Предложения с обращениями из сказок пушкина 5 класс

Сказки

Предложения с обращениями из сказок Пушкина: можете перечислить?

Примеры предложений с обращениями из сказок Пушкина.

Напишем примеры из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Это сделать довольно несложно, так как в сказке этой обращения встречаются часто.

Помимо этой сказки, примеры с обращениями можно привести и из других сказок Александра Сергеевича:

Сказка о Золотом петушке

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

О царе Салтане и др.

В любой сказке Пушкина можно найти бесчисленное количество предложений с обращениями. Некоторые из них давно стали крылатыми.

несмотря на давно устаревшую форму звательного падежа не только понятно всем носителям русского языка, но и широко употребляется практически в любой социальной среде.

Или еще пример: и тоже назидательный. Обращением к попу заканчивается сказка о работнике его Балде:

Примером еще одного обращения могут служить слова мудреца, когда он обращается к царь с просьбой исполнить, наконец, свое обещание и отдать ему Шамаханскую царицу. Невежливый ответ царя сильно разозлил мудреца:

Эта самамя любимая детьми сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Конечно, только благодаря таланту Пушкина этот бродячий сказочный сюжет о спящей царевне заблестел всеми красками русской жизни. Даже вот этот момент, когда царица родила дочь, а после появления милого умерла от восхищения. Я не знаю, есть ли какой-либо сказочный вариант такого события, мне кажется, это выдумано Пушкиным для того, чтобы будущая красавица-царевна вынесла зависть своей мачехи, которая вечно любуется у зеркальца, стать жертвой её подлости, а затем всё равно восстать из мертвых и найти своё счастье. В этом и всё очарование этой сказочной истории, переложенной Пушкиным.

Хороший вопрос. Пришлось даже взять с полки том Пушкина со сказкой о мертвой царевне и семи богатырях и перечитать начало. Жизненная ситуация: вдовец женится на красавице, которая «всех румяней и белее», да ещё и кокетка при этом, которая и «подмигивает глазами, и прищелкивает перстнями, и вертится подбочась». Да такая не только способна на подлость, но ещё и царю голову заморочить, и уверить в том, чего не было. Молодую царевну Чернавка завела далеко в лес, но я не думаю, что богатыри не знали, где находится царский дворец. Единственная версия: молодая царевна боялась, чтобы мачеха не придумала новой мести, да и Чернавку подставлять не хотела. Если бы она вернулась домой, то отец смог бы и не поверить в то, что задумала его красавица жена, а Чернавку злая царевна тоже смогла бы лишить жизни. Но молодая царевна была уверена в том, что горячо любящий ее царевич Елисей, все равно найдет ее. Вот она и дожидалась того момента, когда это случится.

Сказка о царе Салтане.

В этой стихотворной сказке Александра Сергеевича Пушкина, славный и могучий богатырь князь Гвидон, выстроил для белочки хрустальный дом, что подтверждает и приведенная ниже цитата.

Читайте также:  Сказки старой руси начало читать

Судя по этому отрывку, князь Гвидон, был человеком обстоятельным и прагматичным. Он не только выстроил дом для белки, но и наладил строгий учёт орехам.

Если, я не ошибаюсь, то по-моему этим героем с хорошим аппетитом, является работник Балда, из произведения А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Источник

Урок русского языка на тему: «Роль обращений в речи (по сказкам А. С. Пушкина)» 5 класс

специалист в области арт-терапии

Конспект интегрированного урока по русскому языку

(урок-закрепление и исследование)

Тема: Роль обращений в речи (по сказкам А. С. Пушкина)

1. Повторить и закрепить полученные знания об обращении;

2. О бучать умению работать с литературным материалом на уроках

3. Воспитывать интерес к родному языку как средству общения и

внимание к слову (обращению) как средству изображения.

1. Использовать литературный материал как одну из форм активизации

деятельности учащихся на уроках русского языка;

2. Заострить внимание детей на роли обращений в речи.

3. Формировать умение видеть связь между учебными предметами

русского языка и литературы;

1. Тексты со сказками А.С. Пушкина;

2. Карточки с выписанными предложениями с

обращениями из сказок А.С. Пушкина;

3. Наглядный материал: иллюстрации, портрет А.С. Пушкина;

4. Книги с произведениями А.С.Пушкина.

— Друзья мои, прекрасен наш союз!

Эти строки строки А.С. Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Я желаю, чтобы каждый из вас сегодня сделал маленькое открытие, а помогут вам в этом сказки А.С.Пушкина.

Вы поделены на 4 команды и будете соревноваться между собой. Каждая команда получает свой сказочный путевой лист. Каждая группа должна выбрать того, кто будет отвечать за лист и заполнять его. А оценивать вас будет наше жюри.

Итак, добро пожаловать в сказку!

Словарная работа (На слайде слова через запятую).

— Знакомы вам эти слова? Откуда они? (из сказок А. С. Пушкина).

(на орфографическую зоркость).

Богатырь, гости, по окияну, простофиля, рыбка, дворянка столбовая, работник, балдушка, бесёнок, бабушка, дитятко девица, свет наш солнышко.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о мёртвой царевне»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Задание 1 : сгруппировать слова по известным вам сказкам (записать на путевых листах).

Жюри объявляет, какая команда название какой сказки будет носить.

II. Повторение и закрепление изученного об обращении.

Командам раздаются карточки с предложением, в котором есть обращение. Их задача: Записать подходящее пропущенное слово из сказки.

Как называются такие пропущенные слова? ( Обращения )

Задание 3: На слайде 2 предложения, задача команд: найти и подчеркнуть грамматическую основу в каждом из предложений.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

— В каком из предложений есть обращение? Доказать это ( называет того,

Читайте также:  Рассказ о встрече европейских переселенцев с индейцами с точки зрения европейского переселенца

к кому обращаются с речью).

— Являются ли обращения членом предложения? (Нет)

— Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.

В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу?

— Как характеризуют царицу эти обращения?

– Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

– Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

– Что узнаёт царица? С какой интонацией она обращается к

зеркальцу в этот раз?

Как царица подпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет:

( зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть

(«чёрной зависти полна») к юной царевне).

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою…»

– Когда мы видим царицу в следующий раз?

Доброй вести ожидая

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

(требовательно, уверенно, но немного настороженно)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним, говоря:

(равнодушно, ожидая привычного ответа)

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

— Скажите, как меняется интонация царицы? Почему она сначала обращается к зеркалу ласково, а затем грубо, зло?

( По обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно передать ласку, заботу, доброжелательность, злость, недовольство и т.д. Обычно в этих случаях обращение бывает выражено словосочетанием.)

Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке»

Отпусти ты старче меня в море!

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»

Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Иллюстрация к «Сказке о мёртвой царевне»

Свет наш солнышко ты ходишь…

Иллюстрация к «Сказке о попе и работнике его Балде»

Задам тебе вражонок задачу!

Вывод: Обращение на письме всегда выделяется запятой или восклицательным знаком!

III . Заключительная часть (игра).

Задание 6 : Немного поиграем: не называя сказки и её героя, по обращению попробуйте отгадать название произведения (материал прилагается).

Как вы считаете, почему сегодняшнее наше приветствие я начала со строк А.С.Пушкина? (Так как в приветствии тоже есть обращение)

Читайте также:  Рассказы по истории отечества 5 класс володихин гдз

— К какому же выводу мы с вами приходим?

(Обращение играет важную роль в разговорной и художественной

речи, служит одним из средств характеристики литературного героя, обращение не является членом предложения, может стоять в начале, в середине и в конце предложения, на письме всегда выделяется знаками препинания.)

— Заполните свои путевые листы.

Жюри объявляет результаты.

Материал к игре по сказкам Пушкина.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» (ласково, влюблено)

«Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.» (благодарно)

«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» (заинтересованно)

«Добрый путь вам, господа, по морю, по окияну к славному царю Салтану» (приветливо)

«Полно, князь, душа моя, не печалься» (нежно, успокаивающе)

«Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?» (приветливо)

«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (сварливо)

«Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха.» (умоляюще)

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, дворянкой столбовою?» (возмущённо)

«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна.» (укоризненно)

«Сказка о попе и работнике его Балде».

«Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!» (требовательно)

«Зачем ты, Балда, к нам залез?» (угрожающе)

«Балдушка, погоди ты морщить море» (умоляюще)

«Ты, бесёнок, ещё молодёнек, со мной тягаться слабёнек» (насмешливо)

«Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!» (жалеючи)

«Задам тебе, вражонок, задачу!» (строго)

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» (укоризненно, осуждающе)

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?» (вопрошающе)

«Постой, бабушка, постой немножко» (уважительно)

«Ой ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел» (вкрадчиво, жалобно)

«Что, Соколко, что с тобою?» (встревоженно)

«Свет наш, солнышко! Ты ходишь круглый год по небу» (уважительно, с надеждой)

Номер материала: ДВ-334329

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное