Презентация к уроку литературного чтения «Сказка про Воробей Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
Д. Н. Мамин – Сибиряк
«Сказка про Воробей Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения «Сказка про Воробей Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»»
«Не делай другому того, что себе не пожелаешь».
Рыбка та не велика,
Хоть колюч, но так хорош!
Д. Н. Мамин – Сибиряк
«Сказка про Воробей Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
(настоящая фамилия Мамин) родился 25 октября в Висимо-Шайтанском заводском поселке Верхотурского уезда Пермской губернии, в 140 км от Нижнего Тагила, в семье заводского священника.
Литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Дом писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка. Фото 1940-х гг.
фразеологизм Очень дружно, в полном согласии (жить).
Справедливое, правдивое дело.
разбирал дело по совести
Описать, какие отношения сложились в начале сказки между Воробьём Воробеичем и Ершом Ершовичем.
Описать, как развивались отношения между Воробьём Воробеичем и Ершом Ершовичем во второй части сказки.
Каким вы представляете трубочиста Яшу?
что для героев важнее:
свои собственные интересы и желания или интересы и желания других?
пословица отражает главную мысль сказки?
«Не делай другому того, что себе не пожелаешь».
Выберите и продолжите любое предложение.
1.Сегодня я узнал(а)… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я понял(а), что… 5. Теперь я могу… 6. Я приобрел(а)… 7. Я смог (смогла)… 8. Меня удивило 9. Урок дал мне для жизни…
Использование дополнительных источников информации на уроках литературного чтения. Д.Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробьеича и Ерша Ершовича»
Цель: Ознакомление учащихся с произведением с использованием различных, дополнительных источников информации.
1. Организационный момент | 1 м. |
2. Упражнения для активизации органов речи, для развития голоса | 2 м. |
3. Изучение нового | |
1) Игра “Кто быстрей?” | |
2 м. 2 м. 1 м. 1 м. | |
2) Выявление объема знаний по теме | 2 м. |
3) Сообщение докладов, прослушивание записи голосов | 5 м. |
4) Чтение сказки учителем | 2 м. |
5) Логический анализ текста | 4 м. |
6) Моделирование | 6 м. |
7) Чтение сказки детьми | 7 м. |
8) Сообщение доклада | 2 м. |
9) Работа в тетради | 4 м. |
4. Обзор книг Д.Н.Мамина-Сибиряка | 2 м. |
5. Домашнее задание | 1 м. |
6. Итог | 1 м. |
1. Организационный момент
— Но сначала я хотела бы узнать ваше настроение, покажите его нашим гостям, хочу чтобы оно осталось таким до конца дня.
2. Упражнения для активизации органов речи (для развития голоса) – скороговорка.
…Воробей просил ворону
Ерша вызвать к телефону…
— Посмотрите на доску. Что написано?
— Читаем повышая-понижая голос:
1) Игра “Кто быстрей?”
а) зачеркни повторяющиеся буквы, из оставшихся получи слово и
прочитай фамилию автора (букву М не трогать)
В Ы М С Я Г А Ф Т Ю С Л Е М Я И Ф Г В Ы Ю Е Л Т Н
б) биография Д.Н.Мамина-Сибиряка. (рассказывает ученик)
“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.
Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ “Емеля-охотник” был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ
“Зимовье на Студеной” писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт- Петербургского комитета грамотности. В журнале “Детское чтение” им было напечатано более 600 произведений для детей.”
в) – Какое произведение Мамина-Сибиряка будем читать догадаетесь сами, если в пропущенных клеточках вставите глухие согласные.
(сказка) |
г) – Отгадав ребусы, вы догадаетесь, о ком эта сказка.
1)
Вывод: Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про воробья и ерша; узнаете что-то новое (об этих животных); надеюсь на вашу активную работу.
2) Выявление объема знаний детей по теме.
— Что вы знаете про воробья?
3) Сообщение докладов; прослушивание записи.
— Обратимся к энциклопедии “Я познаю мир” стр. 258-260 (1 человек читает про воробья).
— Про ерша много узнала и расскажет нам…….. (1 человек).
“Ерш населяет большие реки и небольшие притоки, озера, проточные пруды. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока несколько желтоватые, брюхо беловатое. Спинной и хвостовой плавники с черными точками. Цвет рыбы зависит от места обитания: ерш светлее в реках и озерах с песчаным дном, чем с илистым. Глаза у ерша большие, на выкате. Обычные размеры 10-15 см, вес 20-25 г, иногда достигает длины 25-30 см. и веса 200 г.
Ерш очень прожорлив, он не перестает питаться в течении круглого года. Растет ерш медленно. Предельный возраст ерша 7-8 лет, но иногда доживает до 10 лет.
4) Чтение сказки учителем.
— Откройте учебник на стр.36.
— Я читаю сказку, а вы отметьте непонятные слова. (объяснение смысла слов)
5) Логический анализ текста. (работа по группам).
1 группа – “что понравилось в сказке?”
2 группа – “что не понравилось?” 4 чел.
— Изобразим модель этой сказки.
— Приготовили листочки. Произведение какого жанра прочитали?
Доказать. (сказка, т. к………) Покажем на модели (круг).
— Какого вида? (о животных)
(круг коричневого цвета)
— А еще? Назовите автора. (Значит эта сказка авторская).
(прямоугольник красного цвета).
— Как озаглавил свою сказку?
(прямоугольник синего цвета).
Сказка про Воробья Воробеича
и Ерша Ершовича
— Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича”; сказка о животных).
Это правая рука,
Это левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева-быстрая река.
Обернулись мы и вот
Стало все наоборот.
Слева-шумная дубрава,
Справа-быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
7) Чтение сказки детьми (парами).
— Читаем сказку сами друг другу: 1 чел. – 36 стр.; 2 чел. – 37 стр.
— Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество).
— Почему так обращаются друг к другу?(жили в большой дружбе,уважают друг друга).
— Чем угощали друг друга? (см. текст).
— Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).
— Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).
8) Сообщение доклада.
— Но есть птичка, которая могла бы прийти в гости к ершу. Это воробей, но какой…….. нам расскажет……….
“А кто из носатых на дно нырнет, да сухим из воды выйдет? Это оляпка- водяной воробей. Небольшая птица (длина тела 18-20 см.), плотного телосложения, с короткими крыльями и длинными сильными ногами. Они хорошо бегают, плавают и ныряют, могут, собирая пищу, бегать под водой по дну. За 15-20 секунд способна пробежать до 20 метров. Глубина погружения не превышает полутора метров”.
9) Работа в тетради. Стр. 14 (самостоятельно с взаимопроверкой).
4. Обзор книг Д.Н. Мамина-Сибиряка.
— Мы с вами ходили в библиотеку им. А.П.Гайдара, где познакомились с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, смотрели мультфильм, снятый по его сказке.
— А теперь послушаем школьного библиотекаря, который расскажет нам о книгах писателя.
5. Домашнее задание.
— Из рассказа библиотекаря мы узнали о том, что сказка, которую мы читали на уроке, дана в сокращении, поэтому нужно найти полный вариант и прочитать.
— Что интересного вы узнали на уроке?
— Какое у вас сейчас настроение? (показ рисунка)
Урок литературного чтения «Воробей Воробеич и Ёрш Ершович» 2 класс
специалист в области арт-терапии
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхний Изяк
Благовещенский район Республика Башкортостан
Открытый урок по литературному чтению
учитель начальных классов Яшбулатова Л.Я.
Цель : Ознакомить учащихся с произведением фольклора о животных; с использованием различных, дополнительных источников информации.
— продолжить работу по формированию умения работать с художественным произведением; развивать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к животным.
Метапредметные : содействовать формированию УУД:
регулятивных: учить принимать и сохранять учебную задачу;
познавательных : содействовать развитию умений пользоваться знаками, символами,, схемами, приведёнными в учебной литературе;
коммуникативных : выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем; формировать собственное мнение, позицию.
Личностные: воспитывать любовь и доброе отношение к животным; воспитывать сознательную дисциплину, умение высказываться и выслушивать других; воспитывать умение видеть удивительное рядом.
Оборудование : учебник “Литературное чтение”. 2 класс. Ефросининой Л.А.; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация; дидактическое пособие «светофор»; смайлики для рефлексии,
Прозвенел звонок? (Да.)
Уже кончился урок? (Нет.)
Только начался урок? (Да.)
Значит можно всем садиться.
… Воробей просил ворону
Ерша вызвать к телефону…
— Читаем её медленно.
II. Этап проверки домашнего задания
1.Творческая работа: рассказывание сказки «Зимовье зверей » по плану. Слайд 3
2. Игра «Определи сказку». Слайд 4-11
— какие бывают сказки? (красный – литературная, зеленый – авторская)
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Братья Гримм «Бременские музыканты».
К.Ушинский «Плутишка кот»
III . Постановка цели, сообщение темы урока.
Добро и зло в стране чудес –
Как и везде – встречаются,
Но только здесь они живут на разных берегах.
Здесь по дорогам разные истории скитаются
И бегают фантазии на тоненьких ногах.
— Учитывая содержание проделанной работы и прочитанного стихотворения, догадайтесь, о чём будем говорить на уроке? (О сказке.)
— Поставим цель нашего урока. (Работать над сказкой, учиться читать правильно, выразительно.)
— Сделайте предположение о ком или о чем будет сказка, отгадав загадку.
2. Я весь день ловлю жучков
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей,обитаю
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый…. Воробей Слайд 12.
4. Прочитайте информацию на обложке. Слайд 15
(Мамин- Сибиряк, сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича).
— Вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— Чтобы вы хотели узнать по данной теме?
— Получить знания о героях сказки.
— Познакомиться с автором новой сказки.
— Научиться применять новые знания при выполнении заданий.
— Вывод : Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про воробья и ерша; мы узнаете что-то новое об этих животных.
— Так как сказка авторская мы должны знать краткую биографию автора этого произведения. (сообщение об авторе)
5. Биография Д.Н.Мамина-Сибиряка. (рассказывает ученик) Слайд 16-20
“ Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.
Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ “Емеля-охотник” был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ
“ Зимовье на Студеной” писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт- Петербургского комитета грамотности. В журнале “Детское чтение” им было напечатано более 600 произведений для детей.”
6. Выявление объема знаний детей по теме.
— Что вы знаете про воробья?
7. Сообщение докладов(ученик) про воробья. Слайд 21-22
У самца верх головы и щеки серые, зашеек коричневый; самка и молодые птицы однотонные, буровато-серые с более темным верхом головы..
Издает разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.
Живет городах и поселках. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми.
Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах, в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев.
Гнездо сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев. Внутри находится лоток с мягкой подстилкой. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки.
“ Ерш населяет большие реки и небольшие притоки, озера, проточные пруды. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока несколько желтоватые, брюхо беловатое. Спинной и хвостовой плавники с черными точками. Цвет рыбы зависит от места обитания: ерш светлее в реках и озерах с песчаным дном, чем с илистым. Глаза у ерша большие, на выкате. Обычные размеры 10-15 см, вес 20-25 г, иногда достигает длины 25-30 см. и веса 200 г.
Ерш очень прожорлив, он не перестает питаться в течении круглого года. Растет ерш медленно. Предельный возраст ерша 7-8 лет, но иногда доживает до 10 лет.
9.Физкультминутка: «Мы плечами чик-чик…»
IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий
Откройте учебник на стр.30.
2. Логический анализ текста (работа по группам).
1 группа – “что понравилось в сказке?”
2 группа – “что не понравилось? ”
V. Этап первичной проверки усвоения новых знаний и способов действий.
2. Работаем с текстом произведения:
— Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество).
— Почему так обращаются друг к другу?(жили в большой дружбе, уважают друг друга).
— Почему Воробей и Ерш не смогли попасть в гости друг к другу?
— Посмотрите на иллюстрацию и сделайте вывод. (Разная среда обитания)
— Найдите и прочитайте, чем хотел угостить Ерш Ершович своего друга?
— Какое угощение предлагал Воробей Воробеич Ершу Ершовичу?
— Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).
— Но есть птичка, которая могла бы прийти в гости к ершу. Это воробей, но какой…… Доклад про оляпку.
“ А кто из носатых на дно нырнет, да сухим из воды выйдет? Это оляпка- водяной воробей. Небольшая птица (длина тела 18-20 см.), плотного телосложения, с короткими крыльями и длинными сильными ногами. Они хорошо бегают, плавают и ныряют, могут, собирая пищу, бегать под водой по дну. За 15-20 секунд способна пробежать до 20 метров. Глубина погружения не превышает полутора метров”.
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
VII. Этап обобщения и систематизации знаний.
1.Сделаем краткое обобщение урока, ответив на два вопроса:
Б). Главное слово, которое определяет отношение героев друг к другу
-Сегодня мы поработали над произведением Д.Мамина Сибиряка. Мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить.
VIII.. Этап подведения итогов.
— К какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами читали сегодня?
— Чему она учит?
— В начале урока мы поставили цели. Мы их достигли? (прочитать цели на доске)
— Значит наш урок достиг поставленных целей.
-Оцените свою работу в нашей цветовой гамме.(светофором)
IX. Этап информации о домашнем задании.
придумать загадку о рыбе или воробье; 2. нарисовать иллюстрацию к сказке
3.подготовить выразительное чтение сказки по ролям
Разработка урока по литературному чтению на тему ««Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» Д.Н. Мамин-Сибиряк.
специалист в области арт-терапии
Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению литературной сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».
воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, выделять положительных и отрицательных героев сказок, составлять план произведения, пересказывать по готовому плану;
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно;
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
II . Актуализация знаний
— Над каким разделом мы с вами работаем?
— Распределите сказки на 2 группы: литературные и народные.
— Чем литературные сказки отличаются от народных?
IV . Самоопределение к учебной деятельности .
— Сейчас я вам предлагаю узнать фамилию автора нашей литературной сказки.
— Зачеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся букв получи слово и
прочитай фамилию автора (букву М не трогать)
— Посмотрите на портрет писателя. Обратите внимание на взгляд. Какой он?
— Каким он вам представляется по характеру?
( Добрый, умный, грустный.)
— А теперь мы прослушаем небольшое сообщение о нем.
— Для кого писал Дмитрий Наркисович свои сказки? (для Алёнушки)
— Как вы думаете, кто такая Алёнушка? (его дочь)
— Да, вы правы. Писатель сочинял свои сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.
— Ребята, а как вы думаете, как автор относится к дочери? (очень любит)
— Почему вы т ак думаете? (называет ласково)
— Какие сказки Мамина-Сибиряка вы уже читали?
— Прочитайте тему урока.
— Определите задачи урока.
( Называть героев произведения, объяснять их поступки, выделять основную мысль в изучаемом тексте, учиться находить жанровые особенности сказки)
— Прочитайте название произведения.
— Что вы из него узнали?
к какой группе она относится – о животных
герои сказки: Воробей, Ерш и трубочист Яша
— Что вы знаете про воробья? Сообщения детей
VIII .Словарная работа
IX . Вторичное чтение текста.
— Какие отношения были у воробья и ерша? (дружеские).
— Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ (приглашение в гости; желание угостить друга).
— Посмотрите, а как написаны названия животных и почему? (С большой буквы).
— Какую же ещё особенность мы можем назвать? (Под животными подразумеваются люди)
— В каких ещё жанрах используются животные для описания различных качеств человека? (В баснях.)
— Как называется такой прием? (Иносказание)
— Как жилось героям зимой и летом? Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ.
— Какие неприятности и трудности были у друзей? (с.89; ). Найдите строки в тексте, подтверждающие ваш ответ.
— Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).
— Из-за чего возникла ссора у старых приятелях?
— Давайте перечитаем этот эпизод. Как должны звучать слова Воробья Воробеича? (гневно, торопливо, громко, с возмущением).
— А как должны звучать слова Ерша Ершовича? (спокойно, уверенно, с интонацией оправдания) (с.89-90)
— Как же помирились приятели?
— Что предложил Яша? Прочитайте его слова как он мирил маленьких озорников.(с.92)
Вывод учителя: главные герои разные внешне, с разными характерами, но их сближает дружба и уважительное отношение друг к другу.
VI. Этап обобщения и систематизации знаний.
— Сделаем краткое обобщение урока, ответив на два вопроса:
а) Назовите героев произведения.
б) Назовите главное слово, которое определяет отношение героев друг к другу (уважение).
Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка можно читать и перечитывать, и каждый раз открывать для себя что – то новое. И я надеюсь, что вы ещё не раз перечитаете эти сказки.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению литературной сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».
Задачи: