Презентация по рассказу платонова песчаная учительница

Сказки

Презентация по русской литературе на тему «Песчаная учительница»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема открытого урока: Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница»

Цель: создать условия для формирования у студентов целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница” А.П. Платонова. Раскрыть идейное содержание рассказа, показать смысл жизни человека. Образовательные: учить давать оценку поступкам героев; обучать характеризовать литературного героя через работу с понятиями «смысл жизни», «нравственный выбор». Развивающие: отрабатывать умение анализировать замысел автора и умение отстаивать свою точку зрения Воспитывающие: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество; дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.

Проверка домашнего задания 1.Жизнь и творчество писателя А.Платонова.

Опрос домашнего задания (опережающее задание)

Новая тема. Рассказ А. П.Платонова «Песчаная учительница»

Словарная работа. ШЕЛЮ́ГА, шелюги, жен. (бот.). Кустарниковое растение, разновидность ивы, хорошо растущая на песчаных почвах.

1. Орошать – поливать, пропитывать влагой. 2. Шелюга – виды деревьев и кустарников рода ивовых. 3. Смрадные – издающие отвратительный запах. 4. Обглодать – обгрызть, съесть.

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница»

Викторина — проверка знания текста. 1 ГРУППА и 2 ГРУППА задают друг другу вопросы

Рядом с водоемами микроклимат меняется, здесь уже можно встретить зеленую траву и деревья, в тени которых прячутся от солнца верблюды.

Карточка – минутка. А.П.Платонов «Песчаная учительница». 1. Героиню звали 1. Бархан. 2. Её профессия 2. Пустыня. 3. Губерния 3. Сафута. 4. Её родиной была 4. Саван. 5. Первое село 5. Шелюга. 6. Песчаный холм 6. Песками. 7. Покров покойника 7. Вода. 8. Борьба с 8. Мария Никифоровна. 9. Питомник 9. Вождь. 10. Похожа на иву 10. Кочевники. 11. Жизнь в пустыне – это 11. Учительница. 12. Всё уничтожили 12. Сосновый. 13. Глава кочевников 13. Астраханская. 14. Был недостаток 14. Топлива. 15. Второе село 15. Хошутово.

КЛЮЧ 1-8. 6-1. 11-7. 2-11. 7-4. 12-10. 3-13. 8-6. 13-9. 4-2. 9-12. 14-14. 5-15. 10-5. 15-3.

Н.А.Некрасов Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру- Заглохла б нива жизни!

Итог урока: Что мы сегодня изучали на уроке? Какие мысли вызвал финал рассказа? Прочитайте впечатлившие вас строки. В чем смысл жизни?

Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Нужны ли обществу такие люди, как Мария Никифоровна?»

Номер материала: ДБ-611953

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку по рассказу А. Платонова «Песчаная учительница»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Андрей Платонович Платонов (1899-1951) «теперь исполняется моя долгая упорная детская мечта – стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце. ».

С точки зрения географии Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью. В пустыне редко встречается или отсутствует флора, фауна здесь специфическая. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки. Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо. Расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более.

Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных — пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.

Сравните Астраханская пустыня Среднеазиатская пустыня

Проверьте Волнующаяся от легчайшего ветра Караваны верблюдов, уходящих в Персию Загорелые купцы Песчаная пудра Пустыня-родина героини География поэзия Солнце исходило зноем Высота жуткого неба Раскаленные барханы, как пылающие костры Песчаная буря Яркий день кажется мрачной ночью Неухоженные колодцы

Ни война, ни революция ее не коснулась; Отец-учитель не разъяснял девочке событий, жалея ее детство; С восторгом читает книги по географии; Пустыня для нее поэзия; Неясно осознает свое предназначение Тоскливое чувство охватило путешественницу; первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в пустыне; долгие вечера думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание; крепкая, веселая натура Нарышкиной стала теряться и потухать

итог Оберегалась родителями от невзгод, не готова к настоящей жизни Столкнулась с настоящими трудностями жизни в пустыне

Задания: 1 вариант: Найдите и опишите Хошутово в первые месяцы работы молодой учительницы 2 вариант: Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы

Читайте также:  Проект числа в сказках для дошкольников

Итог исследования: В начале повествования мы видим героиню и ее окружение отчужденными от настоящей жизни, непонимающими ее. Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она понимает противоречия жизни, связанные с трудностями в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, добивается восстановления земли. Душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.

В чем смысл служения людям? Смысл служения людям в бескорыстном выполнении своей работы, искренней помощи.

Домашнее задание Ответь письменно: Нужны ли обществу такие люди как Мария Никифоровна, героиня рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»? Используй выражения: Я считаю, что…. …, потому что … Я могу доказать это на примере… Исходя из сказанного, делаю вывод, что…

Номер материала: ДБ-242462

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по литературе А.Платонов «Песчаная учительница» и конспект урока А.Платонов «Песчаная учительница»

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческое наследие А.Платонова – «это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль». (Е.Евтушенко)

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума трудное легким станет… из сборника сказок А. Платонова Какие они, герои Андрея Платонова?

Рассказ «Песчаная учительница» …узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…

Жена Мария Александровна – прототип героини рассказа Марии Никифоровны Нарышкиной

Обстоятельства Что выбрать? Качествагероини 1. Назначение вХошутово 2. Дети не ходят в школу, село бедствует 3. Посадки шелюги уничтожены кочевниками 4. Учитькочевников культуре песков

Обстоятельства Что выбрать? Качествагероини 1. Назначение вХошутово Вернуться домой к родителям. Поехать по назначению. Долг, ответственность. 2. Дети не ходят в школу, село бедствует Отказаться от работы,ждать,когда все самособой наладится. Помочь людям. Целеустремленность, активная жизненная позиция. 3. Посадки шелюги уничтожены кочевниками Жаловаться,ненавидетьдругой народ и его правду. Встать на место противника. Справедливость, гуманность, терпимость. 4. Учитькочевников культуре песков Остаться вХошутове, гденаладилась жизнь «Похоронить молодостьсреди диких кочевников». Ответственность за судьбу двух народов,оптимизм «Приеду …по лесной дороге

Приеду…по лесной дороге.

«Тайна» имени Мария (древнееврейское) «Горькая» «Любимая» «Упрямая» Никифор (древнегреческое) «Победитель» Жизнерадостен, энергичен.

Выбранный для просмотра документ урок А.Платонов Песчаная учительница.docx

Урок внеклассного чтения.

Тема : Какие они, герои Андрея Платонова? (Идейно-художественное содержание рассказа А. Платонова «Песчаная учительница»).

Цель : Формирование навыков работы с художественным текстом.

Обучающая: Познакомить учащихся с проблематикой произведения и

интерпретацией художественного текста, сюжетными

и языковыми особенностями рассказа.

Развивающая: Формировать диалогические умения; развивать логическое

и образное мышление.

Воспитательная: Формировать активную жизненную позицию, гражданское

Уважительное отношение к литературному слову;

стремление к речевому самосовершенствованию;

пополнение словарного запаса;

уметь свободно излагать авторскую позицию.

Уметь определять тему, идею произведения;

уметь воспроизводить прочитанный текст;

знать средства художественной выразительности.

Развивать умение формулировать тему урока, цели урока;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;

участвовать в диалоге по произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

поиск и выделение необходимой информации.

Оборудование : компьютер, презентация к уроку, тексты с рассказом А. Платонова «Песчаная учительница», Большой толковый словарь русских существительных, Словарь личных имен.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Урок открытия нового знания.

Развития критического мышления.

Эпиграф: Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть,

а на сердце и разум придет,

а от разума и трудное легким станет…

Из сборника сказок А. Платонова.

1 фаза. Вызов. (Слайд №1)

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительным, неповторимым, своеобразным русским писателем 20 века А. Платоновым, творчество которого было высоко оценено и нашим современником – поэтом Евгением Евтушенко, считавшим, что творческое наследие Андрея Платонова – «это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль». КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

А как вы понимаете слово гений? (талантливый, творческий, знающий)

Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных; статья 8.1.2.1 Существительные, обозначающие человека, оцениваемого по умственным способностям.

Сегодня в центре нашего внимания рассказ писателя с необычным названием «Песчаная учительница», (слайд №2) запишите тему и эпиграф (Работа с эпиграфом).

Читайте также:  Рассказы сутеева для детей 1 класса распечатать без картинок

К кому из героев рассказа можно отнести слова, записанные вами как эпиграф к уроку?

(К главной героине – Марии Никифоровне).

Какой же предстает перед вами эта героиня А. Платонова?

(мужественной, ответственной, мудрой и т. д.)

Прием «Тонкие и толстые вопросы».

Итак, героиня рассказа – молодая учительница, прошедшая достаточно сложный, трудный, но интересный жизненный путь. Представьте себе, что нам предстоит встреча с этой героиней. Какие бы вопросы вы могли ей задать? Задайте один «тонкий» и один «толстый» вопрос.

Постановка учебной цели. (Слайд №3)

Ваши вопросы – доказательство того, что судьба героини не оставила вас равнодушными, что вы – внимательные читатели. Думаю, что вам удастся сформулировать и основные проблемные вопросы сегодняшнего урока, исходя из темы.

(В чем видел смысл жизни человека (своих героев) писатель А. Платонов? Почему не каждый человек готов на самопожертвование и отказ от личного счастья во имя благополучия других?).

У героини рассказа был прототип. Вам знакомо это слово?

Обращаемся к Большому толковому словарю русских существительных.

(Прототип (греч) первообраз, основной образец, начальный.)

Прототипом Марии Нарышкиной стала жена писателя Мария Александровна, тоже учительница. (Слайд №4).

А наша героиня – учительница не простая, а «песчаная». Почему? Найдем в тексте описание пустыни, прочитаем выразительно, какое настроение оно создает? Выпишите в тетрадь символические детали, помогающие создать образ пустыни (Работа с текстом в группах по 4 человека)

Раскаленные барханы – пылающие костры (сравнение)

Саван солонца (метафора)

Стонущий песок (олицетворение)

Верхушки барханов дымятся (олицетворение)

-Что напоминает такое описание пустыни? Каков же замысел автора?

(Не просто пустыня – ад! Нет жизни и радости, есть муки и ужас! Зачитать примеры!)

Мы рассмотрели образ пустыни. Так почему же главная героиня «песчаная» учительница?

( Она уезжает в дальнее село, где пустыня. Ей выпало ехать в дальнее село, которое погрязло в песках ).

-Как же жилось и работалось героине?

-В чем трудность? (Сделать ПРАВИЛЬНЫЙ выбор).

-А был у героини выбор? (Да, был).

Проведем небольшое исследование, заполнив в таблице пустые столбцы: «Что выбрать?», «Качества героини». (Работа в группах по 5-6 человек) (Слайд №5,6).

Мария Никифоровна преодолевает все трудности, несмотря на молодость. Андрей Платонов совершенно не случайно дает своей героине имя Мария, он использует прием «говорящие имена». (Слайд №8)

Обращаемся к словарю личных имен.

Мария (древнееврейское) горькая, любимая, упрямая.

Никифор (древнегреческое) победитель, жизнерадостен, энергичен.

(Комментарий ученика, как имя героини помогает в раскрытии ее характера).

Итак, для героев А. Платонова трудность даже не в том, что приходится преодолевать трудности, а в том, как это происходит, важно сделать правильный выбор.

-В чем же видит смысл жизни героиня рассказа? Нашла свое место в жизни Мария Никифоровна?

(Место в жизни человек определяет для себя сам. Для героев Платонова, которые занимают активную жизненную позицию, смысл жизни – в служении людям. И это высшая ценность!).

3. фаза. Рефлексия. Составить синквейн (по вариантам).

Мария Никифоровна Песчаная учительница

Целеустремленная, ответственная. Сильная, гуманная.

Помогает, борется, преодолевает. Поддерживает, учит, верит.

Смысл жизни – служение людям. Чувствует ответственность за людей.

Настоящий человек. Человек.

Домашнее задание. Пересказ рассказа «Песчаная учительница»

Источник

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемасылжан шаймурат

Похожие презентации

Презентация на тему: » Платонов Андрей Платонович Произведение Песчаная учительница.» — Транскрипт:

1 Платонов Андрей Платонович Произведение Песчаная учимельница

2 Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов; 16 (28) августа 1899, Воронеж, Российская империя 5 января 1951, Москва, СССР) русский советский писатель, поэт и публицист, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент. « Песча́ная учи́мельница» рассказ, написанный А. П. Платоновым в 1927 году. В основе сюжета фрагменты биографии Марии Кашинцевой, ставшей прототипом главной героини. По мотивам произведения был снят художественный фильм «Айна».

4 Сюжет Действие происходит в 1920-х годах. Героиня выпускница астраханских педагогических курсов Мария Никифоровна Нарышкина получает направление в дальнее село Хошутово, граничащее со среднеазиатской пустыней. Прибыв к месту назначения, молодая учимельница видит населённый пункт с каменной школой, чахлым кустарником и сугробами песка. Повседневная жизнь крестьян сосредоточена вокруг чистки изб и дворов от песчаных заносов. Энтузиазм, с которым Нарышкина приступает к работе, вскоре сменяется растерянностью: голодные и больные ученики посещают занятия нерегулярно; местным жителям, обессилевшим в борьбе с песком, до школы нет никакого дела. Мария Никифоровна сознаёт, что в этом селе главным учебным предметом должно быть «искусство превращать пустыню в живую землю». Теперь её усилия направлены на создание защитных полос, орошаемых огородов, питомника. Школа становится центром сельской жизни: туда приходят и дети, и взрослые.

5 Стиль рассказа Стиль рассказа «Песчаная учимельница» очень лаконичен. Разговаривают герои мало в Хошутове всегда немного говорят, экономят слова и силы, ведь они еще понадобятся в борьбе с нашествием песков. Вся история Марии до принятия ею судьбоносного решения ехать работать к кочевникам, к чужому народу, укладывается автором в несколько десятков коротких абзацев. Мы даже назвали бы стиль рассказа приближенным к репортажному. В произведении немного описаний местности, больше повествования, действия.

7 Экранизация В конце 1920-х годов Платонов написал и отправил в «Совкино» сценарии к нескольким своим произведениям, включая рассказ «Песчаная учимельница». В 1931 году по мотивам этого рассказа был снят художественный фильм «Айна» автор сценария Мария Смирнова, режиссёр Николай Тихонов. Через полтора десятилетия тема получила развитие в картине «Сельская учимельница» автор сценария Мария Смирнова, режиссёр Марк Донской.

Читайте также:  Сказки с матами читать короткие

8 Заключение Мало ли какая женщина сумела бы выжить в селе граничащее с среднеазиатской степью. Но Мария Нарышкина в свои молодые года оказалась сильной женщиной. Понимая что крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто поможет им одолеть пески, а школа стояла в стороне. Но девушка не отчаялась, она возглавила борьбу с песками, изучала множество книг по песчаному делу.

Источник

Презентация по литературе на тему «Урок по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок, посвященный 10-летию Программы ООН по борьбе с опустыниванием, по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница» «Основа жизни – труд». Учитель русского языка и литературы «МКОУ Терекли-Мектебская СОШ имени Кадрии» Ногайского района РД Аубекерова Э.Е.

Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас? Айзек Азимов

Весной степь поражает буйством красок и цветением

Но очень скоро все отцветает…

В 1927 году А.П.Платонов создал рассказ «Песчаная учительница», ставший гимном человеческому труду и упорству в борьбе с пустыней

В рассказе говорится о силе женского характера. Образ молодой учительницы Марии Нарышкиной стал героическим. Она проделала большой путь и была готова сделать еще столько же, ради победы. Таким человеком можно гордиться и ставить его в пример! Из всех путей, которые ведут к счастью, самые верные – труд и упорство. Л. Рейбо

Действие рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходит в 1920-е годы в маленьком среднеазиатском селе Хошутово. За околицей села начинается самая настоящая пустыня — безжалостная и холодная к людям.

Миссия главной героини, учительницы Марии Нарышкиной — нести знания. В условиях, где жила Нарышкина, знания и умение создавать лесополосы, сохранять зеленые насаждения и разводить растения оказались жизненно важными. «И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю».

«И уже через год Хошутова было не узнать. Шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов, длинными лентами окружили Хошутово со стороны ветров пустыни и зауютили неприветливые усадьбы».

Как теперь живут жители Хошутова? Что изменилось в их жизни? Чему они научились? Какой урок они получили? Каков нравственный смысл рассказа? Почему учительница Мария Нарышкина сумела одержать победу в борьбе с пустыней?

Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница» учит нас, как человек может преобразовать природу. Она не примирилась с пустыней. Приняла идеи кочевников. Не изменила себе. Изменила окружающее общество и природу. Пожертвовала собой ради спасения своего села.

… Главное сеять души в людях… Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, А на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет. А.Платонов

Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от счастья. Ввела предмет «Обучение борьбе с песками» Посадила шелюгу и сосны. В чем заключается жизненный подвиг героини?

Шелюга, кустарник или деревце из рода ива; то же, что краснотал. ве́рба (лат. Sálix) — деревянистое растение; род семейства Ивовые (Salicaceae). В некоторых областях России в повседневной речи используют слово«тальник». Различные виды ивы называются: ветла, верба, шелюга, ракита (крупные деревья и кустарники)

Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?

Что можем сделать мы, жители Ногайского района, чтобы остановить опустынивание?

В окрестностях села Калинин Ногайского района

У артезиана. (с. Калинин)

В середине ХХ века работники Ногайского лесного хозяйства сделали очень многое по борьбе с опустыниванием. Они сажали в степи саксаул и джузгун, создали питомник по выращиванию саженцев этих растений. На огромных территориях высажены лесополосы, которые служат защитой от ветров и песков, удерживают влагу. Каждый год школьники высаживают большое количество деревьев. Но пока в этой борьбе побеждает все-таки стихия. С каждым годом увеличивается площадь территорий, подверженных опустыниванию.

Вывод: труд, упорство, молодость и огромное желание человека изменить мир в лучшую сторону способны творить чудеса, как это сделала героиня рассказа А.Платонова Мария Нарышкина.

Что мы сажаем, сажая леса?

Видимо, пустыни для того и существуют, чтобы люди радовались деревьям. Пауло Коэльо …Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево… А.Платонов.

Номер материала: ДБ-043642

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное