Басня Крылова Зеркало и обезьяна
Зеркало и обезьяна рисунок
Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна
Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.
Анализ басни Зеркало и обезьяна
В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.
Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.
Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.
Знаменитый автор популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных.
Герои басни
Обезьяна
Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других
Медведь
Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.
Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Слушать Басню Ивана Крылова Зеркало и обезьяна
Звуковой диафильм. Читает Ильинский
Смотреть басню И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»
слайд-шоу по тексту
Несколько интересных Басен
Текст и анализ басни Пастух и море
Текст и анализ басни Деревья и Олива
У бедняка была деревянная статуя бога. — Сделай меня богатым, — молился он ей
Иван Крылов — Зеркало и обезьяна (Басня): Стих
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
____________
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Анализ / мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова
Басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества».
Басня написана примерно в 1815 году. Ее автору в эту пору исполнилось 46 лет, он известен не только удачными переводами зарубежных басен, но и самобытными, оригинальными произведениями. Трудится он в тот период помощником библиотекаря в Петербурге. Произведение построено на диалоге героев и выведенной в конце автором морали. Зеркало из предмета превращается в своеобразное действующее лицо, обнажающее проблему. Мартышка в первый раз видит себя в зеркале. Не понимая, что происходит и кто кривляется ей в ответ, она зовет Медведя посмеяться над «рожей». Уменьшительный суффикс наречия «тихохонько» подчеркивает лицемерное желание обезьяны и привлечь внимание «кума», и не навлечь на себя отповедь от «кривляки». Так трусость сочетается с нахальством. «Толк ногой»: здесь «толк» выступает в роли глагола. Сразу видно, что отношения у них панибратские, ведь они еще и кумовья (довольно часто встречаемая в творчестве И. Крылова степень родства). Завязывается диалог. И если кум «милый», то в зеркале явно «рожа». Столкновение лексики усиливает комизм ситуации. Несколько вопросов и восклицаний. Собственные «ужимки и прыжки» смешат Мартышку. Она лучше умрет, чем будет хоть немного похожа на эту чудачку. «Из кумушек»: видимо, здесь это слово употреблено еще и в значении «подружек». «Пять-шесть»: числительное придает ее рассказу особое правдоподобие. Действительно, читатель и готов бы согласиться с рассуждениями Мартышки, однако автор уже в первой строке предупредил, что обезьяна видит себя саму. Мишенька с зеркалом знаком и советует обезьяне «на себя оборотиться». Та не обратила на его слова ни малейшего внимания. В финале обозначена мораль басни: люди упорно не узнают себя в сатире, старательно клеймят чужие пороки и причуды, не замечая собственных. Заключительные строки – живой пример рассказчика из жизни: взяточнику читают про взятки, а он понимающе «кивает на Петра». Здесь также обращает на себя внимание пара антропонимов, наличие русских календарных имен у персонажей. Для басенного творчества того времени это был новаторский прием. Здесь обсуждается и проблема сожженной совести, и легкомыслия, и самовлюбленности. Лексика просторечная, живая, местами устаревшая.
Порок осуждения рассматривается в произведении И. Крылова «Зеркало и обезьяна».
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Зеркало и обезьяна» (3 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема урока: И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;
выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.
Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
— находить в тексте ответы на вопросы;
— определять мораль басни;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— умение работать в группе.
— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
— учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс
Основные понятия: басня, мораль.
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,
карточки с заданиями.
Организационный момент урока
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Речевая разминка
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
— Кто такой льстец? Гнусный? Впрок?
Учитель. Прочитайте медленно. Прочитайте скороговоркой. Выразительно.
Работа в парах. Работа с разрезной пословицей.
Пословица «Не на пользу читать, коли только вершки хватать»
Объясните пословицу. (Не будет пользы от чтения, если читать не вдумываясь в текст, не извлекая знания, а просто бегать по строкам глазами, т. е. читать поверхностно, по вершкам. Важно осмысливать.)
— Как вы думаете, почему сегодня с этой пословицы начинается наш урок?
— Мы будем читать, читать вдумчиво, понимая авторские мысли.
4. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
— Назовите раздел, который мы изучаем? (Великие русские писатели)
— Сейчас я прочитаю стихотворение, которое написал русский поет Петр Андреевич Вяземский. А вы подумайте, о ком он писал эти строки?
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И не забудут, этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят».
-Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством И. А. Крылова.
Приём «Корзина идей, понятий, имен»
Мы уже познакомились с творчествои И.А.Крылова и некоторыми его баснями. Сейчас я предлагаю вам собрать воедино всё, что мы знаем на сегодняшний день по этой теме.
-Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?
(Учащиеся высказывают свои предположения. Верные ответы учащихся появляются на экране.)
Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова.
В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов.
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
-Какие басни Крылова вам уже знакомы? («Мартышка и очки»)
( Домашнее задание- театрализованное представление по данной басне)
-Пока наша группа готовится к выступлению, проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.
Он родился в городе Самаре.
Его семья жила бедно.
Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.
Он работал продавцом.
Крылов выучил несколько языков.
Он начал писать в 16 лет.
Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками.
В первой книге Крылова были рассказы.
Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю.
-Театрализованное представление «Мартышка и очки»
-Какой из недостатков людей «высмеял» в этой басне И.А.Крылов?
-Как еще называют таких людей? (Невежда)
-Вам понравилось выступление?
5. Постановка темы урока, целей урока, проблемы.
На слайде: Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Надписи: басни; пороки
— Сформулируйте тему урока (Иван Андреевич Крылов «Зеркало и Обезьяна»)
— Какое произведение будем изучать? («Зеркало и Обезьяна»)
— Сравните иллюстрации, как вы думаете, почему на одной иллюстрации обезьяна одета в одежду людей, а на второй изображена просто зверем?
— И.А Крылов, высмеивая в баснях человеческие пороки, использует довольно необычный приём. Кто знает этот приём?
— Сформулируйте цель урока?
— Узнаем, какой приём использовал И.А. Крылов для высмеивания в баснях людских пороков?
6. Изучение нового материала
1) Умение прогнозировать содержание по заголовку.
– Прочитайте заголовок. (“Зеркало и Обезьяна”)
— О чем говорит заголовок? (Главные действующие герои).
— Предположите, какие события могут происходить между Зеркалом и Обезьяной? (Высказывают предположения)
— Для чего нам нужно зеркало?
— А для чего зеркало обезьяне?
— А чтобы ответить, давайте прочитаем и узнаем, для чего обезьяне зеркало.
— В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.
— Найдём в словаре толкование выражений: (у каждой пары лежит словарь или карточка с толкованием) (работа в парах, вызванный ученик читает определение, оно появляется на слайде)
— Как называются данные выражения? (фразеологизмы)
— Как называется словарь, в котором можно узнать значение фразеологизмов? (Фразеологический)
— Откройте уч. с. 136, хором прочитаем кто автор и как называется произведение.
– Послушайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых пойдет речь.
4) Проверка первичного чтения.
(Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни).
Кто является главным героем? Какой оказалась обезьяна?
5) Повторное чтение вслух. Анализ и выборочное чтение произведения.
Чтение полностью вслух без морали с. 136 учебник.
— Из скольких частей состоит басня?
— Как называется первая часть басни? (Краткий рассказ) Читаем 1-ую часть.
— Почему Зеркало с большой буквы? (Это герой, который помогает увидеть Обезьяне саму себя) (зеркало отражает реальную жизнь, показывает, кто есть кто)
— Кого мартышка увидела в зеркале? (Саму себя, свой образ)
— Понравилось ли обезьяне её отражение в зеркале? (Нет)
— Узнала ли она себя в нём? (Нет)
— Докажите словами из текста.
— Обезьяна не догадалась, что это она сама и стала над собой смеяться. Она умна или
— Как мартышка характеризует тот образ, который увидела в Зеркале, прочитайте только эти слова. (Ужимки, прыжки, рожа – некрасивое, безобразное лицо, кривляка).
— Про кого обезьяна так говорит? (Про кумушек)
— Докажите словами из текста.
— Кому на самом деле она даёт такую характеристику (Себе)
— Прочитайте строки, в которых обезьяна говорит о своём превосходстве над другими (Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа. Можно сказать, что она была самоуверенной)
— Какой изобразил Крылов мартышку? (Глупой, кривлякой, самоуверенной)
— Глупость, самоуверенность – это пороки, от них надо избавляться.
— Умела обезьяна видеть свои недостатки? (Нет)
— А у людей вы встречали такое качество? (Да)
— А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
— Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
— А вот ещё один герой. В заголовке о нём ничего не говорится. Кто он? (Медведь)
— Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Как вы понимаете?
— Каким тоном прочитаем его слова?
— Какой бы вы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
Итог: Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя она пропускает мимо ушей.
— Какова же главная мысль басни? Прочитайте.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»
Вывод: Это был совет медведя. Медведь – это автор и это его оценка поведению обезьяны.
— Благодаря яркости, образности литературного языка, эта фраза из произведения стала крылатой, узнаваемой, употребляемой в повседневной речи.
— Когда мы можем употребить это крылатое выражение?
— Обратимся ко 2-ой части. Как называется эта часть? (Мораль) Что такое мораль? (Мораль – вывод или поучение, где объясняется смысл басни.)
— Таких людей, как эта обезьяна много.
— Какой пример приводит Крылов в подтверждение этих слов? Как его поняли, расскажите своими словами.
— Прочитайте только мораль. (Не любит узнавать никто себя в сатире.)
Вывод: Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.
-Чем обезьяна из басни «Зеркало и обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и очки»? (Она не видит своих недостатков, но видит их в других.)
6) Чтение по ролям. (1-2 раза)
— Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?
— А И.А. Крылов высмеивал людские недостатки, но люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили. Как вы думаете почему? (Выслушиваются предположения)
— В каком жанре написано произведение «Зеркало и обезьяна»? (Басня.)
— Кто главные герои басни? (животные)
— Чьи поступки высмеивает автор? ( людей)
-Значит, все недостатки людей автор переносит на….( животных).
-А это обидно для человека? ( нет)
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
( Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей).
— Прочитайте об этом в учебнике на с.165 задание 10.
— Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
— И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует необычный приём ( иносказание) : переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки).
1. Самостоятельная работа с последующей проверкой. (Работа в парах)
— Подберите карточки, относящиеся к басне и докажите, что «Зеркало и Обезьяна» – это басня.