Сочинения по русской литературе XX в.
Анна Янсюкевич, 2009
В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по русской литературе XX в. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова
А. С. Пушкин писал о Н. В. Гоголе, что ни у одного писателя не было такого дара — выставлять ярко пошлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем. С полным правом эти слова можно отнести и к А. П. Чехову, который всю свою жизнь посвятил именно борьбе с «пошлостью пошлого человека».
А. П. Чехов, прекрасный, благородный человек, мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но в реальной жизни, к сожалению, красивых людей было мало, чаще писателю приходилось сталкиваться с хамством, грубостью, бездушием и пресмыкательством — со всем тем, что А. П. Чехов называет пошлостью. И во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство — все то, что уродует душу.
Самоуничтожение человека, лакейство, угодничество особенно были невыносимы А. П. Чехову. Так, например, в рассказе «Смерть чиновника» он повествует о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал генерала. Сама фамилия героя говорит о сущности этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.
В рассказе «Толстый и тонкий» на вокзале встречаются два приятеля. Они оба рады встрече, обнимаются, но когда тонкий узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он вдруг конфузится, бледнеет и начинает вести себя по-другому: «На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».
Такой тип людей отыгрывается на людях, стоящих ниже их по карьерной лестнице. Так, в рассказе «Хамелеон» перед нами предстает именно такой человек. Полицейский Очумелов, выяснявший в ходе повествования, кому принадлежала собака, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого называли ее хозяином. Если это высокопоставленное лицо, герой готов «ходить на задних лапках» и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов начинал вести себя грубо, по-хозяйски.
Пошлость многолика, и А. П. Чехова особенно волновало, что пошлость заражает интеллигенцию. В рассказе «Палата № 6» доктор Рагин заведует больницей, и он прекрасно знает, что условия в ней невыносимые: здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя, не реагирует на то, что делается в больнице. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Благодаря подобной философии герой приходит к тому, что примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую психологию примирения А. П. Чехов тоже называет пошлостью.
История превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого зовут теперь только Ионычем, занимает А. П. Чехова менее двадцати страниц, но становится очевидно: в жизни со многими происходит эта метаморфоза. Почти все в юности имеют идеалы, желание принести пользу обществу, но в зрелости многими завладевает стремление к сытости, к благополучию, к почестям и «теплым» местам. Они прикрываются пошлыми фразами о долге, чести, пользе, но внутри у каждого, как микроб, сидит, спрятавшись, все тот же «Ионыч». Своим рассказом А. П. Чехов предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».
А. П. Чехов устами учителя Никитина из рассказа «Учитель словесности» восклицает: «Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости». Но ведь есть другой мир: мир, где люди творят, сочиняют, мучаются, но живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.
Ведь А. П. Чехов считал, что многое зависит от самого человека, что истинный человек способен противостоять влиянию среды. Таким, например, мы видим доктора Дымова из рассказа «Попрыгунья». Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он умирает, спасая больного ребенка. Таким образом, А. П. Чехов считает, что винить только среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней прочности и твердых убеждений.
Раскрывая перед нами болезнь эпохи, т. е. пошлость, заразившую все общество, А. П. Чехов своим творчеством хотел не изменить его, то хотя бы заставить людей задуматься, увидеть себя со стороны, поскольку исправлять подобные болезни можно только изнутри, начиная с себя.
Благородная цель, труд и любовь — вот то, что может победить «пошлость». К этому и призывал А. П. Чехов в своих произведениях. Рассказы А. П. Чехова чрезвычайно актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал писатель, далеко не изжиты.
Тема пошлости и обывательщины по рассказам А.П. Чехова (ЕГЭ по литературе)
Пошлость и обывательщина- это сквозные мотивы в творчестве А.П. Чехова. Автор создает модель конфликтной ситуации, когда его персонажи прикрывают пошлость интеллигентным поведением.
Чехов создает образы героев, у которых отсутствуют нравственные стремления в жизни- они живут в «духовном застое». Их кредо заключается в «спокойном существовании», так как они не развиваются и покоряются стечениям времени.
Мотив пошлости ярко прослеживается в рассказе «Ионыч».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Еще в начале произведения Дмитрию Старцеву посоветовали познакомиться с Туркиными : » И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую». Однако они лишь казались интеллигентными: отец Иван Петрович не смешно шутил одно и то же, мать Вера Иосифовна писала романы о том, чего не было в жизни, а дочь Екатерина Ивановна играла на фортепиано как будто камни сыпались с горы. Эти детали указывают на прикрытую интеллигенцией пошлость, а сам образ семьи Туркиных символизирует весь город С. Финал рассказа состоит из повторного описания семьи без изменений. Кольцевая композиция также подчеркивает застой не только у самих Туркиных, но и у всех жителей города. Прошел довольно большой период времени, но жизнь людей осталась такой же однообразной. Единственной ценностью является спокойное существование- люди не пытаются преодолеть рутину, а подчиняются ей.
Рассказ «Крыжовник» является ярким примером пошлой жизни. Николай Иванович всю жизнь посвятил накоплению денег, чтобы потом купить себе участок и посадить на нем крыжовник. Единственной ценностью для него стал выращенный кислый крыжовник. Для него не существует понятий морали. Такие материальные ценности, как деньги и крыжовник, заменили настоящую жизнь. В финале перед читателями предстает герой, утративший всю нравственность, так как его пошлая мечта осуществилась.
В рассказе «О любви» Чехов также выделяет тему обывательской жизни. Алехин и Анна Алексеевна свыклись даже с сложившимися обстоятельствами, которые их не устраивают. Главные герои боятся менять свою жизнь ради собственного счастья: они не готовы принять перемены из-за страха. Так, сквозным мотивом рассказа становится мотив нереализованности. Об этом свидетельствует эпизод в финале, когда Алехин навсегда прощается с Анной Алексеевной, несмотря на взаимные чувства между ними. Важной деталью является то, что оба героя плакали в поезде. Так, автор подчеркивает их искренность и печальную ноту финала всего рассказа.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30459
Сочинение: Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова
Прекрасный, благородный человек, Антон Павлович Чехов мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свободны. Он говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство — все то, что уродует душу. Горький говорил о Чехове: «Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней».
Страшным пороком считал Чехов самоунижение, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей. В «Смерти чиновника» Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал статского советника. Сама фамилия говорит о сущности этого героя. Он извивается как червяк перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно переживая, умирает.
Другой рассказ — «Толстый и тонкий». На вокзале случайно встретились два приятеля: один толстый другой тонкий. Они оба поначалу рады встрече, обнимаются. Но когда тонкий вдруг узнает, что его приятель дослужился до тайного советника, он бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: «На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».
[sms]
Люди подобного типа отыгрываются на нижестоящих. Именно такого героя Чехов изобразил в рассказе «Хамелеон». В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому принадлежала собака, укусившая человека, постоянно меняет манеру поведения в зависимости от того, кого из хозяев собаки называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, герой готов был «ходить на задних лапках» и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски.
Часто героями рассказов Чехова являются врачи. Герой рассказа «Палата № 6» доктор Рагин заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые: здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую психологию примирения Чехов тоже называл пошлостью.
В «Палате № 6» писатель рассказывает об уже сложившейся личности, а падение человека, постепенную его деградацию Чехов отразил в рассказе «Ионыч». Это история о том, как человек постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев — молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством. Он чувствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать.
Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут «Ионыч». Герой мирится с окружением и превращаете: в сытого, важного, равнодушного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги. За четыре года душа Старцева очерствела, а работа превратилась в средство приобретения капитала.
Но Чехов считал, что многое можно изменить, что человек способен противостоять влиянию среды. Таков доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья». Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он даже умирает, спасая больного ребенка. Надя в рассказе «Не- веста» нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, «футлярной» жизни и уехать учиться в столицу.
Таким образом, Чехов считает, что винить одну лишь среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней потребности и твердых убеждений.
Чехов считал, что жизненная цель должна быть высокая, а если она ничтожна, то человек становится маленьким. Таков герой рассказа «Крыжовник», целью жизни которого было разбогатеть, приобрести «маленькую усадебку» и посадить в ней крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась, и он превратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обывателя. Устами брата героя этого рассказа Чехов говорит, что человеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. »
Чехов был убежден, что труд направляет, облагораживает человека. Кроме этого, писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пошлость. Благородная цель, труд и любовь — вот то, что может победить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произведениях.[/sms]
Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова
Антон Павлович Чехов – писатель-юморист, писатель-сатирик, откликнувшийся на общественную обстановку современной ему России и поднявший в своих рассказах злободневные проблемы своего времени. Все рассказы писателя не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. “Пошлость пошлого человека” – это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства – главное в его произведениях.
Действительно, пошлость и мещанство жизни людей – вот чем наполнены рассказы Чехова
Он терпеть не может “картежников, алкоголиков, крикунов” – обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Доктор не вписывается в эту общую массу. Он другой. “Где же пошлость и мещанство?
Что обличает Чехов в этом рассказе?” – спросите вы.
Сначала – семью Туркиных. Это ограниченные, зацикленные на чем-то одном люди: госпожа Туркина пишет никому не нужные романы, Котик играет на фортепиано, хотя совершенно не умеет этого делать, Пава всю жизнь изображает одну и ту же пьеску.
В этой атмосфере формируется “новый” доктор Старцев. Если постепенно он жиреет только физически, то потом происходит и его моральное “ожирение”. И вот он уже не ходит пешком, не поет песенки, не умеет любить, не имеет высоких устремлений.
Он живет в своем ограниченном маленьком мирке, где важны лишь бумажки (деньги) да, позже, смотр домов и их покупка. Это уже не прежний молодой человек, бегущий на свидание ночью на кладбище. Он обленился не только физически, но и духовно настолько, что стал таким же обывателем и мещанином, как и все жители в городе С.
Но самое страшное – то, что Старцев сам знает: он “стареет, полнеет, опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Герой деградировал, деградировал окончательно и бесповоротно. Нравственная жизнь этого человека завершена.
Он стал пошлым человеком в пошлом мещанском обществе, которое с такою правдивостью и реалистичностью изображает Чехов и которое так смело обличает.
В рассказе”Крыжовник” деградация героя показана почти с самого начала произведения. Тоска, незанятость, ощущение пустот жизни и одиночества привели к тому, что наш герой – Николай Чимша-Гималайский – решил купить усадебку и посадить там крыжовник. И эта мечта, а позже – навязчивая идея, заставляет нашего героя жить впроголодь. Круг интересов этого героя замкнулся на одном – на покупке дома: “Он чертит план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: а) барский дом, б) людская, в) огород, г) крыжовник”.
Можно даже сказать, что главное его устремление – не покупка дома, а наличие крыжовника, своего крыжовника.
И вот мечта Гималайского сбылась, и нашему новоиспеченному барину уже и нужно только, чтобы его называли “ваше высокоблагородие” и кормили досыта. А самое главное, чтоб под рукой всегда был кислый твердый крыжовник с собственного огорода.
“Вот так и становятся мещанами!” – думаем мы. Одна мечта, стремление к ее исполнению сделали жизнь нашего героя настолько скудной, что он “опустился” нравственно, морально. И мы не рады за него, а, скорее, презираем.
Высокая цель, желание, мечта должны не способствовать деградации человеческой души, а наоборот, делать ее возвышеннее, целеустремленнее, благороднее. А тут – пошлость и ограниченность, замкнутость на личном интересе.
Как же схожи образы Чимши-Гималайского и Оленьки из рассказа Чехова “Душечка”! Только если в рассказе “Крыжовник” звучит яркая и обличительная насмешка, ирония, то в рассказе “Душечка” мы чувствуем другое (иное) отношение автора к героине, его ироническое и, в то же время, презрительное отношение к ней.
Да, Душечка тоже зациклена на одном интересе, да, она ограничена и замкнута. Чем? В чем?
Почему? Своим стремлением обязательно кого-то любить. Сначала это был антрепренер Кукин, затем – управляющий лесным складом Василий Андреевич Пустовалов, потом – ветеринар, после побега которого “сама Олечка постарела, подурнела…”
Но самое главное – у героини не было своего мнения, и это – самое страшное. Душечка настолько была ограничена, что могла выражать только чье-то мнение, а своего не имела. У героини не было своей жизни, своих взглядов, а была лишь душа, которая потом полностью была отдана другим людям. Главным для нее было заботиться о ком-то, выражая чье-то мнение, соглашаться с ним.
Как такового, человека Оленьки, дочери отставного коллежского асессора Племянникова, не было.
В рассказе, думается, показаны не постепенное оскудение души героини, не ее нравственная деградация. Автор обратил внимание на самое страшное, что может быть, – отсутствие как души как таковой, отсутствие, как такового, своего мнения, отсутствие настоящего человека.
Из рассказа в рассказ Чехов смело и безбоязненно рисует то, что его окружает. Рисует страшное в ярких иронических красках, скрывая за этим свою боль и обиду, презрение к пошлости и мещанству человеческой жизни, а самое главное – человеческой души.
И мы с ужасом взираем вокруг себя и понимаем: пошлость и мещанство никогда не изживут себя, они часть этого мира, они – его порождение. И пока сама наша жизнь, действительность не перестанет “рождать” ограниченных и безнравственных людей, одной из основных тем русского литературы будет тема: “пошлость пошлого человека”.
Related posts:
Антон Чехов – обличитель мещанства и пошлости
А. П. Чехов – непревзойденный мастер рассказа
А.П.Чехов – обличитель мещанства и пошлости
Никто не понимал так ясно и тонко,
Как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни,
Никто до него не умел так беспощадно
Правдиво нарисовать людям позорную и
Тоскливую картину их жизни в тусклом
Хаосе мещанской обыденщины.
Его врагом была пошлость; он всю
Жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её
Изображал бесстрастным, острым пером,
Умея найти прелесть пошлости даже там,
Где с первого взгляда, казалось, всё устроено очень хорошо, удобно, даже – с блеском…
Великий русский мыслитель-реалист
Темой многих рассказов А. П. Чехова является обличение человеческих пороков. Чеховские персонажи стали символами угодничества и чинопочитания, а их имена — именами нарицательными. Чехов всей душой ненавидел обывательщину, которая засасывает человека, корежит его душу, убивает в нем все лучшее. “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, — говорит Чехов устами доктора Астрова в пьесе “Дядя Ваня”. За этого прекрасного человека он боролся всем своим творчеством. Страшную картину омертвения человеческих душ, погруженных в тину обывательщины, обнажает Чехов в своих рассказах. Сытое мещанское счастье вызывает у Чехова раздражение, он страдает оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящены многие ранние рассказы Чехова и красной нитью проходят через все его творчество.
Герои его рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.
Чехов — великий русский мыслитель-реалист, обличитель мира пошлости и мещанства, несравненный художник. Проблемы, поставленные в его произведениях, актуальны и в наши дни. Чехов дорог нам тем, что в своем творчестве он отразил русскую жизнь конца XIX — начала XX века, он дорог нам человечностью, которая пронизывает и его личность, и его произведения. Он дорог нам своей удивительной верой в будущее, своим глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. Л. Н. Толстой назвал Чехова “несравненным художником жизни”. И это действительно так.
Основные ноты мещанства у Чехова — уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх пред всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой, и настойчивое стремление скорее объяснить себе все, что колеблет установившееся равновесие души, что нарушает привычные взгляды на жизнь и на людей. Но объясняет мещанин не для того, чтобы только понять новое и неизвестное, а лишь для того, чтобы оправдать себя, свою пассивную позицию в битве жизни.
Мещанство хотело бы жить спокойно и красиво, не принимая активного участия в этой борьбе, его любимая позиция — мирная жизнь в тылу наиболее сильной армии. Всегда внутренне бессильное, мещанство преклоняется пред грубой внешней силой своего правительства, но если — как мы это видели и видим — правительство дряхлеет, мещанство способно выпросить и даже вырвать у него долю власти над страной, причем оно делает это, опираясь на силу народа и его же рукой. Оно густо облепило народ своим серым, клейким слоем, но не может не чувствовать, как тонок этот холодный слой, как кипят под ним враждебные ему инстинкты, как ярко разгорается непримиримая, смелая мысль и плавит, сжигает вековую ложь. Этот натиск энергии снизу вверх возбуждает в мещанстве жуткий страх пред жизнью,— в корне своем это страх пред народом, слепой силой которого мещанство выстроило громоздкое, тесное и скучное здание своею благополучия. На тревожной почве этого страха, на предчувствии отмщения у мещан вспыхивают торопливые и грубые попытки оправдать свою роль паразитов на теле народа.
Немало времени прошло со дня смерти А. П. Чехова, но каждое новое поколение видит в его произведениях героев нарицательных, как Хлестаков, Манилов, Иудушка Головлев.
Список использованной литературы.
1. Катаева В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М., 1998г.
2. Полоцкая Э.А. Пути человеческих героев: Кн.для учащихся. М.,1983г.
3. Семанова М. Л. Чехов- художник. М.,1976 г.
4. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.,1972г.
5. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.,1971 г.
Автор: Мазиков Максим Николаевич
Вернуться на предыдущую страницу