Презентация осоргин сочетание фантастики и реальности в рассказе пенсне

Сказки

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРоза Закатова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга.» — Транскрипт:

1 Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ73» г. Оренбурга 1

2 Все вещи таят в себе загадку ( Эрнст Симон Блох) 2 М.А. Осоргин

3 Пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу. 3

4 Из статьи А.Б. Есина «О вещной детали» 1. На ранних стадиях развития мир вещей не получал широкого отражения, а сами вещные детали были мало индивидуализированы. Вещь изображалась лишь постольку, поскольку она оказывалась знаком принадлежности человека к определённой профессии или же знаком общественного положения. 4

5 2. Особое развитие эта функция вещных деталей получила в реалистической литературе XIX века. Так, в романе Пушкина «Евгений Онегин» характеристика героя через принадлежащие ему вещи становится едва ли не важнейшей. Вещь становится показателем изменения характера: сравним, например, два кабинета Онегина – петербургский и деревенский. 5

6 3. Вещная деталь иногда может чрезвычайно выразительно передавать психологическое состояние персонажа; особенно любит пользоваться этим приёмом психологизма Чехов. Вот как, например, изображается при помощи простой и обыденной вещной детали психологическое состояние героя в повести «Три года»: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой, белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем». 6

7 4. Совершенно новые возможности в использовании вещных деталей, можно сказать, даже новая их функция открылась в творчестве Гоголя. Под его пером мир вещей стал относительно самостоятельным объектом изображения. Вещи интересны Гоголю сами по себе, в значительной мере независимо от их связей с конкретным человеком. Гоголь впервые в мировой литературе осознал, что, изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно многое понять – не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом. 7

8 Осоргин развёртывает перед читателем реально-реалистическое повествование о путешествии пенсне, показывая самостоятельную жизнь привычного, казалось бы, предмета. 8

14 Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

16 «часы шагают, хворают, кашляют» «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость»

18 Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. 18

19 Ссылки на источники Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003 Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2003 Использованы материалы Использованы материалы jpg png jpg jpg 4. jpg 4. jpg Teapots-22. jpg Teapots-22. jpg 19

Источник

Урок литературы 8 класс. М.А.Осоргин.Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Презентация.

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

Вещи живут своей, самостоятельной, независим от человека жизнью: «часы шагают, хворают, кашляют «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например, «раздвинутые ножницы кричат», потому что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают»-реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль.

В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенс- не, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости. »; «загулявшие стеклышки» и т. д.)

Пересказ текста Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

Пересказ текста Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

Пересказ текста Каковы рассуждения автора в конце рассказа? Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Итог урока. Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Все предметы, описанные Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Читайте также:  Рассказ сухомлинского моя мама пахнет хлебом текст

Домашнее задание Придумать свою историю о каком-нибудь предмете. Прочитать статью учебника «И.С. Шмелев» (с. 138-139), ответить на вопросы. Прочитать рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем», подготовить его пересказ.

Номер материала: ДВ-552474

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

специалист в области арт-терапии

Тема урока. М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Цели урока: кратко ознакомить с биографией и творчеством Осоргина; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Метод. приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: презентация; учебник В. Я. Коровиной «Литература 8 класс»

Осоргин облегчил работу биографов: сам рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге «Времена», в десятках очерков.

Осоргин – это псевдоним. Ильин принадлежал к одному из древних дворянских родов. Слайды 1-2-3

В 1897 г. поступил на юр. Фак. Москов. Универ – та. Адвокат. Практика.

За 10 лет в газете «Русских ведомостях» в Италии. За 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина: репортажей. Статей, очерков о самых разных сторонах жизни Италии-страны, которую он впоследствии назвал «романом своей молодости»

В эти же гг. печатаются в ж. «Русский вестник» рассказы «Эмигрант», «Моя дочь», «Призраки», «Старая вилла». В их героях нетрудно угадать самого автора. Это – эмигрант, горько сомневающийся в том призрачном деле, которое искалечило его судьбу.

В 1916 возвращается на родину. Февральскую револ. Принял восторженно. Главная задача Осоргина-публициста в то время – не потерять завоеваний революции. Не дать совершитьсмя кровопролитию.

Михаил Андреевич вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве. Она стала не просто букинистическим магазином, но местом общения писателей и читателей. Здесь писатели могли продать и рукописные книги – печататься ведь было негде.

Слайды 5-6. Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учёными Осоргин на «философском пароходе» был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда». («Филосо́фский парохо́д» — кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре 1922 года). Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

«Философский пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов «Oberbürgermeister Haken» (29—30 сентября) и «Prussia» (16—17 ноября), доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Среди высланных летом—осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.

В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак. Надпись на гранитном параллелепипеде: «С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки / Памятный знак установлен попечением Санкт-Петербургского философского общества / 15.11.2003 Слайд 7

Читайте также:  Сказки с рисунками пушкина

Он жил в Берлине, ездил в Италию, читал там лекции, работал над рассказами. Художественный талант Осоргина раскрылся именно на Западе – «в России писать было некогда. Но почти все написанные им книги о России. Темы, идеи, образы – все оттуда.

Большую часть года Осоргин проводил на своём участке под Парижем – поближе к земле, страстную тягу к которой он пронёс через всю жизнь. Его «огородные» записи составили книгу «Происшествия зелёного мира» (1938) – настоящий гимн земле и её бессловесным обитателям.

В Париже Осоргин вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя. Он много думал о судьбах России и и Европы, фашизма и коммунизма, видел противоречия современной ему жизни. Литературоведы отмечали, что у него «любовь к языку и своей истории соединились с любовью к человеку».

С началом Второй Мировой войны Осргин с женой вынуждены были покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. А вернувшись, они нашли квартиру опечатанной, библиотеку и архив вывезенными.

Умер писатель в Шабри 27 ноября 1942 г. Там и похоронен.

Множество раз просил он Горького напечататься в России: «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым… на родине». И ещё: «Моё счастье не в том, чтобы таково было её будущее».

Сейчас книги Осоргина возвращаются к читателю. Сегодня нам предстоит знакомство с его рассказом «Пенсне»

Беседа по рассказу «Пенсне»

Стр. 137 Вопросы учебника.

«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)

— Кто знает, что такое пенсне?

Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.

Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?

Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

олицетворения. Вещи живут своей. Самостоятельной, не зависящей от человека жизнью:

— «часы шагают, хворают, кашляют»,

— «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров),

— «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.,

— «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать»,

— «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,

— «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. В зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:

— «шляпа передразнивает своего владельца»,

— «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»

— «чайник – «добродушный комик»,

— «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

— у некоторых вещей «страсть к путешествиям».

Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:

«демократический стакан»,
«реакционная стеариновая свечка»,

«неудачник из мещан – носовой платок»

«вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.

Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в кр ике рот;

«кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.

Читайте также:  Сказки о хитрой лисе названия

Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

Найдите в рассказе другие худ приёмы, определите их роль

Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»;

Многочисленные длинные ряды однородных членов

Обращения к читателю

Грамматические – употребление глаголов 2 лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь… смотрите, встаёте, лезете, заглядываете и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;

Интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актёрское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз!и падает карандаш» и т. д.

В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…»: «загулявшие стёклышки» и т. д.)

— Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищёт?

— Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Итог Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

Все предметы, описанные Осоргиным, реальны

Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.

Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

4. Работа со статьёй по А.Б. Есину о вещной детали.

— Чем дальше, тем больше человек живёт не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных человеком предметов, совокупность которых иногда называют «второй природой». Естественно, что мир вещей отражается в литературе, причём с течением времени приобретает всё большую значимость.

Задание: Прочитать отрывок из статьи Есина и составить кластер (схему- конспект), в котором нужно отразить роль вещной детали в литературе.

Работают 2 варианта.

1 вариант. Ранние стадии литературы: вещь – знак принадлежности человека к определённой профессии или общественного положения. Например, аксессуарная вещь земледельца – соха, борона….

Эпоха Возрождения: вещь – способ характеристики человека, выражение его индивидуальности. В реалистической литературе XIX века вещь становится показателем изменения характера человека.

XX век: вещь начинает влиять на психологическое состояние, характер и поведение героя.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство. (Марк Аврелий).

Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Георг Кристоф Лихтенберг).

Мы рабы вещей и выглядим ничтожными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора. (Иоганн Вольфганг Гёте).

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи… (Фридрих Энгельс).

Все вещи таят в себе загадку. (Эрнст Симон Блох).

Главная функция мебели и прочих вещей – воплощать в себе отношения между людьми, заселять пространство, где они живут. (Жак Бодрийар).

— В каком афоризме выражена основная мысль произведения? Подтвердите это текстом художественного произведения.

Написать сочинение «История одной моей вещи». Придумайте характеристику вещной детали, используя метафоры и олицетворения.

Перечитать записи в тетради о роли вещи в литературе, подобрать примеры из прочитанных ранее книг.

По желанию: написать сочинение-рассуждение по одному афоризму (на выбор).

Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина?

Любил пользоваться этим приёмом Чехов. Состояние героя в рассказе «Три года» передаёт чрезвычайно выразительно внешняя деталь: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его нал собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем»

Очень интересно этим приёмом пользуется Гоголь («Мёртвые души»)

Д. з. Придумать историю о каком-нибудь предмете

Прочитать статью «Шмелёв»

Прочитать рассказ «Как я стал писателем», подготовить его пересказ.

Н. В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсалное пособие», 8 класс, стр. 240 – 244.

Источник

Познавательное и интересное