках. Способы изображения внешнего вида и характера героев. Речь персонажей как их основнаяхарактеристика. Сказочные приемы, используемые авторами для создания образа животного. Отличия авторских сказок от русских народных сказок о животных.

B. И. Даль «Ворона»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»;
А. Н. Толстой «Картина»; Д. Хармс «Про собаку Бубубу».

Герой в авторских волшебных сказках

Изображение домовых авторами-сказочниками.

Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только»; Т. И. Александрова «Кузька» (отрывок).

Содержание и построение поэтической сказки. Особенности ее языка.

C. Я. Маршак «Вчера и сегодня»; П. П. Ершов «Конек-Горбу
нок» (отрывок).

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказочка про Козявочку»; Н. К. Абрамцева «Лужица»; Е. А. Пермяк «Пастух и Скрипка»; пословицы и поговорки о сказке.

Когда рождается сказочник

Авторское сочинение второклассницы, особенности ее сказки.

А. Черепанова «Бесконечнаясказка».

Е. Матвеева «Я в сказочный мир возвращаюсь порой».

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 2-го класса обучающиеся научатся:

-находить и выделять нужную информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, справочниках. энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);

-сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

-устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

-строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации произведения с основой на жизненный и читательский опыт;

-использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

-классифицировать объекты на основе заданного параметра;

-определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значение разными способами;

-планировать собственную читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

-уточнять формулировки задач;

-выдвигать и проверять гипотезы;

-оценивать результат деятельности на основе критериев;

-находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

-выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Матвеева Е.И. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс. М.: «Вита-Пресс», 2014.

Матвеева Е.И. Контрольно-диагностические работы по литературному чтению. 2класс. М.: «Вита-Пресс», 2013.

Матвеева Е.И. Обучение литературному чтению. Краткий методический комментарий к учебнику — М.: Вита-Пресс, 2009.

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов.

Проверка техники чтения.

Выразительное чтение отрывка.

Чтение наизусть стихотворения, прозы.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Источник

Познавательное и интересное