Презентация 5 класс твардовский рассказ танкиста презентация 5 класс

Сказки

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Домашнее задание Прочитать Симонова стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» и ответить на вопрос: что есть общее между этими разными стихотворениями?

Александр Трифонович Твардовский 1910-1971

Твардовский был, прежде всего, журналистом. Поэтому с 1939 по 1946 гг. он принимал участие во всех боевых действиях в качестве военного корреспондента. Это наложило отпечаток на все творчество поэта. Его художественные произведения напоминают публицистические очерки.

В 1942 г. Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанный на реальной истории из жизни. Главный герой остался неизвестным, он стал олицетворениям множества подобных военных историй.

От чьего имени ведется рассказ в стихотворении? Почему танкист рассказывает нам эту историю? Автор и рассказчик – одно лицо? Зачем поэт написал это стихотворение?

Был трудный бой. …Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить. Что и почему не может себе простить рассказчик-танкист?

Лет десяти-двенадцати. Бедовый, Из тех, что главарями у детей, Из тех, что в городишках прифронтовых Встречают нас как дорогих гостей. Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами — не труд, Приносят мыло с полотенцем к танку И сливы недозрелые суют… Как рассказчик характеризует своего героя? С какой целью автор использует разговорную лексику?

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Почему танкистам понадобилась помощь?

Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу. Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! — И вот мы катим к месту вчетвером. Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём. Докажите, что мальчик смелый и находчивый.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Как вы думаете, почему описанию самого боя рассказчик отводит так мало слов?

Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал… Какими словами поэт описывает ощущения бойца после боя? Он гордится? Он ощущает, что он герой? Что он Совершил подвиг?

В центре стихотворения – подвиг мальчика, которого автор сравнивает с тысячами таких же ребят, детство которых было искалечено войной. Эти дети всеми силами приближали победу, многие из них уже в самом раннем возрасте имели свой личный счет к врагу.

Домашнее задание Прочитать Симонова стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» и ответить на вопрос: что есть общее между этими разными стихотворениями?

Номер материала: ДБ-1315380

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно-трагическая и героическая тема произведения».

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее мирное небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.

Вижу Слышу Чувствую Дети

Тема урока: Война и дети в стихотворении А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

Александр Трифонович Твардовский А.Т.Твардовский- участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом, сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. И в своих стихах призывал народ к борьбе с врагами.

Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там в саду… А давайте я поеду на танке с вами. Прямо приведу. Герой в этих репликах 4 раза использует местоимение “я”. Почему?

Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста» По выбору: 2. Создать иллюстрацию к стихотворению А.Т. Твардовского 3. Написать письмо безымянному герою стихотворения «Рассказ танкиста»

Читайте также:  Рассказ где ты город краткое содержание

Номер материала: ДБ-1000818

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку литературы 5 класс «А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учебное занятие по литературе в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года»

Если плачет кто-то рядом, Если слёзы льются градом, Подойдите вы к нему И спросите: «Почему?» Речевая разминка

Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951)

Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968)

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971)

Тема: «Поэты и писатели о Великой Отечественной войне. Александр Трифонович Твардовский «Рассказ танкиста».

1910 1925 1939 1942 1945 1971 Александр Трифонович Твардовский

Баллада – лиро-эпическое произведение. В основе данного произведения лежат исторические события. Простой сюжет передаётся в стихотворной форме.

Вижу, Представляю Слышу Чувствую В о й н а

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд. А он гвоздит — не выглянуть из башен, — И чёрт его поймёт, откуда бьёт. Тут угадай-ка, за каким домишкой Он примостился, — столько всяких дыр, И вдруг к машине подбежал парнишка: — Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду… — Да где же, где. — А дайте я поеду На танке с вами. Прямо приведу.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём. И эту пушку, заодно с расчётом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём. Я вытер пот. Душила гарь и копоть: От дома к дому шёл большой пожар. И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! — И руку, как товарищу, пожал… Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить.

Что я могу сделать для своей Родины? Что я сделаю сегодня? Что я чувствую, когда читаю произведения о войне? Патриотизм

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫУЧИТЬ БАЛЛАДУ «РАССКАЗ ТАНКИСТА» НАИЗУСТЬ

Номер материала: ДБ-1114746

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (презентация к уроку в 5 классе)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дети и война. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» Составил: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Лорино» Камышева Светлана Ильинична

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! Александр Трифонович Твардовский

Я только раз видала рукопашный. Раз – наяву. И тысячу – во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Юлия Друнина (1924 – 1991)

Ольга Берггольц Наши матери, наши дети Превратились в эти холмы… Больше всех, Больше всех на свете Мы фашизм ненавидим. Мы! (1910 – 1975)

Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать… Константин Симонов

22 июня 1941 года вероломным нападением гитлеровских сил началась Великая Отечественная война

Какой названа в песне война? Эта песня была очень популярна в годы Великой Отечественной войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа.

Люди уходили на фронт… Первые дни, недели, месяцы были самые тяжелые, самые суровые.

Фашисты прошли всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек, самолетов и танков. Они расстреливали, вешали, убивали стариков и женщин, детей и раненых.

Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они попадали на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу. О юных героях написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен.

Читайте также:  Рассказ о домашнем коте на английском языке 2 класс

Ю.М.Непринцев. Картина «Отдых после боя»

В центре картины рассказчик. Все смеются, а задорное слово на войне – самое дорогое угощение – оно бодрит, отвлекает от горя, вселяет веру в победу над врагами. Приглядевшись, мы замечаем: зима, снег, солдаты на снегу, видимо, бой был трудный, они буквально валятся с ног, но взоры почти всех направлены на одно лицо. Что же рассказывает этот солдат? Может быть, даже стихи?! Чтение баллады «Рассказ танкиста»

На привале. «Найди половинку!» 1 группа Солдату солдат – и друг и брат. Родина – мать, умей за нее постоять. В бою будь смелым и ловким, умей применяться к обстановке. Кто много болтает, тот врагу помогает. 2 группа Умей распознать врага, храни родные берега. Зорки и бдительны Родины хранители. Где разиня и разгильдяй, там проходит фашист-негодяй. Будь душою чист, чтоб тебя не выследил фашист.

На привале. «Найди половинку!» 3 группа На посту заснешь – Родину подведешь. Тому пуля – кто уснет в карауле. В карауле закон прост: зорко охранять пост. Держи ушки на макушке, а глаза на мушке. 4 группа Будь душою чист, чтоб тебя не выследил фашист. Дойдут наши ноги до фашистской берлоги. В нашем взводе плохие стрелки не в моде. Кто на войне глазами хлопает, того враг слопает.

Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение, какие слова указывают на это? О каком событии идет речь в стихотворении? Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить? В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему? Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому? БЕСЕДА

Чтение отрывка из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года» (учебник, с. 158, задание 2) Приморская государственная картинная галерея, Владивосток Ю.М.Непринцев. «Вот солдаты идут». Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут. ».

Вспомните определение баллады (с. 292 учебника). Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада. В основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря- современный рыцарь- мальчик-герой.

Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения «Рассказ танкиста» В. 2 к разделу «Совершенствуем вою речь» на с. 159 Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о К.Симонове.

Номер материала: ДБ-312653

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект с презентации по литературе 5 класс А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Жизнь и творчество А.Т. Твардовского.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пятнадцатое апреля. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Фильм 1 Биография Фильм 3

Кольцевая композиция-это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала.

Ю.Непринцев «Отдых после боя»

Часть плана Опорная лексика 1. Об авторе Родился на хуторе Загорье. (1910 – 1971 гг.). Был военным корреспондентом, что отразилось в творчестве писателя. 2. Тема 3. Идея. 4. Художественные средства, синтаксис, лексика.

Доволен своей работой Мог бы поработать лучше Не получилось так, как хотелось

Выбранный для просмотра документ урок Рассказ танкиста.docx

Разработка урока литературы для 5 класса

Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Цели и задачи урока :

— расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;

— учить анализировать и систематизировать изучаемый материал;

— выявить особенности языка в произведении;

развитие речи учащихся, логического мышления, творческих способностей;

создание условий для развития чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости на произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

Оборудование: картины с изображением боев ВОВ, учебники, портрет Твардовского, музыкальные записи, звукозапись, видеозаписи, презентации, выставка книг о войне, рисунки детей, фотографии встречи с ветеранами ВОВ.

Организационный момент ( 2 мин ) (слайд 1)

— Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. Открываем тетради, записываем число 15 апреля. ( слайд 2)

2. Проверка домашнего задания (3 мин.)

Ребята, давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке. С каким автором познакомились? ( Константин Симонов) Какое произведение читали? («Майор привез мальчишку на лафете») Кто является героем произведения? (Десятилетний мальчик, который потерял свою мать. Война лишила его счастливого и беззаботного детства. Отец его был ранен, ему казалось, что лафет – самое надежное место для ребенка).

Читайте также:  Рассказ про военные корабли для детей

Запись темы урока. Целеполагание ( 2мин.)

Мы продолжаем работать по теме: Подвиг народа бессмертен. Сегодня на уроке мы познакомимся и поработаем еще с одним произведением на тему война.

— Запишите в тетради тему урока. «Александр Трифонович Твардовский «Рассказ танкиста» слайд 3

Наша задача сегодня состоит не только в том, чтобы познакомиться с содержанием стихотворения, но и в том, чтобы вдуматься в глубочайший смысл этого произведения. Мы должны понять, что переживал лирический герой и на что хочет обратить внимание автор.

Подготовка к восприятию. (4 мин.)

— Героическое прошлое нашего народа, нашей Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 – 1945гг создавалась многими писателями, поэтами, композиторами. Среди них есть стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», о котором и пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Объяснение нового материала (23 мин): слайд 5

Поэт А. Твардовский, творчество которого мы сегодня изучаем, тоже был участником войны. Всю войну прошел военным корреспондентом, бывал на переднем крае боев, рисковал жизнью. Обратимся к его биографии.

Презентация «Жизнь и творчество А.Т.Твардовского».

И сейчас ребята мы прослушаем произведение в исполнении самого автора.

Видеоролик «Рассказ танкиста» в исполнении Твардовского (3мин.)

2. Беседа. ( Звучит приглушённая музыка)

Давайте вспомним, какие жанры литературы вам известны? ( стихотворение, поэма, сказка, повесть, рассказ)

А в каких жанрах работал А.Т.Твардовский?

(Поэмы и стихотворения)
— А что такое стихотворение? (Небольшое поэтическое произведение в стихах.)

Дайте вспомним определения терминов, которые мы будем использовать при анализе стихотворения.

Баллада Стихотворение особой формы, преимущ. на историческую, обычно легендарную тему.

Гипербола Поэтический приём чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления.

Тема главная мысль стихотворения то, о чем в нем говорится.

Аллитерация повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Идея Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н.

Диалог Разговор между двумя или несколькими лицами.

— Найдите и прочитайте слова, которыми Твардовский характеризует мальчика. Полминуты вам на работу.

— Как вы понимаете слова, словосочетания:
а) БЕДОВЫЙ;
Шустрый, смелый (разг.) (Ожегов)
б) ИЗ ТЕХ, ЧТО ГЛАВАРЯМИ У ДЕТЕЙ;
Зачинщик, руководитель, вожак
в) В ГОРОДИШКАХ ПРИФРОНТОВЫХ;
Находящийся вблизи фронта

Давайте вспомним что такой прямой и переносный смысл слова?
— В прямом или переносном смысле автор использует это слово? Для чего? С какой целью?
( в переносном, чтобы мы как бы услышали звуки этого стихотворения )
— Как называется л/в прием в строке:
«… И ЧЕРТ ЕГО ПОЙМЕТ, ОТКУДА БЬЕТ».
( Гипербола)
— Для чего его использует Твардовский
(Усиливает ужас трудного боя)

— Прочитайте строки о том, как мальчик помог русским солдатам.
( 3-4 строка 5 строфы – до «Я вытер пот…»
— В какой форме Твардовский рассказывает об этом?
( диалог)
— Почему именно диалог выбирает поэт?
( Он характерен для разговорной речи. Придает большую реалистичность
описываемым событиям)

— Обратите внимание на слова мальчика:
« Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я поползал, они вон там, в саду…»

Что характерно для речи парнишки? Почему?
( Повторы слов , что выдает волнение, частое употребление местоимения Я, т.к. Он тоже считает себя бойцом, солдатом… Мальчик очень хочет помочь, а также взобраться на танк, почувствовать себя настоящим воином)

Физкультминутка 2 мин

А теперь давайте немного отдохнем. Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте музыку. Какие картины вы представили?

7. Объяснение нового. – «обучающая» (3 мин)

— А теперь перечитайте первую и последнюю строфы стихотворения.
— Что вы можете о них сказать?
— Такой прием в литературе называется (на доску вешаю):

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ( вывести определение на слайд)

(Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность).

— Стройность, соразмерность мыслей автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по 1-ой строфе)
(перекрестная)

— Можно ли считать поступок мальчика героическим?

Работа с репродукцией картины .

— Как вы думаете, когда было написано это стихотворение? (после боя)
— Посмотрите на репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя». Как можно ее соотнести со стихотворением?
( На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку).

Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?

Понравилось ли вам стихотворение?

Хотели бы вы походить на этого мальчика? Почему?

Сегодня вы все молодцы, хорошо поработали. За урок оценки.

Домашнее задание (3 мин)

Дома вам необходимо будет заполнить таблицу для составления опорного конспекта. Вот она перед вами, давайте начертим ее себе в тетрадью.

— Что вы запомнили об авторе? Что запишете?

Давайте вместе с вами заполним первую графу. ( Заполнение таблицы вместе с учителем: он – на доске, дети в тетрадях)

Источник

Познавательное и интересное