Презентация к уроку » Басня как жанр литературы»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок литературы в 5 классе
Речевая разминка — Кра! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
Сравним «Ворона и Лисица» «Лиса и тетерев»
ВСПОМНИМ Сказка Виды сказок: 1. Волшебная 2. Бытовая 3. Сказка о животных Басня
Басня как жанр литературы
ЦЕЛИ 1. Узнать …. 2. Научиться…
«Сравнительная характеристика басни и сказки о животных» Жанры Общие черты Отличительные черты С К А З К А Б А С Н Я
Вопросы 1.Кто является автором сказки, басни? 2.В какой форме речи ( прозаической или стихотворной) созданы эти произведения? 3. В каком тексте точка зрения автора высказана явно, а в каком скрыто? 4. Какое произведение является жанром устного народного творчества, а какое – жанром литературы?
«Сравнительная характеристика басни и сказки о животных» Общие черты Отличительные черты С К А З К А Герои – животные. Олицетворение. Нравоучительныйхарактер. Небольшой объем. Есть сюжет. Автор – народ. Жанр УНТ. Прозаическая форма. Скрытая авторская позиция. Автор – конкретный человек. Жанр литературы. Стихотворная и прозаическая форма. Аллегория(иносказание) Явная авторская позиция – мораль. Состоит из двух частей – рассказа и морали. Б А С Н Я
Русская басня Жанр басни полюбили русские поэты. Первые басни писал ещё в XVII веке Симеон Полоцкий. В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский. Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова и И. И. Дмитриева. Василий Кириллович Тредиаковский Александр Петрович Сумароков Иван Иванович Дмитриев
Басни Ивана Андреевича Крылова
Из каких басен строки? Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука
Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!
« Стрекоза и муравей»
Самооценка 5-10 баллов – «3» 11 – 15 баллов – «4» 16 – 20 баллов – «5»
Рефлексия « Моё настроение»
Номер материала: ДБ-214605
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
И.А.Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
? Пороки пощипать- высмеивать человеческие недостатки (лень…)
Выбрать правильный ответ. смешное лирическое Б стихотворение А это занимательный С короткий рассказ Н Я короткая сказочная история
Что такое басня ( её особенности, истоки)? Чему учит басня?
Басня- как литературный жанр
Памятник И.А. Крылову в окружении его главных героев был установлен в Летнем саду Санкт-Петербурге ещё при жизни.
Памятник И. А. Крылову у Патриарших прудов в Москве Родился в Москве. Был журналистом, библиотекарем.Писал пьесы.
Нравоучительный? Синонимы: назидательный наставительный поучительный, нравственный душеполезный поучающий
И.А.Крылов. Ворона и лисица
«Зеркало и обезьяна»
Подумайте о своих достоинствах и недостатках и какие из них вы хотели бы исправить. дом.задание на с.46-Т
Оценочный лист 1.Я мало отвечал, не всё понял. 2.Я старался, отвечал, но у меня остались вопросы. 3.Я хорошо работал, всё понял.
Номер материала: ДБ-543159
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку русской словесности «Басня как эпический жанр литературы» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Басня как эпический жанр литературы
Повторение. Найдите соответствия 1 вариант 1 Ж 2 В 3 Д 4 Б 5 Е 6 А 7 Г 2 вариант 1 Ж 2 Е 3 Д 4 В 5 Г 6 Б 7 А
Самостоятельная работа с учебником Что такое басня? К какому роду относится басня? К каким жанрам фольклора она близка? Назовите обязательный элемент басни.
Гесиод (VIII-VII вв.до н.э.) – древнегреческий поэт В поэме «Труды и дни» широко использовал фольклор: пословицы, притчи, басни. Обращаясь к жестоким и несправедливым властителям, рассказывает басню о соловье и ястребе.
Басню теперь расскажу я царям, как они ни разумны. Вот что однажды сказал соловью пестрогласному ястреб, Жалко пищал соловей, пронзенный кривыми когтями, Тот же властительно с речью такою к нему обратился: «Что ты, несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее! Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно, И пообедать могу я тобой, и пустить на свободу. Когти вонзивши в него и неся его в тучах высоких. Разума тот не имеет, кто мериться хочет с сильнейшим: Не победит он его — к униженью лишь горе прибавит!» Вот что стремительный ястреб сказал, длиннокрылая птица.
Гораций (65-8 до н.э.)- древнеримский поэт
Федр (I в. н.э.) римский поэт- баснописец Федр Гравюраиз голландского издания басен Федра,Маастрихт, 1745 г. Лисица и Ворон Кто счастлив лестью, что в обманчивых словах, – Потерпит кару он в раскаянии позднем. Однажды ворон своровал с окошка сыр И съесть сбирался, на высокий севши сук. Лисица видит – и такую речь ведет: «О, как прекрасен, ворон, перьев блеск твоих, В лице и теле, ворон, сколько красоты. Имел бы голос – лучше птицы б не найти». А глупый ворон, голос высказать спеша, Свой сыр роняет изо рта. Поспешно тут Хитрец лисица жадно в губы сыр берет. И стонет глупый, что поддался на обман.
Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский писатель Возродил жанр басни в ХVII веке. В основе многих его басен лежит сюжет басен Эзопа. Он не поучает читателя, а скорее сосредоточен на чувствах своих героев.
Лессинг (1729-1781) – немецкий поэт Басни пишет прозой. В предисловии к своим басням писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали».
Ломоносов Михаил Васильевич Учение «о трёх штилях» Басня- «низкий» штиль «простонародные низкие слова»
Сумароков Александр Петрович (1717 – 1777) В русской литературе заложил основы национальной басенной традиции. Его поэтическим девизом были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…» Кроме Сумарокова басни писали Хемницер И.И., Дмитриев И.И.
Хемницер И.И. Дмитриев И.И.
Крылов Иван Андреевич (1769-1844) Вершиной в развитии жанра стали басни Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов»,- писал Н.В.Гоголь.
Особенности басни а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
Лев- Волк- Заяц- Ягненок- Свинья- Лиса- Муравей- Осел- Стрекоза- Ворона- Слова для справок: невежество, трудолюбие, упрямство, ротозейство, злобность, беззащитность, храбрость, трусость, легкомыслие, хитрость.
Прием рефлексии «Выбор» На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок показался мне 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока для меня был активно, пассивно доволен, недоволен коротким, длинным не устал, устал стало лучше, стало хуже понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен
Домашнее задание Читать басни Крылова
Использованные ресурсы http://literatura5.narod.ru/basni.html http://medconfer.com/node/2193 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8F https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9 http://www.antilopa.ru/who-is-who/information/01/information/157.htm Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009. Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М. и др. Русская словесность: фольклор и литература. Дидактический материал: Для 5 кл.общеобразоват.шк. – 3-е изд. – Алматы: Атамұра, 2010.
Номер материала: ДБ-285309
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.