Предложение из четырех слов к сказке зеркало и обезьяна

Сказки

Басня Крылова Зеркало и обезьяна

Зеркало и обезьяна рисунок

Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна

Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.

Анализ басни Зеркало и обезьяна

В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.

Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.

Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.

Знаменитый автор популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных.

Герои басни

Обезьяна

Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других

Медведь

Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Слушать Басню Ивана Крылова Зеркало и обезьяна

Звуковой диафильм. Читает Ильинский

Смотреть басню И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»

слайд-шоу по тексту

Несколько интересных Басен

Текст и анализ басни Пастух и море

Текст и анализ басни Деревья и Олива

У бедняка была деревянная статуя бога. — Сделай меня богатым, — молился он ей

Источник

Иван Крылов — Зеркало и обезьяна (Басня): Стих

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
____________

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Анализ / мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова

Басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества».

Басня написана примерно в 1815 году. Ее автору в эту пору исполнилось 46 лет, он известен не только удачными переводами зарубежных басен, но и самобытными, оригинальными произведениями. Трудится он в тот период помощником библиотекаря в Петербурге. Произведение построено на диалоге героев и выведенной в конце автором морали. Зеркало из предмета превращается в своеобразное действующее лицо, обнажающее проблему. Мартышка в первый раз видит себя в зеркале. Не понимая, что происходит и кто кривляется ей в ответ, она зовет Медведя посмеяться над «рожей». Уменьшительный суффикс наречия «тихохонько» подчеркивает лицемерное желание обезьяны и привлечь внимание «кума», и не навлечь на себя отповедь от «кривляки». Так трусость сочетается с нахальством. «Толк ногой»: здесь «толк» выступает в роли глагола. Сразу видно, что отношения у них панибратские, ведь они еще и кумовья (довольно часто встречаемая в творчестве И. Крылова степень родства). Завязывается диалог. И если кум «милый», то в зеркале явно «рожа». Столкновение лексики усиливает комизм ситуации. Несколько вопросов и восклицаний. Собственные «ужимки и прыжки» смешат Мартышку. Она лучше умрет, чем будет хоть немного похожа на эту чудачку. «Из кумушек»: видимо, здесь это слово употреблено еще и в значении «подружек». «Пять-шесть»: числительное придает ее рассказу особое правдоподобие. Действительно, читатель и готов бы согласиться с рассуждениями Мартышки, однако автор уже в первой строке предупредил, что обезьяна видит себя саму. Мишенька с зеркалом знаком и советует обезьяне «на себя оборотиться». Та не обратила на его слова ни малейшего внимания. В финале обозначена мораль басни: люди упорно не узнают себя в сатире, старательно клеймят чужие пороки и причуды, не замечая собственных. Заключительные строки – живой пример рассказчика из жизни: взяточнику читают про взятки, а он понимающе «кивает на Петра». Здесь также обращает на себя внимание пара антропонимов, наличие русских календарных имен у персонажей. Для басенного творчества того времени это был новаторский прием. Здесь обсуждается и проблема сожженной совести, и легкомыслия, и самовлюбленности. Лексика просторечная, живая, местами устаревшая.

Читайте также:  Рассказ о дороге жизни во время блокады ленинграда

Порок осуждения рассматривается в произведении И. Крылова «Зеркало и обезьяна».

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Зеркало и обезьяна» (3 класс)

специалист в области арт-терапии

Тема урока: И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;

выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.

Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— определять мораль басни;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— умение работать в группе.

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс

Основные понятия: басня, мораль.

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,

карточки с заданиями.

Организационный момент урока

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Кто такой льстец? Гнусный? Впрок?

Учитель. Прочитайте медленно. Прочитайте скороговоркой. Выразительно.

Работа в парах. Работа с разрезной пословицей.

Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»

Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь в текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)

— Как вы думаете, почему сегодня с этой пословицы начинается наш урок?

Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.

Читайте также:  Рассказ михаила евграфовича салтыкова щедрина дикий помещик

4. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

— Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)

— Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И не забудут, этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят».

-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.

Приём «Корзина идей, понятий, имен»

Мы уже познакомились с творчествои И.А.Крылова и некоторыми его баснями. Сейчас я предлагаю вам собрать воедино всё, что мы знаем на сегодняшний день по этой теме.

-Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

(Учащиеся высказывают свои предположения. Верные ответы учащихся появляются на экране.)

Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.

В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов.

Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

-Какие басни Крылова вам уже знакомы? («Мартышка и очки»)

( Домашнее задание- театрализованное представление по данной басне)

-Пока наша группа готовится к выступлению, проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.

Приём «Верные и неверные утверждения»

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

Он родился в городе Самаре.

Его семья жила бедно.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

Он работал продавцом.

Крылов выучил несколько языков.

Он начал писать в 16 лет.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками.

В первой книге Крылова были рассказы.

Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю.

-Театрализованное представление «Мартышка и очки»

-Какой из недостатков людей «высмеял» в этой басне И.А.Крылов?

-Как еще называют таких людей? (Невежда)

-Вам понравилось выступление?

5. Постановка темы урока, целей урока, проблемы.

На слайде: Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Надписи: басни; пороки

— Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

— Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)

— Сравните иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?

— И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?

— Сформулируйте цель урока?

— Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?

6. Изучение нового материала

1) Умение прогнозировать содержание по заголовку.

– Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)

— О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).

— Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения)

— Для чего нам нужно зеркало?

— А для чего зеркало обезьяне?

— А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.

— В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.

— Найдём в словаре толкование выражений: (у каждой пары лежит словарь или карточка с толкованием) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)

— Как называются данные выражения? (фразеологизмы)

— Как называется словарь, в котором можно узнать значение фразеологизмов? (Фразеологический)

— Откройте уч. с. 136, хором прочитаем кто автор и как называется произведение.

– Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.

4) Проверка первичного чтения.

(Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни).

Кто является главным героем? Какой оказалась обезьяна?

5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения.

Чтение полностью вслух без морали с. 136 учебник.

— Из скольких частей состоит басня?

— Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ) Читаем 1-ую часть.

— Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)

Читайте также:  Рассказ татьяны пономаревой она помогла потерявшемуся

— Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)

— Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)

— Узнала ли она себя в нём? (Нет)

— Докажите словами из текста.

— Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или

— Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).

— Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)

— Докажите словами из текста.

— Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)

— Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)

— Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)

— Глупость, самоуверенность – это пороки, от них надо избавляться.

— Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)

— А у людей вы встречали такое качество? (Да)

— А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?

— Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.

— А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)

— Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?

— Каким тоном прочитаем его слова?

— Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

Итог: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.

— Какова же главная мысль басни? Прочитайте.

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»

Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.

— Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.

— Когда мы можем употребить это крылатое выражение?

— Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)

— Таких людей, как эта обезьяна много.

— Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.

— Прочитайте только мораль. (Не любит узнавать никто себя в сатире.)

Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.

-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.)

6) Чтение по ролям. (1-2 раза)

Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

— А И.А. Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили. Как вы думаете почему? (Выслушиваются предположения)

— В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)

Кто главные герои басни? (животные)

— Чьи поступки высмеивает автор? ( людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….( животных).

-А это обидно для человека? ( нет)

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

( Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).

— Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.

— Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?

И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём ( иносказание) : переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).

1. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в парах)

— Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» – это басня.

Источник

Познавательное и интересное