Презентация краткость и выразительность языка рассказа кавказский пленник 5 класс

Сказки

Конспект урока по литературе 5 класс «Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения».

специалист в области арт-терапии

Тема:Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цель: знакомство уч-ся с понятиями жанр, сюжет, композиция, идея произведения;

развитие речи учащихся;

развитие творческих способностей обучающихся (синквейн).

Урок развития речи

Краткость и выразительность языка рассказа.

— рассказ от лица Жилина о дружбе с Диной;

— синквейн о Жилине.
Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава третья
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.

Глава шестая
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Идея — главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Тема:Краткость и выразительность языка рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цель: знакомство уч-ся с понятиями жанр, сюжет, композиция, идея произведения;

развитие речи учащихся;

развитие творческих способностей обучающихся (синквейн).

Урок развития речи

I. Краткость и выразительность языка рассказа.

— рассказ от лица Жилина о дружбе с Диной;

— синквейн о Жилине.
Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

Глава первая
Выправил отпуск — оформил отпуск.
Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась — вздрогнула.
Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

Глава третья
Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71,12 см; три аршина — 2,13 м.
Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

Глава четвертая
Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел — испытал робость, испугался.

Глава шестая
Камень вострый — камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

— В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

Идея — главная мысль произведения.

Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Источник

Презентация была опубликована год назад пользователемIndira Tanirbergen

Похожие презентации

Презентация 5 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Русятинская.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Русятинская ООШ» Бурмистровой Т. Ю.

3 О каких военных событиях идет речь в рассказе?

4 Кавказ. Рисунки М. Лермонтова, А.Куинджи

5 Кавказские горы. Ущелье. Фото

7 Знакомство Жилина с Костылиным 1)Как познакомились Жилин и Костылин? 2)Найдите в тексте описание внешности героев. 3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?

8 Вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа. Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.

10 Вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание. Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

11 Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? Жилин пытается уйти от погони надеется на помощь товарища «Не дамся же живой!» до последнего сражается с татарами Костылин не думает помогать Жилину даже не пытается отпугнуть татар трусливо сбегает

12 Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин? Жилин торгуется с татарами торгуется с татарами пишет неправильный адрес пишет неправильный адрес Костылин соглашается сразу писать письмо соглашается сразу писать письмо не торгуется, просит выслать 5000 рублей не торгуется, просит выслать 5000 рублей

13 Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин

14 Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Подготовка побега Знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость.

Читайте также:  Проблемы в рассказе царь рыба астафьев

16 Первый побег. Костылин Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше. Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) Жилин Знает дорогу, ведет за собой товарища. Знает дорогу, ведет за собой товарища. Помогает Костылину Помогает Костылину «Бросать товарища не годится» «Бросать товарища не годится»

18 Почему же все-таки побег не удался? Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

21 Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?) В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

22 Учебные вопросы: Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Найдите описание Дины. Как относится к Дине Жилин? Как относится к Дине Жилин? Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело? Проведите исследование:

23 Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху шест длинный в тот край ямы втыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх, звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» а сама руками у лица все машет, что «тише, мол».

24 Учебные вопросы: Расскажите о горцах. Расскажите о горцах. Как показана жизнь аула? Как показана жизнь аула? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина? В чём заключаются особенности традиций и обычаи горцев?Проведите исследование: В чём заключаются особенности традиций и обычаи горцев?

25 На всё добро ответим мы добром, «На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов

26 Домашняя работа. Напишите сочинение на тему «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина». Домашняя работа. Напишите сочинение на тему «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».

27 Рефлексия Что нового узнали на уроке? Что нового узнали на уроке? Чему научились? Чему научились? Оцените свою работу на уроке. Оцените свою работу на уроке.

Источник

Презентация к интегрированному уроку литературы и русского языка в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Лев Толстой о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода».

«Кавказский пленник» = свобода (простор, красота Кавказа) и война (плен)

Тема урока Жилин и Костылин – сравнительная характеристика

Словарная работа Жилище кавказских горцев – сакля Головной убор у мусульман – чалма Молитвенный дом у мусульман – мечеть Татарская деревня – аул Плотный материал из валяной шерсти – войлок Узкий длинный кафтан, затянутый в талии – черкеска

Характеристика героев Добрый На себя не надеется Служит в Кавказском полку Человек действия Способен на предательство Сумел прижиться в ауле Раскис, упал духом Попал в плен Всем помогает, даже своим врагам Слабый человек Любит детей Отправляется в отпуск Не может сидеть без дела Надеется на себя, обдумывает побег Русский офицер

Значение имен героев: Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Жилин = действие. Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Костылин = бездействие.

Параметры Жилин Костылин Занятия в плену «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». Ходитпо аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» «Костылинеще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» Мнение татар о пленниках «Джигит» «Смирный»

Параметры Жилин Костылин Подготовка к побегу «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать». «Ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает». Костылинзаробел. Поведение во время побегов «Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть» «Бросить товарища не годится» «Посадил на себя Костылина и поволок» «Полез иКостылин, да зацепил ногой камень, загремел». «Костылинвсе отстает и охает». «Я не дойду: у меня ноги не идут» «Стал его Жилин поднимать, как закричитКостылин» Судьба героев в финале «Остался служить на Кавказе» «Через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли»

Критерии оценки Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более – «2»

Рефлексия «Незаконченное предложение» На уроке я узнал(а)… На уроке я научился(лась)… Мне было интересно… Было сложно… Я испытал(а) затруднения…

Номер материала: ДБ-375960

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока и презентация по литературе на тему «Языковые особенности в произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (5 класс)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по литературе на тему Языковые особенности в произведении Л.Н. Толстого Кавказский пленник.docx

«Языковые особенности в произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

— изучить лексический состав произведения;

— прививать интерес к чтению произведений с целью пополнения словарного запаса

— учащиеся знают лексический состав текста;

— знают особенности местности, описываемой в произведении.

Приветствие учителя и учащихся (1 мин):

Добрый день, ребята! Я желаю вам сегодня хорошего настроения и хорошего урока. Скажите каждый себе, что «я могу, я знаю, ум ею, я уверен» и удача не покинет вас на уроке.

Актуализация (устная работа) (2 мин):

На слайде № 2 записаны слова. Вам, ребята, нужно сконцентрировать внимание только на тех словах, которые еще не усвоены.

Читайте также:  Рерих вера в себя сказка

Постановка проблемного вопроса и задач на урок (1 мин):

Учитель: Почему вы назвали эти слова? Вы знаете их значение? Достаточно ли у вас информации для того, чтобы объяснить их значение? Какие цели ставим на урок?

Усвоение новых знаний (15 мин):

Слайд № 4: В этом произведении отразились впечатления писателя о Кавказе, где ему довелось служить в молодости.

Слайд № 5: Как, на ваш взгляд, Толстой мог передать красоту и своеобразие Кавказа? Может ли речь героев раскрыть это своеобразие?

Слайд № 6: Лексика (экзотизмы, лексические архаизмы, устаревшее значение слов, историзмы).

Слайд № 7: Экзотизмы – слова иноязычного происхождения, которые передают неповторимость, своеобразие какой-либо страны или народа. Толстому удалось передать неповторимость быта и жизни героев с помощью экзотизмов.

Слайд № 8: «На Кавказе тогда война была, чуть кто из русских отойдёт из крепости, татары или убьют, или увезут в горы». Татары – мусульмане «горцы».

Слайд № 9: Экзотизмами являются названия национальной одежды.

«Одет черноволосый (татарин) ещё лучше: бешмет шелковый синий».

Бешмет – стёганая поддёвка под тулупом или под кафтан.

Слайд № 10: Лексические архаизмы – понимаются слова устаревшие, которые называют те же предметы, что и в прошлом, но сменившие название, им соответствуют современные синонимы с другим корнем.

Слайд № 11: «Взяли мёртвого под мышки да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки на живот».

Лытка – вся нога, нижняя или задняя конечность. «Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны».

Слайд № 12: Устаревшие значения слов – слово живёт сейчас в новом значении, а старое нам неизвестно. «А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть».

Именье – имущество, собственность.

Слайд № 13: Жилин «ходит по аулу, насвистывает, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был».

Сейчас рукоделие понимается как вышивание, вязание, шитье, а раньше – это ручной труд.

Слайд № 14: Историзмы – слова, которые называют исчезнувшие предметы, явления и не могут быть заменены современными синонимами.

Слайд № 15: «Ехать было двадцать пять вёрст». «…там яма была аршин пять». «…глядь – а перед самым им, на десятину места, стоят татары верхами». «Голова кафтанами покрыта» (кафтан – «халат»).

Закрепление. Групповая работа (15 мин).

Ребята, я вас поделила на 4 группы (по рядам). Каждая группа находит в тексте следующие слова:

1 группа – экзотизмы

2 группа – архаизмы

3 группа – устаревшие значения слов

4 группа – историзмы

Проверка групповой работы (6 мин).

Ребята, давайте проверим вашу работу в группе. Один представитель от каждой группы зачитывает слова, а мы с вами должны проверить, правильно ли подобраны слова к каждой группе.

Ребята, сегодняшний урок подходит к концу. Перед вами начало предложения, ваша задача подумать и подобрать подходящее его завершение, оценивая при этом свою работу на уроке.

Слайд № 17. Сегодня я узнал…

Было интересно… Было трудно … Я выполнял …. Я понял, что ….

Итоги. Оценки. Домашнее задание (3 мин).

Слайд № 18. * Чем дальше по времени отстаёт произведение, тем сложнее оно для понимания. * Устаревшие для сегодняшнего читателя слова были в эпоху написания произведения современными и не требовали пояснений.

*Экзотизмы необходимы автору для создания колорита Кавказа и точной обрисовки образов.

* Зная значение неизвестных для современного читателя слов, легко понять содержание произведения.

Ребята, давайте оценим работу тех, кто сегодня принимал активное участие на уроке.

Спасибо за ваше мнение.

Ребята, запишите домашнее задание: каждой группе нужно подготовить иллюстрированный словарь слов и их значений.

Слайд №19. Спасибо за урок. До свидания.

Выбранный для просмотра документ Языковые особенности в произведнии Л.Н. Толстого Кавказский пленник.pptx

Источник

Презентации по литературе в 5 классе. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Д.з. К сравнению героев.docx

Жилин и Костылин попадают в плен

Татары требуют выкупа.

Жизнь Жилина и Костылина в плену.

Первый побег из плена.

Что можно сказать о герое

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика

Выбранный для просмотра документ Сравнительный анализ героев.docx

Конспект урока литературы. 5 класс

Цель урока: определить алгоритм сравнительной характеристики и использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.

Задачи : формировать умения и навыки сравнительной характеристики персонажей для более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; воспитывать духовно-нравственную личность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», карточки.

2. Актуализация знаний

Знание изученного на первом уроке, осознанность чтения произведения Л. Н. Толстого и глубина усвоения текста проверяется с помощью ЦОР (Слайды со 2 по 10):

Определите значение термина «Цепь событий, происходящих в произведении» (Сюжет)

Где происходят описываемые автором события? (На Кавказе)

Узнайте героя по описанию: «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю. С широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников» (Дина)

Какому герою принадлежат слова: «Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить?» (Старик)

Чей это портрет: «С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена?» (Кази-Мугамеда)

Кто из героев рассказа « достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? » (Абдула)

Кто из окружающих так относился к Жилину: «…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает?» (Красный татарин)

Кто из героев рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит?» (Костылин)

3. Формулировка задач урока. Постановка проблемного вопроса.

— Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» ( Дети выдвигают предположения)

— Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока. Определим способ решения проблемного вопроса. ( Дети предлагают сравнивать героев)

— Что значит сравнивать героев художественного произведения?

Находить общее и отличительное. Понаблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратить внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. (Слайд №12)

4. Систематизация знаний. Работа с текстом.

Что общего у героев?

Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.

Костылин: «. мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Жилин: «…невелик ростом, а удал был».

— Какое отношение к Жилину и Костылину возникло у читателя? Почему?

Портрет Костылина противоречит портрету русского офицера. Автор намеренно наделяет его нелестными эпитетами: грузный, толстый, красный, вызывая у читателей негативное отношение к герою. О Жилине автор говорит «невелик ростом, а удал был», то есть в герое чувствуется сила и мужество. Недаром придумал народ пословицы о людях неброских, но духовно сильных: «Мал, да удал; мал золотник, да дорог».

Делаем вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.

— Есть ли в тексте монолог героев? Зачитайте.

Жилин: «Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»

Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги…

а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнешься — пропал…»

А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.

Читайте также:  Пример любви в рассказе ася

— Почему у Костылина нет внутреннего монолога?

Автор обращает внимание на отношение Жилина к лошади. Он любит её, видит в ней близкого друга, жалеет, называет её доброй, матушкой, сердечной. Жилин не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин же не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого, поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу», ожаривает лошадь».Такое поведение вызывает неодобрительную оценку читателей.

Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

Пленение Жилина и Костылина;

Жизнь Жилина и Костылина в плену;

Первый и второй побег из плена;

— Рассмотрим эпизод «Жилин и Костылин в пути». Сравните поведение героев.

1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?

2. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.

Жилин: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»

Костылин: « Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми»

3. Жилин хорошо понимает опасность и рассчитывает на себя и силу лошади. Ведёт себя как настоящий офицер. Перед тем, как ехать в ущелье, предлагает Костылину подняться на гору, посмотреть, нет ли татар. Костылин на предложение Жилина поостеречься, отвечает: «Что смотреть? Поедем вперед». Костылин руководствуется своими прихотями, а не знанием положения.

— Почему Толстой описывает подробно сцену пленения Жилина, а о том, как Костылин попал к татарам, мы узнаём позже, Костылин рассказывает об этом Жилину уже в плену?

Толстой восхищается Жилиным, видит в нём настоящего русского офицера, умеющего постоять за свою честь. Предполагает, спасение возможно, если бы не ранение лошади: «…навалилась Жилину на ногу». Примечательно, что только пятеро татар смогли скрутить Жилина, да и то уже бывшего в беспамятстве.

Делаем вывод: Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает храбрость и мужество одного, трусость и слабость духа другого. Костылин совершает предательский поступок – оставляет Жилина без ружья и не оказывает взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.

— Прочитайте выразительно сцену требования выкупа. Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. Он смелый, не боится татар и их угроз: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»

— Задание по вариантам: самостоятельно проанализировать поведение героев в других эпизодах рассказа, отметить, какие черты характера героев проявились, сравнить. (Карточки с вопросами).

1вариант: Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава)

3вариант: Второй побег (6 глава)

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

1.Чем герой занимался в плену?

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

Подготовка и первый побег из плена

Жилин предлагает Костылину бежать вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь, хотя главный герой знает, что на Костылина надеяться нельзя.

2.Как герой готовился к побегу?

Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.

Ни в чём участия не принимает

Первый побег, поведение героя

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать.

Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.

Полез и Костылин род стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: — Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?

— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

— Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

— Ну, так прощай, не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный»

Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики.

6. Работа с литературоведческим понятием.

Антитеза (от греч. А ntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

— Зачем Толстой противопоставляет героев?

7. Решение проблемного вопроса

— Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

8.Обобщение (Слайд №14)

-Как вы поняли, что значит сравнивать героев художественного произведения?

Найти общее и отличительное. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях.

Отметить динамику развития образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения.

-Какой алгоритм сравнительной характеристики мы определили?

Отношение к окружающим.

Отношение к природе.

Отношение автора к герою. Авторская позиция.

9. Домашнее задание.

Мини-сочинение. Согласны ли Вы с мнением, что Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание?

Что для каждого из вас на уроке явилось открытием?

Какие задания вызвали трудность?

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока, и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями)

Выбранный для просмотра документ Урок по литературе. Противопоставление героев.docx

Источник

Познавательное и интересное