Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Добро и зло в сказке-пьесе «Двенадцать месяцев»
специалист в области арт-терапии
Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы
Крыловой Тамары Викторовны
МОКУ «Олёкминская СОШ»
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре (планирование совместной деятельности);
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Методы и формы обучения
Словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.
Мультимедийный проектор, компьютер, доска, листы с текстом пьесы
Презентация по теме урока, учебник по литературе 5 класс под редакцией В.Я.Коровиной, наглядные карточки
Сказка, пьеса, синквейн, положительные и отрицательные герои
Русский язык, музыка, изобразительное искусство
Организационная структура (сценарий) урока
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к уроку
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок
Начнём скорей урок.
Сегодня мы начнем урок с песни. Угадайте, какой герой и из какого произведения ее исполняет? Почему вы так решили?
Приветствие, прослушивание музыкального фрагмента, ответы учеников, рефлексия
Положительный настрой на уроке.
Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний
2.Планирование деятельности, проверка домашнего задания
О чем сказка «Двенадцать месяцев»? А какие герои в сказке? А кого больше добрых или злых? Сегодня мы с вами поговорим о положительных и отрицательных героях пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». А что обозначает слово пьеса?
Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? Давайте раскрасим нашу картинку. Для этого необходимо ответить на все вопросы нашего теста.
Игровой прием, фронтальный опрос
Ответы детей, просмотр презентации «Тренажер-раскраска по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Личностные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3.Творческое применение и проверка знаний в новой ситуации
Красивый рисунок у нас получился? Кто изображен на нем? Сколько всего месяцев в году? Давайте посмотрим на них. Какие они здесь?
Братья-месяцы какие герои? Давайте составим описание братьев. На парте лежат листочки, подойдите и посмотрите. Что на них написано? Что это за части речи? Выберите каждый по одному прилагательному, который подходит к братьям-месяцам.
Чем отличается положительный герой от отрицательного? А какие еще есть герои в пьесе?
Падчерица – положительная героиня. Давайте посмотрим фрагмент фильма.
У нас остались еще карточки. Давайте подберем прилагательные для падчерицы.
У вас на партах лежат тексты. Подчеркните в них фразы, в которых говорится о падчерице. Что герои говорят о ней? Зачитайте. Королева называет падчерицу упрямой? А мачеха с дочкой говорят, что падчерица хитрая? Так ли это? Почему?
Мачеха и дочка – отрицательные герои. Просмотр фрагмента. Выберете прилагательные. Почему они совпадают? Давайте их объединим. Какие фразы из текста можно выбрать для них? Как относятся друг к другу мачеха и дочь? Как это их характеризует? Почему январь превратил их в собак? Как вы думаете поможет это превращение им исправится?
Королева – отрицательный герой пьесы. Посмотрим фрагмент про нее. А есть прилагательные для королевы? Найдите их. Выберите фразы, характеризующие ее. Можно ли сказать, что королева научилась хорошему за один день в лесу?
Почему солдат и профессор побаиваются королеву? Какие они герои?
Сколько девочек в пьесе? Назовите их.
А давайте сочиним про них стихотворение. Не просто стихотворение, а синквейн. Хотите попробовать?
Синквейн – это не просто стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Посмотрите внимательно на доску. Я составила стихотворение про подснежник.
Составлять cинквейн очень просто и интересно. Синквейн пришел к нам из Японии. В 1980 году в Японии экранизировали сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Посмотрите, как выглядят герои из японского мультфильма. Выберите себе героя. Выбрали? Что может помочь вам при составлении стихотворения? А также я приготовила вам небольшую подсказку, посмотрите на экран.
Пожалуйста, представьте свои творения. Чей стих вам больше понравился? Почему?
Из всех наших стихотворений какой можно сделать вывод?
Расскажите, пожалуйста, о положительных героях? Об отрицательных? Давайте вспомним чем закончилась сказка. Как вы думаете, чему научились герои в новогоднюю ночь?
Чему научили нас герои этой сказки? Всегда ли добро побеждает зло?
М. Алигер, русская поэтесса, сказала: «…Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…» Как выдумаете подходит ли это высказывание к нашему уроку? Почему?
Презентация по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СЕИТ-МЕМЕТОВОЙ ЭЛЬВИРЫ АБЛЯКИМОВНЫ
Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
План сочинения 1.В сказках добро всегда побеждает зло. 2.Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки Маршака: их мысли, поступки, качества личности, способность измениться к лучшему. а) Падчерица как воплощение народных представлений о добре и справедливости. б) Королева как олицетворение легкомысленности и праздности. в) Мачеха и Дочка как символы черствости, лени и жадности. г) Учитель Королевы и Солдат как выразители научных и народных представлений о мире и людях. 3. Справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей.
План сочинения 1. Падчерица и Королева: черты и сходства. 2. Падчерица и Королева: отличительные признаки. а) Бедность и бесправие Падчерицы, богатство и власть Королевы. б) Разные черты характера: умение уважать людей, доброта, внимательность, трудолюбие Падчерицы; черствость, легкомыслие, своенравие Королевы. в) Жалость и сочувствие Падчерицы по отношению к Королеве, любопытство и эгоизм Королевы по отношению к Падчерице. г) Влияние Падчерицы, Учителя и других героев на изменение Королевы. д) Отношение автора к героиням. 3. Мысль автора о возможности изменения к лучшему под влиянием положительных идеалов.
Домашнее задание Написать сочинение на одну из предложенных тем.
Рефлексия Сегодня на уроке было легко/трудно … Сегодня на уроке я работал …, потому что …
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Номер материала: ДБ-1451838
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.