Правильно ли употребляет причастие сугубов в рассказе суконный язык

Сказки

3.5. Предложения с причастными оборотами

Упражнение 66. Выделите причастия в пародии В. Ардова «Суконный язык». Исправьте текст. Обоснуйте свою правку.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за определяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающиеся к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющими ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Упражнение 67. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения и обоснуйте свою правку.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви. 2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей. 5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни. 6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой. 7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз. 9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится. 10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией. 11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав. 12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады. 13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации. 14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими. 15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете. 16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил. 17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. 20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем. 21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть. 22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Источник

Виктор Ефимович Ардов

Виктор Ефимович Ардов

Русский советский писатель-сатирик, драматург,

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, в звании майора служил в армейской печати, награждён орденом Красной звезды.

Виктор Ардов — автор более 40 сборников юмористической прозы (рассказов, фельетонов, театральных скетчей, очерков), киносцена­риев к фильмам, теоретических работ по технике разговорного жанра на эстраде и в цирке. Посмертно была издана книга воспоминаний «Этюды к портретам».

Умер в Москве в 1976 году.

—После обеденного перерыва Сугубов поправил на носу пенсне и вы­сокомерно обратился к машинистке: Сейчас я вам подиктую. Так. Пишите прописными и в разряд­ку. «Докладная записка». Так. Теперь с абзаца идет текст.

Голос Сугубова обрел какие-то умиленные нотки, и на лице его вновь появилось давешнее сладострастие. Он диктовал — также кряхтя:

—«Согласно имеющимся распоряжениям запятая указывающим точные нормы запятая долженствующие быть задерживаемыми запя­тая а также регулирующими взаимоотношения с вышестоящими орга­низациями запятая ставящими себе целью происходящую ныне дезориентацию запятая дезориентирующую дисциплинирующие фак­торы. »

—Товарищ Сугубов, — робко сказала машинистка, — а когда же будет точка?

—Точки не будет. Пишите. Точка будет завтра, когда я допишу вто­рую половину этой докладной записки. Пишите: «озабочивающие нас встречающиеся противоборствующие течения запятая представляющие собой. » — Написали? — «. собою устаревающие формы запятая во­площающиеся. »

. Через некоторое время после моего ухода со службы я встретил на бульваре Сугубова:

—Ну, как у вас в потребительском союзе? Все по-прежнему?

—Понятия не имею, — небрежно ответил Сугубов. — Я уже давно там не работаю.

—Неинтересно. Простору нет в работе. Отклика не чувствуешь. Я написал одну докладную записку, другую. Прочитали их разные председатели да заведующие и — под сукно.

На лице Сугубова появилось самолюбивое выражение, умеряемое, впрочем, скромностью артиста. Он сказал:

—Нет, брат. Уж если писать, так писать — для масс. Вот не угод­но ли: мое творчество.

И, обернувшись к газону, Сугубов щелкнул пальцами по жестяной доске, прибитой к дереву. На доске черными буквами по зеленому фону было написано:

О ПОВЕДЕНИИ НА БУЛЬВАРАХ И В СКВЕРАХ.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся гражданами, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произра­стающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, вводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вы­рывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Сугубов вслед за мною шепотом читал все объявление, и знакомое мне кряхтение сопровождало его шепот.

Следующая — правда, заочная — моя встреча с Сугубовым про­изошла через много лет. Я читал специальную газету, посвященную вопросам искусства. На видном месте в газете этой была помещена ста­тья, которая начиналась так:

«Художник, остро чувствующий, осмысливающий и выражающий громыхающую, зовущую, подымающую и кипящую современность только зажигающими, обобщающими, запоминающимися и волную­щими образами, опаляющими, подымающими, украшающими его за­мысел, облекающий в подкупающие, охватывающие, всепроникающие формы, то остро чувствующееся, осмысливающее и выражающее гро­мыхающую, зовущую, подымающую и кипящую. »

Читайте также:  Рассказ мама лучший друг для 2 класса по чтению

До точки нельзя было прорваться никак.

—Сугубов! — вскричал я. — Вот кто теперь пишет об искусстве.

И точно: под статьею значилось: «».

Недавно я опять встретил Сугубова. Он шел, неся в руках сверну­тый трубкою картон. Мы остановились и пожали друг другу руки.

—Где вы теперь? — спросил я.

Вместо ответа Сугубов с треском развернул картон. Это был рек­ламный плакат с изображением повара, который на плакате был обло­жен следующим текстом:

«Гражданам, желающим иметь восхищающий и питающий суп, рекомендующийся специально изучающими этот вопрос учеными, счи­тающими, что наш суп № 000/Щ 44, являющийся укрепляющим и об­легчающим. » и т. д.

—Рекламу пишете? — спросил я Сугубова.

Он утвердительно кивнул головой и стал рассказывать о своих ус­пехах.

Вскоре мы расстались, но я долго еще думал о том, как много места занимают у нас Сугубов и его сотоварищи по ордену суконного языка и как была бы облегчена жизнь в стране, если вышел бы закон, запре­щающий Сугубовым пользоваться своим дарованием где бы то ни было, кроме их частной переписки. Закон, запрещающий, карающий и стро­го разделяющий.

Тьфу, черт. (По рассказу «Суконный язык» ) 1936г.

1. Сформулируйте проблему (проблемы), поднятую (-ые) в данном тексте.

2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем.

3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем.

4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.

Источник

Понятие о причастии

Роль причастий в речи

10-й класс

(2 часа)

Цель: систематизация сведений о причастии.

В современной науке до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о лингвистическом статусе причастия. Существуют две точки зрения: 1) причастие – это форма глагола (Н.М. Шанский и др.); и 2) причастие – это самостоятельная часть речи (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева и др.). Попытайтесь аргументировать ту и другую позицию.

1) Причастия – это особая форма глагола, т.к.:

– причастия обозначают признак предмета по действию;
– причастия сохраняют грамматические признаки глагола и имеют те же категории вида, возвратности, времени;
– причастия образуются только от глаголов, в отличие от прилагательных, которые образуются от разных частей речи – от глаголов, существительных и др.; от прилагательных образуются наречия; прилагательными могут быть сложные слова.

2) Причастия – это особая часть речи, т.к.:

– причастия имеют определенное специфическое значение, а именно – обозначают признак предмета по действию;
– причастия, как и другие части речи (например, существительные, прилагательные, глагол), имеют свои морфемные показатели – суффиксы причастий.

Определите смысл названия термина, опираясь на грамматическое значение причастия.

Историческая справка

Как отдельная часть речи причастие было описано в первой русской «Грамматике» М.В. Ломоносова.
Из Толкового словаря В.Даля:
Причастье – участье, прикосновенность, сообщенье, сродство, соотношенье, сопричастие, связь, зависимость…
Грамматическая часть речи, причастная глаголу.
Причастие считается словообразовательной калькой латинского participium, однако встречается в грамматике Иоанна Дамаскина. Поэтому, возможно, является старославянизмом, означающим сопричастность. В греческом языке причастие называлось так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени, так и глаголу.
Шанский Н. и др. Краткий этимологический словарь русского языка.

II. Работа с текстом

– Чтение, запись текста.

Очарованность красотой и многообразием мира – характерная особенность поэтики Н.С. Лескова. «Жизнь нередко строит такие комбинации, каких самый казуистический ум в кабинете не выдумает», – говорил он. Царство случайного – это стихия непознанного и непознаваемого в жизни и судьбе человека, и Лесков-художник действует в согласии, в союзе с нею.
Его герои, необыкновенные, чудаковатые, но искренние и цельные, упорно и самоотверженно несут «бремя жизни» и готовы всегда постоять за правду. Лесковские «праведники» олицетворяют стихийное стремление к добру и тем нравственным идеалам, которые таятся в глубоких и чистых родниках народного сознания (фрагмент статьи учебника по литературе для 10-го класса под ред. Ю.В. Лебедева).

– Определите тему текста.

– Назовите ключевые слова, характеризующие поэтику Лескова.

Царство случайного, праведники.

– Вспомните созданные писателями-классиками образы праведников.

Лукерья из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»; Матрена, рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».

– Подберите синонимы к словам поэтика, казуистический.

Поэтика – художественный мир, индивидуальный стиль писателя.
Казуистический (ум) – изощренный, изворотливый.

– С какой буквы нужно писать слово лесковский внутри предложения и почему?

Имена прилагательные, обозначающие принадлежность и образованные от собственных имен лиц, пишутся со строчной буквы, если они имеют в своем составе суффикс -ск-. (Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию. М.: ЧеРо, 1999. С. 17)

– Найдите слова, которые образованы путем перехода из одной части речи в другую. Вспомните, к какой группе способов словообразования относится эта разновидность. (Неморфологический, другое название – лексико-грамматический способ.)

– Придумайте необходимый контекст, в котором эти слова являлись бы причастиями. Выполните их словообразовательный, морфемный и морфологический разборы.

Не познавать > не-по-зн-а-ва-ем-ого; не познать > не-по-зн-а-нн-ого (явления) – прич., н.ф. непознанный/непознаваемый; невозвратные; действит./страдат. залога; несовершенного/совершенного вида; настоящего/прошедшего времени; м.р., ед. ч., р.п.; определение.

NB! В словах наблюдается явление апплицирования (наложения) морфем: конечной гласной а корня и глагольного суффикса -а.

– Объясните правописание не с причастиями.

Читайте также:  Рассказ белолобый читать полностью 3 класс

– Вспомните, что означают понятия согласованные и несогласованные определения. Приведите примеры. Объясните, к какому виду определений будут относиться полные причастия.

Согласованные определения (прилагательные, многие местоимения, полные причастия): стихийное стремление, в глубоких и чистых родниках сознания.

Несогласованные определения (могут быть выражены существительным или местоимением (чаще всего в р.п.): многообразием мира, особенность поэтики, судьбе человека, его жизнь, их надежда; а также наречиями: походка вразвалку, разговор начистоту.

– Определите вид придаточного в последнем предложении. Подберите к нему синтаксический синоним. Объясните функционально-стилистическое различие двух конструкций.

. идеалам, которые таятся (нейтр., разговорный стили) – идеалам, таящимся (книжный стиль).

– Сделайте вывод о том, какова роль причастий в речи. В каком стиле речи они чаще встречаются и наиболее уместны?

Причастия образно характеризуют предмет, показывая его признаки в динамике, развитии. Причастия объединяют энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». (М.В. Ломоносов)

Чаще встречаются в книжной речи.

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающие в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Сатирический жанр пародии. Высмеивается сухой, канцелярский язык официально-деловых бумаг. Сатирический эффект создается с помощью намеренного нагромождения причастий (их 20, причастных оборотов 12), которые затрудняют восприятие в силу однообразия синтаксических конструкций, их неблагозвучия (скопление шипящих – каламбурная, комическая звукопись), а также грамматических ошибок (приставающие вместо пристающие; отсутствие прямого дополнения при главном слове: загрязняющий (что?) засоряющий (что?).

! Суконный язык – невыразительная, бедная, неграмотная речь.

1 В.Ардов – писатель-сатирик Серебряного века.

Источник

Значение словосочетания «суконный язык и суконная речь»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: экзаменационный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «суконный&raquo

Ассоциации к слову «язык&raquo

Ассоциации к слову «речь&raquo

Синонимы к слову «суконный&raquo

Синонимы к слову «язык&raquo

Синонимы к слову «речь&raquo

Предложения со словом «суконный&raquo

Предложения со словом «язык&raquo

Предложения со словом «речь&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «суконный язык и суконная речь»

Сочетаемость слова «суконный&raquo

Сочетаемость слова «язык&raquo

Сочетаемость слова «речь&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «суконный&raquo

Высокий, худощавый старик, одетый в чёрный суконный кафтан, отделанный потускневшими серебряными галунами, он дремал, опершись рукой о колено.

– Посмотрите-ка! – сказала мама и даже остановилась. – Кто-то чинит старую суконную фабрику.

Это были ремесленники в серых суконных куртках с зелёными обшлагами.

Предложения со словом «язык&raquo

Устойчивое развитие – это перевод на русский язык английского термина sustainable development.

ВРЕМЕНА – так в русскоязычных учебных материалах по изучению английского языка называют английский термин TENSES.

А тебя даже не слушают, вроде как ты на иностранном языке говоришь.

Предложения со словом «речь&raquo

Как можно усмотреть из приведённого, в огромном большинстве случаев здесь речь идёт о действиях государства, направленных к расширению экспорта.

Я прямо дар речи потеряла, когда поняла, что много лет придётся на глупую кличку отзываться.

Коль уж речь зашла о наградах, расскажу, как награждали в нашей бригаде.

Источник

Класс: 7

Презентация к уроку

Цели:

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.

Форма урока: урок-практикум.

Основные методы: проблемный, исследовательский.

Урок разработан по технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Время проведения 90 минут.

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Дидактический материал: рабочая карта урока, карточки, презентация к уроку, выборочная презентация для школьников /слайды № 2,3,4,7,9, 17/.

Урок проходит в компьютерном классе.

Ход урока

I. Организационный момент /слайд № 2/.

Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на рабочем столе 3 мордашки, нужно выбрать ту, которая соответствует настроению в данный момент).

Я вижу у всех настроение отличное, надеюсь вы сохраните его до конца урока.

II. Стадия вызова.

1. Работа с текстом /слайды № 3-4/.

Задания: прочитайте текст, заполните таблицу, определите тему, основную мысль, стиль, тип текста:

2. Основная мысль текста

4. Тип текста Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, вставьте буквы, обозначьте орфограммы 1.

Тундра Кольского полуострова — это горы или возвышенности, заросшие ягельником и кустарниками. Карликовые заросли, засыпа(н,нн)ые снегом, и редкие деревья не являются преградой для северных ветров. Долгая зима на полуострове снежная и метельная. А летом тундра украше(н,нн)а серебристыми коврами ягельников, зелене..щими перелесками, голубе..щими блюдами озер, узорчатыми жилками ручьев и речек. А какие бурлящие на реках водопады! На Кольском полуострове нет ни одной крупной реки, на которой не шумел бы падун.

2. Проверка работы с текстом /слайд № 5/.

— Назовите тему текста. (Тундра Кольского полуострова.)

— Определите основную мысль. (Тундра прекрасна.)

Читайте также:  Рассказ о достопримечательностях города на английском языке

— Есть другие варианты?

— Определите тип речи. (Описание.)

— К какому стилю речи относится текст? (Художественному.)

— Какое слово в тексте было для вас новым? (Падун.)

— Можно объяснить значение слова, исходя из текста?

— Обратимся к словарю Ивана Севастьяновича Меркурьева “Живая речь Кольских поморов” /слайд № 6/.

— Прочтём словарную статью.

— Запишите слово в словарь.

3. Оценка работы школьников. Самопроверка /слайд № 7/.

— Если вы сделали все задания верно, поставьте “5”, если есть 1 ошибка или неточность в определении темы текста, основной мысли и т. д., поставьте “4”, если 2 ошибки – “3”.

(Учащиеся ставят отметки в рабочие карты /слайд № 9/, 3 консультанта отмечают в таблице “Шкала затруднений”, какие задания вызвали затруднения; класс в это время проверяет, правильно ли вставлены пропущенные буквы /слайд № 8/.)

Учитель обращает внимание учащихся на шкалу затруднений /слайд № 10/, на которой отмечено количество ошибок:

— Кто допустил ошибку при определении основной мысли, типа текста, стиля? (Учитель даёт детям карточки домой для отработки данных умений.)

— С какими орфограммами вы работали, вставляя пропущенные буквы в тексте? (Н и НН в причастиях, гласная в суффиксах причастий). Правило.

— Назовите причастия, какую роль они играют в данном тексте?

4. Проведём лингвистический эксперимент: уберите причастия из текста /слайд № 4/. (Школьники выполняют работу на компьютере.)

— Как изменился текст? /Стал невыразительным, скучным /слайд № 11/.

III. Стадия осмысления содержания.

— Итак, тема нашего урока “Употребление причастий в речи”.

1. Педтехника “Мудрые совы” /слайд № 12, 13,14/.

Учащимся по группам для обработки предлагается распечатанный текст.

Текст

М.В. Ломоносов говорил о причастии: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”.

Это свойство причастия заключать “в себе имени и глагола силу” широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия. Вот, например, картина прилёта лебедей, описанная И. Соколовым-Микитовым: “Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над заливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса. Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины.

Там, где нужны торжественность, величавость, там мы всегда встретим причастие:

Между городом и горою,
На которой лежат облака,
Мчится злая,
Любимая мною,
Несмолкающая река.
(А. Решетов.)

2. Проверка выполнения задания /слайд № 15/.

— Какая информация в тексте была для вас известной?

— Какая информация в тексте была для вас новой?

— Основная мысль текста? (Выразительную краткость причастий необходимо использовать в своей речи).

Оцените работу членов группы, выставите отметки в рабочую карту /слайд № 9/.

3. Работа с офтальмотренажером /слайд № 16/.

IV. Первичное осмысление учебного материала.

1. Работа с карточкой: устраните речевой недочёт (повтор слова который), заменив его причастием /слайд № 17/.Школьники работают на компьютере.

Над светлым северным морем гудят ветра, которые отличаются друг от друга своими характерами. Налетит шапошник, закажет все пути-дороги одинокому баркасу, который плутает под низкими тучами. Подтянет полуночник, начнёт трясти зябь, которая лежит на волнах.

Из-за Мурманска сорвётся норд, который не любит шутить. Зато попутный поможет лодчонке, которую безжалостно гнал обедник.

2. Самопроверка /слайд18/. Выставление отметок в рабочую карту.

— Как изменился текст? /Стал образным, выразительным/.

Итак, используя причастия, нужно помнить правила их употребления /слайд 19/:

Зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием.

Определяемое слово – строго до или после причастного оборота.

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже.

Причастия не имеют формы будущего времени.

От глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени, так как они обозначают завершённое действие.

От непереходных глаголов нельзя образовать страдательные причастия, так как они обозначают действие, которое не может перейти на предмет.

V. Первичное закрепление.

1. Работа с упражнением, карточкой.

Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастий и причастных оборотов.

I вариант – упражнение в учебнике № 225 стр.83,

II вариант – карточка. Один учащийся работает у доски.

Карточка /слайд № 20/, для школьников карточка распечатана.

1. Убегавшие олени от человека-хищника нашли защиту у нового человека-хозяина.

2. Зимой олени уходят в горы, где снежный покров бывает тоньше сдуваемый ветром.

3. А летом оленье стадо опускается в лес на древние тропы, протопанных в ягельном бору.

4. Сотрудники заповедника, встретящие оленей после зимовки, оберегают дикое стадо.

5. Неспешно идут в запряжке уставаемые за долгую зиму ездовые олени.

3.Комплекс упражнений “Танцуйте сидя” /слайд № 22/.

4. Творческое задание /слайд № 23/.

Написать сочинение-миниатюру на тему “Первый снег”, используя словосочетания: падающий хлопьями, искрящийся на солнце, поражающий белизной, летящие снежинки, укрыта покровом (слайд 24).

Проверка выполнения задания: чтение мини-сочинений.

VI. Информирование о домашнем задании /слайд № 24/.

Выучите правила употребления причастий;

VII. Подведение итогов.

— Поставьте итоговую отметку за урок в рабочую карту /слайд № 9 /.

VIII. Рефлексия /слайд № 25/.

Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.

1. Самым интересным на занятии для меня было.

Источник

Познавательное и интересное