План-конспект урока по литературе на тему: «А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас». (6 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема: А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». «Прекрасное вокруг нас».
1.Познакомить с историей написания сказки.
2. Дать представление о сказке-были.
3. Найти ключевые эпизоды и фразы, раскрывающие характер героев.
4.Понять скрытый смысл сказки.
5. Развивать навыки критического мышления и анализа текста.
В добро верят лишь те немногие,
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899 — 1951) – русский советский писатель, прозаик и драматург 20 века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Его псевдонимом послужило имя отца: Платон – Платонов.
Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря – железнодорожника Платона Климентова. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр.
За свою жизнь он прошёл через много специальностей. Литература становится главным делом жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.
Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков.
В 1927—1930 гг. Платонов пишет одни из самых значимых своих произведений: повесть «Котлован» и роман «Чевенгур».
Затем в жизни Платонова наступает переломный момент. После печати повести «Впрок», которая была резко раскритикована Иосифом Сталиным, произведения писателя отказываются публиковать.
Однако литературная свобода писателя продлилась недолго. В 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», его снова перестают печатать из-за чрезмерной критики, теперь же навсегда. Вероятно, такие события привели его к ироническим мыслям по поводу несбыточности революционных идей. Умер писатель 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза, и был похоронен на Армянском кладбище.
В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя.
Дома вы читали сказку-быль, знакомились со статьёй об авторе. Проверим, насколько вы внимательные читатели.
2. Приём « Верные или неверные утверждения» :
— Верно ли, что настоящая фамилия Платонова – Климентов?
— Писатель родился в предместье Воронежа?
— Платонов учился в медицинском институте?
— Был издан сборник его стихотворений?
— В последние годы занимался переложением русских народных сказок?
— Сказка – быль «Неизвестный цветок» написана в 1948 году?
3. Работа с текстом произведения.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана незадолго до смерти писателя. Это произведение писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено.
Подберите все возможные ассоциации и однокоренные слова к словам сказка и быль.
— Что даёт сочетание этих слов? (Сочетание этих слов показывает то, что в произведении сказочные события переплетаются с реальными).
— О чём поведает нам сказка? (…)
— О чём расскажет быль? (…)
— С какой целью автор объединил несовместимые жанры? (В таком сочетании кроется тайна, которая поможет понять главную мысль произведения).
Пересказ (1-2 ученика);
— О чём и о ком рассказывается в произведении? ( О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок. )
1) Какой была жизнь цветка на пустыре?
2) Найдите в тексте слова помогающие определить отношение рассказчика к цветку.
3) Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
5) Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?
6) Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
7) Почему автор сравнивает цветок с героем?
8) Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
9) Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?
10) Как изменилась жизнь на пустыре через год?
11) Что почувствовала девочка увидев преобразовавшийся пустырь?
12) Найдите в тексте слово, которым автор называет запах распустившегося цветка.
13) Как вы понимаете значение слова «благоухание»?
14) Представьте, что вы вместе с Дашей пытаетесь убедить друзей прийти на пустырь. С помощью каких слов вы бы сумели достучаться до сердца каждого?
Ребятам предлагается составить синквейн (1 вариант – о цветке, 2 вариант – о Даше)
Живет, трудится, ждет.
Днём цветок сторожил ветер, а ночью – росу.
Помогает, верит, надеется.
Добрая душа – хороший результат.
Подводя итог нашему разговору по душам, скажите, как откликнулась ваша душа на это произведение.
Домашнее задание. Прочитать сказку-быль М. Пришвина «Кладовая солнца». Инд. задание: подготовить сообщение о писателе
Конспект урока на тему «Неизвестный цветок А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас.»
специалист в области арт-терапии
А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. П. Платонове как писателе, «опережающем время», авторе сказки-были «Неизвестный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и природы; содействовать воспитанию основ гуманного отношения к человеку и природе.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве А. П. Платонова, писателя, «опережающего время», навыками анализа текста; устанавливать взаимосвязь человека и природы; выявить признаки жанра сказки-были; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка;
ценностно-ориентационная сфера: владеть навыками устного рецензирования выразительного чтения одноклассников; определять позицию автора в произведении; анализировать формы выражения авторской позиции; формулировать собственное отношение к произведениям и героям А. П. Платонова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, умением построения устного ответа с использованием цитирования;
эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа), индивидуальная (устный рассказ, презентация, выразительное чтение, практическая работа), групповая (инсценирование), коллективная ( составление плана).
Краткая летопись жизни и творчества А. П. Платонова. – Режим доступа : http://www.claw.ru/a-litra/038.htm
Оборудование: портрет А. П. Платонова; плакаты – эпиграфы к уроку: «Счастье дается тому, кто много трудится» ( Леонардо да Винчи), «Спешите делать добрые дела!» (А. Яшин), «Лучами земля опоясана, цветами земля опоясана, ходите дорогами ясными» (П. П. Елфимов).
Основные понятия и термины: сказка-быль
Счастье дается тому, кто трудится.
Спешите делать добрые дела!
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Доброе утро, дорогие мои дети! Итак, дети, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нас справиться с любой задачей.
— Вообразите себе, что перед вами появился этот немолодой человек с приятным лицом. (Слайд №1) Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Вам знаком этот писатель. Это Андрей Платонович Платонов.
— Я вам дала на дом: прочитать биографию Андрея Платоновича Платонова. Давайте проверим, что вы узнали об этом писателе.
Вопросы по биографии А. П. Платонова:
— Какова настоящая фамилия А. П. Платонова? (Настоящая фамилия Платонова Климентов.)
— В каком городе родился А. П. Платонов? (Он родился в Ямской Слободе, предместье города Воронежа.)
— Что можете сказать про родителей А. П. Платонова? (Отец его – паровозный машинист, слесарь Воронежских железнодорожных мастерских, а мать его – дочь часового мастера, глубоко верующая женщина.)
— Где сначала учился А. П. Платонов? (Он сначала учился в Церковно-приходской школе и городском училище.)
— Какое событие произошло с А. П. Платоновым в 1920 году? (В 1920 году он был делегатом первого Всероссийского съезда пролетарских писателей в Москве.)
— Где печатаются его произведения? (Его произведения печатаются в Московских журналах.)
— Как называется сборник стихотворения, выходивший в Воронеже?
ВОВ сделала Платонова фронтовым ____________ газеты ____________________________.
При поддержке М. Шолохова издал книги_______________.
Я добавлю информацию о том, что Платонов перерабатывал и записывал русские и башкирские сказки.
Открытый урок литературы на тему: «А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок. Прекрасное вокруг нас».
Сценарий урока литературы. Для обучающихся 6 класса.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы на тему: «А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок. Прекрасное вокруг нас».»
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область
Открытый урок на тему:
«А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Прекрасное вокруг нас»
Учитель русского языка
и литературы Курбатова Г.Н.
Учебный предмет: литература.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, ИКТ.
Приемы: «Ромашка Блума», работа в группах, вопрос автору, чтение по ролям, анализ текста.
1. Учебник литературы 6 кл. под редакцией В.Я. Коровиной.
2. Мультимедийная презентация.
3. Раздаточный материал.
Цель урока: формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом, что ближним бывает необходима твоя помощь; раскрытие мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности..
Личностные (ЛР): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
РУУД: находить необходимую информацию в тексте.
ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности
Предметные (ПР):познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.
— Итак, ребята, сегодня необычный урок литературы. У нас сегодня гости. Но мы не волнуемся, мы гостям рады. Работаем как всегда, и общая дружная работа поможет нам справиться с любой задачей.
Вообразите себе, что перед вами появился этот немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Запишите тему урока. Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству писателя-философа Андрея Платоновича Платонова(Клементова). Он продолжает знакомить читателей с чувствами, которые возможно пробудить в человеке: способность проявлять добро, внимание, сострадание.( слайд 2)
. Ведь прав А. Платонов( слайд)
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.
А.П. Платонов прожил недолгую жизнь – 52 года. Он родился на рубеже двух веков так же как А. Грин. Вместе со страной пережил и войны, и революцию, и лишения, и голод, и гонения. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасности и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – это заповеди писателя, которыми он щедро наделил своих героев.)
Вы уже знаете факты из жизни писателя. Давайте вспомним:
Чем необычен писатель Андрей Платонов?
В чём художественное своеобразие писателя?
Объединитесь в группы и обсудите заданные вопросы, составив кластер. запишите те качества писателя, которые подтверждают его необычность (используется статья учебника: страницы биографии).
Любовь к «потной работе» А.А. Платонов гуманность и искренность
Понимание души русского человека свой непохожий язык
Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.
Беседа с классом. Работа с текстом. (10 мин)
1.Стадия осмысления. Работа с текстом.
Почему А. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью? Что в нём сказочного и что реального?
1-2-3гр. –находят отличительные признаки жанра сказки.
4-5-6гр. – записывают примеры реальных событий (слайд №4).
Сказочное повествование 1. Жизнь девочки
Говорящий цветок 2. Помощь пионеров
Жизнь цветка 3. Жизнь природы
Почему автор объединил несовместимые жанры?
— Давайте попробуем дать ответ.
— Итак, жанр произведения выбран неслучайно:
(слайд ). Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца.
Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.
«Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.
Что такое «завещание»? (наказ на будущее).(слайд5).
Создание проблемной ситуации.
С текстом рассказа вы познакомились дома. А хорошо ли усвоили прочитанное? Проверим.
Приём «Ромашка Блума». Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по 5 человек, выбирают капитанов, которым предоставляется право выбрать из листов с вопросами вопрос для своей команды. Вопросы обсуждаются в группах и озвучиваются всей командой по очереди. Причем начинает обсуждение вопроса капитан,. Капитан подводит итог. Круг замыкается.
А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов?.
Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.
«Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Читатель не может не сочувствовать цветку, наделенному свойствами человека.
помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)группа «Художники – деятели»:«Он рос один на пустыре. », «Нечем ему было питаться в камне и глине. », «Он поднимал листья против ветра. он всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям. », «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»… )
группа «Живописцы»: «на пустыре трава не росла, а лежали одни старые камни, и меж ними…сухая мёртвая глина», «пустырь был … голый»запись на доске )
5 группа» «Художники»Нарисуйте, каким вы видите цветок, дайте ему имя.?
1.Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?
— Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)
3.Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?
Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)
4.Как земля отблагодарила ребят? ( На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)
5.А что же стало с неизвестным цветком? (Он умер, но повторился в своём сыне, который был ещё лучше) Прежний цветок погиб на удобренной, возделанной земле, но возродился меж двумя тесными камнями: «… он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне»
6.Чем сын был не похож на отца?
— Новый цветок, выросший на пустыре между камнями, был «намного лучше… и еще прекраснее». Как вы считаете, что этим фактом хотел сказать писатель? (Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни)…».
7.Удалось Даше спасти цветок? Что помогло ей в этом?
Вывод: Сочувствие, сопереживание, сострадание- это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом.
Даша совершила открытие маленькой неизвестной жизни, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал.
Работа в группах. Подумайте над вопросами, предложенными в карточке. Проверка.
1.У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок? (Нет).
2.Почему? (Он был одинок).
3.А что сделало его счастливым? (Пришли дети «с добром» и спасли цветок).
4. Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым? (Добрым).
Первичная проверка понимания.
Ребята, только ли о цветке идет речь в сказке-были Платонова? (О людях, об их способности выживать, бороться, быть сильными духом, уметь сострадать, помогать, сочувствовать)
Мы побывали с вами в замечательной сказке о трудолюбии, доброте, любви. А теперь давайте нарисуем свою сказку, превратим пустырь в сад!
К уроку вы подготовили иллюстрации цветов.
Посмотрите на наш пустырь – он ожил и зацвёл. Мы с вами нарисовали сказку, проделали в своем сердце работу, которую проделал маленький цветок – подарили новую жизнь этому прекрасному миру.
Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы их? А какие действия и знания вам помогли достигнуть цели?
Что же завещал писатель-философ своей дочери и всем нам. Как нужно жить, чтобы быть счастливым? Что необходимо помнить? (Дети самостоятельно записывают ответы в тетради)
Что завещал Платонов? Какими нам надо быть?
«Жить- значить действовать». А. Франс.
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций
«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, для чего его зовут». Суахали
«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.
Возвращение к кластеру (слайд №2).
Чем же необычны герои Платонова?
Они очень восприимчивы, добры, любят жизнь. Они верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.
1.Написать отзыв к сказке Неизвестный цветок»
2.Ответить на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»
3. Составить кластер:
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
— У вас на партах лежат разноцветные лепестки. Пусть каждый возьмёт себе один и напишет на нём предложение, которое будет начинаться:
Особенно интересно было…
Меня очень удивило…
— Лепестки прикрепите к цветку на доске.
— Положите руку на свое сердце. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный
Ребята, заполните листы самооценки и сдайте учителю. Наш урок окончен. Всем спасибо!
Прекрасное вокруг нас. Сказка-быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок» (конспект)
Описание разработки
Цель урока:
создать условия для полноценного восприятия произведения и творчества А. П. Платонова.
Задачи:
1. Познакомить с фактами биографии А. П. Платонова, с историей создания сказки-были «Неизвестный цветок»; с содержанием сказки «Неизвестный цветок».
2. Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.
3. Научить читать платоновские рассказы, видеть их красоту, полным сердцем воспринимать чувства, передаваемые автором.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, мотивация.
1. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о творчестве А. П. Платонова и цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном.
Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.
Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав
А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».
— Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему урока в тетрадь.
Работа с эпиграфом.
2. Краткое сообщение о жизни писателя (опережающее задание)
— Домашнее задание у вас было познакомится с биографией А. П. Платонова.
— Какая настоящая фамилия А. Платонова? Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов.
— Давайте вспомним, что такое псевдоним?
— А почему Платонов? (Так звали отца. Видимо, отец много значил в его жизни).
— В каком городе он родился и кем были его родители? Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей.
Уже с 13 лет пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью.
— Какое образование он получил и когда начал заниматься литературой? Церковно-приходской школе и городском училище.
Он рано начал зарабатывать и смог продолжить обучение только в 1918 году
— В каком году и где он впервые опубликовал свои произведения? 1918 в газетах и журналах г. Воронеж
— Как назывался его первый сборник стихотворений? «Голубая глубина»
— Почему Платонов оставил литературную работу, на что он ее сменил? Становиться председателем Чрезвычайной комиссии в борьбе с засухой в Воронежской губернии.
— Какую еще профессию пришлось освоить писателю? ВОВ сделала Платонова военным корреспондентом газеты «Красная звезда?
— Назовите произведения писателя, на которых стояло запрещённое клеймо и их не печатали? Цензура не пропустила его книги «О живых и мёртвых», «Вся жизнь».
— Как называлась пьеса, которую так же не удалось поставить в Центральном детском театре? Пьеса о Пушкине «Ученик Лицея».
— Но все таки Платонову удаётся издать книги. Назовите при поддержке какого писателя ему это удалось и название книг?
При поддержке М. А. Шолохова. Книги «Финист-Ясный Сокол», «Волшебное кольцо», «Башкирские народные сказки».
Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет.
Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье.
Содержимое разработки
Тема: Прекрасное вокруг нас. Сказка-быль А. П. Платонова
Цель урока: создать условия для полноценного восприятия произведения и творчества
Познакомить с фактами биографии А.П. Платонова, с историей создания сказки-были «Неизвестный цветок»; с содержанием сказки «Неизвестный цветок».
Совершенствовать навыки чтения и умения работать с текстом художественного произведения.
Научить читать платоновские рассказы, видеть их красоту, полным сердцем воспринимать чувства, передаваемые автором.
Ход урока
Жизнь ничего не дарует
без тяжких трудов и волнений.
Актуализация знаний, мотивация
1. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о творчестве А.П. Платонова и цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.
Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав
А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».
-Запишите, пожалуйста, число, классная работа и тему урока в тетрадь.
Работа с эпиграфом
2.Краткое сообщение о жизни писателя (опережающее задание)
Беседа
-Домашнее задание у вас было познакомится с биографией А.П. Платонова.
— Какая настоящая фамилия А.Платонова? Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов.
— Давайте вспомним, что такое псевдоним?
— А почему Платонов? (Так звали отца. Видимо, отец много значил в его жизни).
— В каком городе он родился и кем были его родители? Андрей Платонович – старший сын в семье, где было десять детей. Уже с 13 лет пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью.
— Какое образование он получил и когда начал заниматься литературой? Церковно-приходской школе и городском училище. Он рано начал зарабатывать и смог продолжить обучение только в 1918 году
— В каком году и где он впервые опубликовал свои произведения? 1918 в газетах и журналах г. Воронеж
— Как назывался его первый сборник стихотворений? «Голубая глубина»
— Почему Платонов оставил литературную работу, на что он ее сменил? Становиться председателем Чрезвычайной комиссии в борьбе с засухой в Воронежской губернии.
— Какую еще профессию пришлось освоить писателю? ВОВ сделала Платонова военным корреспондентом газеты «Красная звезда?
— Назовите произведения писателя, на которых стояло запрещённое клеймо и их не печатали? Цензура не пропустила его книги «О живых и мёртвых», «Вся жизнь».
— Как называлась пьеса, которую так же не удалось поставить в Центральном детском театре? Пьеса о Пушкине «Ученик Лицея».
— Но все таки Платонову удаётся издать книги. Назовите при поддержке какого писателя ему это удалось и название книг? При поддержке М.А. Шолохова. Книги «Финист-Ясный Сокол», «Волшебное кольцо», «Башкирские народные сказки».
Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.
Андрей Платонов родился на рубеже двух веков и за полвека пережил вместе со страной и войны, и революции, и лишения, и голод, и гонения, и радость труда. Всю свою жизнь Платонов размышлял о судьбе человека. Ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасностей и поворотов истории. Милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, которыми он щедро наделял своих героев.
— Писателем какого столетия является А.П. Платонов?
Изучение нового материала
— То, как мы живем, что мы видим вокруг себя, какого цвета наш мир, зависит от нас самих. И мы вправе решать, оставить ли в своем мире только серые, тусклые краски или раскрасить его всеми цветами радуги.
Об этом и о многом другом сказка – быль А.Платонова «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.
1. Работа с учебником. Чтение истории создания сказки-были «Неизвестный цветок». (По В.Чалмаеву) с.44.
Дома вы прочитали сказку- быль «Неизвестный цветок». Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
Представьте, что это вы увидели вдруг неизвестный цветок. Какие бы чувства испытали?
Встаньте. Представьте, что вы тот маленький неизвестный цветок. Приютилось семечко в ямке (присели).
Напиталось росой, пустило корешки и стало расти (медленно встают). Цветок вырастил большие листья (руки в стороны) Когда дул ветер, он поднимал их, и ветер утихал. Чтобы напиться, цветок собирал росу и осторожно опускал листья земле, увлажняя почву. Он радовался, когда первый луч утреннего солнца касался цветка.
1. Беседа по содержанию сказки-были
— О чём и о ком рассказывается в произведении? (О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
— Что рассказано об этих героях?(Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)
— Сказки бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)
-О чём говорит название неизестный?
— Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)
— Какие цветы мы называем неизвестными?
— Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»? История о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость..
Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, занимательность, поучительность)
— Подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову Быль.. было, Былина, быть. Значит…
(записать термины на следующем слайде)
— А теперь побудем исследователями и разделимся на 3 группы.
1гр. Художники – эпитеты. Исследуйте описание цветка и определите, что в описании цветка – от были, а что сказочное?
2 гр.Литературоведы. Исследуйте, какой же была жизнь неизвестного цветка на пустыре?
3 гр.Критики. Определить отношение рассказчика к цветку.
Найдите в тексте: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; слова-эпитеты, изображающие, в каких условиях живет цветок.
Итак, жанр произведения выбран не случайно: именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю, не должно быть сирот на свете.
Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком- тружеником.
4. Осмысление и анализ прочитанного содержания (выборочное чтение)
Была ли у цветка самая главная цель в жизни?
Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? Знакомство с Дашей
«Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?»
Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный аромат.)
Найдите в тексте слово, которым автор называет запах распустившегося цветка.
Как вы понимаете значение слова «благоухание»? (запись в тетрадь)
Как вы думаете, что Даша хотела выразить цветку своим поцелуем?
Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку? (Схема виде цветка, ученики записывают одно качество на лепестке и крепят на доску )
Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?
Как изменилась жизнь на пустыре через год?
Что почувствовала девочка увидев преобразовавшийся пустырь?
Почему автор сравнивает цветок с героем?
Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в которых ему довелось родиться и жить?
Что является неотъемлемым правом любого живого существа на Земле?
Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется?
Как вы оцените в другом человеке и в себе такое качество, как умение понять другого?
Что нужно человеку чтобы жить?
Чего не хватает и цветку, и человеку для роста и жизни?
Что унаследовал сын от своего отца? Что в нем изменилось?
Какое чувство вызывает этот новый цветок у писателя, у Даши, у вас?
Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? Что все живое на земле должно расти, не взирая не на какие трудности.
— Цветку трудно пришлось. Но благодаря своему трудолюбию, терпению, стремлению к жизни, благодаря помощи человека, он выжил и смог подарить свою красоту людям, смог дать жизнь более сильному и прекрасному растению.
6. Творческое задание (Характеристика героев виде синквейна)
Возьмите лепесток. Составьте синквейн о Даше и о цветке. (Работа по вариантам)
V.Подведение итога урока.
Подводя итог нашему разговору скажите, как откликнулась ваша душа на это произведение.
В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось.
Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко.
Если прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа, ждущего помощи. Я уверена: каждый из вас сегодня обязательно задумается, что может сделать, чтобы вокруг стало меньше «неоткрытых» зовущих голосов.
Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.
VI.Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?
Написать биографию М.М.Пришвин и почитать «Кладовая солнца».