2 класс: парные согласные в корне слова
Некоторые согласные звуки в русском языке образуют пары по звонкости–глухости:
Таких пар шесть и их необходимо запомнить. Парные согласные по звонкости–глухости в корне слова одна из самых важных и часто встречающихся орфограмм на уроках русского языка в начальной школе. При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме.
Например, при проговаривании слов звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: сугроб [сугроп], указка [укаска]. Поэтому при написании слова эти согласные нужно проверять.
6 согласных звонких звуков в верхнем ряду имеют свою пару глухих звуков, располагающихся под ними в нижнем ряду.
Правило «Парные согласные в корне слова»
Чтобы проверить парный согласный в конце или середине слова, надо изменить слово так, чтобы после парного согласного звука стоял гласный или звонкий [н].
Как проверить парные согласные в корне?
При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
Подобрать родственное слово:
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Карточки с заданиями «Парные согласные в корне слова»
Карточка 1
Морозы, голуби, паруса, народы, автобусы, тетради, утюги, лошади, сапоги, шкафы, рукава, карандаши, брови, стрижи, берега, флаги, хлеба, ястребы.
2) Подчеркни согласные, которые требуют проверки.
Морковь, город, завод, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, вторник, четверг, красив, хорош, пригож, вежлив, здоров, готов, сапог, рассказ.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Б на конце слова, во второй — с буквой П.
Гри. су. хле. скри. кло. ду. Архи. зу. гер…
Карточка 2
Жира… и мор… спорят. Кто из них краси…? Жирафу хоро…. Он высок и ловок. Моржу не страшен моро…. Он моряк. Но мор… неуклю…. Вот ле…. Пусть он скажет! Голос у льва гру…. Я краси…!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Ры..ка, ла..ка, ло..ка, блу..ка, гря..ка, похо..ка, лоша..ка, кро..ка, повя..ка, ука..ка, пала..ка, лепё..ка, сторо..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой В на конце слова, во второй — с буквой Ф.
Ле. шка. жира. обу..ь, Кие. клю. шар. телегра. клю. рука…
Карточка 3
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Пень похож на большой сугроб. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют они зёрна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям!
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Жи..кая ка..ка, ре..кий ветер, ре..кий лес, ле..кая похо..ка, сла..кие пиро..ки, ги..кий пру. мя..кий хле…
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой З на конце слова, во второй — с буквой С.
Моро. арбу. интере. но. ма..ь, подно. гру. свя..ь, голо. зале….
Карточка 4
Хорош пру.. около нашего села. К пруду ведёт у..кая доро..ка. На берегу бесе..ка. Вокруг пруда растут берё..ки и ду..ки. Вода в пруду прозрачная, гла..кая. Мы часто катаемся на ло..ке. В тихой воде мелькают ры..ки.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Сколь..кий лё. у..кий пояс, лё..кие сапо..ки, гла..кий лё. ро..кие ребяти..ки, бли..кий дру. кре..кие оре..ки.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Г на конце слова, во второй — с буквой К.
Бере. кула. моря. ночле. червя. кру. творо. синя. тан. утю. дру..
Карточка 5
Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Ж на конце слова, во второй — с буквой Ш.
Карточка 6
2) Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова.
Варе..ки, ро..кий, лё..кий, ястре. оши..ка, лоша..ка, тра..ка, у..кий, сторо..ка, шу..ка, морко..ка, яго..ка.
3) Напиши слова в два столбика: в первый — слова с буквой Д на конце слова, во второй — с буквой Т.
Заво. бра. кро. огоро. дроз. сала. неф..ь, тру. го. трос..ь, радос..ь.
Карточка 7
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой и липкий. Легко делать из него снежный ком. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!
Карточка 8
Стоял ясный зимний денёк. Лё..кий сне.. тихо падал на землю. Высыпали на улицу ребяти..ки. Сне.. был ли..кий. Мальчики стали крепос..ь строить и в сне..ки играть. Девочки снегурочку лепили. Вместо гла.. льдинки. Вместо носа морко..ка. Рот и бро..ки угольком нарисовали. На голо..ку надели шапку. Красивая снегурка вышла.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Ребятишки бегут на лыжах по лесной дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями пустые шишки, скорлупки. Кто тут грыз орешки? Это работа белки. Робкий зверёк в белой шубке сидит у куста, прижал ушки. Это заяц. Какая птица уселась на макушку ёлки? Сорока!
Карточка 9
Мы живём в селе Моро..ки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мя..кий сне… Чудесная стояла пого..ка. Ребята быстро расчистили площа..ку. Они залили её водой. За ночь лё.. окре… Утром дети уже катались на гла..ком льду. Легко бежали коньки по сколь..кой доро..ке. Хорош каток!
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Воздух был пропитан запахом трав и цветов. Мы шли по узкой тропке. Вдали мы заметили большие кусты. Это был шиповник. Цветы его пахучие и красивые. Шиповник — родной брат садовых роз. Мы остановились у большого куста. Каждая ветка встретила нас острыми шипами. Мы не стали губить эту красоту. Цвети и радуй всех!
Карточка 10
Репорта…
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Метель заметает дорожки. Ребятишки делали снежки. Стоит избушка на курьих ножках. Сбросили ромашки белые рубашки. В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Вот и верба нарядилась в белые сережки. Далеко на озере квакают лягушки. К Новому году дети делали елочные игрушки. Петя Семушкин сделал шесть флажков.
Карточка 11
Метил в луко..ко, а попал в око..ко. Не бывать сосновой ши..ке на рябине. Не нашел гусь зерны..ка, глотает и каме..ки. Утка в ю..ке, селезень в сере..ках, курочка в сапо..ках. Дорога ло..ка к обеду. Не спрашивай у ко..ки лепе..ки. В наряде хоро. а без него на пень похо… Ко..ке игру..ки, а мы..ке — сле..ки. С миру по ни..ке — голому руба..ка.
2) Выпиши из текста слова с парными согласными в корне слова. Напиши проверочные слова.
Дождевая вода была в кадке. Гроза зимой — редкое явление. По озеру скользила парусная лодка. Третья часть учеников класса делала закладки для книг. Овчарка Альма спит в будке. Варенье было слишком сладкое. Бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку. У хорошего ученика всегда чистые тетрадки. На грядках цветут огурцы и помидоры. В степи дожди выпадают редко.
Диктанты по теме «Парные согласные в конце и середине слова»
Наш луг
Красив наш луг летом. Здесь много трав и цветов. Зелёный наряд земли радует глаз. На лугу пасут коров и коз. (20 слов)
Грамматическое задание:
Зима
Ночью ударил мороз. На реке лёд. Идёт первый снег. Около дома уже сугроб. У ребят радость. Они достали коньки. (20 слов)
Грамматическое задание:
Родной край
У деревни лес. Около леса река и луг. Правый берег реки крут. На лугу стоит большой стог сена. Нам дорог родной
край. (23 слова)
Грамматическое задание:
Зимний наряд
Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берёз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! (27 слов)
Грамматическое задание:
Весна пришла
Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе. Не нужно было надевать пальто. Молодые липки покрылись маленькими листочками. Они были мягкие и нежные. Очень весело смотреть на них! (35 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
Подводная охота
Однажды утром над морем висела лёгкая пелена дождя. Молодая тюлениха ушла на глубину. Её одолевал голод. Вдоль дна плыла группа маленьких рыб. Тюлениха кинулась вниз. Между скалами была узкая щель. Там тюлениха и поймала рыб. (37 слов) (По Ф. Стюарту)
Грамматическое задание:
Рыбки
В деревне я выкопал маленький пруд и пустил туда золотых рыбок. В тот год был сильный мороз. Пруд покрылся снегом. Наступила весна. Снег растаял. Но лёд ещё долго стоял. Когда он растаял, в пруду весело плавали рыбки. (38 слов) (По С. Образцову)
Грамматическое задание:
Бурундук
Авторы часто рассказывают о бурундуке в сибирских сказках. Охотники зовут его Кузьмой. Шерсть у зверька желтоватая. Брюшко белое. На спине — чёрные и жёлтые полосы. Бурундук — хороший хозяин. Осенью он собирает очень много орехов, ягод, семян деревьев. (36 слов) (По И Литинецкому)
Грамматическое задание:
Репка
Павлик взял лопатку и стал копать грядку. Ребята стали помогать ему. В обед грядка была готова. Павлик дал каждому по семечку. Ребята зарыли их в мягкую землю. Потом огород полили. Будет к осени вкусная репка. (37 слов) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
На катке
Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми веточками. Падал лёгкий снег. Он
мягко ложился на лёд. А по катку кружилась маленькая фигура. Это был Мишка. Я тоже взял коньки и вышел во двор. (41 слово) (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
Тетерев
Тетерев сел на широкий сук между двумя деревьями. Он словно расцвёл в лучах солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя грудка стала зелёной. И особенно красив стал радужный хвост. Тетерев вытянул свою длинную шею и завёл длинную песню. (42 слова) (По М. Пришвину)
Грамматическое задание:
Дядя Фёдор нашёл пустой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавески на окнах. А на кухне были чугунные сковородки. На огороде росли картофель и капуста. А ещё будка была для собаки. (43 слова) (По Э. Успенскому)
Грамматическое задание:
Каток
Ударил первый мороз. Мы с Мишкой и Костей решили сделать каток. Мы выбрали площадку и врыли в землю
столб для фонаря. А проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Потом мы залили каток водой. К утру лёд застыл. Мы катались на коньках и играли в хоккей. (48 слов). (По Н. Носову)
Грамматическое задание:
Еще полезные статьи для 2 класса:
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Урок-сказка по русскому языку на тему: «Проверка парных согласных в корне слова» 2 класс
Тема. Проверка написания слов с парными согласными.
Цель: формировать умения сравнивать согласную букву проверочного и проверяемого слова; развивать умения находить слова с проверяемыми безударными гласными и парными согласными и подбирать проверочные слова, связную речь; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
— проявлять интерес к новым знаниям;
— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
— любить родной край и гордиться своей малой родиной;
— вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов в группе;
— уважительно относиться к иному мнению.
— уметь распознавать орфограмму;
— уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки
— формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной целью;
— вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы;
— оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
— оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
— обосновывать высказанное суждение;
— договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе.
Оборудование: картина лесная поляна, «Зима с подснежниками», картинки лесных жителей, «рукавички» с парными согласными, карточки со словами, пословицы о хлебе на колосках, загадки, в отгадках которых есть парные согласные, стихи о весне.
I . Организационный момент.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Пора за дело браться,
Чтобы грамотными стать,
Надо правил много знать.
— Да, ребята, сегодня мы должны очень и очень постараться. Посмотрите, сколько у нас гостей. Они поставят мне оценку за урок, а я – вам. так что ум и сердце в работу вложите, каждой секундой в труде дорожите.
II . Самоопределение к деятельности.
Сегодня у нас необычный урок – урок-сказка.
— Какой безударный гласный в этом слове? (и)
— А какую букву напишем? (е) Почему? Докажите.
— Ребята, как называется первый весенний месяц? (Март)
— Назовите последний звук в этом слове. (т)
— А какую букву напишем? (т). Почему? Докажите.
— Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?
— Какую цель поставим перед собой?
— Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь поставленной цели?
— В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны, радостным праздником света. Хотя в марте и морозы бывают, и снег идёт, но всё длиннее дни, раньше и раньше восходит яркое весеннее солнце. В лесах и на поле нетронуто лежат глубокие сугробы. Можно кататься ещё на лыжах и на санках в эти солнечные мартовские дни.
III . Проверка домашнего задания.
(Дети читают сочинения, написанные дома)
IV . Работа по теме урока.
— Зима потихоньку уходит от нас, так как весна гонит зиму вон, и жаворонки в небе уж подняли трезвон. Уходя далеко на север, Зимушка – зима заглянула к нам в гости, чтобы ещё раз посмотреть и послушать, как вы хорошо работаете на уроке, чему научились за зиму. И на память принесла вам букет первых весенних цветов.
— Как вы думаете, какие это цветы? (Подснежники)
— А почему они так называются?
— Какой последний звук слышится в слове «подснежник»?
— А какую букву напишете? Докажите.
— Давайте мы раскрасим этот первый весенний цветок, но не красками, а элементами букв, которые встречаются в этом слове. Штриховать будем красиво, аккуратно
, чтобы порадовать Зимушку-зиму и наших гостей.
(Показ на доске, дети на подснежниках)
— Поднимите свои подснежники, поверните их к гостям, к зиме и помашите ими. Вот какая весенняя цветущая поляна у нас получилась. А чтобы в лесу было больше таких красивых полян, нужно беречь цветы, не срывать их в большие букеты. Послушайте об этом стихотворение.
Ранним солнцем чуть согреты,
Это первенцы земли!
Словно звёзды светятся в траве.
Ты придёшь, сорвёшь … и не заметишь,
Как погаснет радость на земле.
— А ещё Зимушка знает, что вы любите сказки. А хотите сами поучаствовать в сказке?
Закрывайте, дети, глазки,
Попадём сейчас мы в сказку.
Открывайте, дети, глазки,
Вы уже попали в сказку.
— Куда же мы с вами попали? (В лес)
— Какой звук слышится в конце этого слова?
— А какую букву напишем? Почему?
— Вот он сказочный лес,
Лес этот полон различных чудес!
— посмотрите, лесные жители сняли свои рукавички до следующей зимы, значит, весна на дворе. Но вот беда, кто-то пошутил и разъединил пары. Давайте соберём пары рукавичек.
(Дети ставят на доске рукавички парами).
— Что за буквы на рукавичках?
— Кто же сформулирует тему нашего урока?
— Какую цель мы поставим перед собой?
— Какие задачи нам предстоит решить, чтобы в конце урока достичь поставленной цели?
— Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
— Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
— Какое правило надо знать, чтобы правильно употреблять парные согласные?
Если слышишь парный звук:
Будь внимательным, мой друг.
Парный в слове изменяй –
Рядом гласный подставляй.
Зуб – на зубы, лёд – на льды.
Будешь грамотным и ты.
— Вот мы сегодня и будем упражняться в проверке написания парных согласных в словах.
— Итак, рукавички мы собрали. А теперь узнаем, чьи же они.
Вот и первый домик. Как вы думаете, кто в нём живёт? Правильно, зайцы.
Посмотрите. какой красивый снежный дом у зайцев. Но и в лес приходит весна, какие красивые сосульки свисают с крыши. Весенняя капель звенит на солнце.
— Запишите под диктовку предложение:
С крыш свисают длинные сосульки.
— Сколько слов в данном предложении?
— Какой согласный напишем на конце слова «крыш»? Докажите.
— Назовите слова с безударными гласными.
— Какие орфограммы надо проверять? (свисают – повис, сосульки – надо запомнить).
— Какая ещё орфограмма в слове «сосульки»?
— Что обозначает здесь мягкий знак?
Вот веселье у зайчат –
Санки зайцев с горки мчат.
Хорошо гулять весной.
Но пора идти домой.
Хочешь с зайцами войдём
В этот белый снежный дом?
Вытрем ноги на пороге…
Посмотри, как чисто в нём!
— А в домике нас ждёт сюрприз. Надо прочитать, с кем дружат наши зайчата. Прочитайте слова, веерами покажите пропущенную букву.
— Назовите орфограмму в этих словах.
— Безударные гласные в корне слова.
— Что вы знаете об их написании?
— Это словарные слова и их надо запомнить.
— А в каких из этих слов согласные звуки требуют проверки? (Медведь, барсук)
— Какие буквы вы напишете и почему?
— Молодцы1 Хорошо поработали. Идём дальше.
Видишь красный домик новый –
Он на улице Сосновой.
Кто живёт в нём, угадай-ка.
В доме белочка-хозяйка.
(Учитель читает загадки и выставляет на карточках отгадки)
А он не откликается.
3. В золотой клубочек
— А как называются плоды ели и сосны? (Шишки)
— Какое правило надо знать, чтобы правильно написать эти слова?
— Подберите проверочные слова.
— А ещё белочка принесла вам новый материал, посмотрите.
— Какой звук произносим на конце слова «гриб»?
— Какую букву пишем? Почему?
— Какой звук произносится в середине слова «грибки»?
— Какую букву пишем? Почему?
— Молодцы! В благодарность вам белочка дарит вот этот орех. Орех не простой, а волшебный. Сейчас самостоятельно запишите слова с ореха, вставляя пропущенные буквы.
— Хорошо трудились, дружно.
Отдохнуть теперь нам нужно.
Громче музыка играй,
Нас на танец приглашай.
— А вот и лисичка – рыжий хвостик
В синий дом зовёт нас в гости.
Дверь тихонько открываем,
Что за дверью мы узнаем.
Что же это – вот беда,
Слова разбежались кто-куда!
Мы лисичке поможем дружно,
Предложения составим, как нужно.
(На таблице деформированные предложения:
— ёж, на, вышел, тропку, колючий
— берёзки, сок, из, капал, сладкий)
(Один ученик пишет на доске, подчёркивает грамматическую основу, объясняет орфограммы, подбирает проверочные слова)
Колючий ёж вышел на тропку. или На тропку вышел колючий ёж.
Из берёзки капал сладкий сок.
— Помогли лисичке. Не зря в народе говорят: «В дружбе – сила».
В небе звёздочки зажглись,
Спать все звери улеглись.
Только в чёрненьком домишке
Ярко светится окно.
— Давайте посмотрим, кто там не спит. Это совушка – умная головушка. Она сохранила от мышей зерно. Посмотрите, сколько много колосков. Эти колоски она дарит вам, чтобы и вы учились беречь хлеб – наше главное богатство. На колосках записаны пословицы о хлебе. Давайте их прочитаем.
— Береги хлеб – наше богатство.
— Какое слово встретилось во всех пословицах? (Хлеб)
— Какой звук слышится на конце этого слова?
— А какую букву напишем? Почему?
— Запишите понравившуюся вам пословицу, подчеркните орфограмму.
— А что это за конверт у совы? (Достаёт)
— Совушка – умная головушка просит вас составить рассказ о весне, используя данные слова.
солнышко, сне(г, к), лё(д, т), сосульки, звери и птицы)
— Вот и закончилась наша прогулка по лесной поляне. Пора возвращаться в класс. Но кто там прячется за ёлкой? (Достаёт вопросительный знак )
— Вопросительный знак спрашивает:
— Понравилась ли вам сказка?
-Что нового вы узнали на уроке?
— Достигли ли вы поставленной цели?
— Кому бы сказали спасибо за урок?
— Молодцы! Вы отлично работали на уроке и получаете хорошие отметки.
Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание парных согласных в корне слова»
Урок русского языка в 3 классе.
Булдыгерова Ольга Борисовна
Учитель МОУ СОШ №36
Северобайкальский район Республика Бурятия
1.Познакомить с правилом проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова путём словообразования.
3. Воспитывать чувство коллективизма, интерес к истории языка.
Оборудование : ИКТ (презентация), «записки» от Знайкина и Незнайкина, карточки с инструкциями выполнения заданий для слабых детей.
(Слайд № 1с изображением домика, в котором живут буквы.)
а) Учитель читает стихотворение
Дуб зелёный над холмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буковки живут,
Нас к себе они зовут.
— Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Какие буковки живут в доме?
— Как вы думаете, вы научились проверять парные согласные?
— Подберите проверочные слова. (Слайд № 2)
— Смогли вы полностью выполнить мое задание?
— На какой вопрос нам предстоит ответить?
1). Рассмотрите запись. (Слайд № 3)
— Попробуйте среди данных слов найти проверочные.
Дуб, дубы, дубки, дубок, дубовый, дубочек.
— Какие будут предположения?
— Как проверить ваши предположения?
2) Чтение правила в учебнике на странице 64
(Сравнение правила, предлагаемого учебником и самостоятельного вывода ребят).
3) Чтение учителем сказки «Спор согласных» из книги В, Волиной «Учимся играя».
— Почему очень важно уметь правильно подбирать проверочное слово. (Вывод учащихся).
1) Работа над навыком подбора проверочного слова. (Работа в парах). (Слайд № 4)
У нашего домика побывали Знайкин и Незнайкин. Они оставили две записки. Помогите разобраться, в какой из записок проверочные слова подобраны правильно.
(Ребята исследуют запись, доказывают правильность рассуждений, делают вывод)
2) Составление алгоритма проверки парных согласных, опираясь на знания ребят.
ё) Распознавание слов с парной согласной в слабой позиции.
— Прочитайте записанную на доске пословицу.
— Какую работу можно выполнить? (Предложения ребят).
— Выписать слова с парными согласными в слабой позиции, подобрать проверочные слова разными способами.
— Проверьте свою работу по эталону. На доске:
Оцените свою работу:
— Сделайте вывод, хватило ли нам одного задания для усвоения новой темы?
— Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить эту тему?
VII . Включение нового знания в систему знаний.
1) Закрепление в памяти учащихся знаний, умений и навыков, полученных на уроке.
— А как домик назвал Знайкин? (Избушка)
— О какой избушке из сказки он подумал? (Избушка на курьих ножках).
— Как вы понимаете это выражение? (Сообщения ребят).
— В старину деревянные домики в сырых, топких местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой действительно может жить только Баба Яга в сказках.
— Составить предложения с выражением «избушка на курьих ножках» и записать. (Дети работают самостоятельно).
— Прочитайте составленные предложения.
— Найдите в предложениях на слух слова с парной согласной в слабой позиции.
Одна старушка купила избушку на курьих ножках.
Баба Яга пригласила в гости Кощея к себе в избушку на курьих ножка.
Избушка на курьих ножках убежала от Бабы Яги по дорожке.
Парные согласные поселились в избушке на курьих ножках.
— По каким признакам вы находили слова с парной согласной? (Вывод ребят),
— Какими способами проверки пользовались?
в) Работа с учебником, упражнение 48:
1-ый вариант – 1, 2 предложение; 2-ой вариант – 3, 4 предложение. (Взаимопроверка. Учитель проверяет правильность выполнения работы )
— Что интересного и нового открыли для себя на уроке?
— Как вы думаете, все ли мы узнали о способах проверки парных согласных?
— Какую задачу мы можем поставить перед собой на следующий урок?
2) Самооценка работы учащихся по шкале знаний.
3) Домашнее задание.
— Желающим составить сводный алгоритм проверки парных согласных.
— Вспомнить и записать пословицы, в которых встречаются слова с парной согласной в слабой позиции.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема. Звонкие и глухие согласные в середине слова.
Тип урока : урок введения нового знания.
— познакомиться с новым способом проверки парных согласных в середине слова;
— научиться проверять парные согласные двумя способами;
— уметь формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений, сотрудничать.
Оборудование: ИКТ (презентация), «записки» от Знайкина и Незнайкина, карточки с инструкциями выполнения заданий для слабых детей.
Цели и задачи этапов
I .Организационный этап.
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
целенаправленную внешнюю установку для работы на уроке и психологически готовлю учащихся к общению и предстоящему» занятию.
Учащиеся формируют умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться.
II . Актуализация знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Предлагаю иллюстрацию с нарисованным домиком и читаю четверостишие с целью повторения изученного материала. Создаю проблемную ситуацию: проверить слова: сад, жираф, крот, мороз, узкий.
Наглядный, словесный, проблемный диалог
III . Постановка учебной цели.
Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
— Смогли вы полностью выполнить мое задание?
— На какой вопрос нам предстоит ответить?
Указывают на возникшее затруднение, ставят перед собой учебную цель
IV . «Открытие нового знания»
Решение УЗ ( устной задачи )и обсуждение проекта ее решения
— Попробуйте среди данных слов найти проверочные.
Дуб, дубы, дубки, дубок, дубовый, дубочек.
— Какие будут предположения?
— Как проверить ваши предположения?
2) Чтение правила в учебнике на странице 64
(Сравнение правила, предлагаемого учебником и самостоятельного вывода ребят).
Называют слова с парными согласными в сильной позиции. Выделяют уже известный способ проверки: дуб – дубы, высказывают предположения о втором способе проверки (подбор однокоренных слов), читают правило, сравнивают со своим выводом
Диалог (подводящий к открытию знаний)
V. Первичное закрепление знаний
Проговаривание ново знания, составление алгоритма
У ребят на партах в конвертах «записки» от Знайкина и Незнайкина с просьбой проверить, кто из них правильно подобрал проверочные слова.
Предлагаю проверить (на слайде «записка с неверным суждением»
Просит составить алгоритм
Работают в парах, рассуждают, затем доказывают правильность и неправильность выбранного мною варианта, составляют алгоритм
VI. Самостоятельная работа
Каждый для себя должен сделать вывод, что он уже умеет
Просит выписать из пословицы слова с орфограммами, подобрать проверочные слова разными способами, по окончании работы просит проверить работу ребят по эталону, оценить свою работу
Выполняют работу, проверяют по эталону, оценивают свою работу на полях
VII. Включение нового знания в систему знаний
Закрепить в памяти уч-ся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
1. Предлагаю объяснить смысл выражения «Избушка на курьих ножках», провожу словарную работу и предлагаю составить и записать предложение.
3. Выполнить упражнение 168:
самостоятельная работа с книгой
VIII. Рефлексия деятельности
Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
— Что интересного и нового открыли для себя на уроке?
— Как вы думаете, все ли мы узнали о способах проверки парных согласных?
— Какую задачу мы можем поставить перед собой на следующий урок?
2) Предлагаю учащимся оценить свою работу по шкале знаний.
3) Предлагаю дифференцированное домашнее задание.
— Желающим составить сводный алгоритм проверки парных согласных.
— Вспомнить и записать пословицы, в которых встречаются слова с парной согласной в слабой позиции.
Делают оценку своей УД, ставят перед собой задачи на следующий урок.
Внимательно слушают инструктаж и записывают задание в дневник.
Метод мотивации обучения
Самостоятельная работа 5.2 (разноуровневая).
(Я взяла один текст, чтобы показать, как к одному тексту можно дать задания разного уровня трудности).
Списать, вставить пропущенные буквы.
Ле(г,к)кий моро(з,с). Мя(г,к)кий сне(г,к) замел тро(б,п)ки и доро(ж,ш)Ки. Наш са(д,т) побелел. Дере(в,ф)ца нарядились в белые шу(б,п)ки. Я вышел погулять и зале(з,с) в наш овра(г,к). Сне(г,к) в овраге покрыл хру(б,п)кий нас(д,т). На дне оврага кре(б,п)кий ле(д,т). Это замер(з,с) ручеек.
Определить границы предложений. Списать, вставляя пропущенные буквы.
Лег…кий моро… мя…кий сне… замел тро…ки и доро…ки наш са… побелел дере…ца нарядились в белые шу…ки я вышел погулять и зале… в наш овра… сне… в овраге покрыл хру…кий нас… на дне оврага кре…кий ле… это замер… ручеек.
Определить границы предложений. Списать. Подчеркнуть буквы на месте парных согласных в слабой позиции. Найти и исправить ошибки.
Легкий мороз мягкий снег замел тропки и дорожки наш сад побелел дерефца нарядились в белые шубки я вышел погулять и залез в наш овраг снег в овраге покрыл хрубкий наст на дне оврага крепкий лед это замерс ручеек.
Тест: « Проверь себя!»
Тема: «Согласные в корне слова».
Подчеркните буквы, которые пары не имеют.
2. Отметь значком «+» верные высказывания:
«все согласные нужно проверять»
«нужно проверять парные согласные в корне слова»
«проверяй парные согласные всегда»
«проверяй парные согласные, если они стоят:
— перед любым гласным на конце слова
— перед согласным кроме согласных л, м, н, р, н, в».
3. Подчеркни согласные, которые не требуют проверки.
б, х, к, Ш. ф, Р. С, д, Щ. в, Г. т, ж, л
4. Подчеркни орфограмму «Проверяемые парные согласные в корне слова».
Снег да снежные узоры,
5. К каждому слову из левого столбика подбери проверочное слово из правого столбика. Соедини стрелкой. Вставь пропущенные буквы. (Задание с ловушкой).
7. Вставь пропущенные буквы.
Вот иголки и булла…ки
Вып…лзают из-под ла…ки:
На меня они гл …дят,
Проверочная работа № 3.
Цель: проверить навыки правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова».
1. Запишите однокоренные слова группами, выделите корень .
Засолка, дворовый, полет, соль, поход, летать, двор, со леный, ходить, дворник, летчик, посолить, обходить, перелетные, переходы, задворки ходики, летучий, пересолить.
2. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
Пришла (. ) в..сна. На (. ) р..ке растаял лед. (. ) В..да (. ) зат (. ) б..рега.
3. Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пи шите проверочные слова.
Вдруг налетел (. ) ре..кий ветер. Закачались (. ) ги..кие веточки. Затрепетали листочки. На (. ) доро..ки сада упали первые капли до ждя.
4. Спишите текст. Найдите и подчеркните согласные орфограммы в корне слов.
Зима началась легкими морозцами. Принарядила она деревца и белые шубки. На каждый сугроб надела шапку. Под снег на ночь с рябчика. А медведь уже с осени залез в берлогу.
Номер материала: ДБ-978435
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.