Презентация по литературному чтению на тему «Корзина с еловыми шишками» (К.Паустовский), 4 класс
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Образ музыки в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Подготовила: учитель начальных классов Иванова Т.В.
Содержание урока (1892-1968) 1) Знакомство с К.Г. Паустовским, краткая биография; 2) Чтение рассказа «Корзина с еловыми шишками», частично; 3) Обсуждение сюжета, ответы на вопросы; 4) Отдельное, пристальное внимание к образу музыки в рассказе; 5) Подведение итогов урока.
Музыка в рассказе Паустовский описывает музыку следующими глаголами: Растет Подымается Бушует Несется Срывает листья Бьет в лицо Поет Зовет Музыка наделяется чертами человека, одного из главных героев рассказа
Эдвард Григ Эдвард Григ родился в городе Бергене в Норвегии. Он прославил своё Отечество, обладая даром воспевать в музыке природу, духовный мир человека, его стремления к доброму, светлому; его порыв к великому; его мужество, верность и чистоту. Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо во всех странах мира. (1843-1907)
Пояснения к презентации
«Образ музыки в произведении К.Г. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»
— …За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.»
Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда человек вдруг ощущает это, у него просыпается талант и ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.
Наш урок сегодня посвящен удивительному произведению К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Разделим урок на следующие этапы:
Остановимся более детально на четвертом пункте.
Совершенно очевидно, что музыка в рассказе – один из главных героев, наряду с Григом, Дагни и ее тетей и дядей. Она появляется в конце первой части рассказа, когда Григ, проводив Дагни до дома, думает про себя: «Я напишу музыку.»
А дальше мы видим дом, в котором музыка живет: тут нет ничего лишнего, ничего, чтобы заглушало музыку. Она – главная хозяйка дома, ей подчинено все пространство. И сразу становится понятно, почему эта Музыка так пришлась по душе уже взрослой девушке Дагни. Григ писал ее специально для нее, о ней: о ее красоте, молодости, о ее жизни. И мы видим, что Дагни не просто услышала все то, что окружало ее в детстве, а УВИДЕЛА это: свой лес, свои горы, свой шум моря, свою Родину.
Также обратим внимание, какими глаголами Паустовский описывает музыку: росла, подымалась, бушевала, неслась, срывала листья, била в лицо, пела и звала. Т.е. музыка – это уже не просто звуки, а что-то осязаемое, что можно потрогать, что-то живое…
И неслучайно в конце рассказа мы видим Дагни, которая полностью преобразилась, увидев всю красоту жизни, в которой есть музыка, театр (который Дагни тоже очень любит), прекрасная природа вокруг. Жизнь есть за что любить, она так себе и говорит. И все это она поняла, услышав прекрасную, величественную музыку Э.Грига.
В завершении урока можно поинтересоваться у учеников, есть ли у них любимые песни, произведения классической музыки, которые им особенно нравятся, которые они слушают по многу раз и которые вызывают такие же чувства, как музыка Грига у Дагни.
Урок-презентация по литературному чтению «К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цель: познакомить детей с содержанием рассказа, дать представление о творчестве Э.Грига.
Ход урока
№ слайда | Содержание слайда | Комментарии к слайду | Примечания |
1. | “Любимые страницы. Урок литературного чтения в 4В классе. 27 ноября 2006 года” | Звучит музыка Э. Грига “Утреннее настроение”. | по щелчку начинает звучать музыка и появляются слова |
2. | Виды Норвегии. | Под музыку. | по щелчку появляются фотографии (5 шт.), к концу уменьшается громкость музыки |
3. | Э.Григ (портрет) | – Прекрасная музыка, не так ли? Знакома ли вам она? Кто её автор? (ответы детей) |
– Эдвард Григ – норвежский композитор.
по щелчку – портрет
“Корзина с еловыми шишками”
Сегодня на уроке у нас с вами есть возможность узнать чуть больше о творчестве Эдварда Грига, приоткрыть тайну создания его музыки.
Поможет нам в этом рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
колечко –“Стальное колечко”
кипрей – “Заботливый цветок”
барсук – “Барсучий нос”
Давайте вспомним, какие рассказы этого автора мы уже читали.
– Сейчас на экране будут появляться герои и предметы из рассказов Паустовского. Вы должны вспомнить название рассказа.
Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым, светлым, трепетным чувством любви к природе родной земли, к скромному среднерусскому пейзажу.
Паустовский бывал в Англии, Италии, Франции. Его восхищали люди этих стран, музеи, искусство, архитектура. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира. Рассказ, с которым мы сегодня начнём знакомиться, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига.
Иллюстрация к 1 части
– Откройте первую часть. Какое важное событие описано в ней?
– Где происходит действие?
– Что делал в лесу Э.Григ?
– С какой целью отправилась дочь лесника в лес?
– Чем привлекла к себе внимание Грига Дагни?
– Почему Григу захотелось сделать Дагни подарок? Почему именно такой подарок?
– Как отнеслась Дагни к такому подарку? Почему Григ решил подарить музыку лет через 10?
– Какой вам представляется Дагни, какие чувства она у вас вызывает?
– Найдите описание леса, прочитайте про себя. Чем вам нравится это описание?
Сравнение
Метафора – употребление слова в переносном значении.
– Может ли лес быть грибным? Что хотел сказать автор этим словосочетанием?
Мы знакомимся с новым литературным приёмом – метафорой.
– Какие сочетания слов, сравнения вам хотелось бы запомнить?
– Для чего автор так поэтично описывает осень в лесу? Чьими глазами мы видим этот лес?
– О чём пишет Паустовский, как о живом, в этой части?
– О чём повествует музыка Грига?
– О чём думал Григ, сочиняя музыку для Дагни Педерсон?
– Найдите строки, которые выражают главное настроение музыки для Дагни.
– Кто был первым слушателем музыки?
– Почему этих слушателей композитор ценил больше, чем посетителей концертов?
– Взволновало ли вас описание музыки, данное Паустовским?
– С какой стороны открылся вам писатель, о чём он хотел рассказать нам?
– Каким главным чувством пронизан этот рассказ?
– Какую главную мысль хотел донести до нас Паустовский?
– Мы продолжим работу над этим произведением на следующем уроке, но есть ли строки, которые уже взволновали вас?
– Наш урок заканчивается.
– Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего урока?
– С каким настроением вы уйдёте с этого урока?
Презентация по литературному чтению «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составитель: учитель начальных классов, МБОУ «Холмовская СОШ» Колесникова Светлана Николаевна Презентация к уроку литературного чтения на тему: «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
На ёлке шишки, на столе книжки
Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Константин Георгиевич Паустовский Родился 31 мая 1892 года в Гранатном переулке в Москве. В семье любили искусство: много пели, играли на рояле, часто посещали театр.
С какими произведениями К.Г.Паустовского мы уже встречались?
Эдвард Григ (1843 – 1907) норвежский композитор Родился в городе Бергене в Норвегии. Он прославил своё Отечество, обладая даром воспевать в музыке природу, духовный мир человека, его стремления к доброму, светлому; его порыв к великому; его мужество, верность и чистоту. Сегодня творчество Грига почитаемо во всех станах мира.
Где встретился Григ с маленькой Дагни? Опишите эту местность словами.
Найдите во второй части рассказа самые важные слова. Что делало Грига самым счастливым человеком? Жизнь удивительна и прекрасна.
Дом Эдварда Грига, в котором он создавал свою прекрасную музыку
Что вспоминала Дагни, слушая музыку Грига?
Что прекрасного мы открыли в рассказе К.Г. Паустовского? 1) Красоту природы. 2) Красоту человека: внешнюю и внутреннюю. 3) Чудесные подарки могут быть не только вещественные, но и духовные. 4) Музыка, театр, литература учат нас видеть прекрасное.
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-229047
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку литературного чтения по теме «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Что делает человека БЕССМЕРТНЫМ? ЧЕМ должен жить человек? Как влияет КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА на человека?
Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс
Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс
Родной город Берген
Гесина Хагеруп – мать Эдварда Грига
Консерватория германского города Лейпцига, где учился Эдвард Григ с 1858 по 1862 годы.
Эдвард Григ: «… я стремился лишь к одному: пусть моя музыка будет подобна хижине или простому жилищу, в котором людям было бы уютно и радостно!»
Дом Эдварда Грига и Нины Хагеруп
Могила Эдварда Грига и Нины Хагеруп
1-ая часть – «Встреча Эдварда Грига с маленькой девочкой Дагни».
2-ая часть – «В доме композитора Эдварда Грига».
3-ая часть – «Волшебная сила музыки».
Что прекрасного мы открыли в рассказе Константина Георгиевича Паустовского? 1) Красоту природы. 2) Красоту человека: внешнюю и внутреннюю. 3) Чудесные подарки могут быть не только вещественные, но и духовные. 4) Музыка, театр, литература учат нас видеть прекрасное.
Номер материала: ДВ-008228
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по литературному чтению на тему «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден.
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Какой эпизод она изображает? Вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни Петерсон, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.
Встреча композитора Э.Грига и Дагни. В доме композитора. Дагни в гостях у дяди и тети. Дагни в театре и на концерте.
Воздух Шум прибоя Мох Эхо Листья
Ковры Портьеры Легкая мебель Диван Жилище Рояль
Вернемся в дом Грига. Что было видно из окна дома? Расскажите об этом. Обратите на слова – помощники:
Каким же он был, композитор Эдвард Григ?
Внимательно послушайте пьесу Э.Грига «Утро». Постарайтесь услышать, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка.
Писатель снова приготовил нам встречу с Дагни. Что изменилось в ее жизни? Кем были родственники девушки? Что особенного было в комнате тети Магды?
Куда любила ходить Дагни в городе? Как она чувствовала себя после спектакля? Почему она плакала? Кому из вас приходилось плакать, когда вы смотрели спектакли, кинофильмы или читали книгу?
«Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса…»
Пьесы: «Песнь Сольвейг» «Утро» «Танец Анитры»
Домашнее задание: Стр. 59 – 60 ответить на вопросы Подготовить выборочный пересказ.
Номер материала: ДВ-053369
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.