Жилин и Костылин — сравнительная характеристика
сочинение по литературе 5 класса
Два образа
«Кавказский пленник» — назидательный рассказ Л. Н. Толстого для детей. В нем писатель показал два ярких противоположных образа: смелого и находчивого Жилина и слабого и трусливого Костылина. Контраст между этими людьми усилен экстремальной ситуацией — попаданием в плен.
До плена
Жилин и Костылин — два русских офицера, служащих на Кавказе. Костылин — «мужчина грузный, толстый», поэтому логично предположить, что он больше предпочитает командовать, чем воевать. Да и командир из Костылина никудышный. Он уговаривает Жилина покинуть солдат и продолжить путь вдвоем: «Мочи нет, есть хочется, да и жара». Костылину тяжело выносить даже такие неудобства.
Всю дорогу Костылин думает только о еде, совершенно забывая о возможном нападении горцев. Даже при въезде в ущелье он игнорирует предостережение Жилина: «Что смотреть? Поедем вперед». В этом уже проявляется огромная разница между двумя офицерами.
Жилин — предусмотрительный командир. Он поднимается на гору и замечает горцев. Вдвоем у офицеров были шансы отстреляться, чтобы отступить к обозу. Однако Костылин нарушает уговор, предает боевого товарища и бросается в бегство.
Когда Жилин понимает, что вырваться из ловушки уже не удастся, он принимает мужественное решение: «Не дамся же живой…». Под храбрым офицером убивают лошадь. Жилин до конца пытается отбиться, но, навалившись толпой, горцы берут его в плен.
Снова вместе
Попав в плен, Жилин не приходит в отчаяние. Он с интересом рассматривает аул и запоминает все детали. которые могут пригодиться при побеге.
Жилин безусловно знает о жестокости горцев, однако ведет себя и разговаривает с ними очень смело: «С ними что робеть, то хуже». Даже под угрозой наказания офицер заявляет, что отказывается платить три тысячи рублей. Такое поведение невольно вызывает уважение у врагов: «Джигит урус!».
Во время спора о размере выкупа Жилин вновь встречается с Костылиным. Оказывается, что трус также не смог скрыться. В отличие от Жилина воля Костылина была сломлена еще до плена. Горцы без труда заставили его написать письмо с просьбой заплатить пять тысяч рублей.
Офицеров специально свели вместе, чтобы повлиять на несговорчивого Жилина. Задумка горцев не удалась. Жилин все равно добился снижения выкупа до 500 рублей («Хотите — убивайте, пользы вам не будет»), да еще и вытребовал для себя с товарищем приличное содержание.
Поведение в плену
Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни… или спит».
Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.
Умелые руки Жилина позволили ему добиться доверия Дины и еще большего уважения хозяина. Со всей округи офицеру на починку приносят разные вещи. Слава мастера была нужна Жилину только для отвлечения внимания. Тайком он начал рыть подкоп в сарае, а однажды, взобравшись на гору, наметил путь к бегству.
Первый побег
Инициатива побега принадлежит исключительно Жилину. Ему даже пришлось уговаривать товарища бежать вместе. Костылин с самого начала стал обузой для Жилина. Он постоянно жаловался на усталость и израненные ноги. В порыве раздражения Жилин пожалел о том, что взял «колоду эту с собой… Один бы я давно ушел».
Негативное отношение к Костылину немного смягчается, когда он просит Жилина бросить его и бежать одному. Но пойти на это офицер не может. Жилин мужественно взваливает толстого Костылина на плечи.
Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.
Второй побег
Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.
Помогли Жилину дружеские отношения, установившиеся с Диной. Девочка поначалу подкармливала пленников, а затем решилась помочь им бежать. На вторую попытку у Костылину сил не нашлось: «Уж мне, видно, отсюда не выйти».
Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.
Итоговая характеристика
Жилин в рассказе — пример для подражания, образец мужественного поведения. Этот офицер никогда не отчаивается и верит в собственные силы. Жилин заботится не только о себе, но и о предавшем его товарище.
Костылин вызывает лишь жалость и презрение. Такому человеку нечего делать на войне. Он представляет собой обозу для армии и легкую жертву для врагов.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
Для раскрытия идеи рассказа «Кавказский пленник» важна сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Эти герои противопоставлены друг другу во многих аспектах, что позволяет сказать, что Жилин – сильный и смелый человек, а Костылин – эгоистичный и слабый.
Краткие сведения
При сравнении персонажей важно отметить их происхождение: Жилин был из бедной семьи, а Костылин принадлежал к дворянскому роду и имел довольно много денежных средств для существования. Эта характеристика важна, потому что автор рассказа «Кавказский пленник» показывает, что и бедняк, и богач оказываются в плену у татар. Происхождение является следствием того, что Жилин – худенький и удалой мужик, а Костылин – грузный, ему трудно передвигаться, что и становится одной из причин неудачных побегов из плена.
Нравственные качества
Характеры Жилина и Костылина полностью противопоставлены в произведении:
Жилин
Костылин
Отношение к предательству
Не готов бежать из плена один: «Бросить товарища не годится»
Бросает Жилина в начале произведения, чтобы спастись самому
Отношение к другим людям
Поведение дружелюбное, Жилин помогает татарам: чинит предметы, мастерит куклы
Эгоист, думает только о себе. На протяжении всего произведения не показаны моменты общения Костылина с окружающими людьми
Отношение к выкупу
Сбавляет цену (500), не пишет домой, понимая, что у матери нет таких больших денег
Пишет два письма, чтобы за него дали выкуп татарам (3000)
Каждый раз придумывает новый план побега
Не верит в то, что он выберется из плена, нет ни одного поступка, направленного на освобождение
Никакие препятствия не мешают Жилину осуществить свой план и выбраться на свободу
Не хочет предпринимать какие-либо попытки, чтобы сбежать. Физическая и духовная слабость мешают ему мыслить позитивно
Данная таблица поможет увидеть основные различия Жилина и Костылина, героев рассказа «Кавказский пленник», изучаемого в 5 классе.
Авторское отношение
Лев Николаевич Толстой гордится Жилиным, его силой духа, храбростью и смекалкой. Автор наделяет его положительными качествами: смелость, храбрость, хорошее отношение к окружающим. Костылин же в самом начале произведения выступает как отрицательный персонаж. Бросив Жилина, Костылин все равно оказывается в плену у татар. Жилин не держит зла на Костылина, когда он решает сбежать, он помогает и ему. Из-за отсутствия силы духа Костылин плачется, что больше не может идти. Крики героя привлекают внимание татар, и персонажи вновь оказываются в плену. Жилин не теряет надежды и надеется на спасение, Костылин же не верит в то, что он выйдет на свободу. Он выжидает выкуп.
Жилин и Костылин – противоположные образы. Л. Н. Толстой использует прием антитезы, чтобы показать, каким должен быть человек. Симпатия читателя находится на стороне Жилина, смелого офицера, который, несмотря на жизненные трудности, не пошел против своих принципов. Жизнь по чести и достоинству – вот его основные качества.
Авторское отношение ярко выражено в фамилиях персонажей. Жилин – стремящийся к жизни, человек жилистый, сильный и храбрый, готовый на все ради спасения; Костылин – костыль, который не может ничего сделать без помощи других, он только тормозит Жилина во время побега.
Отношение к героям видно и из финала рассказа: Жилину удается благодаря помощи Дины выбраться на свободу, а Костылина все же выкупили и увезли домой чуть живого.
Жилин и Костылин в рассказе «Кавказский пленник»
Ознакомившись уже с первыми строками рассказа «Кавказский пленник», даже не видя поступков двух офицеров, а только по их внешнему описанию, можно подумать, что Л.Н. Толстой изначально их противопоставляет.
Жилин обладает решительностью, но и предусмотрительности он не лишён, проявляя осторожность в опасной ситуации и рассчитывает свои силы, исходя из обстоятельств. А Костылин легкомысленно относится к происходящему.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
Попав в плен из-за трусливого поступка Костылина, они ведут себя по-разному. Жилин, понимая, что кроме матери у него никого нет, а у неё нет денег заплатить выкуп, сознательно пишет другие данные, чтобы письмо не пришло по нужному адресу, Костылин же, не единожды просит денег в своём письме, чтобы его выкупили. Этот фрагмент рассказа свидетельствуют о порядочности одного и слабоволие другого, привыкшего надеяться на чью-либо помощь, а не на себя самого.
Жилин в плену старается занимать себя рукоделием, он мастерит кукол, ремонтирует часы, лечит татар, чем вызывает уважение самого хозяина. Костылин, напротив, бездельничает целый день, даже не пытаясь найти себе занятие. Именно благодаря своей находчивости, Жилин организовывает побег. Но слабо выносливый Костылин не терпит боль, и Жилин, не подумав бросить его, несёт на себе. Побег не удаётся, но Жилин не отчаивается и бежит с помощью девочки Дины, с которой успел подружиться в плену. А Костылин просто ожидает, когда за него заплатят и освободят.
Жилина можно охарактеризовать, как человека упорного, смелого, не покоряющегося обстоятельствам, ищущего выход даже там, где его, казалось бы, нет.
Костылин вызывает чувство презрения у читателя, так как его трусливость обернулось предательством, а пассивное ожидание разрешения ситуации при помощи других никак нельзя причислить к положительным качествам. Сила духа присутствуют в Жилине на протяжении всего рассказа, тогда как Костылин ведёт себя как слабая личность и не вызывает уважения.
Также автор выявляет позицию неприятия враждебного отношения между народами, демонстрируя нам, как общение Жилина и Дины переросли в дружбу, что по удачному стечению обстоятельств помогает ему спастись в итоге.
Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» показывает, как обнажается личностная суть двух русских офицеров, Жилина и Костылина, когда они попадают в плен. Это произведение учит осознанию, что человек, упорно следующий к цели, оказывается победителем. Сила духа, упорство в любых жизненных ситуациях закаляют характер личности и позитивно её характеризуют.