Презентация к уроку русской литературы в 5 классе оп рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кавказские горы. Ущелье. Фото
Толстой никогда ничего не “золотил”, даже истории для детей. И “звериный лик завоеванья” отражён в его творчестве сполна — и не только в «Кавказском пленнике». Лермонтов и Толстой были профессиональными военными, оба были противниками войн (и войны на Кавказе в том числе), оба, участвуя в военных действиях, пришли к думе о России и её предназначении в мире. «Бородино», как известно, в какой-то степени стало “зерном”. только ли «Войны и мира»?
Лучшей книгой для детского чтения Толстой считал, как известно, «Робинзона Крузо» Д.Дефо. Как ни странно, но отголоски этого произведения есть и в написанном Толстым для детей «Кавказском пленнике», рассказе, который развивает важный мотив творчества Толстого — мотив плена.
Конечно, плен на необитаемом острове и плен среди врагов — вещи во многом разные, но и в том, и в другом произведении подчёркивается сила человеческого духа и идея братства разных народов.
Изобретательность, мастеровитость тоже выдвигаются как положительные качества и в Робинзоне, и в Жилине.
Итак, рассказ о вере. Во что? Жилин верит в удачу и в свои силы, Костылин — в выкуп. А Дина? Дина верит в доброту, вообще в человеческое сердце. Ведь не могла она не сознавать, что, помогая пленнику, может навлечь гнев отца.
Литературные источники рассказа принято усматривать не только в романтических поэмах, но и в повести (тоже романтической), подписанной инициалами Н.М. и называющейся так же, как и рассказ Толстого, то есть «Кавказский пленник (быль)». Повесть была опубликована в «Библиотеке для чтения» в 1838 году, и биограф Толстого Н.Н. Гусев сообщает, что Толстой мог читать её ещё в детстве. Особенно интересна следующая подробность повести: русским пленникам помогает ребёнок, но не девочка, а мальчик, русский, попавший ранее в плен к горцам и понимающий их язык.
Другим источником толстовского рассказа были воспоминания полковника Ф.Ф. Торнау, описавшего своё пребывание в плену у горцев. Воспоминания были напечатаны в «Русском вестнике» в 1864 году.
В то же время Б.М. Эйхенбаум недаром назвал рассказ Толстого “миниатюрной «Одиссеей»”, ведь в рассказе ощущается почти гомеровская “первобытность”, “натуральность”; и добавим: мотив плена в мировой литературе действительно восходит к гомеровскому эпосу (Одиссей у Цирцеи, Калипсо, Полифема и пр.).
Замечательный анализ толстовского рассказа на фоне античной традиции, а также на фоне русского романтизма дает М.С. Альтман (Альтман М.С. Читая Толстого. Тула, 1966), отметивший в «Кавказском пленнике» мифологический мотив — “дочь врага любит пленника и спасает его” (ср. Тесей и Ариадна). Однако этот мотив получил у Толстого новаторскую, вполне толстовскую интерпретацию, а именно: противопоставление чистоты нравственного чувства ребёнка искажённому сознанию воюющих между собой взрослых.
Достаточно вспомнить образы детей в творчестве Толстого, чтобы убедиться, что именно это противопоставление является здесь главным сопутствующим мотивом (особенно показательны рассказы «Девчонки умнее стариков», «Сила детства», написанные уже после создания «Азбуки»).
Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Иллюстрация Р.Писарева
Презентации по литературе в 5 классе. Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Д.з. К сравнению героев.docx
Жилин и Костылин попадают в плен
Татары требуют выкупа.
Жизнь Жилина и Костылина в плену.
Первый побег из плена.
Что можно сказать о герое
Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика
Выбранный для просмотра документ Сравнительный анализ героев.docx
Конспект урока литературы. 5 класс
Цель урока: определить алгоритм сравнительной характеристики и использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи.
Задачи : формировать умения и навыки сравнительной характеристики персонажей для более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; воспитывать духовно-нравственную личность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», карточки.
2. Актуализация знаний
Знание изученного на первом уроке, осознанность чтения произведения Л. Н. Толстого и глубина усвоения текста проверяется с помощью ЦОР (Слайды со 2 по 10):
Определите значение термина «Цепь событий, происходящих в произведении» (Сюжет)
Где происходят описываемые автором события? (На Кавказе)
Узнайте героя по описанию: «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю. С широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников» (Дина)
Какому герою принадлежат слова: «Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить?» (Старик)
Чей это портрет: «С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена?» (Кази-Мугамеда)
Кто из героев рассказа « … достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? » (Абдула)
Кто из окружающих так относился к Жилину: «…не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает?» (Красный татарин)
Кто из героев рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит?» (Костылин)
3. Формулировка задач урока. Постановка проблемного вопроса.
— Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» ( Дети выдвигают предположения)
— Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока. Определим способ решения проблемного вопроса. ( Дети предлагают сравнивать героев)
— Что значит сравнивать героев художественного произведения?
Находить общее и отличительное. Понаблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратить внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. (Слайд №12)
4. Систематизация знаний. Работа с текстом.
— Что общего у героев?
Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.
Костылин: «. мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
Жилин: «…невелик ростом, а удал был».
— Какое отношение к Жилину и Костылину возникло у читателя? Почему?
Портрет Костылина противоречит портрету русского офицера. Автор намеренно наделяет его нелестными эпитетами: грузный, толстый, красный, вызывая у читателей негативное отношение к герою. О Жилине автор говорит «невелик ростом, а удал был», то есть в герое чувствуется сила и мужество. Недаром придумал народ пословицы о людях неброских, но духовно сильных: «Мал, да удал; мал золотник, да дорог».
Делаем вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.
— Есть ли в тексте монолог героев? Зачитайте.
Жилин: «Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»
Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги…
а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнешься — пропал…»
А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.
— Почему у Костылина нет внутреннего монолога?
Автор обращает внимание на отношение Жилина к лошади. Он любит её, видит в ней близкого друга, жалеет, называет её доброй, матушкой, сердечной. Жилин не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин же не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого, поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу», ожаривает лошадь».Такое поведение вызывает неодобрительную оценку читателей.
Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.
— Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?
Пленение Жилина и Костылина;
Жизнь Жилина и Костылина в плену;
Первый и второй побег из плена;
— Рассмотрим эпизод «Жилин и Костылин в пути». Сравните поведение героев.
1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?
2. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
Жилин: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар — ускачу»
Костылин: « Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми»
3. Жилин хорошо понимает опасность и рассчитывает на себя и силу лошади. Ведёт себя как настоящий офицер. Перед тем, как ехать в ущелье, предлагает Костылину подняться на гору, посмотреть, нет ли татар. Костылин на предложение Жилина поостеречься, отвечает: «Что смотреть? Поедем вперед». Костылин руководствуется своими прихотями, а не знанием положения.
— Почему Толстой описывает подробно сцену пленения Жилина, а о том, как Костылин попал к татарам, мы узнаём позже, Костылин рассказывает об этом Жилину уже в плену?
Толстой восхищается Жилиным, видит в нём настоящего русского офицера, умеющего постоять за свою честь. Предполагает, спасение возможно, если бы не ранение лошади: «…навалилась Жилину на ногу». Примечательно, что только пятеро татар смогли скрутить Жилина, да и то уже бывшего в беспамятстве.
Делаем вывод: Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает храбрость и мужество одного, трусость и слабость духа другого. Костылин совершает предательский поступок – оставляет Жилина без ружья и не оказывает взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.
— Прочитайте выразительно сцену требования выкупа. Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?
Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. Он смелый, не боится татар и их угроз: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»
— Задание по вариантам: самостоятельно проанализировать поведение героев в других эпизодах рассказа, отметить, какие черты характера героев проявились, сравнить. (Карточки с вопросами).
1вариант: Жизнь Жилина и Костылина в плену; (3 глава)
3вариант: Второй побег (6 глава)
Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?
1.Чем герой занимался в плену?
Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.
По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.
Подготовка и первый побег из плена
Жилин предлагает Костылину бежать вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь, хотя главный герой знает, что на Костылина надеяться нельзя.
2.Как герой готовился к побегу?
Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.
Ни в чём участия не принимает
Первый побег, поведение героя
Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать.
Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.
Полез и Костылин род стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: — Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?
— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.
Костылин и слышать не хочет.
— Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?
— Ну, так прощай, не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.
Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный»
Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики.
6. Работа с литературоведческим понятием.
Антитеза (от греч. А ntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.
— Зачем Толстой противопоставляет героев?
7. Решение проблемного вопроса
— Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?
Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.
8.Обобщение (Слайд №14)
-Как вы поняли, что значит сравнивать героев художественного произведения?
Найти общее и отличительное. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях.
Отметить динамику развития образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения.
-Какой алгоритм сравнительной характеристики мы определили?
Отношение к окружающим.
Отношение к природе.
Отношение автора к герою. Авторская позиция.
9. Домашнее задание.
Мини-сочинение. Согласны ли Вы с мнением, что Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание?
Что для каждого из вас на уроке явилось открытием?
Какие задания вызвали трудность?
Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока, и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями)
Выбранный для просмотра документ Урок по литературе. Противопоставление героев.docx
Презентация к уроку по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе.
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Русятинская ООШ» Бурмистровой Т. Ю.
. «Жилин и Костылин: разные судьбы» Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев; развивать навыки сопоставительной характеристики героев; Продолжить работу над развитием речи учащихся; воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
О каких военных событиях идет речь в рассказе?
Кавказские горы. Ущелье. Фото
Знакомство Жилина с Костылиным 1)Как познакомились Жилин и Костылин? 2)Найдите в тексте описание внешности героев. 3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?
Вывод: Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.
Вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.
Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? Жилин пытается уйти от погони надеется на помощь товарища «Не дамся же живой!» до последнего сражается с татарами Костылин не думает помогать Жилину даже не пытается отпугнуть татар трусливо сбегает
Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин? Жилин торгуется с татарами пишет неправильный адрес Костылин соглашается сразу писать письмо не торгуется, просит выслать 5000рублей
Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин
Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Подготовка побега Знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии Костылинзаботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость.
Первый побег. Костылин Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) Жилин Знает дорогу, ведет за собой товарища. Помогает Костылину «Бросать товарища не годится»
Почему же все-таки побег не удался? Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
Учебные вопросы: Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Найдите описание Дины. Как относится к Дине Жилин? Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело? Проведите исследование:
Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».
Учебные вопросы: Расскажите о горцах. Как показана жизнь аула? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина? Проведите исследование: В чём заключаются особенности традиций и обычаи горцев?
«На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов
Домашняя работа. Напишите сочинение на тему «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».
Рефлексия Что нового узнали на уроке? Чему научились? Оцените свою работу на уроке.
Библиография Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я. http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html http://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63 http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm
Номер материала: ДБ-056857
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация на тему: Толстой «Кавказский пленник» 5 класс
Плен – неволя. Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.
( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)
Сочинение Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».