специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация проекта Подготовила ученица 4 класса МОУ «СОШ №9» дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями Карпухина Екатерина. Руководитель проекта: учитель начальных классов Теплова Т.И. г.Железногорск 2013.
Презентация проекта Подготовила ученица 4 класса МОУ «СОШ №9» дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями Карпухина Екатерина. Руководитель проекта: учитель начальных классов Теплова Т.И. г.Железногорск 2013.
Расширение знаний о жанровых особенностях сказок (народных и литературных, стихотворных и прозаических)
Конёк-игрушка, «ростом только в три вершка, на спинке с двумя горбами да с аршинными ушами»…
Зайцева Анна Васильевна педагог дополнительного образования Моя мама Руководитель проекта Теплова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №9 г. Железногорска
Номер материала: ДВ-372392
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по литературе на тему «Сказка Конек-Горбунок»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
У крестьянина было три сына. Братья зарабатывают тем, что выращивают и продают пшеницу. Вдруг случается беда: кто-то по ночам вытаптывает посевы.
Младший брат идёт в поле и видит, как появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Кобылица просит отпустить её, обещая родить трёх коней.
Старшие братья увидев двух золотогривых коней, решают тайком от Ивана продать их. Братья объясняют свой поступок бедностью. Царь назначает Ивана начальником царских конюшен.
Остановившись в поле на ночлег, вдруг замечают вдали огонёк. Конек-Горбунок объясняет, что это – перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесет ему много неприятностей. Иван не слушает совета, подбирает перо, кладет его в шапку.
По совету Горбунка получив у царя «два корыта пшена да заморского вина», Иван отправляется за Жар-птицей. Конек велит Ивану в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто. Иван послушно все исполняет, и ему удается поймать Жар-птицу.
Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Конек вызывается помочь Ивану. Для этого нужно взять два полотенца, золотой шатер, обеденный прибор и сладостей. Иван выполняет все, что велел конек и они все возвращаются в столицу.
Царь увидев Царь-девицу, предлагает ей обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы достали со дна океана её перстень.
Подъезжая к океану, Иван и Конек видят, что поперек него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит». Иван узнает, что десять лет назад кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощен и отпущен в море.
Жители успешно покидают село, а кит отпускает на волю кораблей. Он свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит достать со дна океана перстень Царь-девицы. Сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его.
Царь относит перстень, однако она отказывается выходить за него замуж, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть.
Нужно поставить три котла: один – с холодной водой, другой – с горячей, а третий – с кипящим молоком – и искупаться по очереди во всех трех котлах. Царь опять зовет Ивана.
Иван все так и делает – и становится писанным красавцем.
Народ приветствует царя с царицей, а во дворе гремит свадебный пир.
Спасибо за внимание
Номер материала: ДВ-496691
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по детской литературе «Петр Павлович Ершов и его сказка «Конек-горбунок» (3 курс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Петр Павлович Ершов и его сказка «Конек-горбунок» (1815 – 1869) Методический материал к занятию
Страницы биографии Родился в д.Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. В детстве часто переезжал с места на место по делам службы отца, капитана-исправника. В 1824 году его и старшего брата Колю определили в Тобольскую гимназию, жили они в семье дяди по материнской линии – купца Пиленкова. В 1831-1835 годах учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета.
Страницы биографии Вернувшись на родину летом 1836 года, работал учителем Тобольской гимназии, затем инспектором (с 1844 года) и директором (с 1857) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из учеников – будущий химик Д.И.Менделеев. Был инициатором создания любительского гимназического театра, в котором занимался режиссурой и для которого написал несколько пьес.
Литературная деятельность Известность принесла сказка «Конек-горбунок», написанная в студенческие годы (1834) и впервые напечатанная отрывком в 3-ем томе «Библиотеки для чтения». Ершовым написано несколько десятков стихотворений, рассказы, повести и драматургические произведения: «Друзьям», «Моя поездка», «Молодой орел», «Осенние вечера», «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель», «Сибирский казак», «Якутские божки».
Почему сказка? Сказка вошла в жизнь П.Ершова с самого раннего детства: родители совершили обряд продажи младенца за гроши, чтобы сохра-нить ему жизнь, т.к. он родился слабым ребенком. Во время многочисленных переездов семьи, где он только ни был, он любил слушать сказки. Учась в Тобольской гимназии, слушает предания и легенды об историческом прошлом края, старинные сибирские сказки и песни, пословицы и прибаутки.
Знаменитая сказка Отдельной книжкой сказка вышла в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий, причем четвёртое издание (1856 года) — было сильно переработано автором и является на сегодня каноническим текстом.
А.С.Пушкин о сказке: «Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка! Вы избрали правильный путь. Теперь этот род сочинений можно мне и оставить…» Высокая оценка В.А.Жуковского: «Это не только побасенка для детей»
П.Ершов о своей сказке: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилу. Зазвенела родная, и русское сердце отозвалось».
Народность сказки социальная сатира на царя и придворных; уездная Русь, реализм в показе быта народа; образ главного героя (Иванушка – добр, простодушен, смекалист, наивен, доверчив, честен, настойчив, трудолюбив, обладает большим человеческим достоинством); Конек-горбунок не слуга, а верный товарищ; волшебные персонажи – конек, рыба-кит, жар-птица, отец-Месяц, брат-Солнце.
Поэтическое мастерство сочетание трех видов народной сказки (к элементам волшебной сказки относится все чудесное и прекрасное, сатирическая сказка проявляется в обрисовке персонажей, сказка о животных представлена широко известным лубóчным сюжетом «Ерш Щетинникович» – в описании подводных владений); Лубо́чная литерату́ра — дешёвые и примитивные по содержанию массовые издания, снабжённые ярко раскрашенной картинкой;
Поэтическое мастерство три части сказки предваряются каждая эпиграфом, и одновременно они связаны воедино; ритмичный, песенный склад речи, красочность описаний; богатство народного языка, характерного для Сибири; сказка написана в традициях русского райкá – народного ярмарочного представления, сочетавшего стихотворную речь с игровым действием.
Заключение «Конек-Горбунок» – вечно молодая, насмешливая, праздничная и добродушная сказка, в которую её автор П.П.Ершов вложил всю свою широкую и азартную русскую душу, гражданскую честность, весь свой поэтический талант.
Память (г.Тобольск) Могила П.П.Ершова с памятником, на котором написано: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-горбунок»
Память (г.Тобольск) Памятник П.П.Ершову
Память Культурный центр П.П.Ершова в г.Ишиме
Память Культурный центр П.П.Ершова в г.Ишиме
Жизнь сказки Балет «Конек-горбунок», 1864 г., композитор Цезарь Пуни (Петербург) Балет, 1960 г., композитор Родион Щедрин (Москва) Мультфильм, 1947, 1975гг. Фолк-рок-опера, 2008 г., в ТЮЗе г.Хабаровска Спектакль в МХТ им.Чехова
Памятники героям сказки
Информационные источники Арзамасцева И.Н., Николаева С.Н. Детская литература: Учебн.пособ. – М.: Академия, 2007. Детская литература. Учебник /Под ред. Е.О. Путиловой. – М.: Академия, 2008. Ершов Петр Павлович – Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%F0%F8%EE%E2,_%CF%B8%F2%F0_%CF%E0%E2%EB%EE%E2%E8%F7 Энциклопедия «Великие сказочники мира». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.skazka.com.ru/bio/pyotr-ershov
Контактная информация Сорока Наталья Павловна, преподаватель детской литературы СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8» E-mail: soroka_1951@mail.ru Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-088644
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок (конспект +презентация) по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Ершов Конёк горбунок.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пётр Павлович Ершов (1815-1869) Город Ишим Тобольская гимназия Петербургский университет
Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок»
За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе – на земле Жил старик в одном селе. традиционное начало Главные герои сказки: Иван-дурак, третий, самый младший сын, Конек-Горбунок — «уродец» в своем мире, он тоже третий, младший, конь Похожи на фольклорных сказочных героев («Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-бурка») похожие мотивы, образы (Жар-птицы, Царь-девицы, Месяца Месяцовича, подводного царства) Чудесный конь помогает положительному герою сказки о Жар-птице («Жар-птица и Василиса-царевна»), необыкновенном коне Сивке-Бурке, о таинственных налетах на сад, о том, как доставали дряхлому царю молодую жену и др. Сказка «Конек- горбунок» Русские народные сказки
Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Любит свободу, простодушен, но правдив. Конек-горбунок трижды спрашивает у Ивана «Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?» традиционные повторы 1.Начинает сказка сказываться. 2.Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается. 3.Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал. 4. Для дружка и сережку из ушка! многочисленные присказки, прибаутки,пословицы,поговорки, простонародные слова («нешто», «сызнова»).
«сонные тетери», «как сыр в масле», «за тридевять земель», «как с гуся вода», «остались рожки да ножки» фразеологизмы Три брата, три коня, три котла, три части, три десятка кораблей, три путешествия Ивана В сказках часто встречаетсячисло три Путешествует Иван каждый раз семь дней Доставать свою жар-птицу Едут целуюседмицу. цифра семь
Вывод Поэт почувствовал и передал очарование народных сказок. Ершов не только пересказал своими стихами сказки народа, но и дополнил его выдумкой, дал волю фантазии.
Фразеологизмы Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери. Под дождём я весь промок С головы до самых ног! Что обозначает выражение «сонные тетери»? (Тетеря – просторечное название тетерева. Тетерев во время токования (брачного пения) не слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко подобраться. Отсюда пошло выражение «глухая тетеря», «сонная тетеря»).
Мне было трудно, но я справился Мне было трудно, есть над чем поработать Я скучал на уроке Всё было легко и просто
Памятники героям сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок» в городе Тобольск.
Выбранный для просмотра документ Урок по сказке Конек-Горбунок.docx
Урок литературы в 5 классе по ФГОС
Тема урока: «Художественный мир сказки П.П. Ершова
Цель урока : художественный анализ сказки «Конек-Горбунок».
знакомство с личностью писателя П.П. Ершова, его писательской судьбой;
чтение и художественный анализ сказки;
обучение навыкам выразительного чтения;
формирование у обучающихся ценностного отношения к таким понятиям, как товарищество и дружба.
познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения : компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к сказке, наглядный материал (распечатанные листы).
1. Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» (разные издания).
2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: М.Б. Ладыгин.
Учитель: добрый день, мы начинаем урок. Перед вами чистый лист, можете ли вы по чистому листу определить тему урока? (нет). Тогда давайте попробуем перевернуть лист, а сейчас, что вы можете сказать (рисунок 1)?
— тема урока «Художественный мир сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»
Учитель: Что же составляет художественный мир сказки? С какими особенностями сказки нам предстоит познакомиться?
— познакомимся с автором сказки;
— сказка «Конек-горбунок» авторская, но очень похожа на народную. Я думаю, что это одна из особенностей художественного мира сказки.
— в сказке особые слова, не все они понятны, значит, попробуем познакомиться с устаревшими словами, потому что и они представляют особенности художественного мира сказки.
— мы будем говорить о героях сказки.
— на рисунке приведены слова из эпиграфов, значит, им отводится особая роль при анализе сказки.
Учитель: посмотрите, на рисунке есть вопросительный знак, как вы думаете, что он обозначает?
Ученики: вопрос, на который нам надо будет ответить.
Учитель: а вы готовы отвечать на вопросы? Тогда, начинаем.
Итак, я предлагаю познакомиться вам с высказываниями двух знаменитых людей (рисунок 2).
Рисунок 2
Литературный критик В.Г. Белинский сказал, что о сказке господина Ершова и говорить нечего, она написана очень не дурными стихами, но не имеет никакого художественного достоинства. А великий русский поэт, автор знаменитых сказок А.С. Пушкин после того, как прочитал сказку «Конек-горбунок» сказал, что теперь этот род сочинений может и оставить… Как вы можете прокомментировать эти слова?(Ответы учеников, мнения разные).
Учитель: Поможет увидеть нам художественные достоинства сказки обращение к художественному миру. А начнем мы со знакомством с личностью писателя Петра Павловича Ершова.
Петр Павлович Ершов родился на исходе зимы, 6 марта 1815 года. Семья жила тогда в селе Безруково, недалеко от Ишима.
Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. Вначале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.
На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь.
Назывался этот обряд «Продажа сына»
А делалось это так:
К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:
— А сколько возьмешь?
Нищий брал ребенка, немножко держал в руках, а уходя, забывал взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.
Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Пётр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет.
Учитель: сказка «Конек-Горбунок» вышла отдельным изданием в 1835 г., до 1917 г. переиздавалась 30 раз, ее любят и дети, и взрослые.
Скажите, какую особенность сказки отметили жители Тобольска на памятнике П.П. Ершову?
— Это авторская сказка, но она имеет черты и народной сказки.
Учитель: Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)
— Чем отличается русская народная сказка от литературной?
(работа в парах и у доски)
Существует в устной форме.
Создаётся в письменной форме.
Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).
Внесение изменений не допускается.
Время создания определить невозможно.
Время создания сказки известно.
Ограничивается определённым жанром:
Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
— А связь между народной сказкой и литературной есть? В чем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек-Горбунок»? (выступает группа исследователей)
При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет. Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три брата, три коня, три котла, три десятка кораблей, три путешествия Ивана, встречается также и сказочное число семь: путешествует Иван каждый раз семь дней, автор для обозначения этих семи дней использует слово седмица:
Вот Иванушка поднялся,
В путь-дорожку собирался,
Взял корыто и пшено,
На коне своём уселся,
Вынул хлеба ломоток –
Доставать свою жар-птицу
Едут целую седмицу.
Стремясь сохранить литературную и народную сказку, Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра, автор часто обращается к читателю:
Но теперь мы их оставим,
Снова сказкой позабавим
Что наделал наш Иван,…
“ Эх, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой,
Муж то примется за шутки,
А жена за прибаутки,…….”
А так же часто автор начинает рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:
Ну-с, так вот! Раз Данило
(В праздник, помниться, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган….
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на океян.
Горбунок летит, как ветер,…
А ещё как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:
Тут, уклав его в ларец,
Подтвердив своё веленье
Быстрым взмахам кулака:
В сказке Ершова используется много присказок, прибауток, пословиц, поговорок:
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;……
Это присказка: пожди,
Сказка будет впереди.
И на острове Буяне
Новый гроб в лесу стоит,
В гробе девица лежит;
Соловей над гробом свищет;
Черный зверь в дубраве рыщет.
Это присказка, а вот –
Сказка чередом пойдёт.
Хочется привести еще один пример:
Это присказка ведется,
Сказка после начнётся….
Как у наших у ворот
«Что дадите мне за вестку?
Бьёт свекровь свою невестку:
Посадила на шесток…
Учитель: Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал. Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.
Мы внимательно прочитали сказку и выписали незнакомые или непонятные слова, в словарях нашли их значения, вот что у нас получилось (сделать карточки):
спальник – придворный чин
бабка- игральная кость
каурка – лошадь рыжей масти
лубки – яркие картинки
шабалки – шабаш, конец
рядиться – торговаться, договариваться
малахай – длинная, широкая одежда без пояса
Также в тексте сказки нам встретились фразеологизмы, то есть устойчивые словосочетания. Вот одно из них:
Эй вы, сонные тетери!
Отпирайте брату двери.
Под дождём я весь промок
С головы до самых ног!
Что же обозначает выражение «сонные тетери»? Тетеря – просторечное название тетерева. Тетерев во время токования (брачного пения) не слышит ничего вокруг, поэтому к птице легко подобраться. Отсюда пошло выражение «глухая тетеря», «сонная тетеря».
Объясним еще один отрывок из сказки, в котором также встречается фразеологизм:
Царь отправился назад,
Говорит ему: «Ну, брат,
Пара нашим не даётся;
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить;
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься…”
В сказке используется фразеологизм «Как сыр в масле кататься». Сыр и масло издревле были символами благополучия и сытости. «Как сыр в масле кататься” – это значит жить в довольстве, достатке и благополучии, ни в чём себе не отказывая.
Итак, мы видим, что фразеологизмы украшают речь сказки, делают её выразительной, образной.
Учитель: Ребята, надо всегда помнить, что в литературном произведении ничего не бывает «просто так» – каждое высказывание, слово имеют своё место и свой особый, точный смысл. Большую роль в сказке играют эпиграфы. О том, какая это роль расскажут нам исследователи, которые работали с эпиграфами в сказке «Конек-Горбунок».
«Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все, что произойдет с главным героем:
… Как в суседке он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу,
Как он ездил за кольцом,
Как был на небо послом,
Как он солнцевам селенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей;
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь о том,
Как он сделался царём.
«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том, что главный герой как и герой в народной сказке, будет победителем, о победе добра над злом.
— Что воплощают отрицательные герои в народных сказках?
— А в этой сказке какое главное качество спальника? (Зависть)
— В царе какое главное отрицательное качество? (Глупость)
— Братья чем отличались? (Жадностью)
— Что считает Ершов злом?
Учитель : Зло – это плохие качества человека: жадность, глупость, зависть, подлость, лживость. Они могут быть в каждом человеке в большей или меньшей степени, и сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, если хочешь быть хорошим человеком. Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких-нибудь фантастических существах, а в простых людях и в царе. Поэтому сказка такая живая.
— Автор ненавидит своих героев или смеётся над ними?
— Смех – это хорошее определение авторского отношения к персонажу.
— А над Иваном автор смеётся? (Не смеётся, а подшучивает.)
(с.132, 141-142, 168-169, 170-171)
— Кто говорит эти слова? (Конёк и повествователь)
— Почему они шутят над ним? (Они любят его)
1. Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал,
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу…( добросовестный)
3. Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)
4. А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”( честный, скромный)
6. Вот он к братьям приезжает
И на спрос их отвечает:
Как туда я доскакал,
Пень горелый увидал;
Уж над ним я бился, бился,
Так что чуть не надсадился;
Раздувал его я с час,
Нет ведь, чёрт возьми, угас!
Братья целу ночь не спали,
Над Иваном хохотали;
А Иван под воз присел,
Вплоть до утра прохрапел. ( смекалистый)
7. Иван заплакал
И пошёл на сеновал,
Где конёк его лежал.
— Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный.
Обратимся к пояснениям в словаре Даля.
Простодушие – это прямодушие, бесхитренность. Простодушный человек – человек искренний, прямая откровенная душа.
Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию. Победа младшего брата-дурака – это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности. Поражение старших братьев, спальника, царя – это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.
При определении роста человека или животного счёт велся так: после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): аршин+аршин+вершки.
если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.