Уроки доброты в рассказе Распутина «Уроки французского»
В 1973 году Валентин Распутин написал произведение, где изложил историю из своего детства. Уроки доброты в рассказе «Уроки французского» стали важной ступенью для подготовки к взрослой жизни. Благодаря им рассказчик понял, что сострадание сильнее жестокости. Краткое содержание наверняка наведёт читателя на размышления о собственной жизни.
Сама история
Рассказчик был способным ребёнком, но в его деревне была только начальная школа, поэтому мать отправила его учиться в город. Времена были тяжёлые, мальчик недоедал, несмотря на то что родственники присылали ему еду. Часть её всегда крали люди, у которых он жил. Это подрывало веру мальчика в доброту людей.
Чтобы достать денег, рассказчик играл в азартную игру с другими ребятами. Он был очень умным, поэтому смог научиться выигрывать. Выигранные деньги он тратил на молоко. Однажды Вадик, организатор, избил его за то, что он в очередной раз забрал всю кассу.
Тогда рассказчик осознал очень простую, но важную истину: тому, кто вырвался вперёд в каком-то деле, нижестоящие никогда этого не простят. Рассказчик посмел спорить с организатором, увидел лазейки в правилах игры — иными словами, превзошёл толпу дурачков, на которых наживался Вадик. Другие игроки боялись в открытую показывать осознание того, что они видят, как Вадик пользуется особенностями правил и собственным авторитетом, обусловленным возрастом, с целью сбора денег с игроков. А рассказчик не испугался и был избит за это.
Это заметила учительница французского Лидия Михайловна. Тогда она стала приглашать его к себе домой под предлогом дополнительных занятий по предмету. Выяснив, что мальчик играет не ради азарта, а по причине необходимости достать деньги на еду, учительница предлагала ему поесть у неё. Он отказывался, говоря что сыт.
После нескольких безуспешных попыток она решила дать ему еды другим способом. Собрала кое-что в коробку, и принесла в школу, подписав, будто бы это от дяди Вани. Мальчик был удивлён, что мать вдруг сложила продукты в коробку. Ему захотелось поскорее узнать, что внутри, он не мог терпеть, и вскрыл посылку прямо на месте. Обнаружив там макароны и гематоген, осознал, что посылку прислала Лидия Михайловна. Рассказчик пришёл к ней домой и сказал, что раскрыл её план. Она попыталась изобразить непонимание происходящего, но искренне удивилась тому, что в деревне нельзя достать продукты, находившиеся в посылке. Ей пришлось во всём признаться.
С течением времени у рассказчика появились успехи в изучении французского языка, он даже читал «дальние в учебнике». Ему удалось сблизиться с учительницей.
Через две недели после эпизода с посылкой Лидия Михайловна попросила мальчика рассказать об игре, в которую он играл. Поняв, что это не та игра, в которую она играла в детстве, решила научить рассказчика другой игре на деньги, потому что другого способа помочь ему не было. Возможно, она даже специально ее придумала.
Ему казалось странным играть с учительницей на деньги, ведь она должна быть положительным примером для учеников. И тогда она объяснила, что если быть слишком серьёзным можно стать настолько скучным, что живым людям станет неинтересно с тобой общаться. Иногда она вела себя как ребёнок: прыгала, скакала. По её мнению, человек стареет не тогда, когда много лет прожил, а когда перестаёт быть ребёнком внутри.
Сначала Лидия Михайловна выигрывала. Мальчик был поражён, думал, что никак нельзя позволить себе проиграть больше рубля.
Но потом она позволяла ему выиграть. Рассказчик видел, что учительница поддаётся, и указал на это. Тогда она перестала это делать и даже стала жульничать, как это делал Вадик. В результате мальчик понял, что все вынуждены так или иначе нарушать установленные правила, по-другому не выжить.
Спустя время герой отлично разобрался в правилах и секретах игры и стал стабильно выигрывать. Ему было неловко принимать деньги от учительницы, но он справедливо успокаивал себя тем, что всё честно выиграно, без обмана.
Лидии Михайловне, казалось, нравилось играть, и она сама предлагала рассказчику сделать это. Всё происходило очень эмоционально, Лидия Михайловна вскрикивала, хлопала в ладоши — вела себя как ребёнок. Но если бы она знала, чем это кончится, возможно, стала бы осмотрительнее.
Однажды во время спора о счёте, их услышал живущий рядом директор школы. Зашёл с целью узнать, что происходит. Лидия Михайловна честно призналась в том, что играла на деньги с учеником, не стала обвинять во всём его, хотя, вполне могла попытаться оправдать себя тем, что это рассказчик предложил ей сыграть. Тем самым она могла спасти себя от увольнения. Директор сказал, что это преступление, не вдаваясь в подробности. Он раб стереотипов. В итоге учительницу уволили, и больше рассказчик никогда её не видел.
Она прислала ему ещё одну посылку с макаронами и яблоками, которые он прежде видел только на картинке.
Характеристика второстепенных персонажей
Несмотря на то что рассказчика повсюду окружали злые люди, он сумел остаться нормальным человеком, не опускаясь до их уровня.
На самом деле, все не так плохо, добрых людей тоже очень много, просто они вынуждены скрывать свои чувства, потому что некоторые воспринимают доброту как порок.
Посыл рассказа
Эта история заставляет задуматься о том, насколько черствы иногда бывают люди. Учит состраданию, милосердию. Вадик, избивший рассказчика за то, что он оказался умнее, чем ему бы хотелось, ребята из класса, которые смеялись над рассказчиком, когда учительница сказала, что в коллективе теперь есть раненые, — это все злые, жестокие и глупые люди.
Встречи с учительницей стали своего рода уроками доброты для Распутина, но таким, как она, может быть любой внимательный человек, независимо от социального положения. Она проявила чуткость к проблемам ученика, оказалась морально выше директора школы.
Есть несколько человеческих качеств, без которых жизнь была бы ужасна:
Тема добра и зла часто затрагивается в литературе, что неудивительно, поскольку это фундаментальные вещи, на которых строится вся наша жизнь.
Необходимо стремиться к взаимопониманию, уважать друг друга и помогать, когда возникает необходимость, тогда мы сможем выжить и развиваться. Тот, кому помогли, сам становится сильнее и помогает другим.
Уроки доброты в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»
Собрать добро по крупинкам
Тема добра в рассказе «Уроки французского» проходит сквозной нитью — сначала едва заметной, но постепенно расцветающей в яркий узор. Автор не упускает ни одной мельчайшей детали, впечатавшейся в память подростка, вынужденного продолжать учебу «за пятьдесят километров» от дома:
Многие трудности и несправедливости, с которыми пришлось столкнуться герою во время проживания «в районе» у тети Нади — «замотанной женщины», которая, как и мать мальчика «мыкалась одна» с тремя детьми, вспоминаются без озлобления и обиды.
В школьной программе по литературе рассказ Распутина «Уроки французского» с сочинением-рассуждением в финале проходят в 6 классе. Чаще всего сочинение предполагает свободное изложение впечатлений, полученных от прочтения рассказа, в виде эссе. Такая позиция позволяет ученикам проявить индивидуальность во взглядах на те или иные события, дать личную оценку в соответствии с пониманием ситуации.
Краткое содержание рассказа с акцентом на ключевых моментах поможет свободно ориентироваться в теме, правильно составить план и написать сочинение с собственными размышлениями.
Почти по Горькому
Как горьковские «Детство» и «В людях», небольшое произведение Распутина освещает не только фрагмент жизни подростка, но и вскрывает целый пласт отношений в послевоенной глубинке. В рассказе «Уроки французского» милосердие человека противопоставляется вынужденному жестокосердию общества, вызванному нуждой и голодом, который «еще не отпустил».
Герой, проживая в чужой семье, замечает, что «добрая половина» продуктов (хлеб и картошка), которые передает ему мать, исчезает. Он понимает, что это дело рук хозяйки или ее детей, но не пытается выследить похитителей и даже боится «думать об этом».
Единственное сожаление мальчика о том, что напрасно отрывается «последнее от своих». Подросток смиряется с положением, понимая, что, известив мать, ничего не исправит, лишь доставит ей боль. Он проявляет милосердие к близкому человеку и к тем, с кем делит кров, осознавая, что они также находятся в великой нужде, которая толкает их на неблаговидные поступки.
Школа и улица
Учеба давалась герою довольно легко. Он не мог представить, как идти в школу без подготовки или когда «хоть один урок не выучен». По всем предметам, кроме французского, у него были пятерки. Мальчику не давалось правильное произношение иностранных слов.
Когда оставалось свободное от занятий время, «наваливалась тоска по дому». Провожая мать, которая приезжала его навестить, он не выдерживает и с плачем бежит за машиной. Материнское сердце дрогнуло, и женщина хочет забрать сына домой. Но мальчик думает, что своей слабостью опозорит мать перед односельчанами, поэтому не принимает предложения и убегает.
Изнуряющее чувство голода заставляет подростка испытать счастье в игре на деньги. Изредка он получал из дому небольшую сумму на молоко, которое было «наказано пить от малокровия». Но так как денег в колхозе не платили, то рассчитывать на пополнение ежедневного рациона не приходилось. Поселковые мальчишки играли в укромном месте в «чику». Понаблюдав за процессом и потренировавшись, герой вступает в игру.
Выигрывая равно столько, чтобы хватило на баночку молока, он вызывает недовольство местного заводилы Вадика, который крепче и старше. Найдя подходящий повод, Вадик и его друг жестоко избивают героя.
Классный руководитель
Больше всего мальчик боялся, что в школе узнают о причинах ссадин на лице, и исключат за игру на деньги. На вопрос классного руководителя Лидии Михайловны, преподавателя французского языка, о причинах травм он отвечает, что упал. Но один из одноклассников, сам участник игр, не стесняется и доносит учительнице на одноклассника. Та оставляет мальчика после уроков и просит отказаться от игры на деньги. Лидия Михаловна была:
Она проникается истинной симпатией к мальчику, который, в отличие от «сытых лоботрясов», стремится к знаниям и имеет способности.
Учительница начинает заниматься с героем индивидуально. Сначала она это делает в школе, а потом и у себя дома (под предлогом малого времени между сменами). Из разговора с учеником и хозяйкой дома, где проживал мальчик, Лидия Михайловна поняла, в каких тяжелых условиях находится его семья и он сам. Ею движет не только желание помочь ученику усвоить иностранный язык, но и сострадание.
Домашнее обучение
Учительница переносит занятия в свою квартиру, считая, что так сможет подкармливать мальчика, однако упирается в принципиальный отказ последнего от еды. Такое поведение сначала даже удивляет и обижает Лидию Михайловну, но затем она решает отступиться и действовать другим способом.
Однажды в школу приносят посылку. Мальчику говорят, что ее доставил «какой-то мужик». Он понимает, что это мог быть только деревенский шофер дядя Ваня, но вид посылки — «белый фанерный ящичек» — удивляет, а содержание — макароны, сахар, гематоген — настораживает. Подросток понимает, что посылка не от матери, а после некоторых раздумий догадывается об истинном отправителе. Он возвращает посылку Лидии Михайловне, невзирая на ее уговоры принять продукты.
Потерпев неудачу, учительница не оставляет своих намерений помочь ученику любым способом. Она словно случайно вспоминает игру детства «пристенок», которая заключается в бросании монет о стену, чтобы они ложились максимально близко к монете соперника. Если бросивший дотягивался растопыренными пальцами одной руки до обеих монет, он забирал их себе.
Лидия Михайловна втягивает мальчика в игру и даже имитирует жульничество со своей стороны, чтобы он поверил, что выигрыш честен. Благодаря этому она дает ему возможность «честным выигрышем» получить деньги на хлеб и молоко. Но однажды за игрой их неожиданно застает директор школы. Увидев это, он полон недоумения и возмущения. Учительница берет вину на себя, увольняется и уезжает на свою малую родину.
В последнюю встречу, состоявшуюся накануне отъезда, Лидия Михайловна успокаивает мальчика, обещая, что за «дурацкий случай» его «никто не тронет». «Учись», — это ее последнее наставление своему ученику.
Мораль истории
Главная мысль, заложенная в рассказ, — это сила и самоотверженность человеческой доброты. Доброты сердечной, которая не требует благодарности и похвал, не поддается логике:
Предельно ясно, что учительница не ожидала в ответ каких-либо вознаграждений или услуг. Напротив, она старалась сделать так, чтобы подросток не воспринимал ее участие как подачку. Она рискует осложнить свое положение как преподавателя и навлечь «праведный гнев» начальствующих, что и происходит, но нисколько не сожалеет о своем поступке и делает все, чтобы случай не сказался на ученике.
Эти уроки доброты Распутин получил в своем школьном детстве. Благодаря им он пронес через всю жизнь бережное отношение к людям.
Роль учителя в жизни человека – аргументы из литературы
В рассказе «Уроки французского» автор, В.Распутин сумел выразить всю доброту и сострадание, которая может только быть присуща человеку. В данном произведении таким человеком оказывается добрая учительница французского языка, проявившая сочувствие к бедному мальчику, одному из своих учеников.
Этому мальчишке одиннадцать лет, его мать очень хотела, чтоб её сын получил достойное образование и поэтому отправила его учиться далеко от дома. Она отрывала от себя последние крохи, посылая сыну посылки, чтоб тот не голодал. Но этих скудных передач всё равно категорически не хватало, у мальчика даже развилось малокровие от недоедания.
Бедный парнишка не нашел никакого выхода, кроме как начать играть с другими ребятами на деньги, чтобы выиграть себе денег хотя-бы на молоко, для поддержки хрупкого здоровья. Однажды его избили, это заметила учительница французского языка и ей стала известна правда.
Женщина была очень доброй и проявила искреннее сострадание к своему ученику. Ведь она прекрасно понимала, что он играет на деньги не из азарта или из жажды наживы, а просто от безысходности.
Тогда она нашла выход: стала приглашать мальчика к себе домой, якобы на дополнительные занятия по французскому языку. У себя дома, она как-бы невзначай пыталась накормить парнишку.
Мальчик быстро раскусил задумку учительницы и наотрез отказался от всяческих обедов и ужинов. Эта уловка женщины сильно ударила его по самолюбию, а он был очень гордым мальчиком.
Тогда в голове у учительницы созрел другой хитроумный план. Она предложила мальчику сыграть с ней на деньги, раз бесплатно он отказывался у нее что-либо брать. Мальчик опешил, но согласился. Она стала поддаваться, чтобы тот всегда оставался в выигрыше.
Так было до тех пор, пока слухи об их игре не дошли до директора. Учительницу французского языка с позором уволили со школы и никто даже не поинтересовался, с какой целью она стала играть с мальчиком. Ведь всем было безразлично, что один из учеников школы недоедает и едва держится на ногах.
Женщина уехала к себе на родину, на Кубань. Там она всё равно не забыла бедного мальчишку и посылала ему настоящие кубанские яблоки.
Удивительно, каким добрым и чутким может быть человек: даже зная, что может лишиться работы и уважения со стороны коллег, она всё равно помогает ближнему своему. Автор в своем рассказе хочет показать читателю, что нужно быть добрее к другим, проявлять участие в чужой судьбе.
Сочинение на тему Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского
Произведение Распутина «Уроки французского» — о мальчике, живущем в послевоенное время, когда не хватало самых нужных вещей. Мать отправила героя учиться: в его родной деревне не было возможности учиться дальше. В одиннадцать начал отдельную жизнь, что давалось непросто — помимо сильной тоски по дому, семье, на ней лежала большая ответственность: надо было заниматься, чтобы получать хорошие оценки; правда, никак не выходило произносить французские слова; это вызывало недовольство его преподавательницы.
С другими учениками у мальчика не заладилось. Из-за нехватки денег приходилось играть в «чику», чтобы покупать молоко от малокровия, а лишнего у матери не просил — знал, что им и так тяжело. Мальчик проявлял осторожность, стараясь заработать только на необходимое, не тратил полученное на пустяки — он показал себя по-взрослому рассудительным и самостоятельным.
Жульничество, на которое решился один из компании игроков, герой заметил, пристыдив шельму, за что поплатился синяками, побоям, но не пожаловался. Он просто благоразумно промолчал, хотя случай позже раскрылся.
Учительница, Лидия Михайловна, узнав о причинах происходящего, отнеслась к нему по-другому. Она приглашала его к себе и угощать ужином из жалости, а потом даже играла на деньги, чтобы как-то помочь. Когда директор об этом прознал, то она лишь спокойно созналась и уехала на Кубань, прислав позже мальчику еды: макарон и яблок, которых он никогда не видел. Читатель согласится, что она не сделала плохо: поступок совершен не из корысти или злых побуждений.
Рассказ демонстрирует проявление добрых качеств, умения сострадать и не оставаться безучастным. Писатель, думаю, надеялся, что он разбудит в людях маленькой историей стремление к добродетельным качествам, что сделает наш мир чуточку лучше.
Учитель – другой человек
Лидия Михайловна попадает в сложную жизненную ситуацию. Она видит, как трудно приходится ее ученикам. Особенно одному мальчику, который и становится рассказчиком жизненной истории. Учительница пытается помочь мальчику: ребенок получает посылку с яблоками. Он сразу догадывается, кто может прислать ему такой экзотический для севера фрукт. Он отказывается от помощи. Лидия Михайловна не отступает и пытается накормить его у себя дома, приглашая на дополнительные занятия. Ребенок не хочет принимать помощь бесплатно. У него сохранилось чувство собственного достоинства. Удивительно, что такое качество высоко развито у ребенка, находящего в таком плачевном состоянии: отдельно от родных, в семье, не гнушающейся воровством. Повесть переносит в послевоенное время, в котором страна выбиралась из нищеты и разрухи.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О роли учителя в жизни человека писал Антуан де Сент-Экзюпери. В своей сказке-притче «Маленький принц» автор продемонстрировал, какое влияние старый Лис оказал на своего ученика Маленького принца. Лис давал главному герою нравственные уроки, рассказывая ему о любви, дружбе и верности. Старый Лис научил Маленького принца основам человеческих отношений. Помимо того, что Лис стал для главного героя настоящим другом, он научил его доверять собственному сердцу, а также ценить внутренний мир человека, а не его внешность. Эти уроки Маленький принц запомнил навсегда.
Галина Щербакова «Вам и не снилось»
Образу учительницы посвящена и повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». В ней рассказывается о первой любви старшеклассников Романа и Юльки. На своем жизненном пути им пришлось пройти различные трудности, связанные с непониманием их любви родителями, попытками ограничить их общение с помощью переезда девочки. То, что взрослые не принимали чувства своих детей, усложняло их жизнь. Одной из немногих, кто оказал моральную помощь ребятам, была учительница литературы Татьяна Николаевна Кольцова. Она показана в произведении как очень хороший человек и проницательный педагог. Учительница чувствует свою вину за то, что она рассказала матери Юли про то, что Юля и Роман схожи с Ромео и Джульеттой. В сложившемся конфликте семей больше всего переживала учительница. Хоть в центре повествования помещена история детской любви, образ Татьяны Николаевны играет большую роль в развитии сюжета. Учительница имеет свою особенную судьбу. Татьяна Николаевна, или как называет ее рассказчик – Таня, пережила профессиональную неудачу в театре, после чего ей пришлось полностью отдаться преподаванию. То, что рассказчик называет учительницу Таней, сразу приближает образ к читателю: она предстает простым человеком со своими проблемами и переживаниями. Татьяна Николаевна старалась воспитать в своих учениках чувство доброты, порядочности. Она делала своих учеников ответственными и пунктуальными людьми. Но самое главное – обладающими способностями дружить, доверять и любить. С помощью доверительных отношений с детьми учительница рассуждает с ними о вечных жизненных проблемах и ценностях. Делает она это ненавязчиво, умело подводя своих учеников к жизненным истинам. Учительница знает то, насколько для подростков важно внимание других людей. Хоть дети и имеют своеобразные характеры, учительнице удается найти со всеми общий язык. Так, в повести образ учителя показан не просто как наставник, но и как друг, трепетно относящийся к формированию детских душ.
Введение
В современном обществе огромную роль играют учителя. Немногие задумываются о том, что учителя не просто дают знания в определенной области науки, но и воспитывают учеников, преподают им нравственные уроки, влияющие на дальнейшую судьбу. Мировоззрение школьников часто зависит от тех моральных установок, которые они получили от учителя.
Русские и зарубежные писатели часто отмечали в своих произведениях роль учителей в жизни человека. Положительное или негативное влияние педагогов всегда оказывало воздействие на жизнь школьников.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Не во всех произведениях отечественных и зарубежных писателей образ учителя оценивается положительно. Еще Денис Иванович Фонвизин в своей знаменитой комедии «Недоросль» показал алчных и корыстных учителей. Ничего не смысля в образовании, госпожа Простакова нанимает для своего сына Митрофанушки учителей. Учитель грамматики Кутейкин, учитель французского языка и всех наук Вральман, который на самом деле являлся конюхом, на протяжении всего обучения не занимаются образованием Митрофана, однако берут деньги за обучение с его матери. Учителя показаны Д.И. Фонвизиным людьми жадными и алчными. Из всех учителей самым положительным образом является учитель арифметики Цыфиркин, который пытался чему-то научить Митрофана. Однако нежелание учиться, постоянные притеснения со стороны госпожи Простаковой мешали ему заниматься с учеником, в результате чего он отказался брать с Простаковых плату за обучение, так как Цыфиркин понимал, что за все эти годы ему не удалось ничему научить Митрофанушку.
Поступок директора
Самым неоднозначным, пожалуй, является поступок директора. Читатели, как правило, делятся на два лагеря: тех, кто оправдывает его и тех, кто осуждает:
Валентину Распутину удалось в таком небольшом по объему произведении затронуть огромное количество тем и проблем: дружбы, доброты и жестокости, взаимоотношений учителя и ученика, сострадания и сопереживания. Именно по этой причине «Уроки французского», добро в которых преобладает над жестокостью, заслуживают быть частью школьной программы.
Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
А.А. Лиханов «Кресна»
Своей учительнице посвящает Альберт Александрович Лиханов повесть «Кресна». В произведении рассказывается о скромной женщине Анне Николаевне, которая посвятила всю свою жизнь служению детям. Ее можно назвать идеальной учительницей, которая смогла вырастить из своих учеников настоящих людей. Она не ограничивалась тем, что давала знания, она наставляла их на истинный путь. Анна Николаевна была настоящим источником знаний для школьников. Учительница была человеком простым, готовым «светить своим светом» для озарения других людей. Помимо этого, Анна Николаевна помогала семьям детей, даже материально. Учительница недоедала сама, как и все жители тылового города в период Великой отечественной войны, падала в голодные обмороки, но тратить на себя наградные деньги считала эгоизмом, поэтому на них покупала детям аскорбинки. Повесть названа так, потому что учительница стала крестной не только в привычном смысле слова (для тети Вари), но и для всех учеников. Дети стали для Анны Николаевны настоящей семьей. Она отдавала им все свое время, заботилась и искренне любила каждого своего ученика на протяжении 60 лет. Любовь, уважение учительницы к своим ученикам, ее способность обучать детей и воспитывать в них нравственные качества – все способствовало тому, что из детей вырастут добрые люди. Ребята навсегда запомнили доброту Анны Николаевны.
Оригинальный способ помощи
Учительница – упорная женщина. Она не принимает отказа. Доброта – ее основное качество. Ей хочется добиться поставленного результата. Другой отказался бы от затеи уже после первого промаха. Кто для нее этот мальчишка? Чужой ребенок. Сколько их еще будет у учителя за годы работы в школе? Зачем помогать каждому? Не лучше ли выбирать для помощи тех, кто на нее согласен? Вопросов много? Распутин специально пытается запутать читателя. Проявление доброты прячется за упорством, хитростью.
Девушка предлагает сыграть с ней в игру на деньги. Оригинальный способ обмана упертого мальчишки. Он не берет помощь по-другому, привык к игре, для него это возможность заработать на молоко и хлеб. Такой вариант устраивает мальчика. Он должен выиграть по-честному. Ученик следит, чтобы Лидия Михайловна «не поддавалась».
Произведение Распутина учит честности, справедливости, настойчивости и смелости. Доброта – это качество настоящего человека. Именно поэтому синонимом к слову является понятие человечность. Написать сочинение «Доброта» в «Уроках французского» несложно. Материал дополнить знания, полученные после чтения повести.