Урок литературы. И.С. Тургенев «Певцы»: тема искусства в рассказе
Презентация составлена к уроку литературы в 7 классе по теме «»Певцы». Тема искусства в рассказе». В презентации используется видео и аудио фрагменты.
Просмотр содержимого презентации
«И Тургенев Певцы»
Проверим домашнее задание
Характеристика Хоря и Калиныча
С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.
Беседа по первичному восприятию
питейное заведение (синоним: трактир, харчевня).
продавец в питейном заведении (синонимы: кабатчик, продавец).
Тот, кто рядит, подряжает. Так называли второстепенных подрядчиков, берущих на себя не работу, а лишь вербовку рабочих.
здесь восьмая доля ведра.
бойко молол языком, болтал.
решение вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад предмета из ряда подобных (синонимы: судьба, участь, доля)
Выразительное чтение эпизода
от начала до слов «. они ездят туда охотно и часто» и от слов «Признаться сказать, ни в какое время года. » до слов «. наконец этот невыносимый зной».
Голый холм, бездна, разрытый и размытый, боязливо спускаются, невеселый вид, полуразметанные крыши домов, вызженный, запыленный выгон, новый сруб с дырами вместо окон, остаток барского дома, черный пруд.
Выпишите из данного фрагмента словосочетания, передающие отношение рассказчика к изображаемому.
Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Страшный овраг, упомянутый и в рассказе «Хорь и Калиныч», воспринимается как символ противоестественного порядка вещей.
Выразительное чтение эпизода
от слов «За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч. » до слов «Зато в ней было почти прохладно… ».
Составить рассказ о:
В характерах героев преобладает рациональное, твердое, деловое начало, присущее Хорю, герою рассказа «Хорь и Калиныч».
При всем многообразии индивидуальностей И.С. Тургенев всем поэтически одаренным героям придает устойчивые, из рассказа в рассказ повторяющиеся черты. Сходны, например, их портретные характеристики. Внешний облик Калиныча писатель передает так: «Худой, с небольшой, закинутой назад головкой», с «жидкой клиновидной бородой».
Яшка Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех.
«Все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием».
Герой не испытывает глубокого внутреннего волнения перед выступлением, свойственного настоящим артистам. Он относится к предстоящему состязанию как к привычному занятию.
Исследовательская работа с текстом
от слов «Итак, рядчик выступил вперед…» слов «. закачал головой направо и налево».
Голос приятный и сладкий, несколько сиплый; играл и вилял этим голосом, просто лез из кожи
Первый звук был слаб и неровен, трепещущий, звенящий звук, твердый и протяжный, дрожащий, как струна, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас. Залился еще звонче.
Подготовить сообщение о песнях «Не одна во поле дороженька пролегала…», «Распашу я молода-молоденька…».
Николай Иванович одобрительно закачал головой, на лице выступила краска, помолодел.
Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать. Обалдуй затопал и засеменил ногами, бросился на шею и начал душить.
Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, по железному лицу Дикого Барина медленно катилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…
Дикий Барин не изменился в лице, но взгляд его смягчился.
У Якова глаза разгорелись как уголья, он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. Как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!»
Просто лез из кожи
Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны
Прочитайте выразительно фрагмент, содержащий оценку пения Якова Турка рассказчиком.
Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.
Яшка Турок — настоящий художник , который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.
В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам .
Выразительное чтение эпизода
финала рассказа от слов «По деревне мелькали огоньки» до конца рассказа.
И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».
Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?
Эпилог (гр. epilogos, от epi — после, logos — слово) — так называли в древнегреческой драме заключительное обращение к зрителям, в котором автор объяснял свой общий замысел или характер пьесы. Иногда такое обращение предшествовало спектаклю, и тогда оно называлось пролог.
Эпилогом в художественном произведении называется заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображённых событий.
Работаем со словарём!
Диалог позволяет избавиться от ощущения безысходности, навеянного финальной сценой, заставляет читателя улыбнуться детской непосредственности героев. Финал рассказа остается открытым. Судьбы людей выглядят незавершенными, ожидается их продолжение за пределами «случайно» прерванного рассказа. Тургенев в какой-то мере оправдывает ожидания читателей: разомкнутый финал предыдущего очерка часто подхватывается началом последующего, незавершенный сюжетные нити получают продолжение и завершение в других очерках.
Поработаем в группах
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».
2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».