Презентация долганская сказка как появились разные народы презентация

Сказки

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИнна Бузунова

Похожие презентации

Презентация 2 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Долганская сказка Урок литературного чтения 2 класс Презентацию выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ1 г. Сим Челябинской обл. Ткачёва Оксана Николаевна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Долганская сказка Урок литературного чтения 2 класс Презентацию выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ1 г. Сим Челябинской обл. Ткачёва Оксана Николаевна

2 Где живут люди, изображённые на иллюстрации? Кто ещё изображён? Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели?

3 О ком эта сказка? Как называются эти народы? Народы Севера

5 Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?

7 4 абзац Почему смелый человек не ушёл вместе со своим племенем? 5 абзац Что с ним произошло? Птица лунь

8 6 абзац Как шли люди в тёплую страну? Лук и стрелы Из-за чего поругались люди? Как решил наказать обиженный человек другого? К чему это привело?

10 Мужская меховая обувь долган Становище долган Парка распашная

11 Эвенки – означает: живующий в горных лесах народ. Эвенки говорят на эвенкийском языке. Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность.

12 Мужской костюм Короб для домашней утвари

15 Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копьё, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.

16 Обувь из рыбьей кожи Одежда нанайцев из рыбьей шкуры

17 Домашних северных оленей содержат во многих районах Сибири и по всей тундровой зоне. Шкуры, мясо, жилы северного оленя незаменимы в хозяйстве народов Севера. Для изготовления европейской одежды обычно используются шкурки оленят. Шкура с ног (камус) идёт на подбой охотничьих лыж. Коренные северяне носят одежду из шкур взрослых оленей мехом внутрь. Олени необходимы и как ездовые животные. Посмотри фильм

19 Какое наказание постигло людей за их жадность?

20 Выбери наиболее точное название. Люди стали говорить на разных языках Люди стали жить в разных местах Люди перестали понимать друг друга

21 В сказке «спрятана между строк» ещё одна мудрость: за то, что люди поссорились из-за своей жадности, они наказаны тем, что перестали понимать друг друга.

22 эвенки jpg мужская меховая обувь нанайцы jpg обувь из рыбьей кожи нанайцы якут эвенки эвенки чум jpg утка-чирок png птица лунь jpg лук со стрелами jpg парка распашная одежда эвенков jpg короб jpg нанайцы jpg одежда из рыбьей шкуры северный олень Источники интернет

Источник

Литературное чтение. Тема: «Сказка мудростью богата». Долганская сказка «Как появились разные народы?»

Цель урока: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Форма урока: урок-исследование.

Тип урока: знакомство с новым произведением.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.

II. Актуализация опорных знаний

Эпиграфом нашего урока является пословица: «Сказка мудростью богата».

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ум, находчивость, метко сказанное слово героев сказок часто спасали людей в трудную минуту.)

— Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях? (Мудрость не имеет национальности. Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей.)

— Что можно узнать из сказок о жизни разных народов? (Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные ценности.)

— Сегодня урок – исследование. Что значит научиться исследовать? (Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать что-то новое.)

III. Проверка домашнего задания

— Со сказкой какого народа мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Мудрая девушка» киргизского народа.)

— Что вы узнали о жизни киргизского народа из сказки? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам. Страной правил хан. Его власть передавалась по наследству. Остальные люди делились на богатых – баи и бедных – дехкане. Киргизы разводили скот и пасли его.)

— К какому виду относится данная сказка? Почему? (Это бытовая сказка, т.к. в ее основе лежит интересная поучительная история, взятая из жизни.)

— Дайте по плану характеристику главных героев. Девочки дома готовили характеристику Даанышман, мальчики Болотбека.

Пересказывают по плану.

— Что ценит киргизский народ в людях?

Ученики работают в парах, заполняют клетки кроссворда и узнают, что ценит киргизский народ в людях. Кроссворд дан на карточках.

Заполни кроссворд и узнай, что ценит киргизский народ в людях.

Идет проверка. Ответ на поставленный вопрос: киргизский народ ценит в людях мудрость.

— Чему учит нас эта сказка? (Ум и находчивость могут спасти в трудную минуту.)

IV. Постановка проблемы. Цель урока.

— Прочтите тему урока. (Долганская сказка «Как появились разные народы».)

— Сказки, какого раздела мы читали. («Сказка мудростью богата».)

— Сопоставив тему урока и название раздела, как думаете, какова цель урока? (Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.)

Читайте также:  Рассказ о памятнике кириллу и мефодию в москве

— Как решить эту проблему? (Прочитать сказку.)

— Если проблема ясна – в путь.

— Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке вопрос.)

— Кто пытается ответить на этот вопрос? (Долгане.)

— Только ли долган интересовал этот вопрос? Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации? (Живут на севере, это подсказывает одежда, внешность.)

Рассказ о долганах представляют подготовленные ученики.

Долганы являются самым северным малочисленным народом. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире.
Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.
Основа долганской пищи – рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.
Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»).
Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью.
У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.

— Кто еще изображен? (Птицы.)

— Если бы иллюстрация ожила, чтобы мы услышали и увидели? Что же произойдет в сказке?

Знакомство со сказкой.

— Наши прогнозы были верными?

VI. Исследование. Работа в группах

Правила работы в группе: активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться.

1 группа. Сказка мудростью богата.

2 группа. Главные герои сказки.

Задание: из перечисленных качеств выбери подходящие для героев. Соедини.

3 группа. Работа с текстом.

Ученики, обсудив в группах, отвечают на поставленные задания.

Подведение итога исследования.

— Вспомните, какова цель урока? (Доказать, что долганская сказка тоже богата мудростью.)

— Выполняя задания, мы ее достигли?

— Почему сказки «Как появились разные народы?», «Мудрая девушка» и «Мудрый старик» стоят рядом в нашем разделе? (Это сказки разных народов, но в них мудрость в почете, а глупость высмеивается.)

VII. Самостоятельная работа.

— Сможете ли вы самостоятельно, применив знания урока ответить на вопросы? Проверим.

Разноуровневые задания (по степени сложности).

1 уровень: Кто носитель мудрости в сказке?
2 уровень: Докажите, что сказка «Как появились разные народы?» – бытовая сказка. (В сказке главные герои – люди. Нет волшебства, но происходят чудеса. В основе сказки лежит поучительная история из повседневной жизни.)
3 уровень: Какая пословица могла бы служить названием сказки:

Проверка работы: обсуждение и высказывание мнений.

VIII. Выступление ученика с отрывком из проектной работы «Такие разные страны, такие разные нравы»

IX. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной цели.

— Оцените свою работу на уроке, прикрепите яблочки на яблоню: у каждого по три яблочка – желтое, красное, зеленое.

Желтое – Мне было на уроке легко.
Зеленое – Мне было немного трудно, но я справился.
Красное – Мне было трудно, необходима помощь.

11. Дифференцированное домашнее задание.

— Перечислите сказки, в которых мудрость в почете, а глупость высмеивается.

— Сочини и проиллюстрируй свою сказку, которая убедит нас в необходимости прислушиваться к советам старших.

Источник

Урок литературного чтения на тему «Долганская народная сказка «Как появились разные народы» (2 класс)

специалист в области арт-терапии

Тема: Долганская народная сказка «Как появились разные народы»

Цели: 1.Познакомить с долганской народной сказкой, продолжить работу по формированию у детей полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения;

2.развивать логическое мышление, память и связную речь учащихся;

3.прививать интерес к книге, к чтению, стремление жить с окружающими людьми в мире и согласии;

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, карточки для словарной работы

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гульнара Гаяновна, и я сегодня буду вести у вас урок чтения.

Заливистый школьный звонок

Позвал 2 г класс на урок.

-Сейчас мы послушаем фрагмент песенки, которая подскажет нам тему сегодняшнего урока (заслушивание муз.фонограммы «В гостях у сказки»)

-Догадались? Какая же тема нашего урока?(сказки)

-Да, мы продолжим с вами путешествие по сказкам разных народов мира.

2 Актуализация знаний.

-Но сначала я хочу проверить, как внимательно вы работали над предыдущими сказками?

Их названия вы видите на доске.

-Рассмотрите внимательно эти записи. Всё ли здесь верно?

—Давайте наведём порядок в этой записи. Кто хочет выйти и исправить ошибку?

-Ребята, скажите, что общего между этими 2 сказками? (Герои сказок загадывали загадки)

-Какие загадки вам запомнились? ( Какое расстояние между западом и востоком? Между правдой и ложью )

В татарской сказке падишах отменил свой жестокий указ. В киргизской сказке «Мудрая девушка» хан Болотбек простил свою жену. В обеих сказках правители признали себя побеждёнными. Почему? Если вы ответите на этот вопрос, значит, вы поняли народную мудрость, заключённую в сказках.

Читайте также:  Рассказ в рассказе сочинение о войне

— Мы прочитали 2 сказки разных народов. Сегодня нас ждёт встреча ещё с одной сказкой. Откройте свои учебники на стр.26, найдите заголовок новой сказки. Зачитайте его вслух. Чем интересен заголовок сказки? (В заголовке – вопрос)

-Какой народ пытается ответить на этот вопрос? ( долгане)

-А вы когда-нибудь, задумывались, как образовались разные народности?

— Вот и малочисленному народу долганам было, интересно, откуда пошли разные народности, так они назвали свою сказку, где дают объяснение образованию народностей.

– Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?

— Как догадались? (Эти люди живут на Севере. А на Севере очень холодно. Они одеты в меховые шубы. Разводят оленей. Ездят на собачьих упряжках.)

3.Чтение сказки учителем

– Подтвердилось ли наше предположение, о ком эта сказка?(да, это сказка о народах Севера)

— Как называются эти народы, прочитаем хором «эхом».

1.Работа над артикуляцией. Дыхательная гимнастика

5.Работа парами. Чтение друг – другу

V Закрепление изученного материала.

Повторное чтение по цепочке с комментариями(по абзацам)

— Что такое чум? (переносное жилище народов) (показ картинки0

– Почему птицы зарылись в снег?

– Зачем человек отправился на дальний путь?

— Почему он смелый человек?

– Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?

– Почему смелый человек не ушел вместе со своим племенем?

– Что с ним произошло?

— Древние люди думали, что каждое племя, род происходят от какого-то предка-животного. Такой предок по-научному называется «тотемом». Смелый человек превратился в тотемную птицу.

— Как люди шли в тёплую страну?

-Из-за чего поругались люди?

— Как решил наказать обиженный человек другого? (решил не говорить на одном языке)

— К чему это привело?

Можно ли этот поступок назвать мудрым? А каким?

6.Выступление детей о народах Севера.(показ презентации)

Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.

Эвенки – означает: живущий в горных лесах народ. Эвенки говорят на эвенкийском языке. Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность

-Перед вами карточки. Внимательно прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (качества человека).

-Какие качества человека? (отрицательные)

-Давайте, ребята, выберем к этим словам антонимы.

-Какие качества человека вы бы выбрали для себя?

-Как вы думаете, зачем долгане рассказывают своим детям эту сказку? (Они рассказывают о происхождении своего народа, своего рода. В основе сказки лежит легенда.)

— Почему долганская сказка «Как появились разные народы» помещена в раздел «Сказка мудростью богата». ( В сказке спрятана между строк ещё одна мудрость: за то, что люди поссорились из-за своей жадности, они наказаны тем, что перестали понимать друг друга)

Какой вывод для себя вы сделаете после чтения данной сказки? (Любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора. Совсем

неважно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.)

8. Повторное обращение к иллюстрации.

— Какой момент сказки изобразил художник?

-Смелый человек нашёл тёплую страну, а мы попробуем попасть в тундру.

Источник

Как появились разные народы

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как появились
разные народы
Долганская
сказка
Урок литературного чтения
2 класс

Где живут люди, изображённые на иллюстрации?
Кто ещё изображён?
Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели?

Первичное
чтение
О ком эта сказка?
Как называются эти народы?
Народы Севера

Чтение
по частям
Что такое чум?
Чум – переносное жилище северных народов
1 абзац

Чтение
по частям
Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?

4 абзац
Чтение
по частям
Почему смелый человек не ушёл вместе со своим племенем?
5 абзац
Что с ним произошло?
Птица лунь

6 абзац
Чтение
по частям
Как шли люди в тёплую страну?
Лук и стрелы
Из-за чего поругались люди?
Как решил наказать обиженный человек другого?
К чему это привело?

Мужская меховая обувь долган
Становище долган
Парка распашная

эвенки
Эвенки – означает: живующий в горных лесах народ. Эвенки говорят на эвенкийском языке Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность.

Мужской костюм
Короб для домашней утвари.

нанайцы
Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.

Читайте также:  Рассказы о военных для детей средней группы

Обувь из рыбьей кожи
Одежда нанайцев из рыбьей шкуры

Северный
олень
Домашних северных оленей содержат во многих районах Сибири и по всей тундровой зоне. Шкуры, мясо, жилы северного оленя незаменимы в хозяйстве народов Севера. Для изготовления европейской одежды обычно используется шкурки оленят. Шкура с ног (камус) идет на подбой охотничьих лыж. Коренные северяне носят одежду из шкур взрослых оленей мехом внутрь. Олени необходимы и как ездовые животные.

Какое наказание постигло людей за их жадность?
Проблемный
вопрос

Проблемный
вопрос
Выбери наиболее точное название.
Люди стали говорить
на разных языках
Люди стали жить
в разных местах
Люди перестали
понимать друг друга

Вывод
В сказке «спрятана между строк» ещё одна мудрость: за то, что люди поссорились из-за своей жадности, они наказаны тем, что перестали понимать друг друга

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемnsportal.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сказки народов мира. Исследовательская работа.» — Транскрипт:

1 Исследовательская работа тема: «Сказки народов мира»

2 Актуальность темы Расширение кругозора о культуре иных нации, познание богатств мировой культуры и народного наследия своей страны

3 Цель исследовательской работы Прочитать сказки разных народов России и выделить главных героев сказок. Определить понятие сказки на современном этапе. Сравнить героев сказок народов России с героями русских сказок.

5 Гипотеза исследования Если проанализировать и сравнить сказки народов, принадлежащих разным языковым группам, то удастся ли выявить различия и найти общие черты в культурном наследии народов

7 Как появились сказки Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же, выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед, учат быть твёрдыми в бедах, не мириться со злом, бороться с ним.

8 Народная сказка – это значит создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах.

10 По видовым особенностям Волшебные О животных Бытовые Богатырские

13 Сказки о животных Особый смысл у сказок о животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей! Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понять жизнь, людские нравы. В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие,и т. п.

14 Герои сказок о животных Герои сказок о животных обычно наделены каким- то одним постоянным качеством: Лиса- хитрая; Волк – кровожадный; Заяц – беззащитный.

16 Особые сказки про богатырей и называются богатырскими

17 Я прочитал и исследовал следующие сказки «Волк и лиса» литовская сказки «Лисичка сестричка и волк», «Кот петух и лиса» русская сказка «Лиса-нянька» финская сказка «Каша из топора» «Бабка-шептуха» белорусская сказка «Гуси-лебеди» русская сказка «Дурочка и Лауме» литовская сказка

19 Бытовые сказки как «Каша из топора» и «Бабка- шептуха» Эти сказки тесно связаны с действительностью. Часто это настоящая сатира – насмешка над недостатками человека. В социально-бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум – над глупостью. Герои этих сказок побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости.

21 Детям русские сказки нравятся добротой и волшебством. В русских сказках всегда бывает добро и зло. Но всегда побеждает добро.

22 Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые.

23 Заключение Чудесная страна сказок есть у всех народов мира. Сказки разных народов часто похожи, потому что в них отразились мечты народа о счастливой, свободной жизни, о победе над злыми врагами, о том, чтобы свой труд сделать более легким. Поэтому герои всех сказок всегда смелые, сильные, умные, добрые, а враги их трусливые, глупые, злые. Во всех сказках есть зло и добро. Добро побеждает. Во всех сказках есть похожие главные герои: бабки-ёжки в русских, Лаума в литовских сказках.

Источник

Познавательное и интересное