Презентация по рассказу Астафьева «Васюткино озеро»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
1924 год –родился близ Красноярска в крестьянской семье 1951 год –первый рассказ «Гражданский человек»
В. П. Астафьев хотел рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть. »
«Васюткино озеро» (1958). История появления рассказа на свет, рассказанная самим писателем. Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провёл один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро». Это первый детский рассказ писателя.
Автобиографический рассказ – это рассказ, отражающий жизнь автора. Композиция произведения Экспозиция развязка эпилог завязка кульминация 1 кульминация 2
Композиционный план рассказа «Васюткино озеро» Экспозиция. Рассуждение об озерах и их названиях. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. Страх и отчаяние Васютки. Решительные действия по своему спасению. Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка. Васютка дома. Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
«Тайга, кормилица наша, хлипких не любит»
— Что такое тайга? Тайга – это густой лес, преимущественно из хвойных деревьев. Для тайги характерны болота. Ими покрыта, например, Сибирь. Тайга – самая большая по площади ландшафтная зона России. Её называют зелеными «лёгкими» планеты.
«Природа – это не только источник жизни. Она и воспитатель души.» В.П. Астафьев.
«Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте…..И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой.» В.П. Астафьев.
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
1.В тетради ответить на вопрос:«Чему научил меня рассказ «Васюткино озеро?»
Выводы: 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро. Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.
Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава – Васюткиного озера сияние!
Номер материала: ДБ-294387
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку литературы. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» 5класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 г.г.) «Васюткино озеро» Урок литературы в 5 классе
Основные этапы жизни: Родился 1 мая 1924 года 1931год – осиротел ( мать утонула), воспитывался бабушкой и дедушкой 1939 год – попал в детский дом 1942 год – ушёл добровольцем на фронт, награждён орденом Красной Звезды, медалями. 1951 год – начало литературной деятельно- сти 1953 год- первый сборник рассказов «До будущей весны»
Отец, мама, Витя 1931 г.
Мама В. П. Астафьева 8-ми лет отроду, ее крестная (слева), бабушка Екатерина Петровна, дед Илья Евграфович Потылицыны, его брат Дмитрий Евграфович с женой, сын Василий Ильич
В. П. Астафьев 1945 г. С фронтовым другом П. Г. Николаенко 1943 г.
На родине Астафьева. Село Овсянка.
Вид на село Овсянка со смотровой площадки
Село Овсянка Красноярского края
В Овсянке с теткой Апронией и бабушкой Марией 1956г.
Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте….
Часовня в селе Овсянка
Литературный музей в Красноярске
Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске
Человек и природа в рассказе Это автобиографиче- ский рассказ, появился из школьного сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился.
Зачем Васютка отправился в тайгу?
Какие эпизоды рассказа видим на иллюстрациях?
С этой птицей Васютка встретился в тайге. Что узнали о её повадках?
Почему Васютка попал в беду? Увлёкся охотой за глухарём. Нарушил наказ матери и потерял затеси.
Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная.
С высоты она казалась огромным тёмным морем…
Почему Васютка искал лиственные деревья в тайге? Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелё ного моря…,но кругом темнел сплошной хвойник.
Что привлекло внимание Васютки в озере? Какую рыбу увидел Васютка? Почему он решил, что озеро проточное?
Что помогло Васютке выжить в тайге? Знание народных при- мет, правил поведения в тайге. Умение разводить костёр. Смекалка Умение сосредоточиться. Желание вернуться домой
Почему найденное Васюткой озеро навали его именем?
Номер материала: ДБ-1018349
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку литературы в 5 кл «В.П.Астафьев рассказ «Васюткино озеро»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Что это?
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Кто это?
Он маленький, как песчинка в океане.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Проблемные вопросы:
Природа друг или враг?
Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Какие уроки дает природа герою и читателю?
Тема урока
«Человек и природа
в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Цель:
«Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».
Экспедиция
«По следам Васютки»
Животные и растения тайги
Васютка
Мальчик 13 лет, коренастый, похожий на мужичка. Он с ружьём, патронташем и мешком. Любит и уважает родителей, взрослых. Знает хорошо таёжные законы, любит природу, рассуждать.
Памятка « Советы идущему в лес»
Продумай тщательно маршрут.
Возьми компас, спички, хлеб.
Оденься потеплее.
Предупреди взрослых.
Памятка « Если ты заблудился»
Законы тайги
«От затесей далеко не отходи – сгинешь».
«Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»
Надо беречь патроны
«Тайга хлипких не любит!»
Догадка Васютки
«Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта.
И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!»
«Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько paз oн спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал.»
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие. Но чем дольше смотрел Васютка. Тем они делались гуще, наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них»
Что помогло Васютке
выжить в тайге?
Знание народных при-
мет, правил поведения
в тайге.
Умение разводить
костёр.
Смекалка
Умение сосредоточиться.
Желание вернуться домой
Проблемные вопросы:
Природа друг или враг?
Какие уроки дает природа герою и читателю?
« …общение с природой, труд во имя неё есть древняя, неизменная, самая может быть, надёжная радость в жизни человека».
Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души
Картины природы помогают отобразить
чувства и состояния героя
Бережное отношение к природе
дает возможность человеку использовать её богатства
себе во благо(пища,кров, тепло)
Знание законов природы
помогает человеку выжить
Человек и природа
неразрывно связаны между собой
Цитата
Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая
Блез Паскаль
Синквейн
имя нашего героя
два прилагательных
три глагола, которые характеризуют мальчика
выражение из 4 слов – ваше отношение к герою
одно слово – вывод!
хочу быть похожим на героя
Итоги урока
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Урок дал мне для жизни…
Своей работой на уроке я…
Мое настроение…
Домашнее задание
Письменно ответьте на вопрос: «Чему меня научил рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро?»
Написать Васютке письмо –отзыв о нашем путешествии или о том, чему в научились у героя.
Ответить на вопрос : «Кем стал Васютка, и как сложилась его судьба?»
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по литературе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка
1931 год- осиротел (мать утонула) 1939 год- попал в детский дом 1942 год- ушёл добровольцем на фронт 1950-е годы- начинает заниматься литературной деятельностью 1956 год- был написан рассказ «Васюткино озеро».
Виктор Петрович Астафьев «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте И жизнь предоставляла мне Постоянную возможность быть на природе и с природой»
Композиция рассказа Экспозиция: жизнь рыбаков из бригады Васюткиного отца. Завязка: поход Васютки в тайгу за орехами. Развитие действия: потеря дороги осознание, что заблудился слова деда и отца спасают от отчаяния ночь в тайге по каким приметам нашел озеро? какие умения пригодились в тайге? что пришлось пережить?
Кульминация: *приближение пассажирского парохода *появление катера-бота. Развязка: благополучное возвращение Васютки домой Эпилог: Васюткино озеро появилось на карте
Природа –это книга, которую надо прочитать и правильно понять. (М.Налбандян) Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему понять законы природы?
Как в лесу без компаса определить стороны света? Что свидетельствует о близости реки в тайге? Что предвещает вечером смену погоды? В чем особенность эха в лесу? Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
Памятка для тех, кто идет в лес. Продумай тщательно маршрут. Не забудь взять компас. Возьми спички для костра. Возьми теплые вещи. Возьми запас еды (хлеб, соль, консервы), воды. Предупреди близких о твоем путешествии.
Памятка для тех, кто заблудился. Не паникуй! Остановись, прекрати бесполезное движение. Попытайся связаться с близкими или со службой спасения по телефону. В ожидании помощи осмотри место, где находишься. Собери хворост для костра. Разведи огонь, приготовь пищу. Приготовь место для ночлега.
Проблемные вопросы Природа друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю?
Проверка знаний 1. жанр произведения А) рассказ; Б) повесть; В) сказка-быль. 2. в основе произведения лежит: А) повествование о трудной работе рыбаков; Б) изображение природы Сибири; В) повествование о приключениях героя
3. Васютка бродил по лесу: А) в поисках кедровых орехов для рыбаков; Б) выполняя поручение отца; В) ради удовольствия. 4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» автор использует: А) сравнение; Б) антитезу; В) метафору.
5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу: А) тетерев; Б) глухарь; В) кедровка. 6. Когда Васютка понял, что заблудился, он: А) горько заплакал; Б) запаниковал; В) решил не сдаваться.
7. открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу: А) в озере есть водоворот; Б) озеро проточное; В) ветер принесет непогоду. 8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там: А) речка; Б) болото; В) озеро.
11. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря: А) богатейшей флоре и фауне; Б) теплой осенней погоде; В) умениям и навыкам таежного жителя. 12. Найдя озеро, Васютка: А) стал известным на всю страну; Б) зазнался; В) принес пользу стране.
13. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге. А) «С тайгой надо дружить!» Б) «Тайга хлипких не любит!» В) «В тайге одному делать нечего!»
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей; В увеселительных походах Не растопчи её полей; В вокзальной сутолоке века Ты оценить её спеши: Она твой давний добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую: Нас много, а она одна. (В. Шефнер)
Спасибо за внимание.
Номер материала: ДБ-233282
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему В.П.Астафьев «Васюткино озеро»: «Человек и природа, или уроки мудрости и доброты»
Слайды и текст этой презентации
В.П.Астафьев «Васюткино озеро»: «Человек и природа, или уроки мудрости и доброты».
Обучающие:
формировать умение анализа художественного произведения, формирование внимания к тексту;
Развивающие:
Развивать навыки групповой работы;
Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
Воспитательные: вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей, воспитывать навыки сопротивления трудностям жизни.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
— Действительно, это тайга.
— Что скрывает в себе тайга? (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.
Какое противоречие возникает из сказанного?
Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.) Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.
Но не только самообладание помогло герою. Что же еще?
Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы
-Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?».
Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
— Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.
Природа – друг или враг?
Спасение Васютки – чудо или закономерность?
Какие уроки дает природа герою и читателю?
Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты”.
В.П.Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни.
Родное село Овсянка В.П. Астафьева
Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере, но кончилось детство, и он оказался в детдоме.
Детский дом. С любимой воспитательницей детдома
Но ему хотелось рассказать об озере,“открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать …каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть”.
И это озеро стало для писателя своеобразной путеводной звездой, он открыл его для читателя, чтобы каждый из нас, как и главный герой, через озеро смог понять себя, приобрести жизненную мудрость и стать добрее.
«Васюткино озеро» (1958)
«Васюткино озеро» — один из самых известных и любимых рассказов и детей, и взрослых. Вот история его появления на свет, рассказанная самим писателем.
Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провел один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро». Это первый детский рассказ Астафьева.
(Чтение наизусть начала рассказа)
Задание: Какие ловушки устраивает природа?
(Чтение наизусть “Паук и его жертва”)
Эпизод с пауком:
« Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы, паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет – убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая, крупная муха, бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!)
— Что произошло с Васюткой в тайге? Эпизод «Глухарь-таежная птица» Как он ведет себя в этой ситуации? Опишите внутреннее состояние Васютки.
— О чем разговаривает он с белкой? Разговор Васютки с белкой: «Белка»
Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
— И какой же Васютка увидел тайгу, забравшись на высокое дерево?
Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки.
В книге Пауло Коэльо “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя”.
2. Природа – открытая книга “Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М. Налбандян)
-Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?
-Что помогло ему познать законы природы?
Тест:
а) мудрые слова деда;
б) опыт отца; в) знания, полученные в школе?
А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?
Что свидетельствует о близости реки в тайге? («…трава стала попадаться чаще…растёт обычно вдоль больших водоёмов»)
Что предвещает вечером смену погоды? (…облака над головой были редкие…делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем, облака спрессованной ватой ложились на тайгу»
В чем особенность эха в лесу? («…голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо-кедровой шишкой на мох.»)
5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов? («сложил остатки еды в мешок, подвесил его на сук»)
Тот, кто внимательно читал рассказ, узнал ответы на многие вопросы. Эти знания пригодятся в жизни.
Теперь читателю известно, что трава в лесу растет обычно вблизи больших водоемов. Лиственный лес тянется по берегам реки.
Эхо в лесу откликается на ближнем водоеме.
Почти голая сторона у сосны – значит в ту сторону север, а где ветвей больше – юг.
Если в озере речная рыба, значит оно проточное.
В Заполярной тайге медведи встречаются редко, волков и змей нет. Встречаются рыси и песцы. Но осенью корма для них много, поэтому они не страшны для человека.
Еду в лесу надо хранить, повесив на ветку, чтобы мыши не добрались до него.
Звездное небо – к холоду. Кровянистое небо и стонут гагары – к непогоде.
Вы запомнили законы леса:
Надо брать с собой в лес спички, хлеб.
Не надо далеко отходить от затесей.
Надо запастись на ночь дровами.
Надо беречь патроны.
Книга не только даёт знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.
3. Природа – мать, кормилица
Тайга, “наша кормилица, хлипких не любит»
Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.
Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери.
Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.
Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.
4. Природа – величественный храм.
Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается и даже исповедуется.
Да и красота природы подобна великолепию храма:
Природа – некий храм, где от живых колонн Обрывки смутных фраз исходят временами. Как в чаще символов, мы бродим в этом храме, И взглядом родственным глядит на смертных он.
Ш.Бодлер
Задание: работа в парах. Восстановить пропущенные эпитеты, сравнения и метафоры…
Эпитеты – красочные определения:
молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем;
редкие;
голубые;
ватой спрессованной ложились на тайгу.
Как описана пробудившаяся тайга?
Кедровки кричали
Желна заплакала
Синички потрошили, попискивая
Белка пронеслась, вполошённо цокая
Уставилась на Васютку
Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?
Найдите среди этих красочных определений то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки.
Красота природы показаны автором с помощью тропов.
Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры:
«Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду».
Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга.
Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо.
Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых.
Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.
Как описана пробудившаяся тайга?
Кедровки кричали
Желна заплакала
Синички потрошили, попискивая
Белка пронеслась, вполошённо цокая
Уставилась на Васютку
Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов?
Давайте найдем и запишем в таблицу цветообразы, звукообразы и работа в тетради
Цвет:зелёное море, жёлтая полоска лиственника, зелёная кашица ряски…
Звуки:легкий шум ветра, робкий свист пичушки,стук дятла по дереву, протрубит дикий олень…
«Лес стоял неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с желтыми листьями». (Олицетворение, эпитет).
«В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь». (Сравнение, метафора).
«Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная, с высоты она казалась огромным темным небом. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу. (Гипербола, эпитеты, сравнение).
Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.
“Леса учат человека понимать прекрасное”,- писал А.П.Чехов.
5. Природа – зеркало души
Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература.
М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек:
“ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.
Задание: работа в группах
Васюткино озеро – “озеро надежды”?
Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Рефлексия
Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу.
-Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?
Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.
Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.
Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:
Имя существительное, определяющее тему.
2 прилагательных – описание темы.
3 глагола (деепричастия) – название действий.
4 слова: фраза – отношение к теме.
Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы.
2. Равнодушная, безразличная, безучастная, спокойная,
бесчувственная, холодная, неотзывчивая,нечувственная
3. Природа посылает Васютке озеро-загадку.
Помогут вам в работе тезисы: