Азы православия для детей. Православные рассказы для детей
Иногда в жизни бывают моменты, в которые трудно отличить добро от зла и сделать правильный выбор. Надеемся, что эти рассказы, в основу которых положены Евангельские притчи, помогут маленьким читателям разобраться в важных жизненных вопросах. Для детей младшего школьного возраста.
В аудиокниге использована музыка российских композиторов и записи церковных хоров России.
Автор: Надежда Веселовская
Исполнитель: Виктория Голобородова
Жанр: Детские книги
Издательство: «Лепта»
Год выпуска: 2010
Рекомендуемые записи
Оставить комментарий
Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
33 комментария
Мне 12 лет слушаю каждый день очень нравиться. Спасибо!
Очень интересные и поучительные рассказы. Спасибо!
Последние рассказы, под названием “Азы православия” далеко не детские. Историю “Выбор” слушать уже было невозможно. А за все остальное спасибо.
Перестало загружаться почему-то((( никак последний рассказ не могу дослушать…
У меня играет до конца. Попробуйте перезагрузить компьютер или скачайте файл (СКАЧАТЬ) и послушайте на своём плеере.
Очень интересный сборник рассказов! Я учусь в 7 классе,а рассказы для детей младшего школьного возраста,всё равно мне очень понравились! Кстати,я слушала так внимательно,что услышала,как женщина,которая читала рассказы,сказала неверно: вместо “бомжЫ”, “бОмжы”.
Но нечего,это не главное:)
Спасибо большое! Слушали с удовольствием с младшим братом! Рассказы очень интересные и поучительные. Очень понравилось. Мы были в восторге. Спасибо большое за сайт.
Благословение Божье и Покров Царицы небесной да прибудет с теми, кто сеет добрые семена. Надеюсь, что в свое время детские души дадут добрые плоды. Мы с дочкой с удовольствием слушаем каждый день Ваши истории уже долгое время. СПАСИБО!
Слава БОГУ что есть такие писатели!Замечательные и очень доходчивые рассказы. Благодарю!
Слушали мы с дочкой как то сказку спектакль “Дорога в небеса” купленную еще на кассетах в нашем храме.Сказка уникальная,очень интересная ‚в двух частях. Не могу найти ее теперь чтобы снова услышать.Может сможете найти и в разделе Вашем “сказки” выставить.Буду очень рада.Спасибо за сайт.
Очень интересные рассказы спокойные, добрые и поучительные. Дети каждый вечер их слушают, надеюсь и всходы будут.…
Православные рассказы для подростков
Православные рассказы для подростков, на самом деле, интересно читать в любом возрасте…
Мы назвали эту подборку именно так, поскольку главными героями рассказов, в основном, являются представители современной молодежи.
Также мы подготовили для Вас:
Истории кукольной Мастерицы. Зонтик
Однажды кукольная мастерица заболела. Ей очень хотелось глядеть в окно, любуясь городом. Провожать взглядом сонных незнакомцев на работу, а детей в школу… Но, у неё совсем не было сил, чтобы встать с постели. Тогда старая кукла, всегда сидевшая на подоконнике, сказала: — Я буду рассказывать тебе все, что вижу. Вот солнце выглянуло из-за туч. Люди […]
Притча Иисуса Христа для детей «О работниках в винограднике»
Объясняя, каким будет Царство Небесное, Иисус Христос поведал удивительную притчу… Он сравнил его с хозяином дома, у которого был собственный виноградник. Ты уже догадался, мой друг, что хозяин — это образ Бога? Так вот, выйдя утром, чтобы нанять работников, господин предложил каждому по динарию. Кстати, если перевести эти деньги на серебро, то получится цена 3‒4 […]
Постные щи с грибами
Один из традиционных русских супов — это постные щи с грибами! Их можно приготовить как из свежей капусты, так и из квашеной. Рассмотрим оба варианта! Кстати, настоящие щи должны быть густыми и очень сытными. Мы расскажем, как этого добиться… Ингредиенты: Капуста (свежая или квашеная) — 300 гр. Морковь — 1 шт. Лук — 1 шт. […]
Баба Зина (7 рассказ серии «Окна нашего двора»)
Грешно смеяться над чужими немощами. Очень грешно! Но Любаша хихикала и ничего с собой поделать не могла. Она еще раз поглядела на бабу Зину и, чтоб не искушаться лишний раз, пошла в глубь храма, а то ни молитвы тебе, ни покаяния… А баба Зина продолжала свой рассказ
Розы из картофеля в духовке. Рецепт бабушки Гали
Дорогие друзья, в рубрике «Рецепты от читателей» сегодня очередной рецепт нашей подписчицы — Галины Трофимовны
Каждый день готовит нас ко встрече с родными…
Софья Михайловна никогда не считала себя человеком верующим. Она вообще гнала от себя все мысли о том, что однажды эта жизнь закончится
Светлана, к сожалению, не знаем о таком произведении…
Спаси Бог! То что надо для современных подростков!
9 святочных рассказов для семейного чтения
Быстро-быстро, в весёлой суматохе, а порой и в утомительной суете, пролетели предновогодние дни. Отгремели последние детские утренники, школьники вышли на каникулы, куранты уже отсчитали 12 ударов, и вступил в силу Новый год. Конечно, забав и развлечений в эти дни предостаточно, но есть одно занятие, сегодня, к сожалению, за грохотом телевизора подзабытое. Это семейное чтение.
Не все произведения интересны одинаково каждому члену семьи. Но есть и такие. Обычно у них есть два свойства: большой талант, с которым они созданы, и событие, которому они посвящены. Рождество Христово ‒ это то, что определяет нашу грядущую, за рамки этой жизни выходящую судьбу. И святочные рассказы напоминают нам об этом.
Сельма Лагерлёф. «Святая ночь»
Эту историю можно отчасти назвать апокрифом с явными фольклорными корнями, однако сути и смыслу События это ничуть не вредит. В ней рассказывается о человеке, который пришёл к пастуху, чтобы попросить немного углей ‒ ему нужно было согреть Жену и новорождённое Дитя. Мир жесток, как известно, но все преграды, встающие перед человеком, рассыпались в прах: не причинили ему вреда ни злые псы, ни брошенная палка, а овцы продолжали мирно спать, когда тот прошёл к костру по их спинам. Да и сами горячие угли он унёс прямо в своём плаще.
Недоумевающий пастух спрашивает его, как такое могло произойти. «Я не могу тебе этого объяснить, если ты сам не видишь», ‒ говорит человек.
И это главное в коротком, неспешном рассказе писательницы. Она словами своей бабушки напоминает нам, что рождественское чудо совершается каждый год, и загорается звезда, и ангелы славят Бога. И очень, очень важно, чтобы наши глаза (а я думаю, речь идёт о духовном зрении) увидели, а сердца восприняли это чудо.
Иван Шмелёв. «Рождество»
Это, пожалуй, самые известные воспоминания о празднике. И хороши они тем, что их можно читать буквально с младенчества, лет с пяти, и с удовольствием возвращаться к ним в любом возрасте. Удивительный, ни на что не похожий язык писателя, который мыслит и живописует по-детски образно, находит отклик в каждой душе. И пусть мы далеки от атмосферы богатого патриархального купеческого дома, где рос Ванечка, сложно не полюбить тот волшебный и вместе с тем такой настоящий мир его детства.
Обычно дети, особенно те, которым регулярно читают книги, чутко улавливают эту атмосферу, их не смущает обилие устаревших понятий и явлений в тексте, тем более что это может быть поводом к обстоятельному разговору с родителями.
Если ребёнок готов к такому разговору, можно пояснить ему, что писатель обращается к своему сыну, что живут они во Франции, и Шмелёв очень скучает по оставленной Родине и хочет, чтобы мальчик понял, как хороша была та, потерянная для него навсегда, Россия.
Александр Куприн. «Чудесный доктор»
Этот, что называется, хрестоматийный святочный рассказ раскрывает праздник ещё с одной стороны: он говорит о милосердии. О том, как человек, у которого множество дел, и семья, и гостинцы в руках для детишек, вдруг проникается бедой совершенно неизвестного и совсем несимпатичного человека. И важен здесь не только факт помощи бедствующей семье, но и то, что благодеяние это сделано, можно сказать, инкогнито. Ведь только на следующий день, получая лекарство от аптекаря, Мерцалов узнаёт, что его благодетель ‒ знаменитый военный хирург Николай Иванович Пирогов.
Этот рассказ ‒ хорошая основа для разговора о милосердии, о безвозмездной помощи, о том, почему, по слову Господа, «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3–4).
Николай Лесков. «Христос в гостях у мужика»
Это глубокий и красивый, но сложный рассказ: детям он будет понятен, наверное, лет с 12, да и то с соответствующими родительскими комментариями.
Христианство ставит перед нами задачу, до него неведомую: не просто простить, но и полюбить врага
Здесь тема милосердия углубляется и усложняется: герой должен не просто оказать милость, а оказать её своему кровному врагу. «Кому много дано, с того много и спросится» (Лк. 12, 48) ‒ Лесков подтверждает эту истину, рассказывая об очень благочестивом человеке, живущем по-Божески, любящем Бога, но не готовом к встрече с Ним. Потому что христианство ставит перед нами задачу, до него неведомую и неподъёмную для человека: не просто простить, но и полюбить своего врага.
«Христос в гостях у мужика» ‒ рассказ о чуде, которое, с одной стороны, можно житейски объяснить, а с другой ‒ остаётся только дивиться непостижимости Божьего Промысла, Его путей. Это настоящий святочный рассказ с очень счастливым и глубоким финалом: невольно задумываешься, а кто же получил милость ‒ тот, кто просил, или тот, кто оказал её?
Василий Никифоров-Волгин. «Серебряная метель»
Мальчик из рассказа Никифорова-Волгина необыкновенно тонко чувствует атмосферу праздника. Он живёт в простой, но очень верующей семье, у него мудрые, вдумчивые родители, и Рождество он воспринимает не как давно прошедшее событие, а как то, что совершается вот здесь, прямо сейчас:
«Я долго стоял под метелью и прислушивался, как по душе ходило весёлым ветром самое распрекрасное и душистое на свете слово ‒ ‟Рождество”. Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками».
«Отец, окончив работу, стал читать вслух Евангелие. Я прислушивался к его протяжному чтению и думал о Христе, лежащем в яслях: ‟Наверное, шёл тогда снег, и маленькому Иисусу было дюже холодно!” И мне до того стало жалко Его, что я заплакал».
Это ещё один детский взгляд на Рождество ‒ в отличие от шмелёвского Ванечки из богатого московского дома, герой книжки ‒ сын сапожника. Но ощущение праздника у него такое же ‒ хрупкое, веками происходящее вечное Чудо.
Чарльз Диккенс. «Рождественская песнь в прозе»
Что сделали мы хорошего? Кого порадовали, кого обнадёжили, кого оттолкнули?
История преображения души старого скряги Скружда от английского классика известна многим. Однако, перечитывая её, мы снова и снова размышляем над плодами жизни ‒ и не только героя книги: над плодами жизни своей собственной. Что сделали мы хорошего? Кого порадовали, кого обнадёжили, кого оттолкнули? И есть ли что-то, чего уже не исправить?
Однако Диккенс утверждает, что исправить можно многое, даже то, что, кажется, предопределено. Об этом звонят весёлые колокола, и смех в гостиной, куда пришёл с поздравлением мистер Скрудж после своего ночного видения, ‒ тоже об этом.
«Рождественскую песнь» можно перечитывать каждый год ‒ она не надоедает. А можно делать это вместе с детьми, открывая им и сокровища английской литературы, и возможности изменения человеческой души.
Надежда Тэффи. «Сосед»
Святочные рассказы бывают разные. Не всегда в них можно найти описание праздничной службы, ёлки, подарков и колядок. Не всегда в них рассказывается о помощи бедным и обездоленным. Главное в произведениях о Рождестве Христовом ‒ это дух праздника: дух любви, объединяющий людей, пусть даже из разных стран.
Сосед ‒ это четырёхлетний французский мальчик, который ходит к соседям ‒ «лярюссам». Они любят гостей, всегда их угощают, поют удивительные песни и варят не менее удивительный суп ‒ борщ. Русский Пэр Ноэль, хоть и живёт далеко на Севере, приносит подарки всем детям, даже тем, кто плохо начистил свои башмаки.
Удивительно светлая, хоть и грустная, история о дружбе русской эмигрантки и маленького француза Поля, в которой каждый, кто внимательно её прочитает ‒ и ребёнок, и взрослый ‒ найдёт что-то своё.
Сергей Дурылин. «Четвёртый волхв»
Помните героя «Войны и мира» Платона Коротаева, который транслировал ту самую народную правду? Может быть, с точки зрения науки она не имеет оснований, зато в ней есть важный, глубинный смысл. В рассказе Дурылина старушка-няня утверждает, что поклониться Христу шли четыре волхва. Последним был «русский человек, хрестьянин», который заблудился в лесу, «и дар, что Богу нёс, у него отняли злые люди».
« ‒ Няня, а что он принесёт, четвёртый, Младенцу-Христу, если дойдёт из леса?
‒ А хлебушка, милый, ‒ отвечала старушка. ‒ Что же у русского крестьянина есть, кроме хлебушка?»
Поразительный по своей глубине и поэтичности рассказ, с огромным уважением и любовью повествующий о благочестии старой няни, о любви к родившемуся Богомладенцу.
Джеймс Хэрриот. «Рождественский котёнок»
Это грустный и светлый рассказ о любви ‒ настоящей, деятельной, которую могут проявлять животные. Об удивительно умной и самоотверженной кошечке, успевшей перед тем, как её не стало, спасти и принести человеку своего малыша.
Хэрриот мастерски соединяет в своём рассказе атмосферу праздника, тонкие и ироничные наблюдения за животными и их хозяевами и глубокие размышления о жизни, о связи событий обыденных и духовных.
Православные рассказы для детей. Живые картинки
Православные рассказы для детей. Живые картинки
Православная писательница Валентина Ивановна Цветкова родилась в 1936 г. в с. Никольское Саратовской области. Позже она переехала на учебу в Самару. Педагог по образованию, она много лет непосредственно общалась с детьми. И это чувствуется в ее рассказах.
Знание детской психологии позволило Валентине Ивановне написать свои рассказы таким языком, который воспринимается детьми легко, непринужденно. Поэтому ее произведения читаются с интересом не только детьми, но и взрослыми, ведь в сущности, все мы в какой-то мере большие дети.
В.И.Цветкова сотрудничала с различными православными газетами, в частности с самарским “Благовестом” и рязанским “Благовестом” С 1999 года живет в Рязани и продолжает трудиться над новыми произведениями, которые, надеемся, в скором времени выйдут в свет.
Чудная
Бабуль, купи мне сегодня, пожалуйста, фломастеры, — попросил Витя утром свою бабушку.
— Куплю, — ответила она, повязывая на голову платок.
— Ну тогда, бабушка, пошли скорее!
— Подожди, Витенька, я пирожки из духовки вытащу, Агафью Семеновну по дороге угостим.
— А, это ту, что сидит всегда на одном и том же месте, и кто к ней не подойдет, всем низко кланяется, даже если я иду и ничего ей не подаю. Мы с мальчиками нарочно несколько раз мимо нее проходили, и она каждый раз вставала и кланялась. Чудная какая-то!
— А вот этого делать не следовало бы! — рассердилась бабушка. — Во-первых, она — моя первая учительница, а во-вторых, ты и сам заметил, что она не за подаяние кланяется. Ты бы вот об этом подумал.
— А чего думать-то, она просто чудная. И, говорят, у нее был двуглавый орел.
— Витя, ты недопонял и пересказываешь другим, а это грех. — Бабуль, но ведь все так говорят.
— А ты молчи. Ведь ты не видел сам, лучше послушай, что я тебе о ней расскажу. В те далекие годы, когда я была маленькая, ученикам не разрешали носить крестики.
Учителя, конечно, знали, что мы их носили, но старались не замечать. Наша же молоденькая учительница Агафья Семеновна с двух девочек сняла крестики и в угол бросила. Мы так испугались, думали учительница сразу умрет. А она сказала: “Вот видите, ничего не случилось!” И продолжала вести урок.
После этого случая многие потеряли страх перед святыней. Через некоторое время у Агафьи Семеновны родился ребенок. Я сама его видела: вместо одной головы, у него были две маленькие головки. С тех пор она как бы закрылась ото всех, хотя находилась среди людей, а каждому, проходящему мимо, кланялась. И Господь ее простил и даже даром наградил.
У каждого проходящего она видит на голове как бы отметку, — что это за человек. А тем, кто ее близко знал, Агафья Семеновна сказала о том, чтобы мы друг друга поклонами приветствовали и Бога поклонами чтили. Чтобы несколько раз в сутки перед иконами кланялись.
— Бабуль, мне стыдно теперь мимо нее проходить.
— А ты подай ей пирожочек и тоже поклонись.
— Она же увидит, что я лгу, — замялся Витя. — Ведь фломастеры-то у меня есть, а я еще прошу.
— Ну вот и хорошо, что признался.
— Значит, в магазин теперь не нужно идти. А пирожок ей, бабуль, давай, я все-таки отнесу. Она увидит, что я уже не лгу!
Акафист
Пришли Света, Наташа и Лида в библиотеку духовные книги поменять, а взрослые их спрашивают: “Вы так быстро прочитали?” Девочки засмущались, но все же попросили: “Дайте нам, пожалуйста, толстую Библию почитать”.
-“Рано вам еще. Вы пока тоненькие читайте, — сказала заведующая библиотекой, — о жизни святых можем вам дать”. А сама держит акафист Святителю Николаю в руках. Лида, девочка близорукая, и все прищуривается, когда старается что-то прочесть.
Вот она вслух читает из акафиста: “Радуйся, скорбящих приятное попечение…” К удивлению взрослых, Лида привела случай в подтверждение этих слов. Она рассказывала с такой верой, что глаза при этом светились небом.
— Когда меня еще на свете не было, одна тетя купила коровушку на базаре и повела ее домой. Надо сказать, что жила она в далекой деревне. Коровушка попалась тощая, сначала шла тихо, потом легла посреди дороги и идти не хочет.
Тетя ласкала ее, стегала, но она не поднималась. Заплакала тетя и стала Бога просить. Вспомнила, что еще помощника скорого надо призывать — Николая: “Помощник наш, угодник Божий Николай, помоги корову до дома довести. У меня детки без кормильца-отца. Ждут молочка, а коровка вот погибает”.
Заливается слезами тетя. Бог, видя такое, прислал старичка. Идет он навстречу с прутиком, корову похлопал, она встала и пошла. Когда стал старичок уходить, на прощание сказал: “Ты, молодайка, загони коровушку во двор крайнего дома, и что там будут давать, — бери, не отказывайся”.
Она так все и сделала. Пустили ее переночевать две старушки, накормили. И коровушка без корма и питья не осталась.
Наутро в дорогу гостинчика дали. А коровка, за ночь отдохнула и быстро побежала домой…
Подружки над Лидой смеются: “Ты еще не жила на свете, а рассказываешь, как будто все видела своими глазами”. Лида улыбнулась: “Но это же правда! Так было! Молодайка та жива. Это родная бабушка моя, она нам все рассказала. И сама Николу Чудотворца не забывала, и нас приучила почитать его. Мы с ней акафист каждый четверг читаем”.
Девочки выбрали книги и ушли, а взрослые удивились глубокой вере, простоте, искренности и решили: “Пусть дети читают толстую Библию, ведь мудрость они получают не от взрослых, а по благодати Божией”.
Слепой мальчик
Этот было давным-давно. Зимой, по вечерам, мы всей семьей сидели на большой русской печке. Нас, детей, было шесть человек. На улице мороз, вьюга, в трубе ветер гудит, а на печке так хорошо, тепло от кирпичей. Хочешь — лежи, хочешь — сиди. А чтобы видно было друг друга, зажигали лампу со стеклянным пузырем в виде вытянутой груши. А в углу избы, на самом видном” месте, пред иконой горела лампадка. И все так уютно, радостно, спокойно, тихо.
Кто выкладывал из тыквенных семечек “царский дворец”, кто просто их очищал и ел. Этим занимались младшие, а старшие вязали кружева, перебирали шерсть, пух. Нам так хотелось потрогать пух с шерстью руками, шарики-мячики скатать, но нельзя. Они нужны для носков, варежек. А мячи старшие для нас скатали из коровушкиной шерсти, которая на дело не годится. Мячик хороший получился: и мягкий, и подпрыгивает, как резиновый.
И коровке приятно, когда ее чешут. Ну так вот. Сидим мы на печке, но не молчим. Мама молитву тихонечко поет. “Царю Небесный…” С нею всегда начинают всякое дело потому, что призывается в помощь Дух Святой. А затем по очереди истории рассказывают: и страшные, и смешные, и вот такие, как эта, — про слепого мальчика.
Родился этот мальчик зрячим, но однажды сильно заболел и ослеп.
Сначала никто и не догадывался, потому что он был еще грудным и ползал по полу. А когда его мама положила возле него шерстяной клубочек, то малыш стал искать его ручонками и не нашел. Обратились к врачу, но было уже поздно. К любому горю привыкаешь, привыкли и к слепому сыночку.
Но Господь так умудрил его, что не сразу подумаешь, что он слепой. Глаза у мальчика были чистые, красивые, открытые. Двигался он осторожно, но до двери доходил без палочки. Сам ходил в колодец за водой для коровушки. Уж так они друг друга понимали, будто верные друзья. Он ухаживал за ее постелькой: тщательно соломку переберет, чтобы ни камушка, ни навозного комочка не было. А кормил ее пахучим сеном с ягодками клубничными.
Зорька жует сено, а слепой мальчик гладит ее. Коровушка ляжет, и он присядет к ее теплому боку, да так и заснет возле нее. Зорька повернется, вздохнет и согреет его теплым паром. Мама ищет сыночка, все уже ужинать соберутся, и находит мальчика всегда у Зорьки подбоком. Как-то папа объявил: Зорьку сдадим на мясо. Слепой мальчик быстро вышел из избы. Мама слышит: в сарае кто-то с плачем, что-то кому-то рассказывает. П
рислушалась, присмотрелась, а это ее слепой сыночек молит Бога о помощи, чтобы Зорьку не сдали на мясо. Потом обнял коровушку за шею и плачет. А Зорька понимает все, только сказать ничего не может, а из огромных коровьих глаз с длинными ресницами, ручейками текут слезы. Мама все это увидела, но ничего не сказала. А за ужином папа уточнил: хоть Зорька и дает маловато молока для такой большой семьи, но Бог даст — она теленочка нам принесет, молока прибавит. Все были рады, а больше всех сыночек слепой.
Иисусова молитва
У слепого мальчика кроме коровушки Зорьки были еще и другие друзья. Про всех я расскажу по порядку. Кот Дик и кошка Белоножка все время возле его ног вертелись, никуда не уходили. Если зимой слепой мальчик к Зорьке в сарай выходил, то они ждали его у порога. Только скрипнет дверью, они сразу же бегут к мальчику со всех ног.
Сидеть он любил не на стуле, а на полу. Кошки же были этому рады, терлись боками, мурлыкали, садились ему на ноги. Когда у мальчика в кармане было что-нибудь съестное, он вынимал из кармана, обязательно обдувал от крошек, крестил и говорил: “Господи, благослови!” Так он делал всегда. А потом ел сам и кошкам по кусочку давал.
Если же слепой мальчик вставал ночью молиться, пока все спали, Дик и Белоножка находили его и садились рядом, повернув свои мордочки к иконам. Уходили все вместе: мальчик на печку спать (или летом на полати), а кошки под пол мышек пугать.
Весной и летом они выходили с мальчиком на улицу и шли по обе стороны от его ног. Так кошки вели мальчика по тропинке к колодцу.
У колодца была трудная, но необходимая работа. Порой приходилось вытаскивать до двухсот ведер воды, потому что на огороде росло много капусты, огурцов, помидоров, лука и всего другого. Семья-то большая.
И вот слепой братец воду из колодца достает, а младшие сестренки, братики бегают наперегонки и разливают по своим грядочкам, луночкам. Весело всегда было, слепой братец подбадривал, похваливал за хорошую работу поливальщиков.
А когда младшие уставали и спрашивали: “А скоро закончим?” На то он отвечал: “Нет, еще только половину полили”. Поливальщики ему возражали: “Нет-нет, все полили. Ты не видишь ведь!” Слепой мальчик, улыбаясь, говорил: “Вижу, полейте еще раз свои грядочки, а то я слышу, они просят: пить, пить!”
Дети прислушиваются и даже прилягут ухом к грядке и правда услышат, что земля “сипит” от жары. Тогда они еще раз поливали, и земля больше уже не просила пить. Слепой мальчик вдруг объявлял сестренкам и братикам: “Все, по последнему ведерку отнесите и закончим”.
Как же он узнавал, что грядки напитались водой? Оказывается, он молитву Иисусову читал: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!” Заранее камешки заготовит и положит у ноги. Как ведро из колодца вытащит, молитву скажет, и камешек от ноги отбросит.
Когда камешки кончатся, тогда и все двести ведер воды вытащены. Огороду достаточно этой влаги, а для души двести раз молитву прочитал. Вот ведь как Господь его умудрял: он, слепой, нас оберегал своими душевными очами.
Горошина
Приехала как-то бабушка к внучатам помогать сеять горох. Радостно им с ней было, ведь она всегда ласковые слова говорила. Даже папа подобрел, деток своих не ругал, а бабушку мамой называл. Так все просто. “А где просто, там ангелов до ста, а где мудрено, там ни одного, — говорит бабушка. — Без ангела, как без провожатого, невозможно дороги найти в неизвестном пути, а тем более в Царство Небесное войти.
Там нужно три двери одновременно пройти”. — “А как так можно, бабуль? — спрашивают внучата, — Расскажи!” — “Трудно, милые мои. Двери эти расположены друг за другом и открываются только на один миг. Двери эти высокие, тяжелые, человек перед ними стоит, как горошина малая. В первую шагнет, а вторая перед ним тут же закроется — и человек как в ловушке, в беспросветной тьме.
На миг опять все двери открываются, шагнешь во вторую дверь, а передняя закрывается… Одному без помощи не пройти. Вот и нужен помощник — ангел или святой угодник, чтобы двери придержал, а человек через них пробежал. За ними — свобода, ширь такая, что глазом не окинешь.
Впереди отлогая гора, но что за ней, пока не видишь. Повернется человек назад — дверей уже нет. Только следы свои, как на снегу, отчетливо увидит. Они и вкривь, и вкось, и прямо, и кругами.
Иди, брат-человек, вперед гляди и молитву все время твори — тогда дойдешь до Небесного Царства”. — “Бабуль, а в царстве этом сладости есть?” — “Еще какие! Человек и не представляет, что его там ожидает”.
Внучка Машенька слюнку проглотила и ручкой кармашек пощупала — так ей захотелось конфетки. Видит: бабушка во рту что-то держит. “Бабуль, а дай мне, пожалуйста, одну конфеточку”. — “Это не конфета, хорошая моя, а горошина”. — “А зачем ты ее во рту все время держишь?” — “Я молитву творю — это значит говорю: “Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешную”. А горошина во рту мешает и напоминает: дела добрые твори и молитву не забывай — вместе они тебя в Царство Небесное приведут. Только не останавливайся”.
Внучка Машенька положила в рот горошину, а в руки взяла лукошко и пошла скорей сажать, чтобы за бабушкой поспевать. Ведь Царства Небесного каждый сам своим трудом должен достигать.
Карусели
Бабуль, посмотри, какой полосатый жук в окно влетел и о зеркало бьется, — сказала Настя. — Я его платком отгоняла, а он не улетает.
— Это, внученька, он себе подобного увидел и увлекся, — ответила с улыбкой бабушка.
Стали Настя и ее младший братишка руками размахивать и жука к окну направлять.
— Он упрямый, как ты, Вася, — рассердилась девочка, — опять к зеркалу летит.
А бабушка жука легонько прижала и за окно выпустила. Он полетел, загудел.
Настенька с Васей рады — значит, жив. Бабуля же, глядя в окно, вздохнула:
— Пока не вразумит, не направит кто-то, слабый может погибнуть. Особенно, если обратный путь забудет.
— Бабуль, а как найти обратный путь? — спросил Вася.
— По приметам, мой хороший. За них, как за невидимую веревочку, держаться надо.
— Это как на карусели? — уточнила Настя.
— Умница моя, ты очень хорошо подсказала. Когда на каруселях кружишься, все вокруг быстро мелькает, интересно и дух от высоты захватывает. Но ты при этом не забывай за веревочку держаться — иначе можешь сорваться и сильно ушибиться.
Тогда обо всем забудешь. А кто виноват? Сам, конечно. Увлекся и про веревочку забыл, из рук выпустил. Себе навредишь и доброго хозяина карусели обидишь. Ты же ему обещал держаться. А он второй конец к себе привязал и всю поднебесную красоту решил тебе показать, чтобы ты туда стремился.
— Бабуль, а Вася-то наш высоты боится, — сообщила Настя.
— Зато любит Богу молиться и послушание у него есть. Вот за это Творец наш поднимет Васю на великую высоту. А с Господом Богом нигде не страшно.
— А девочкам можно на такую высоту? — интересуется внучка.
— Всем можно, мои сладкие. Только за веревочку держись, да от Творца-Бога не оторвись.
— Бабуль, я поняла. Буду, как Вася, молиться и всегда старших слушаться.
Бабушка их перекрестила и заплакала. Внучата перепугались:
— Бабуль, что с тобой?
— Да ничего, милые мои. Это я от радости, что вы так хорошо все поняли.
“Верую” для верных
В деревне друг о друге все знают: кто, куда пошел и зачем… Если иду в левую сторону от дома, значит — в клуб, а если в правую, то в церковь.
В тот день я пошел в церковь, ведь был великий праздник Рождества Христова. Что пели и читали в храме — я не понял, но на всю жизнь запомнил, как у всех в руках горели свечи, как пели хором, всей церковью.
У меня было торжественно и радостно на душе. Вдруг я услышал, как кто-то тихо сказал: “Без людей земля сирота”. Эти мудрые слова произнесла блаженная Нюрушка, или “простенькая”, как ее звали у нас в селе. Меня поразило, как просветлело ее лицо, когда запели “Верую”.
Людей трогало до слез, когда она говорила кому-то, что он “угоден Богу”. Человек говорил: “Нюрушка, я грешен”. — “Но все равно ты верный”, — успокаивала она. Это слово нравилось мне: какое-то надежное, счастливое. Для себя я сделал вывод: если верным быть, значит, лучшего и желать не нужно.
При выходе из храма я опять услышал шепот:
— Ты замужем, Нюрушка, была?
— Нет, нет! Я обет Богу дала.
— Возьми вот пирожок… Может, у тебя дома есть нечего…
— Что ты… Масла вон какой комок. Я ведь по средам и пятницам его никогда не ем, так что надолго хватит.
— Не хочу с предателем Иудой в эти дни наслаждаться.
Тут я подумал: “Вон оно что! А я этого и не знал”.
— Тетя Нюра, вот тебе конфета. Помолись обо мне.
— Спасешься ты, сынок. “Верую” с верными пел. А вот просфору соседке своей передай, она болеет. Оставайся с Богом.
Поклонилась и ушла. Вот такие Нюрушки и есть верные, они Угодники Божий, а от них и нам спасение.
Живые картинки
Никита, сегодня мы будем цифры учиться писать, к школе готовиться нужно.
— Папа, а я их уже знаю на “пять”. И он быстро написал цифры первого десятка. Отец поставил ему оценку “три”. Никита к Барсику подошел пожаловаться. Кот своими зелеными глазами по цифрам повел, потом лапкой листок царапнул и под стол спрятался.
— Даже Барсик заметил ошибку твою у цифры шесть, в правую сторону завиток пишется… Ну, а урок чтения будет в саду.
Папа ручкой слева направо повел и как-то торжественно произнес:
— Вот это все, что видишь, Господь наш, Творец, создал, и все есть в живой этой книге. Смотри внимательно на все, — продолжал папа, — замечай, и в малой букашке откроешь чудо, ведь Творец создал всех и все для общего блага. Как тебе понятнее объяснить?
Например, жук-почтовик летит с приказом, ведь не трудное дело, да? Но если замедлит полет своевольно и не прилетит в указанный срок — беда для всех случится. Даже утро может не наступить, если солнце встать опоздает. И останется темнота, ночь вечная будет — страшно! Вот я и говорю, все исполнять должны волю Творца безукоризненно и срочно.
В этой “живой” книге человеку нужно много разгадать. Для чего в саду дерево растет? Познай, сорви, покушай.А фиалка почему разными цветами цветет? Почему подсолнушек за солнцем головой крутит? Некоторые цветочки на ночь крепко закрывают лепесточки, как на замочек, а утром приглашают пчелок в гости собрать пыльцу.
И почему же мед не киснет? Но сладок и ароматен всегда, а ведь изготовляет его не человек, а всего навсего букашка-пчела. Знай! Что и жизнь человеку дана на земле в основном для разгадок этих. Научись отличать Самого Мастера — Творца от Его подделок.
Никита рассмеялся: “Да как же можно, папа, живого художника сравнить с какой-то его картинкой — “мазней”. Художник захочет картинку сотрет или нарисует вновь с крыльями или рогами. А картинка что сможет сделать художнику — Творцу? Она сама-то только может выцвести и превратиться в тлю”.
— Хорошо, сынок, рассуждаешь, за тебя спокоен буду я. А теперь еще тебе осталось полюбить Творца сильнее, чем самого себя. Ведь и нас, людей, смастерил Он тоже. Не забывай, отечество наше — Небо. Будь достоин Творца, чтобы быть возвращенным туда! А жизнь на земле коротка, как сновиденье. Помни это, милое дитя! Только не увлекись искусственными картинками, ведь беда человеку от них пришла.
Загадочная полянка
В дороге познакомились мы со старичком, благообразным таким, привлекательным: густые белые волосы на голове, окладистая, кучерявая борода и зеленоватые глаза с поволокой. Улыбка добродушно-виноватая. Он все время смотрел в окно и будто прикидывал, рассчитывал что-то в уме, а потом вдруг встрепенулся и нас позвал к окну. “Смотрите внимательно, — сказал старичок, — запомните все, что увидите на этом месте”.
Мы послушались и стали пристально рассматривать полянку из окна поезда и торопливо сообщать ему: “Вон лошадь пасется, корова пестрая, коза белая, кусты сирени, березки, одуванчики. И очень широкая полянка, а жилья человеческого не видно”.
Немного погодя старик успокоился и поведал нам историю…
“Однажды занес меня мой конь на эту полянку. Я был поражен ее красотой, тишиной и чем-то еще, необъяснимым. Слез с коня и иду, наслаждаюсь созерцанием дивной красоты.
И от удивления останавливаюсь: около моих ног лежит гнездо с куриными яйцами. Человеческого жилья нет, а курица живет и яички несет. Вот, думаю, ужо будет яичница. Прикидываю куда мне их положить, чтобы не разбились. И, не подняв еще головы, краем глаза вижу какую-то тень. Смотрю: а это девочка! Говорит:
— Не берите яйца из гнезда, а то вы лишите Бархоточку ее радости!
— А где же курица? — спросил я.
— А ты кто? — опять спросил я ее.
— Я Марьюшка. Стерегу животных.
— Кого же ты стережешь?
— Малька. Он красивее вашего коня. Я решил с ней поспорить: красивее моего коня — не может такого быть! Она предупредила:
— Малек не выйдет из чащи, если будет слышать наш разговор.
— Куда же я должен спрятаться, чтобы посмотреть на него? Хоть одним глазком. Марьюшка сказала:
— Прятаться не надо. Смотрите в оба, только молчите, а то спугнете.
Я обещал молчать. Она позвала пронзительным ласковым голоском:
И он тут же показался из чащи леса, с шелковистой длинной гривой, с шеей лебединой… Я замер от восторга, а потом присвистнул: “Вот это конь!” От звука Малек стремглав бросился бежать и исчез в чаще.
Стал я объяснять Марьюшке: “Нельзя такого красавца держать одного, без друзей”. Она, помолчав, ответила:
— Это ты-то с курицей?
А Марьюшка сказала без обиды:
— Ну почему же, еще Калинка есть.
— Это еще кто такая? — спросил я, еле сдерживая раздражение, потому что весь находился под впечатлением от чудесного коня.
А Марьюшка, не замечая моего неуместного гнева, рассказала, что у Калинки недавно родилась дочка. Она говорит, радуется, а я все смотрю на лес, не выбежит ли конь…
— Ну, — тороплю я девочку, — зови свою Калинку, посмотрим и ее.
— Нет! Мы должны сами к ней подойти.
Пришлось уступить — пошли смотреть. Увидел я пеструю корову Калинку с теленочком, который качался, стоя на четырех ногах, и они у него разъезжались в разные стороны. Подумал я: “Вот невидаль — корова! Чем тут восхищаться? Не конь же!”
А Марьюшка, словно читая мои мысли, говорит:
— Корова она необыкновенная — обездоленная и незаслуженно наказанная. У хозяина дома она все на своем пути ломала, переворачивала, сама однажды в погреб угодила. И хозяин решил от нее избавиться. А когда мы с ней на эту поляну прибежали, я пригляделась и поняла: она оказывается слепая.
Хозяева сжалились, не отняли ее у меня и стали мы с Калинкой жить на этой полянке. Она сирота и я сирота. Слепого коня тоже сюда привели, и всех обездоленных мы принимаем. Любим друг друга. Люди меня служанкой, монашкой зовут.
Старик озабоченно уточнил: “Значит, у Марьюшки еще коза белая появилась?” — и продолжал:
— Как же ты живешь, — спросил я ее тогда.
— Бог помогает. Он про нас не забывает, утешает и в обиду не дает. Землянка наша, как сарай, а на душе-то рай! Когда я молитву пою, то мне ангелы подпевают, и аромат тогда бывает, как в саду весной. Словами не скажешь. И землянку нашу кто-то освещает.
Я спросил Марьюшку:
— Часто так бывает? Она ответила:
— Всегда, когда Господь Сам пожелает. Я попросил:
— Девочка, помолись ты обо мне! Я ведь в грехах весь. Ступил ногой своей на свято место. Как Моисею терновый куст горящий был показан, так вот и мне сейчас, в годину полуверов, открылось на ком свет стоит!
Марьюшка улыбнулась и помолилась. А мне на прощанье наказала:
— Ты сам молись. Господь без тебя не спасет тебя.
Вот и все, что я о ней знаю и никогда не забываю…
Вы сами видели сейчас — коза теперь у Марьюшки”.
Дед замолчал. Мы, “полуверы”, очень удивились и поняли, что наша земля тайн полна.
Лучшие православные книги для детей
Ученые опытным путем доказали, что чтение детям книг на ночь развивает их способность к обучению. А если ребенок читает книги сам, это еще и развивает его интерес к окружающему миру. Наверно поэтому многие родители хотят, чтобы их дети интересовались книгами и много читали.
Заставлять ребенка читать бесполезно — только навредите. Поэтому мы собрали в этой подборке действительно интересные книги, которые увлекают ребенка захватывающим повествованием. Кроме того, они полезны и для души ребенка, т.к. показывают ему пользу добродетелей на примерах персонажей.
Иван Шмелев. Лето Господне
Книга Ивана Шмелева, написанная в 1923 — непревзойденный шедевр детской литературы, великолепным русским языком рассказывающий о жизни в нашей стране в конце 19 века. Жанр произведения — автобиографическая проза. Радостный мир традиций, церковных праздников, паломничеств по святым местам показан глазами маленького мальчика — выходца из московской купеческой среды.
Мы видим простых людей, окружавших автора и в процессе ежедневного труда и в самые возвышенные моменты жизни. Шмелев показывает их с разных сторон. Но читатель понимает очень важную вещь — в какой бы ситуации человек не находился, для него всегда есть возможность покаяния и изменения. Книга написана настолько увлекательно и талантливо, что читатель не заметно для себя становится как бы свидетелем и участником давно прошедших событий. Произведение замечательно подходит для чтения всей семьей, так как не оставит равнодушным ни взрослых ни детей.
Ганс Христиан Андерсен. Снежная Королева
Сказка великого датского писателя, которой зачитывались многие поколения в разных странах, не оставит равнодушным ни одного ребенка. А если учесть, что произведение имеет глубокую христианскую основу, то его можно рекомендовать в качестве обязательного детского чтения.
Подвиг Герды, отправившейся на поиски похищенного Кая, остаётся примером самоотверженной любви для всех поколений. А снежная королева, заставляющая застыть сердце, забыть теплоту человеческих чувств — образцом неизбежно встречающегося в этом мире зла. Ему же служат недобрые тролли, сеющие всюду осколки разбитого кривого зеркала. Они, попадая в глаз человеку, уродуют его зрение, представляя окружающее в искаженном, уродливом свете.
Этот образ очень напоминает христианину тех служителей тьмы, которые подстерегают ежечасно каждого из нас на жизненном пути. Таким образом, произведение учит юных читателей с детства быть готовыми, несмотря ни на какие невзгоды, дарить добро, которое растапливает даже самые ожесточенные души.
Клайв Стейплз Льюис. Хроники Нарнии
Произведение Клайва Льюиса, созданное в начале 20 века, за прошедшее столетие покорило сердца более ста миллионов людей в разных странах. Семь книг серии, написанных в стиле фэнтэзи, открывают читателю необыкновенную страну — Нарнию.
Несколько обычных ребят из Англии, попав в нее, обнаруживают, что здесь звери понимают человеческий язык и дружат с людьми. Хотя жизнь в стране полна волшебства, но, так же как и у нас, тут борется добро со злом, существуют любовь, обман и предательство.
Каждая путешествие детей в Нарнию становится для них испытанием, в котором проверяются самые высокие чувства: дружба, сострадание, самопожертвование. Так, постепенно выковываются их человеческие души и готовятся к переходу в другой — совершенный мир. В него ребята попадают в конце эпопеи, покинув Землю.
В заключении Клайв Льюис повествует о великой любви Творца мира, который жертвует ради людей своей жизнью и снова воскресает. Этим он дает возможность и земным детям и лучшим жителям Нарнии навсегда остаться жить рядом с собой. В ходе повествования автор «Хроник» иносказательно раскрывает читателям множество христианских истин, наполняя юные сердца идеалами веры.
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Знаменитый роман известного французского писателя-летчика, погибшего во время Второй мировой войны. Произведение написано в форме сказки-притчи. Его главный герой — Маленький принц с далекой планеты, оказавшийся на Земле. Будто бы встреченный автором произведения в пустыне Сахаре, маленький человечек рассказывает ему о своих приключениях.
Читатель узнает о родине принца — небольшом астероиде. О его ежедневных трудах по уборке планеты и о любимой им прекрасной розе. Внимая рассказу о путешествии главного героя по разным планетам можно увидеть целую вереницу образов в которых отражаются человеческие страсти. А чистая душа Маленького принца, как индикатор, показывает их несоответствие вечным духовным ценностям.
Самое главное чему учит книга — это искусство любить и за внешними качествами видеть глубину настоящих чувств. А также быть ответственным за свои поступки и за людей, которые находятся рядом.
В. А. Никифоров—Волгин. Серебряная метель
Сборник автобиографических рассказов о жизни маленького мальчика из небогатой, но глубоко верующей семьи. Автор — один из лидеров православного молодежного движения предвоенной Эстонии, погибший в 1941 году в недрах сталинского ГУЛАГа.
Произведение просто напоено удивительно красивыми образами и выражениями русского языка начала 20-го века. Оно рассказывает о православных постах и праздниках в жизни простых людей того времени. Все эти события отражаются в отзывчивой душе мальчика, от лица которого ведется повествование.
В своих удивительных рассказах Никифоров—Волгин сумел воспринять и трепетно передать потомкам тот чистый прекрасный свет, который наполнял души наших верующих предков около ста лет назад.
Священник Максим Козлов. Детский Катехизис
Книга представляет собой ответы священника на вопросы реальных московских школьников, заданные в письменном виде. Ребята, по просьбе составителей издания, задавали их о всем, что их интересовало по теме православной веры. В итоге возникло произведение, построенное по принципу вопросов и ответов, которое принято называть словом «катехизис». А так как вопросы задавались детьми, то получился «Детский катехизис».
Издание ценно тем, что содержащиеся в нем вопросы были сформированы современными ребятами и касались многих актуальных сторон сегодняшней жизни. Одновременно в книге даются ответы и на «вечные» вопросы человечества, касающиеся происхождения мира, существа Бога, судьбы людей после смерти. Произведение будет интересно и для учащихся средней школы, и, особенно, для подростков, начинающих глубоко задумываться о философской стороне мироустройства.
Борис Ганаго. Детям о душе
Сборник рассказов белорусского писателя Бориса Ганаго, также как и ряд его других книг, предназначен в основном для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Бесхитростные, вроде бы, истории из жизни, входящие в него, несут в себе особый внутренний свет и тепло.
На примере своих ровесников, а иногда и взрослых людей, юные читатели учатся видеть и ценить красоту окружающего их мира. Рассказы воспитывают в детях сочувствие, доброту, щедрость, верность слову, умение пожертвовать чем-то очень дорогим для другого человека. Через все произведения проходит мысль о необходимости уповать на Бога и искать его поддержки во всех жизненных ситуациях.
Мир детской литературы
Охватить все значимые детские книги в одной подборке невозможно. Наверняка у вас есть, что добавить. Помогите читателям — поделитесь своими любимыми книгами в комментарии. Регистрироваться необязательно.