Презентация к уроку «Косцы» И.А. Бунин.
Предлагаю вам презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «Косцы» И.А. Бунин. Дання презентация содержит высказывания писателя, картины к произведению, можно использовать звуковое сопровождение и видео ролики к данной теме. Цель: формирование грамотного, культурного читателя, способного в процессе общения с литературой как видом искусства обогащать свой духовный опыт.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Косцы» И.А. Бунин.»
Конкурс «Учитель года 2016»
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Голдыревская СОШ»,
Вологодская Любовь Анатольевна
«Подвиг отрока –киевлянина и хитрость воеводы Претича» «Косцы» И.А. Бунин
«Подвиг отрока –киевлянина и хитрость воеводы Претича» «Косцы» И.А. Бунин
«Подвиг отрока –киевлянина и хитрость воеводы Претича» «Косцы» И.А. Бунин
« Я пишу о красоте…, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души».
Аркадий Пластов «Сенокос»
«Страдная пора (Косцы)» 1887 г.
«Страдная пора (Косцы)» 1887 г.
«Разве можем мы забыть Родину. Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает»
«Подвиг отрока –киевлянина и хитрость воеводы Претича» «Косцы» И.А. Бунин
Домашнее задание(по выбору):
«…куда бы ни забросила меня доля, всё будет надо мной родное небо, а вокруг- беспредельная родная Русь…»
Презентация по литературе на тему: «Рассказ «Косцы» И.А. Бунина»(5 класс, литература)
РАССКАЗ «КОСЦЫ» И.А. Бунина. Презентацию к уроку подготовила учитель русского языка и литературы
РАССКАЗ «КОСЦЫ» И.А. Бунина.
Презентацию к уроку подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Узюково Фролова Т.В.
История создания Рассказ «Косцы»
Рассказ «Косцы» И.А. Бунин написал в Париже в 1921 году.
Рассказ был напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Бунин неоднократно его редактировал.
Особенности рассказа «Косцы»
Бунин – мастер слова В рассказе нет сюжета; нет чётко описанных героев
Бунин – мастер слова
В рассказе нет сюжета; нет чётко описанных героев.
Рассказ напоминает стихотворение
Рассказ напоминает стихотворение.
Раззудись, плечо, размахнись, рука…
Раззудись, плечо, размахнись, рука…
О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако.
Давно слежу за ним…
Мы мало знаем, видим,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка.
И от книг усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив.
Всё во мне.
ИЗ истории слов БАХИЛЫ мн. 1)
БАХИЛЫ мн. 1) Крестьянская обувь, представляющая собою кожаные или плетенные из бересты полусапожки, спереди стягивающиеся ремешками. 2) Мягкие кожаные сапоги с длинными, закрывающими бедро голенищами (обычно обувь рыбаков и охотников). 3) Надеваемые поверх обуви защитные чулки.
БАХИЛЫ ( МАЛЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ)
бахилы-хи́л, мн. (ед. бахи́ла, -ы, ж.).
1.
Мягкие кожаные сапоги с очень длинными голенищами (для хождения по болоту, воде и т. п.).
Бахилы выделываются из цельного куска кожи и потому совершенно не пропускают воды. Куприн, На глухарей.
Бахилы — это легкая выворотная обувь с длинными голенищами, ее чаще броднями или ичигами называют. Астафьев, Перевал.
2. спец.
Надеваемые поверх обуви специальные защитные чулки из какой-л. ткани (в зависимости от их назначения).
Толковый словарь Кузнецова бахилы
Толковый словарь Кузнецова
ОТКРОЙ словарь Ожегова: Слово
ОТКРОЙ словарь Ожегова:
Порты, портной… ПОРТЫ – это то же, что и штаны
ПОРТЫ – это то же, что и штаны.
Медвяный — ая, ое. см. тж. медвяно 1) а)
Медвяный — ая, ое. см. тж. медвяно 1) а) Ароматный и сладковатый (о запахе) М ые травы, цветы. б) отт. Имеющий такой запах. Медвя/ный дух. 2) нар. поэт. приготовленный из мёда 1); медовый. М
Медвяные травы
http //dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/264978
К каким стихотворениям ближе рассказ»Косцы»?
К каким стихотворениям ближе рассказ»Косцы»?
В стороне далекой от родного края Снится мне приволье тихих деревень, В поле при дороге белая береза, Озими да пашни — и апрельский день. Ласково синеет утреннее небо, Легкой белой зыбью облака плывут, Важно грач гуляет за сохой на пашне, Пар блестит над пашней.
А кругом поют Жаворонки в ясной вышине воздушной И на землю с неба звонко трели льют.
В стороне далекой от родного края
В стороне далекой от родного края Девушкой-невестой снится мне Весна: Очи голубые, личико худое, Стройный стан высокий, русая коса. Весело ей в поле теплым, ясным утром! Мил ей край родимый — степь и тишина, Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский, И с приветом смотрит на поля она: На устах улыбка, а в очах раздумье — Юности и счастья первая весна!
Проанализируй эти стихотворения
Проанализируй эти стихотворения
Каким настроением проникнуто
Какие картины открываются при чтении?
Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
Определите размер, особенности рифмы.
Каким мы видим лирического героя?
Определите общие черты с рассказом.
И.А. Бунин «Косцы». Изображение природы и народного труда. Образ Родины. 5-й класс
Разделы: Литература
Класс: 5
Оборудование:
Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; памятки “Основные художественно-изобразительные средства языка”; презентация “Бунин и Орёл”; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; магнитофонная запись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.
Ход урока
1. Сообщение целей и задач урока. Организация класса на работу.
2. 3накомство с личностью писателя:
а) воспроизводящая беседа;
б) сообщение ученика.
3.Чтение и анализ рассказа:
а) беседа по выявлению первичного восприятия;
б) выделение основных микротем;
в) беседа по основным микротемам (тема природы, нар.труда, нар. песни, тема Родины), составление опорной схемы.
4. Подведение итогов урока, выводы.
Домашнее задание. Оценка.
Выразительное чтение рассказа учащимися.
Подробная запись урока
1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья. ”
— Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.
— О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).
— Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.
— В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.
2. 3апишите тему урока:
“И.А.Бунин. “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины”.
3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.
И.А.Бунин. Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?
— К сегодняшнему уроку группой учащихся нашего класса подготовлена презентация, посвященная И.А.Бунину, в ней представлены материалы о связи писателя с городом Орлом. (Просмотр презентации, комментарий авторов)
В этом году (2010 г.) 22 октября наш город отмечает 140-летие со дня рождения этого великого писателя.
Прослушаем сообщение о жизни и творчестве И.А.Бунина.
За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.
— Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.
4. Чтение наизусть учеником начала рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.
5. Беседа. Анализ рассказа.
Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
— Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
— Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).
— К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их.. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)
— Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).
Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).
Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?
Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.(Стр.5)
Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
Как понимаете эти слова? (Любят работать).
А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
На прошлом уроке мы разбирали отрывок из стихотворения А.В.Кольцова “Косарь”. Дома вы должны были сравнить описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе “Косцы”. Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили? Прослушаем выразительное чтение этого стихотворения и ответ на вопрос.
— Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.
Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?
(Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.)
Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).
Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).
А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
Такой композиционный приём называется лексический повтор- повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.
— Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.
1. Обаяние, очарование, привлекательность.
2. Приятные, пленяющие явления, впечатления..
3.0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем.
4. Внешние черты женской красоты.
— В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте.
(Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).
В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).
В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
(Русские люди едины в любви к Родине).
Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.
В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).
Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).
Поместим и это слово на доску.
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).
Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).
Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).
(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).
В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.
Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).
— Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.
— Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить одно из двух заданий, записанных на доске. (Переносная доска).
1. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А.Бунина “Косцы”.
2. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.
Урок «Человек и природа» в рассказе И. А. Бунина «Косцы».
специалист в области арт-терапии
в рассказе И. А. Бунина «Косцы».
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с личностью И. А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
Развивающие: развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.
Развивать умение видеть образную природу слова.
Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
Воспитательные: воспитывать чувства уважения к автору, любви к художественному слову, воспитывать любовь к родине, природе и уважение к людям, труду.
Оборудование: Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; рабочая тетрадь, толковый словарь Ожегова; презентация “Жизнь и творчество И.Бунина”; презентация «Человек и природа в рассказе И.Бунина «Косцы», репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; запись русской народной песни «Ах ты, степь широкая».
Эпиграфы к уроку:
и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин)
1.Организационный момент. Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
Мы сегодня не одни, гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь и тихонько все садитесь.
Сели дружно, тихо сели. На меня все посмотрели. Сядьте ровно, ножки вместе, руки положить на стол. Будем мы писать, трудиться, мы пришли сюда учиться, Работаем старательно, слушаем внимательно. Не лениться, а трудиться, ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться, так как мы – ученики.
2. Актуализация знаний. Откройте рабочие тетради и запишите И.А.Бунин. Цель нашего урока: знакомство с писателем. (Просмотр 14 слайдов презентации)
Слайд 1 Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья. ”
— Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.
— О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа).
— В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.
Слайд 2. 3апишите тему урока: ! Нарисуем дом.
Человек и природа в рассказе “Косцы”.
Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. В написанных заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах» : «Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге. и все говорили: „Так. могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“.
Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес».
Писатель в эмиграции обращается к прошлому и создает его в преображенном виде. О том, как велика тяга писателя к соотечественникам, как глубока его любовь к России, свидетельствует его рассказ «Косцы», где речь идет о рязанских крестьянах, их вдохновенном труде, берущем за душу пении во время сенокоса на орловской земле.
В рассказе «Косцы» главная прелесть для него не только в крестьянах и их дивном пении: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу».
Слайд 3 1.Что больше всего описывается в рассказе? (Природа)
? Какой представлена природа в рассказе Бунина?
? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы?
? О какой теме мы с вами говорим? (тема природы).
Обратимся к эпиграфу:
Слайд 4
? Как вы понимаете эти слова?
Слайд 5 (Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
Слайд 6 Удалось ли автору в рассказе «Косцы» “дать с природой часть своей души”?
А теперь обратимся к следующей теме – теме крестьянского труда.
? Слайд 7 Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. Стр.5
Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица, жбан, портки).
Жбан – сосуд в виде кувшина с крышкой.
Артель – объединение лиц для ведения коллективного хозяйства.
Слайд 9 ? Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? ? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
? Как понимаете эти слова? (Любят работать).
Слайд 10
? А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? ? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
? А как этот труд описывается в рассказе?
? Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Стр.7 ? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
4. В картинной галерее.
Слайд 11
Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников
Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)”.
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834 – 1911) – русский живописец.
Один из создателей творчества передвижников. Правдиво изображал крестьянскую жизнь («Земство обедает», 1872; « Косцы», 1887), обращался к историческим и литературным темам.
Слайд 12 Рассмотрим иллюстрации. Описание увиденного.
Слайд 13
? Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”?
Слайд 14
Рассказчик любуется и восхищается ими. Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё? (Они поют песню)
Слайд 15
5. Следующая тема – народная песня
Звучит русская народная песня “Ах ты, степь широкая”.
Слайд 16 Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Я уверена, что русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала у вас светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня.
Слайд 17 Физ.минутка.
? Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. Стр.6
? Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили?
(Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”). Стр.6
? А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова?
(Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
Такой композиционный приём называется лексический повтор — повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления
эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.
Слайд 18 6. Толковый словарь СИ. Ожегова. З начение этого слова.
1. Обаяние, очарование, привлекательность. 2. Приятные, пленяющие явления, впечатления..
3 О ком-то, чём-то прелестном, чарующем. 4. Внешние черты женской красоты.
? В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте.
(Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).
В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).
? В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
(Русские люди едины в любви к Родине).
? В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).
? Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).
? Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
? Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом.
? Из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”?
(Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).
Слайд 19
? Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).
? Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).
По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы-фигуры дома. “Стены” — слова родство и родина,
“крыша”- слова труд и песня,
? Любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину. Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, и любовь к Родине.)
Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе.
Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера.
Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.
Слайд 20 Обратимся к эпиграфу:
“Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину?
Эти слова должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь:
10. Итог урока. Оценки.
Слайд 21
Слайд 22. Всем спасибо за внимание,