Презентация к уроку сказки салтыкова щедрина 10 класс

Сказки

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЗинаида Молоканова

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме: презентация к уроку литературы 10 класс «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина.

3 ПЛАН УРОКА. 1. История создания. 2. Жанровое своеобразие. 3. Основные темы. 4.Проблематика. 5. Художественные особенности.

4 История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

5 Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

7 Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. 1)Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел- меценат» и др.) 2)Тема интеллигенции («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц» и др.) 3)Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) 4)Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

8 Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пескарь

Читайте также:  Рассказ про животных на английском языке для 2 класса с переводом про животных

9 Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве

11 К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков- Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков- Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

12 1 вариант. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального. 2 вариант. Написание собственной сказки в духе Салтыкова- Щедрина.

Читайте также:  Рассказ чук и гек аннотация

Источник

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемНина Шестиперова

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сказки Урок в 10 классе Автор презентации учитель- методист Иванова Л.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сказки Урок в 10 классе Автор презентации учитель- методист Иванова Л.В.

2 Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н.А.Некрасов

3 Из письма А.П.Чехова: «Прочтите… сказку Щедрина. Прелестная штучка. Получите удовольствие и руками разведёте от удивления…»

4 Почему сатирик выбрал жанр сказки? Овладел жанром сказки. Сказка служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно- политических замыслов сатирика. Сказка привлекала более широкий круг читателей. Помогала обобщить, укрупнить масштаб художественного изображения.

5 Основные художественные приёмы художественное преувеличение фантастика иносказание сближение обличаемых социальных явлений с явлениями животного мира В основе итоговой книги писателя лежат народные сказки о животных.

6 Тематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Можно выделить три основные темы: 1.Сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы. 2.Изображение жизни народных масс в царской России. 3.Обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

7 Какую сказку читали в средней школе? Определите её тему. Что обличает в ней сатирик?

9 В сказке «Верный Трезор» с едким сарказмом сатирик обрушился на представителей массового хищничества и их «верных Трезоров», которые для своих хозяев готовы на всё.

10 Каким общим эпитетом награждает сатирик главных героев? Премудрый – исполненный мудрости. Мудрый – 1) обладающий большим умом; 2) основанный на больших знаниях, опыте. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)

11 В чём мудрость главных героев? Пескарь. «А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда не обернётся – везде ему мат». Трезор. «И премудрый был: никогда на своих не лаял, а всё на чужих».

Читайте также:  Рассказ на английском на тему диета

12 Какой образ жизни избрали пескарь и Трезор? Пескарь: дрожал Трезор: иссобачился

16 Уроки Трезор. Всю жизнь на Живодёрке при лабазе прожил, поэтому: «Не требуется никаких видов, на этом дворе я родился, на нём же и старые кости сложу».

17 Дайте краткую характеристику героям сказок Пескарь: обыватель, отгородивший себя от жизни, эгоист и трус. Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами. Трезор: верный подданный, выслуживается, унижается за миску помоев.

18 « И начал, дрожа, помирать. Жил – дрожал, и умирал – дрожал. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нём? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

19 Задание Посмотрите экранизацию сказки «Премудрый пескарь». Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотели ею сказать создатели мультфильма? Пескарь ложится в гроб-часы. Время уносит таких, как он или верный Трезор, в бездну небытия.

20 Нравственные уроки « Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».

22 Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру – ответ на вопрос: К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворение Прокофьева «Премудрый карасик»? Знать содержание сказки «Дикий помещик».

23 Урок подготовлен учителем ГОУ лицея 344 Ивановой Любовью Валерьевной

Источник

Познавательное и интересное