Презентация по литературе на тему » Рассказ «Конь с розовой гривой»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Уроки доброты в рассказе В.П Астафьева «Конь с розовой гривой»
Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев (1924–2001 гг.) – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Его книги пользовались огромной популярностью и издавались миллионными тиражами ещё при жизни автора.
Коротко о писателе
Родился Виктор Петрович 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии, детство провел с бабушкой и дедом
Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года
А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева приняли в Союз писателей.
В своих произведениях Виктор Петрович освещает военную и деревенскую тематику
Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.
«Конь с розовой гривой»
Рассказ открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Действия в рассказе происходят в первые годы после Гражданской войны. Это были тяжелые, голодные годы. Роскошью являлся кусочек сахара, а уж пряник или конфета – заветная мечта каждого ребенка
Главные герои произведения
Витя – мальчик, потерявший мать и теперь живет с бабушкой и дедушкой в сибирской деревне. Он бедно, но опрятно одет, ухожен. Мальчик знает, что такое ответственность и совесть, думает не только о себе, но и о других
Бабушка, которая очень любит своего внука, однако воспитывает его в строгости, часто бывает требовательной. Бабушка главная в доме, всегда всем командует, из – за чего ее реплики звучат как приказы. Однако, Катерина Петровна очень сердечная женщина
Уроки нравственности
Умей признать ошибку
Умей говорить «нет»
Будь честным
Не поддавайся на провокации
Будь решительным
Спасибо за внимание!
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку В.Астафьев «Конь с розовой гривой»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок нравственной доброты по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими нормами
Вопросы В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
Вопросы Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
Смысл названия Почему произведение так называется?
Почему пряник в форме коня?
Пряник Стыд Бабушка Радость, счастье Уроки жизни Сказка Раскаяние Прощение Детство
Что лежит в основе рассказа? Поход за земляникой
Как вели себя левонтьевские дети по дороге на увал? Бросали Барахтались Напластали Дразнились Принимались драться Заскочили Плакали Наелись Побросали
Какую посуду взяли с собой левонтьевские дети? Бокалы с отбитыми краями Изодранные туески Ковшик без ручки
Как воспитывали Витьку? Как воспитывали детей в семье Левонтия?
Наказание — это вовсе не действие со стороны наказующего, а то, что происходит в наказываемом человеке. Это неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать.
Вопросы Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник — коня с розовой гривой? Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?
Исполнилась ли мечта мальчика? “По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”
Чем в рассказе является конь с розовой гривой? Игрушка Лакомство Символ
Искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение. Найти эпизоды в тексте к ключевым словам.
Уроки нравственности Умей говорить «нет» Умей признать ошибку Не поддавайся на провокации Умей прощать Будь честным Будь решительным Не будь жестоким
Практическое задание Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой» «Чему научил меня рассказ «Конь с розовой гривой»
Номер материала: ДБ-1102360
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к практическому уроку по литературе «Особенности языка в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (6 класс).
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Виктор Петрович Астафьев Особенности языка в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.
Разминка «Зашифрованный код». 1. Шалости на реке. 2. Бабушка простила. 3. Рыбалка. 4. За земляникой. 5. Жалко ягод. 6. Левонтьевское семейство. 7. Дивный конь с розовой гривой. 8. Бабушка уезжает на рынок. 9. Кража калача. 10. Ссора. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. В лесу. 14. Урок на всю жизнь. 15. Санька советует обмануть бабушку. Восстановите последовательность событий. Запишите только цифры в последовательном порядке.
Разминка «Зашифрованный код». 1. Левонтьевское семейство. 2. За земляникой. 3. В лесу. 4. Ссора. 5. Жалко ягод. 6. Шалости на реке. 7. Санька советует обмануть бабушку. 8. Кража калача. 9. Бабушка уезжает на рынок. 10. Рыбалка. 11.Переживания мальчика в ожидании бабушки. 12. Обман раскрыт. 13. Бабушка простила. 14. Дивный конь с розовой гривой. 15. Урок на всю жизнь. 6,4,13,10,5,1,15,9,8,3,11,12,2,7,14.
Проверим домашнее задание. Расскажите о пользе чтения этого рассказа, как будто перед вами человек, не любящий читать, но вы его должны убедить прочитать этот рассказ (3 аргумента или более).
Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А.Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать. Какие уроки нравственности вы вынесли для себя?
Уроки нравственности Умей признать ошибки Умей говорить «нет» Помогай другим Умей прощать Не поддавайся на провокации Будь честным Будь решительным
Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? душевная чуткость обостренная совестливость неприятие зла в любых его проявлениях любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе О чем бы вы спросили Витю? Какие черты характера героя есть у вас? Можно ли у Вити чему-либо научиться?
Каким вы представляете себе автора рассказа? пожилой человек, любящий свою Родину, родных умеющий видеть прекрасное вокруг умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки и свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком. Как создается автором такая красота? Писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы. Почему не заменил на стилистически нейтральные?
Урок-исследование. Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Задание 1. Составьте словарь диалектных слов, используя сноски на страницах учебника. Слова необходимо расположить в алфавитном порядке. Бадога Заимка Заполошная Поскотина Туесок Увал Шаньга Яр
Задание 2. В тексте рассказа употреблены просторечные слова. Найдите соответствие просторечных слов общепринятым нормативным словам. 1. таскаться 2. цапнуть 3. укатывалась 4. поносила 5. пожрал 6. жрут 7. ша 8. парнишка 1.быстро и грубо хватать 2. ругала 3. съел 4. замри 5.ходить без дела 6. подросток 7. быстро уходила 8. едят
Задание 3. Слова разговорного стиля замените стилистически нейтральной лексикой. 1. ластиться 2. рвануть 3. умудрялась 4. ковырять землю 5. корить 6. ушмыгнуть 7. говаривать 8. хорохориться 9. срамила ласкаться резко тронуться с места ухитрялась слишком медленно делать упрекать незаметно уйти говорить храбриться позорила Нейтральная лексика — общеупотребительная лексика, не связанная с разновидностями стилей и не имеющая эмоциональной окраски.
Задание 4. Запишите напротив фразеологизмов их значение. 1. остались хвост да грива 2. устроить пир горой 3. ударялись в рев 4. попал на уду 5. лешак с тобой Насколько это возможно, со всех сил (бить кого-либо). Шумное застолье, гулянка. Громко плакать, навзрыд. Ошибиться, принять неверное решение (уда – удочка). «Чёрт с тобой»(лешак – леший). Фразеологизмы — неделимое на отдельные слова сочетание слов, значение которого мы понимаем в целом.
Здание 5. В речи автора и в речи персонажей встречаются слова, употребленные в неправильной грамматической форме. Образуйте и запишите правильную форму слов. 1.супротив(автор) 2. ихнем (автор) 3. бегишь (Танька) 4. запнешша (Танька) 5. выдь отсюдова (Левонтий) 6. жисть (Левонтий) Напротив. Их. Бежишь. Запнёшься. Выйди отсюда. Жизнь. Просторечная лексика — слова, употребляющиеся в литературном языке в целях сниженной, грубоватой оценки предмета речи. Разговорный стиль — употребляется в непринужденной свободной обстановке, в условиях свободного общения.
Вывод: С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение на одну из тем: 1. «В чём заключается особенность языка в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? 2. «Над чем меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева „Конь с розовой гривой“?»
Рефлексия 1. На уроке я работал активно / пассивно. 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен. 3. Урок мне показался коротким / длинным. 4. За урок я не устал / устал. 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже. 6. Материал урока мне был полезен / бесполезен; интересен / скучен. 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным; интересным / неинтересным.
Молодцы! Спасибо за урок!
Номер материала: ДВ-478511
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.