Презентация нравственность в рассказе после бала

Сказки

Презентация по литературе «Л. Толстой «После бала»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ после бала.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Л.Н. Толстой. После бала. Касьянова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №9 г.Волгодонска

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом Л.Н.Толстого «После бала», повествующем об эпохе правления Николая I. Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки». Именно эти проблемы и подняты в произведении.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ 1828 – 1910

Жизненный путь Главной темой произведения Толстого, начиная с 1852 года, становится исследование внутреннего мира, моральных основ личности. Л.Н.Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, некоторые черты матери и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны 1812 года, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.А.Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви».

Рекрутская повинность 40-е годы XIX века – это время царствования Николая I («Николая Палкина», как его прозвали). В рекруты уходили на 25 лет, в войсках поддерживалась палочная дисциплина. Солдат за любую провинность секли плетьми и прогоняли сквозь строй.

Из дневниковых записей Л.Н.Толстого 1848 г. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего. Довольствоваться настоящим. Искать случаев делать добро. « Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата и наслаждается в присущем каждому человеку чувстве угнетения».

История создания рассказа Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н.Толстым. Н.Н.Гусев так излагает эту историю: «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С.Н.Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»

В.А. Корейш – прототип Вареньки. Элементы женского наряда 19 века.

Варианты заглавий рассказа «Рассказ о бале и сквозь строй» «Отец и дочь» «Дочь и отец» «А вы говорите» «После бала» Чем обосновывается изменение названия? Почему автор остановился на последнем?

…на бале у губернского предводителя….

Смысловой рисунок бала (праздник, событие). Танцы. Музыка. Красивая одежда. Разговоры. Еда, шампанское. Маски на лицах. Этикет праздника. Флирт, сплетни. Цветопись (разноцветье, яркость).

…в последний день масленицы.

«Вся зала следила за каждым движением пары…»

Утро (наказание). Горе, страдание. Строй, порядок. Палки. Звукопись. Цветопись. ( черное) «Братцы! Помилосердствуйте!»

Полковник после бала

Композиционный прием рассказа – антитеза. Антитеза – противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с её помощью мысль. По принципу антитезы построен рассказ «После бала»

Какой главный?? Человечий Божий Два закона в рассказе

«После бала» Полковник «по закону» надевает замшевую перчатку перед танцем и по закону же бьет этой рукой в перчатке солдата. И на балу он искренне любит дочь и веселится вместе с ней, и здесь, при наказании, он также искренне считает, что виновных надо наказывать, а уж как наказывать, это решает свыше. Именно эта искренность и ставит в тупик Ивана Васильевича: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Так и не приняв жестокости происходящего, Иван Васильевич не смог поступить на военную службу, да и Вареньку любить он уже тоже не мог. Вполне возможно, что вина полковника не была настолько велика – он военный и исполняет приказы главнокомандующего. Но Иван Васильевич приводит это происшествие в качестве примера, показывая что дело не в среде, а в случае.

«После бала» Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала. Обратите внимание, как меняются цвета, звуки, чувства в этой части. Некоторые исследователи обращают внимание и на естественный свет раннего утра, противопоставленный искусственному освещению бала. Вместо дам в бриллиантах героя окружают ломовые с дровами на санях, покрытые рогожками извозчики, кузнец в засаленном полушубке и фартуке. В ушах Ивана Васильевича все еще звучит прелестная музыка мазурки, которая, как ему показалось сначала, продолжается и на улице, но прислушавшись, до него доносится «какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка». Белые одежды дам на балу сменяются черными мундирами солдат, собравшихся на улице. И только отец Вареньки был все так же румян, строен и все в тех же домодельных сапогах четко вышагивал рядом с наказуемым и следил, чтобы солдаты опускали палки на спину татарина с соответствующей силой и не «мазали».

Читайте также:  Рассказ срезал шукшин почему мужики не любили глеба

Заключение В рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности человека за все происходящее в его жизни.

Данная презентация является сопровождением к уроку по рассказу Л. Толстого «После бала».Р ассказ повествуюет об эпохе правления Николая I. Всю жизнь Толстой призывал «каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки». Именно эти проблемы и подняты в произведении.

Сюжетной основой для произведения послужили реальные события из жизни отца и брата писателя. Одним из источников рассказа считается случай, произошедший с братом С.Н.Толстым.

В рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности человека за все происходящее в его жизни.

Номер материала: 387844

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Высказать правду о душе. Презентация к уроку литературы по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

Данная презентация поможет организовать урок литературы по раасказу Л.Н.Толстого «После бала» для учащихся 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Высказать правду о душе. Презентация к уроку литературы по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»»

Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае.» (Л.Н.толстой. Из рассказа «После бала»)

Высказать правду о душе…

Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №35 г.Иванова

Л.Н.Толстой «Николай Палкин»

к эпохе царствования Николая I ?

Л.Н.Толстого «Николай Палкин»?

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

С какой целью использует его автор?

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

на балу и после бала.

при характеристике героя?

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

после бала? Если да,

то что изменилось в нём?

Л.Н. Толстой при характеристике

героя? С какой целью?

Нравственность не может быть ни на чем основана, кроме как на осознании себя духовным существом, единым со всеми другими. Жизнь для себя и нравственность несовместимы. Л.Н.Толстой

Источник

Урок литературы в 8-м классе на тему «Л.Н. Толстой о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг» (на примере рассказа «После бала»)

Разделы: Литература

1. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом «Художник, мыслитель, человек»

2. Объяснить значение ключевых слов и словосочетаний: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, мораль.

3. Групповое задание:

-выписать из текста описание бала
-выписать описание сцены наказания
-сопоставить полковника и наказываемого

…Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература
М.Горький

На прошлом уроке мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого, совершили заочную экскурсию по местам, где проживал писатель.

Обратимся к эпиграфу.

-Как вы понимаете смысл высказывания М.Горького?

I. Проверка домашнего задания

-Кто же это удивительный человек, какую жизнь он прожил?

II. Изучение произведения

-Обратимся к жанру произведения. Почему этот текст является рассказом?

(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму)

-Какое событие описано?

(Потрясение героя от увиденного после бала)

-Что необычного вы увидели в построении рассказа? (Это рассказ в рассказе; зачитывается начало произведения: разговор ведется о нравственных ценностях человека, используется контраст как прием)

-Что построено на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев)

-Для чего здесь используется этот прием?

(Позволяет писателю выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности)

III. Анализ эпизодов

-Перескажите кратко содержание 1 и 2 части

Составление таблицы в тетради (проверка групповых заданий). Примеры контрастов.

ПОСЛЕ БАЛА Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

— Что помог передать контраст?

( Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)

Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо, идет спотыкаясь и корчась от боли.

Читайте также:  Персонажи сказки дикий помещик их амплуа и жизненные позиции

-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

( Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика)

-Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете.

-Как вы думаете, так ли это?

( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)

-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.

( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

— Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

— Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

VI. Закрепление. Тест. ( распечатано на каждого ученика)

1. Жанр произведения:

2. Раскрытию идеи произведения помогает:

3. Произведение заставляет задуматься о:

А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича

4. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича

5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) он утверждает идею Л.Н.Толстого « непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека»

7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) автор заставляет задуматься о нравственности человека
в) призывает бороться с произволом

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов.

VIII. Домашнее задание

Письменно объяснить название произведения «После бала»

Источник

Презентация к уроку литературы в 8 классе «После бала»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лев Николаевич Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде. А я думаю, что всё дело в случае. Л. Толстой

Исследовать … Провести наблюдения … Выявить … Цели урока:

Повествование ведется от лица …, вспоминающего …. Рассказ заключен в «……», такой прием называется …… Это событие произошло в один день, а точнее ночь, и включает два эпизода:………….. и …………….. Вставьте пропущенные слова в текст:

Сравните Бал После бала музыка музыка цвет цвет буфет поле Варенька солдат

Полковник На балу После бала Лицо Одежда Фигура Перчатка

Иван Васильевич На балу После бала Психологическое состояние Чувство Психологическое состояние Чувство

Составить сравнительную характеристику Какие изменения произошли в полковнике и Иване Васильевиче после бала? После бала Период Полковник Иван Васильевич До бала

Социально-нравственные проблемы рассказа Полковник Иван Васильевич По закону, … По закону Социальное (общественное) Нравственное (общечеловеческое)

Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: Композиция рассказа «После бала» Бал у губернского предводителя Наказание солдата

Перекличка эпох в рассказе 1. 40-е годы 19 века, время Николая 1 2. 1900-е годы 3. Начало 21 века

Восстановите высказывание Л. Толстого, выберите нужное. «Смысл жизни в служении (себе, людям).Жить для одного себя (нельзя, можно). Это духовная(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни Каждого человека в увеличении в себе (любви и добра, ненависти и зла).» Л.Н. Толстой. 19 мая 1910 г.

Домашнее задание: 1.Подготовить сообщение о Л.Н.Толстом. 2.Прав ли Иван Васильевич, выбирая позицию уйти от зла, не участвовать в нём? (5-10 предложений)

Номер материала: ДБ-250833

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Рассказ относится к методам практического воздействия

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по литературе на тему » Л.Н.Толстой «После бала»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Л. Н. Толстой за работой.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Приём контраста в рассказе «После бала»

Цели урока: 1.Показать особенности композиции рассказа «После бала». 2. Уметь видеть позицию автора. 3. Познакомить с контрастом как основным художественным приемом. 4. Уметь осознать пройденный материал и оценить себя. 5. Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, доброту. 6.Развивать креативное мышление.

Повторим 1. Жанр произведения: А) очерк Б) повесть В) рассказ 2. Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России. 3. Раскрытию идеи произведения помогает: А) антитеза Б) гипербола В) олицетворение 4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) полковник выполняет свои обязанности 5. Произведение заставляет задуматься о: а) судьбе полковника; б) личной ответственности человека за жизнь общества; в) любви Ивана Васильевича.

Какие события описаны в рассказе? В рассказе два главных события: бал у губернаторского предводителя и сцена наказания солдата.

История создания рассказа Рассказ написан в 1903 году. О каком времени пишет Л. Н. Толстой? О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным.

Сравним обстановку НА БАЛУ ПОСЛЕ БАЛА

Сравним настроение рассказчика НА БАЛУ ПОСЛЕ БАЛА

Сравним героев ПОЛКОВНИК СОЛДАТ

Акростих Акростих – akrostichis (лат.) краестишие. Лазурный день Угас, угас, Ночная тень, Ах, скрыла нас…

Работаем творчески С – слабый, страдающий О – обиженный, оскаливающий зубы Л – лепечущий Д – дёргается от ударов, душевно обижен А – атакован солдатами Т – татарин, тяжело идти с.81-82

Работаем творчески П – О – Л – К – О – В – Н – И – К – С.78, 82

Обобщим изученное КОНТРАСТ – (франц. сontraste) резкое различие, противоположность). Контраст помогает выявить сущность характеров героев рассказа и раскрыть противоречия русской действительности. АНТИТЕЗА – (др.-греч. ἀ ν τ ί θ ε σ ι ς) противоположение, художественное средство, основанное на приёме контраста.

Поразмышляем Названия рассказа: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…» Образ рассказчика: Почему рассказ назван «После бала»? Прав ли Иван Васильевич, отказавшись от Вари? Почему он не вмешался в происходящее? Как бы вы поступили на его месте?

Проверим себя 1. Жанр произведения: А) очерк Б) повесть В) рассказ 2. Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича б) рассказ о полковнике в) показ николаевской России 3. Раскрытию идеи произведения помогает: А) антитеза Б) гипербола В) олицетворение 4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) полковник выполняет свои обязанности 5. Произведение заставляет задуматься о: а) судьбе полковника б) личной ответственности человека за жизнь общества в) любви Ивана Васильевича

Сделаем выводы Какой приём положен в основу рассказа? Контраст Что контраст помогает нам увидеть в тексте? картины добра и зла Какие мысли хотел донести до нас Л. Н. Толстой своим рассказом? человек несёт ответственность за всё происходящее в мире

Нравственный выбор Л. Н. Толстого Смысл жизни в служении _____ Жить для одного себя _______ Это духовная ________ Верю в то, что смысл жизни для каждого человека в увеличении в себе _______

Книги Л. Н. Толстого

Оценим себя Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Номер материала: ДБ-1167114

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное