Предметы помощники в сказке дикие лебеди

Сказки

Дикие лебеди

Предыдущие примеры разбора символизма сказок и мифов вы можете найти здесь, а сегодня поговорим о сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди«. Сюжет всем знаком, поэтому перескажу его совсем кратко. У короля было 11 сыновей и дочь Элиза. Когда он женился второй раз, мачеха невзлюбила их. Она прогнала принцев, превратив их в белых лебедей, а Элизу обезобразила с помощью снадобий так, что отец не признал ее. В поисках братьев Элиза знакомится со старушкой (в другой версии с вороном), которая говорит, что единственный способ их расколдовать — связать рубашки из крапивы, но пока идет работа нельзя произносить ни слова. Элиза живет с братьями с пещере и плетет рубашки, пока ее случайно не замечает король этой страны. Он влюбляется в нее и привозит во дворец, провозгласив своей невестой. Но девушка не нравится архиепископу, который выследил как она собирает крапиву на кладбище, и объявил ее ведьмой. Элизу готовятся сжечь на костре, но тут прилетают дикие лебеди, они пытаются спасти сестру, а Элиза в это время надевает на них волшебные рубашки.

Прежде чем приступить к разбору сказки, хочу вернуться к теме про женскую энергетику. Помните, я писала, что мужчина не хочет делиться своей энергетикой с женщиной, которая отчаянно жаждет, что он ее спасет от всех несчастий. А как же сказки? Ведь король спасает Элизу от ее ужасной жизни и называет своей невестой. Разве это не противоречие? Во-первых, король изначально никого не спасает. Он охотится в лесу, где случайно замечает красивую девушку. Она не хочет никуда с ним ехать! Только поддавшись на его уговоры и поверив ему, она соглашается. Если быть еще точнее — у нее просто нет выбора. Король говорит ей, сажая на коня: «- Я хочу только твоего счастья! Когда-нибудь ты будешь благодарна мне за это!» То есть Элиза не бросается к нему за спасением — у нее своя жизнь и своя миссия. Более того, она не особо сближается с королем до последнего момента — ему еще приходится добиваться ее. Не будь его — Элиза вполне была бы счастлива, спасая своих братьев и живя с ними в пещере. Так что ее замужество никоим образом не решение всех проблем. То же самое в сказке про Золушку. Золушка — вполне самодостаточный персонаж пусть и существующий в тяжелых условиях. А в фильме «Три орешка для Золушки» она еще и довольно своенравна.

Но вернемся к сути сказки «Дикие лебеди«. Для начала здесь есть определенные исторические аллюзии. Например, когда мачеха велит трем жабам сесть на Элизу, те, прикоснувшись к ней, превращаются в прекрасные лилии. Тут можно вспомнить о 3-х лилиях на гербе Франции — они появились на нем во время правления Хлодвига I (482-511). До этого на французском гербе было 3.. жабы. Есть несколько версий, как Хлодвиг заменил символику герба. Одна говорит о его жене королеве Клотильде, которая была очень набожна, и однажды увидела ангела, который сказал ей заменить жаб на лилии. По второй версии, во время битвы с вестготами Хлодвиг был вынужден отступать к болотам, где неминуемо погиб бы, если бы не увидел как лань спокойно перебирается через мелководный участок реки, вдоль которого росли желтые … ирисы. В благодарность Хлодвиг поместил их на свой герб, а потом ирисы стали считать лилиями.

Таким образом, можно предположить, что действие сказки начинается во Франции. А страна, куда бежали Элиза и ее братья — это Англия. Во-первых, потому что главный интриган там архиепископ. Будь это другая страна на его месте скорее всего был бы кардинал. Во-вторых, в мультфильме замок короля больно напоминает Вестминстер.

Теперь перейдем к символам. Король — символизирует разум, логос. Королева — душу, эмоциональную сферу. Первая жена короля, мать его детей умирает, и ей на смену приходит злая мачеха — искаженная эмоциональная сфера. В такой обстановке сложно выжить всем: принцам — символизирующим новое начало, Элизе — нежной и юной эмоциональной душе, и даже королю — поэтому он не сопротивляется своей жене, когда выгоняют его детей. Разум не может существовать без эмоций, а мужчина без женщины. Попадая под искаженное эмоциональное начало второй жены, король оказывается полностью в его власти. Другие сказки заканчиваются тем, что приходит принц, свергающий старого короля — так новый чистый разум избавляется от всего отжившего. В сказке «Дикие лебеди» такой цикличности нет.

11 братьев и 1 сестра в итоге дают 12 — число означающее полное завершение цикла, самодостаточность ситуации. 11 символов чистого разума и 12-я — самая главная, венчающая их душа, Элиза.

Белые лебеди — символ чистоты, невинности и преданности. Так невинные принцы преданы своей единственной сестре. На их головах золотые короны. Золото — символ истины, золотая корона — высшая истина. Ведь правда на их стороне.

Ворон, подсказавший Элизе способ расколдовать братьев — символ небесной сферы. В статье «Символика чисел» мы разбирали, что в человеке есть 3 начала — духовное, душевное и телесное. 3 сферы — мыслей, чувств и поступков. Идея, энергия и материя. 3 мира — духовный, мир людей и загробный мир. Небо, Земля, Преисподняя. Человек — Дом — Космос. Небо — сфера души и высшей мудрости. Поэтому именно ворон — житель небесной сферы — знает ответ.

Читайте также:  Рассказ после бала сравнительная характеристика ивана васильевича

Молодой король — молодое активное сознание, не искаженное как у отца Элизы. И он ищет реализацию своей душевной сферы, которую воплощает Элиза. Так душа снова попадает во дворец — высшую форму существования сознания. Происходит эволюция души. Помните, что женщина развивается через эмоциональные страдания? Но во дворце пока не все спокойно. Архиепископ мешает гармоничной жизни чистого разума и нежной души, короля и Элизы. Элиза еще не до конца прошла свой путь. Ей нужно пройти испытание огнем — через костер — чтобы полностью очиститься от прошлого и расколдовать своих братьев. Только после этого заклятье спадет.

Источник

«Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка «Дикие лебеди» была написана 33-летним Андерсеном в 1838 г. и вошла в сборник «Сказки, рассказанные детям». При создании сказки Андерсен опирался на сказки братьев Гримм и ирландскую легенду о сестре и двух братьях, превращённых мачехой в лебедей.

Литературное направление и жанр

Тенденции романтического направления во многом совпадают с каноном сказки. Действие происходит в далёкой стране, в которую на зиму улетают ласточки. Все 12 детей короля оказываются изгнанниками. Страна, где живут принцы-лебеди, далёкая, но такая же прекрасная, как родина. Детей не принимает не только мачеха, но и родной отец. Исключительность героев подчёркнута их необычным внешним видом: лебеди с коронами на голове и волшебным образом испачканная Элиза. Волшебство отделяет героев от обычных людей. Лебеди – красивые и благородные птицы, но эта особенность братьев делает их беспомощными. Немота – это не уродство, Элиза остаётся прекрасной, но она не может оправдаться. Таким образом, герои сказки похожи на романтических героев, которые противостоят не только злу, но и подстрекаемой злом толпе. В финале народ принимает сторону героев, это уже по законам сказки.

Тема и проблематика

Сюжет и композиция

Сюжет сказки авторский, несмотря на обилие фольклорных мотивов. Экспозиция – рассказ о счастливой жизни принцев и Элизы в родном замке. Завязка начинается с прихода злой мачехи. В отличие от народной сказки, кульминаций несколько, так что читатель следит за сюжетом с неослабеваемым вниманием. Элиза счастливо избегает колдовства мачехи. Найдя братьев, она чуть не погибает вместе с ними на крошечном острове посреди океана, куда они вынуждены приземлиться с заходом солнца, уже превращаясь в людей.

Ещё одна кульминация происходят, когда Элиза оказывается в замке без своих рубах и теряет надежду на спасение братьев. Самая главная кульминация связана с казню Элизы как ведьмы. В развязке добро побеждает зло, а превращение поленьев костра в цветущие розы – Божье чудо, подтверждающее невинность принцессы.

По закону волшебной сказки, у Элизы есть волшебная помощница – фея из воздушного замка фата-морганы, которая подсказывает, как Элиза может спасти братьев.

Герои сказки

Герои сказки, в отличие от фольклорных героев, напоминают обычных людей. Принцы ходят в школу и пишут грифелями на досках, хоть грифели алмазные, а доски золотые. Элиза сидит на маленькой скамеечке и рассматривает картинки в книжке, хоть книжка и стоит полцарства. В свой нищий период жизни Элиза играет с листом, в котором проткнула дырочку, как делают крестьянские дети.

Королевские дети оказываются такими светлыми и чистыми, что даже колдовство бессильно против них. Королева-мачеха хотела обратить принцев в чёрных безгласных птиц, но они стали дикими лебедями, и эта внешность соответствовала их природе.

Элиза ещё чище братьев. Она красивее роз и набожнее псалтыри. И цветы, и книга сами это признают. Королеве не удаётся обратить Элизу в лебедя. Мачеха собирается с помощью заколдованных жаб превратить Элизу в тупую и ленивую, безобразную и злонравную. Но внутренняя чистота девушки не дала колдовству совершиться. Элиза даже не заметила жаб. Они превратились в красные розы, что символизировало её набожность и невинность. Против таких качеств годится только физическая грязь, которая вводит в заблуждение короля, но не собаку и не ласточек.

Набожность Элизы отражена в её делах. Она не только доверяет Богу, зная, что он её не покинет, накормит, но и умеет быть благодарной, даже подпирает палочками ветви яблони.

Элиза живёт в гармонии со стихиями, будь то дремучий лес, вечно разнообразное море или небо. Она умеет любить жертвенной любовью, ради братьев готова умереть и искренне любит доброго короля.

Красавец-король, нашедший Элизу в лесной пещере, добрый и справедливый. Он влюбляется в Элизу с первого взгляда, и с этой минуты оберегает «прелестное дитя». Он не верит никаким наветам архиепископа, не пытается «воспитать» лесную красавицу, а заботится о её счастье, обустраивая комнату, похожую на лесную пещеру, позволяя заниматься Элизе странным делом – плетением рубах из крапивы.

Только своими глазами увидев Элизу на кладбище среди сидящих на могилах ведьм, король согласился отдать её на суд народа. Но Божий суд помешал свершению народного приговора.

Художественное своеобразие

У Андерсена, как и у многих гениальных творцов, была способность предвидеть будущее. Эта способность в сказке проявилась в деталях. Элизе снится книжка с живыми картинками.

Это даже не фильм или компьютерная игра. Это похоже на голограммы. Такие книжки описала Джоан Роулинг в волшебном мире Гарри Поттера.

Читайте также:  Рассказ про тигра для детей 6 лет

Захватывающий острый сюжет с несколькими кульминациями сочетается с романтическим пейзажем летнего ночного или утреннего леса, изменчивого моря. Образы Андерсена яркие и самобытные: волны вздымаются, словно грудь спящего ребёнка (сравнение), деревья сплетают ветви с ветвями братьев (олицетворение), волны трудятся, шлифуя валуны (олицетворение).

Источник

Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»

Читательский дневник по сказке «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена

Автор: Ганс Христиан Андерсен

Название: «Дикие лебеди»

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: Элиза.

Второстепенные герои: Братья Элизы, Мачеха, Моргана, Король.

Характеристика главных героев:

Элиза — умная, верная и любящая девушка.

Была приговорена к смерти, но успела сшить рубашки.

Характеристика второстепенных героев:

Мачеха — злая, коварная и эгоистичная.

Заколдовала братьев Элизы.

Лебеди — любящие братья.

Поддерживали и помогали своей сестре.

Моргана — фея, могучая волшебница. Помогла девушке.

Король — правитель дальней страны. Добрый и красивый. Доверчивый, наивный.

Краткое содержание сказки «Дикие лебеди»

Злая Мачеха желала избавиться от детей своего нового мужа и наслала на них страшное проклятие.

Одиннадцать братьев она превратила в диких лебедей, а Элизу хотела сделать уродливой.

Элиза убежала и отправилась искать братьев.

На берегу моря она встречает лебедей, которые узнают сестру.

Лебеди переносят Элизу на остров феи Морганы.

Фея рассказывает девушке, как спасти братьев.

Элиза даёт обет молчания и вяжет рубашки из крапивы.

Её встречает король, влюбляется и делает своей женой.

Но молчащую Элизу обвиняют в колдовстве и хотят сжечь.

Прилетают лебеди, и девушка накидывает на них рубашки.

Появляются братья-принцы и спасают сестру.

План сказки:

2. Превращение в лебедей.

5. Странствия и молитвы.

10. Свадьба с королём.

11. Обвинения и костёр.

12. Превращение братьев.

Основная мысль сказки «Дикие лебеди»

Главная мысль сказки в том что, только пройдя испытания, можно стать счастливым.

Основная идея сказки заключается в самопожертвовании ради счастья своих близких.

Только забыв о себе, можно помочь другим.

А помогая другим, человек спасает самого себя.

Чему учит сказка

Сказка учит самопожертвованию и самоотверженности.

Учит бескорыстию и целеустремлённости.

Учит думать о других, а не о себе.

Учит верить в Бога и жить по его заповедям.

Учит смирению и терпению.

Учит не завидовать другим и не творить зла.

Краткий отзыв о сказке «Дикие лебеди» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была поражена героизмом юной девушки, которая прошла через немыслимые испытания ради своих братьев.

Элиза была совсем одна, но не боялась идти по лесу.

Она была благонравной и доброй, она шептала молитвы и никто её не тронул.

Девушке пришлось в молчании делать то, что казалось странным окружающим.

Неудивительно, что Элизу обвинили в колдовстве.

Но всё закончилось благополучно, а смирение и терпение Элизы были вознаграждены.

Она обрела не только братьев, но и любящего мужа.

Автору удалось создать красивую и трогательную историю великой любви и самоотверженности.

Мне очень нравится прекрасная героиня этой сказки, которая даже отвратительных жаб превращала в розы.

Мне нравится, как мужественно она шла к своей цели, ни разу не усомнившись и не отступив.

На такую героиню хочется быть похожей, но это очень сложно.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, способны ли вы на такое же самоотречение ради великой цели.

Если — да, то можно достичь всего.

Пословицы к произведению:

Слово — серебро, а молчание — золото.

Терпение и труд — все перетрут.

Глаза боятся, а руки делают.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Час терпеть — век жить.

Лучше терпеть самому, нежели беду сделать кому.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Палач схватил Элизу за руку, но она поспешно набросила на лебедей одиннадцать рубашек, и… перед ней встали одиннадцать красавцев принцев, только у самого младшего не хватало одной руки, вместо неё было лебединое крыло: Элиза не успела докончить последней рубашки, и в ней недоставало одного рукава.

— Теперь я могу говорить! — сказала она. — Я невинна!

Словарь неизвестных слов:

Грифель — палочка для писания на деревянной доске.

Пригоршни — две ладони, сложенные так, чтоб в них можно было что-то положить.

Источник

Урок чтения по теме «Г.Х. Андерсен. «Дикие лебеди»» (работа по содержанию)

Оборудование: учебник, УТ, толковые словари, цв. карандаши, листочки, линейка, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), алгоритм написания синквейна, одноименный м/ф, телевизор, СО проигрыватель, выставка книг Х.К. Андерсена, костюм Звездочета.

Ход урока

I. Оргмомент.

— Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.

Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.

II. Повторение изученного.

— Любите ли вы читать сказки?
— На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).
— А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
— С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).
— Молодцы.
— Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
— А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).

(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).

— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.

Читайте также:  Рассказы о святых и животных

Тест: Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:

— Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
— Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. (В 11 лет).
— Хорошо.
— Давайте вспомним краткое содержание прочитанного, а (Юля) в это время расставит иллюстрации в хронологическом порядке.

Первые 5 иллюстраций, а остальные развешены по классу

— Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля (с. 119, 1-й абзац).
— Какими представляет автор принцев и Элизу?
— Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
— Поясните? (Исходная ситуация, которая подготавливает восприятие читателя).
— Что следует дальше? (Завязка – начало событий).
— Перескажите.
— С каких слов начинается развитие событий? (с. 121, 2-я часть, чтение 3-го абзаца).
— А теперь расскажите о ее блуждании по лесу.
— Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? Найдите и прочитайте (с. 122, 1–2-й абзацы).
— А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
— Что сделала наша героиня?
— Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
— А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.

III. Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).

IV. Беседа по содержанию.

— Что заметили? (Рассказ ведут несколько братьев).
— Какие чувства испытывают братья, произнося свою речь?
— Ну и каков же выход из данной ситуации?
— Молодцы, очень хорошо.
— Проверяем работу (Юли) и даем краткое описание эпизода. (Работа по картинному плану).

V. Словарная работа.

Раздается стук в дверь.

— Войдите. Ой, ребята, кто это? (Звездочет).

Звездочет: Здравствуйте, ребята! Да, я действительно звездочет. Вижу удивление на ваших лицах. Я попал к вам не случайно, меня отправила сюда моя сестра Фата-Моргана. А вы знаете, кто она? (Дети отвечают).

Звездочет: Правильно. Что она сделала для Элизы? Вот и я вам помогу лучше понять содержание сказки и дать лексическое значение устаревших слов:

Хижина (с. 861)
Епископ (с. 187)
Минуло (с. 357)
Холст (с. 867)
Утес (с. 842)
Шествие (с. 895)
Чары (с. 877)
Покои (с. 550)
Грифель (с. 145, 144)

— С некоторыми словами вы уже знакомы, давайте их вспомним. (1-й столбик слов).
— А как узнать лексическое значение новых слов? (Обратиться к толковому словарю).
— Кто мне в этом поможет? (Работают со словарями).
— Ну спасибо, молодцы! Вы такие удальцы. До новых встреч.

VI. Физминутка.

Пожалуйста зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти и представьте себя птицами.

Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
Л лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.

VII. Работа в учебнике.

— Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).
— Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент. (Выразительное чтение – с. 128–132).
— Посмотрите внимательно на картинный план, дополните его иллюстрациями, соответствующими кульминации.

— Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
— Сколько раз они приходила на помощь?
— А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в экранизации данной сказки.

— Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы уже можете сказать, чем она закончилась?
— Картинный план полный?
— Сюжет завершен?

VIII. Моделирование обложки.

— У вас имеются модели обложки. Оформите их, пожалуйста.
— Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя, а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум, услышав это имя:

1-й ряд – Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная, невинная).
2-й ряд – Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).
3-й ряд – Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).

— На этом наша работа с данным произведением еще не закончена, мы продолжим на следующем уроке.

IX. Итог.

— Мы поработали сегодня очень плодотворно, и чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать синквейн.
— Давайте напомним себе и объясним гостям, что это такое.

(Первая строка не читается, а по описанию остальные должны отгадать, о ком речь).
(Зачитывание детьми синквейнов – по желанию).

— Обратите внимание вот на эту книжную выставку. Как вы думаете, для чего она вам представлена?
— Да, действительно у Андерсена много интересных произведений и желающие могут найти их в нашей школьной библиотеке.

X. Оценивание и домашнее задание.

Учитель оценивает работу обучающихся.

Домашнее задание: оформить обложку, УТ с. 74, з. 4–6.

Источник

Познавательное и интересное