Правила поведения, отражённые в народных сказках.
Сказки мы слышим почти с первых дней жизни, их нам рассказывают и читают родители, дедушки и бабушки, старшие братья и сестры. Многим кажется (и это действительно так), что сказка – развлекательная история, не более, но, на наш взгляд, в сказках заложен глубокий смысл и богатый воспитательный потенциал.
Просмотр содержимого документа
«Правила поведения, отражённые в народных сказках.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» ЗАТО Сибирский
658076 Алтайский край
Первомайский район, ЗАТО Сибирский. Кедровая ул., д.15 А
Общечеловеческие правила поведения,
отражённые в русских народных сказках.
Учащиеся 4 «Б» класса:
Кулябина Лариса Анатольевна,
Учитель начальных классов
ЗАТО Сибирский 2016 г
Общечеловеческие правила поведения, отражённые в русских
Будь милосерден и добр …………………………………………… 6
Будь щедрым, довольствуйся малым…………………………….. 7
Будь терпим, умей прощать………………………………………. 7
Живите, государи мои люди русские,
в ладу со своею старою сказкою!
Сказки мы слышим почти с первых дней жизни, их нам рассказывают и читают родители, дедушки и бабушки, старшие братья и сестры. Многим кажется (и это действительно так), что сказка – развлекательная история, не более, но, на наш взгляд, в сказках заложен глубокий смысл и богатый воспитательный потенциал.
Мы в этом убеждаемся на уроках литературного чтения, читая и анализируя волшебные, бытовые сказки и сказки о животных. Но когда на уроках ОРКСЭ мы изучали тему «Общечеловеческие ценности и правила поведения», мы поняли, что сказка учит не только тому, что добро побеждает зло… Многие общечеловеческие ценности нашли своё отражение в какой-либо сказке. Нас заинтересовала взаимосвязь русской народной сказки и общечеловеческих правил поведения, ведь взгляды наших предков на жизнь, на предназначение человека не могли не отразиться в одной из древнейших форм устного народного творчества.
Таким образом, тема нашего исследования – «Общечеловеческие правила поведения, отражённые в русских народных сказках.
Цель исследования – поиск общечеловеческих правил поведения в текстах русских народных сказок.
2. Изучить тексты сказок и найти в них мотивы общечеловеческих правил поведения.
3. Выявить, какие общечеловеческие правила поведения проповедуются в сказках.
Предмет исследования – тексты русских народных сказок.
Объект исследования – общечеловеческие правила поведения в сказках.
Наша гипотеза – в текстах сказок нашли отражение общечеловеческие правила поведения.
2. Сравнение (сопоставление).
Практическая значимость работы заключается в использовании ее материалов на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальных классах.
Приступая к работе, мы в первую очередь изучили материал об общечеловеческих ценностях и правилах поведения, чтобы затем искать их мотивы в русских народных сказках. Проанализировав имеющийся материал, мы выделили следующие общечеловеческие правила поведения:
2.Будь щедрым, довольствуйся малым.
3.Будь терпим, умей прощать.
7. Будь милосерден и добр.
Мы разделились на группы, каждая группа ребят выбрала своё направление работы – определённое правило поведения и приступила, руководствуясь методом сплошной выборки, к работе.
Кроме того, мы провели анкетирование среди учащихся школы и задали следующие вопросы:
Какие русские народные сказки вы помните?
Назовите ваши любимые русские народные сказки.
Нужно ли читать сказки?
Какие общечеловеческие правила поведения, на ваш взгляд, отражаются в русских народных сказках?
Анкетирование показало, что дети помнят мало сказок, но считают, что сказки читать нужно и необходимо.
Так, у ребят 8 лет самая популярная сказка – «Колобок», «Репка». Ребята отмечают, что сказки учат добру, уму-разуму, а общечеловеческие правила, отражённые в сказках – доброта, храбрость, послушание родителей, дружба и щедрость.
У учеников 10 лет лидируют сказки «Колобок», «Репка», «Морозко», «Гуси-Лебеди», по мнению большинства ребят этого возраста, сказки учат тому, как поступать в разных ситуациях. А главные общечеловеческие правила поведения, отражённые в сказках – ценить родителей, не завидовать, быть щедрым.
Как видим, участники анкетирования, называют в своих ответах основные общечеловеческие ценности и правила поведения, которые отражены в русских народных сказках.
Будь милосерден и добр.
Милосердие – это сострадание, готовность помочь нуждающимся, обездоленным людям.
Доброта, милосердие – человеческие качества, которые в любые времена, у любых народов, считались главными. Проявляя доброту к людям, помогая им в трудную минуту, человек не ждёт за это ни наград, ни почестей. Он милосерден по велению своего сердца.
Читая сказки, нельзя не заметить, что положительные герои стараются следовать правилу «за добро добром и платят». Так происходит в сказке «Царевна-Лягушка». Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, помог щуке. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую? Доброта и любовь разрушили злые чары Кощея. Сказка учит нас, как важно быть добрым.
Доброе отношение к родителям, членам своей семьи, предкам – одно из важнейших нравственных качеств и правил поведения человека. Народные обычаи говорят о том, как важно почитать людей, давших тебе жизнь, воспитавших тебя и научивших жить в окружающем мире.
А к чему приводило непослушание, мы видим в сказках «Царевна-Лягушка», «Иван царевич и серый волк», «Отец и сын», «Гуси-лебеди», «Три дочери»,
Так, в сказке «Царевна-Лягушка» мы помним повеление отца искать своим сыновьям невест. Иван-царевич женился на лягушке, ослушаться отца он не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу. Нарушь Иван-царевич отцовское благословение и не возьми в жёны лягушку, на которую указала ему стрела, не получил бы в дар такую дивную жену – Василису Премудрую.
В сказке «Сивка-бурка» Иванушка, единственный из троих сыновей, выполнил батюшкин наказ и за послушание отцу он получил награду – Василису Премудрую.
Эти же мотивы мы наблюдаем и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Братья Ивана, ленивые, безответственные, батюшку обманули. А Иван оказывает батюшке послушание, уважение и почитание. В конце сказки Иванушка награжден чудесной женой – Василисой Премудрой. А все за то же – за послушание батюшке.
Будь щедрым, довольствуйся малым.
Большинство людей стремится жить богато, иметь красивые вещи, дорогую машину и дачу. Но предположим, что всё это уже есть, что же дальше? Не нужно отказываться от хороших условий жизни и современных благ, но и не следует считать накопление богатства своей главной задачей и стремиться только к тому, чтобы его было больше.
За жадность наказан Иванушка из сказки «Иван-царевич и Серый волк», Ленивица из сказки «Морозко», герои сказок «Дочка и Падчерица», «Злая мачеха», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
Есть такая мудрая пословица: «Счастье в нас, а не вокруг да около». А ещё народ давно подметил, что у каждого своё счастье. Кто-то довольствуется малым, живет в ладу с миром и от этого счастлив, а кого-то не осчастливит и все золото мира: ему и того покажется мало. Сказки говорят нам о том, что счастлив тот, у кого это счастье внутри. Поэтому – будь щедрым, довольствуйся малым.
Будь терпим, умей прощать.
Анализируя сказки, мы видим, что счастье в конце получают герои послушные, терпеливые и смиренные. Вспомним Ивана из «Царевны-лягушки», Иванушку из «Сивки-бурки», падчерицу из «Морозко», «Хаврошечку»… Почему они терпят насмешки и издевательства братьев, сестёр, мачехи? Они проявляют смирение. Давайте вслушаемся в само слово: с-мир-ение, т.е. быть с миром, со всеми. Смирение, послушание, терпение, скромность и есть те качества, которые всегда почитались в народе. Иван-царевич из сказки «Царевна-лягушка» не хвастается умениями своей жены, а скромно выполняет приказы отца. Так и Иванушка из «Сивки-Бурки», получив в дар коня, не возгордился, не стал хвастаться перед братьями, а наоборот продолжал нести все тяготы младшего и глупого брата, подчиняясь воле старших братьев.
Герои этих сказок прошли через страдание и унижение, не озлобившись, оставаясь добрым, послушным и смиренным, и тем самым заслужили счастье.
Таким образом, на примере сказок мы видим, что смирение – важная черта характера и одно из общечеловеческих правил поведения человека, за которые даруется счастье.
Все люди время от времени испытывают чувство зависти. Зависть – это прежде всего постоянное сравнение себя с другими людьми. Один человек завидует более сильному товарищу, другой – более сообразительному однокласснику, третий – богатому соседу. Не всякий может справиться с этим чувством. Зависть разъедает душу человека. Умение преодолевать её, радоваться успехам другого относится к человеческим добродетелям и жизненным правилам.
Зависть – это большой недостаток, мешающий человеку нормально жить. Победа над завистью – это первый шаг к успеху. Чтобы не завидовать, нужно довольствоваться тем, что имеет каждый из нас. Эти мотивы прослеживаются в сказках «Морозко», «Злая мачеха», «Дочка и Падчерица». Мачеха, властная, завистливая и жадная, именно за приданым вслед за падчерицей отправляет родную любимую дочь на мороз. Трагическим финалом сказка «Морозко» показывает, насколько жестоко народ осуждает зависть, жадность, злобу.
В сказке «Поди туда, не знаю куда» царь наказан за зависть к Андрею-стрелку. Он был прогнан из царства, так как думал только о себе, праздно жил, ел, пил, вот только для полного счастья ему в жёны не хватало прекрасной Марьи-царевны!
А в сказке «Иван-царевич и серый волк» мы также видим предупреждение об опасности человеческой зависти, когда добытые сокровища надо суметь удержать.
Во все времена у всех народов предательство считалось тяжким грехом, пороком. Оно приносило много вреда людям. Предатель всегда пожинает плоды своего поступка, обрекает себя на муки совести, расплачивается за предательство одиночеством, а иногда и смертью. Так происходит с братьями Ивана царевича из сказки «Иван-царевич и серый волк». Чаще всего в сказках предают родные и близкие люди, как в сказке «Аленький цветочек». Важно, что заканчиваются эти сказки благополучно для героя, а предатели наказаны самой жизнью.
Слова честность, честь очень похожи на слово чистота. Не случайно честным человеком называют того, кто не замарал себя ложью, притворством, трусостью. Честный человек правдив и смел. Он старается не совершать таких поступков, которых пришлось бы стыдиться, скрывать от своих родителей и друзей. Честность – одна из главных человеческих ценностей. Ложь и нечестность осуждаются и наказываются. Хитрость, нечестность высмеивается и наказываются в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».
Многие тысячелетия развивалось общество, постепенно устанавливались правила жизни в нём, формировались общечеловеческие ценности. Соблюдать эти правила и хранить ценности необходимо каждому человеку. Это способствует объединению людей, позволяет им жить в мире и согласии.
Таким образом, проанализировав сказки, мы пришли к выводу, что сказки представляют богатый материал для духовно-нравственного воспитания, так как в них нашли отражение общечеловеческие ценности и правила поведения.
Добрым и справедливым, щедрым и послушным, милосердным и смиренным должен быть каждый человек. Если все люди будут жить по законам добра, в согласии с общечеловеческими ценностями и правилами, тогда все будут счастливы, не правда ли?
Презентация «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Елена Якунина
Презентация «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Данная проблема: позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Прикреплённые файлы:
Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю.
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей».
Воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством сказок на примере проекта «Сказка в гости к нам пришла» Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений.
Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.
Фотоотчет о работе по формированию речевых компонентов у дошкольников посредством русских народных сказок Фото отчет о проведенной работе по формированию речевых компонентов у дошкольников через русские народные сказки. Подготовила воспитатель.
Инновационный опыт работы «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда.
Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств детей 5–6 лет посредством организации проектной деятельности» «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились.
Роль русских народных сказок в процессе формирования нравственных качеств детей раннего возраста С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение.
Правила безопасности в сказках для младших школьников
Наталья Сергеенко
Правила безопасности в сказках для младших школьников
Программа ОБЖ в начальной школевключает в себя следующие разделы :
— ребенок на улицах города ;
-ребенок в общении с другими людьми.
-безопасность в быту.
-ребенок и здоровье
Младшие школьники (особенно первоклассники) частично еще мыслят образами, и усвоить нужный материал им легче с помощью сказок, историй, игр.
Так, вспоминая знакомые с детства сказки, педагог может систематизировать и активизировать ранее полученные по безопасности знания, помочь ребенку по-новому взглянуть на сказку, тем самым подтолкнув его мысль к развитию умения анализировать художественное произведение.
Ребенок в общении с другими людьми.
Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. На занятиях, в беседах я учу детей тому, что внешность бывает обманчива, и не надо доверять незнакомцам, вступать с ними в разговор, брать у них игрушки или сладости. Рассказываю ребятам и ситуациях насильственного поведения взрослого по отношению к ребенку, которые могут возникнуть. При этом, в подкрепление своих слов я использую примеры из знакомых сказоки литературных произведений:
Так, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и угостила красавицу отравленным яблоком в сказке «Белоснежка и семь гномов». Мы помним, что для главной героини этот поступок закончился трагически. Это пример того, что нельзя доверять благовидной внешности и принимать заманчивые подарки у незнакомых людей. Этому же детей учат и русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Жихарка».
Читая с детьми сказку «Заюшкина избушка», я учу ребят тому, что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться самим.
Такая простая сказка как «Колобок» тоже имеет очень глубокий подтекст с точки зрения безопасности: учит ребенка не убегать без спроса из дому, не доверять добрым, казалось бы, словам незнакомца, быть более бдительным.
Также на занятиях мы разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами. Такую реальную ситуацию можно подкрепить сказочным сюжетом, например «Волк и семеро козлят», «Три поросенка».
С помощью сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» можно объяснить ребенку, что переправляться на другой берег ручья надо по крепкому, надёжному мосту, а не по тонкой веточке (соломинке в случае персонажей сказки)
Вспомните сказку «Мальчик с пальчик» Ш. Перро. Там главный герой, чтобы не заблудиться в лесу, просыпал за собой дорожку из крошек – чем вам не совет по безопасному поведению в лесу.
Ребенок и здоровье
Часто мы с детьми беседуем о том, что нужно бережно относиться к своему здоровью и выполнять правила ЗОЖ. И здесь нам на помощь придут примеры из сказок «Мойдодыр» Корнея Чуковского, «Бегемот, который боялся прививок» Владимира Сутеева.
Находясь дома, ребенок постоянно сталкивается с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности, и которых он ни в коем случае не должен касаться (спички, бытовые электроприборы, острые предметы и т. д.). Примеры несоблюдения пожарной безопасности можно почерпнуть таких литературных произведений, как «Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского.
В сказке «Мохнатый, Крылатый да Масленный» герои взяли в руки потенциально опасные предметы, с которыми не умеют обращаться, и в результате Мохнатый обварился, Крылатый поранил лапку, а Масленный вернулся домой с укушенным диким животным боком.
Ребенок на улицах города
Знакомя детей с правилами поведения на улицах города и рассказывая о правилах дорожного движения,я опираюсь на сюжет следующих произведений : С. Михалков «Бездельник светофор», «Дядя Стёпа», П. Синявский «Жили были автомобили», С. Волков «Про правила дорожного движения».
Для закрепления алгоритма безопасного поведения после прочтения и обсуждения сказки можно поиграть с детьми в дидактическую игру «Закончи по-другому». Здесь ребенку предлагается переиначить сюжет сказки так, чтобы ее герой избежал опасной ситуации. Например, представьте себе, что было бы, если б козлята не открыли дверь Волку, или Зайчик не пустил Лисичку жить к себе в избушку?
Кроме того, для систематизации знаний можно предложить ребенку вспомнить, в каких еще сказках кроме «Колобка» герой путешествовал один, без взрослых? И чем это закончилось?
Можно поиграть в игру «Полезный совет». Детям предлагается вспомнить как можно больше сказок, где главному герою подойдет предложенный вами совет по соблюдению безопасности. Например, «Не разговаривай с незнакомыми людьми».
Графические диктанты для младших школьников. Методика работы Графические диктанты для младших школьников. Методика работы. Состовитель: М. П. Макевич Воспитатель ГПД первой квалификационной.
Лэпбук «Космос» для дошкольников и младших школьников Уже очень скоро будет День космонавтики, и мы, конечно, не можем обойти этот праздник стороной. Хотя у меня уже есть лэпбук, посвященный.
Поделка «Кораблик Победы» с пошаговыми фотографиями для младших школьников Мастер-класс по изготовлению поделки «Кораблик Победы» с пошаговыми фотографиями. В слове победа отчётливо звучит слово «беда». Созвучный.
Сказочная викторина для младших школьников Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции. Описание. В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины.
Стихи и загадки по ОБЖ для дошкольников и младших школьников Комната огнем объята. Что же делать, как же быть? Подскажите мне, ребята, Чем же пламя потушить? *** Очень я люблю играть. Столько игр,.
Фотоотчет мероприятия «Вода и здоровье» для младших школьников Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает,.
Фотоотчет «Экскурсия в Церковно-исторический музей для младших школьников» Экскурсия в Церковно-исторический музей для младших школьников Церковно-исторический музей храма святых Новомученников и исповедников Российских.