Презентация для начальных классов по теме «Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася»»
Описание разработки
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
Урок по чтению для учащихся 5 класса в коррекционной школе VIII вида. составила: Махрова Надежда Михайловна учитель русского языка, развития речи и чтения п.Яйва, Пермский край
РОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ Ю.Я. ЯКОВЛЕВ (1922-1996)
Мешок, набитый сеном, чем-нибудь мягким и служащий матрасом, сиденьем.
Вялый, безвольный, медлительный человек.
Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоема.
Дрожь при лихорадке, болезненное ощущение холода.
Материал в виде тонких планок, из твердых пород древесины, для настилки полов в виде какого-либо рисунка, а также пол из этих планок.
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»
Разделы: Литература
Цели урока:
Оборудование урока: Выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей.
Оформление доски:
1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес 2. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. 3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. | Юрий Яковлевич Яковлев (1922-1996) «Рыцарь Вася» А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев | 4. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелев 5. Добро, красота, любовь…венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. 6. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. |
Ход урока
I. Вступление.
Учитель читает стихотворение
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?
– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?» Ясно, что задающие этот вопрос всё ещё находятся под впечатлением прочитанных в детстве романов «Дон Кихот» Сервантеса, «Айвенго» В. Скотта, «Три мушкетёра» Дюма.
– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)
(записывается на доске, или открывается на заранее написанных табличках, или выдается каждой группе)
– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.
Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря. (читает ученик)
Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.)
II. Знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
У Юрия Яковлева, портрет его на доске, есть рассказ, который называется «Рыцарь Вася».
– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным? (имя рыцаря)
– А какие имена носили рыцари? (Ричард, Айвенго, Роланд и др.)
– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?
– Послушайте, пожалуйста, рассказ. (чтение рассказа учителем)
III. Беседа по рассказу.
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря».
– Давайте определим, что рыцарское прячется в Васе. Для этого мы проведём исследование, в ходе которого, я думаю, найдём ответ на вопрос.
– Цитатами докажем, был ли Вася рыцарем? И если был, то ответим, в чём заключалось его рыцарство. У вас на столах есть листочки с цитатами, вы должны выбрать нужные и зачитать.
– Что ещё можно о нём сказать?
«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»
«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»
«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»
«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»
«Ему не везло буквально во всём.»
«Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»
– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?
– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо? (в музее, в мечтах)
– Чего ждал Вася от окружающих? (поддержки)
– А в свой адрес слышал:
– Как должны были поступить окружающие?
– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша)
– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.
– Оцените поступок Васи.
– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.
– Сделайте вывод, кто такой антигерой?
– «Неожиданно он подумал, что если бы на нём были тяжёлые рыцарские доспехи, то лёд сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана»
– Как вы считаете, эти слова Васи вносят сомнение в его мечту стать рыцарем?
– А какие слова подтверждают, что Вася продолжает жить своей мечтой? («Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»
IV. Вывод. Работа в группах.
– Прочитайте афоризмы (записаны на доске или на листочках), объясните каждое из высказываний (работа в группах) и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?
V. Проблемные ситуации. Ритуал посвящения в рыцари.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.
– Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями. Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:
Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся рыцарями быть!
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Doc1.docx
Выбранный для просмотра документ Благородство.docx
Благородство – это состояние души?
Урок-размышление по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»
выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения; обучать интерпретации текста;
воспитывать любовь к ближнему, мужество, благородство, доброту, взаимопонимание;
обучить начальным навыкам работы с литературным портретом.
выставка рисунков учеников;
словари В.И.Даля и С.И.Ожегова;
(музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева).
Используемая технология: групповая.
Ведущий метод: сотрудничество, диалог.
Использование ТСО: компьютерная презентация.
Опережающее домашнее задание: читательские отзывы о рассказе, рисунки (обложка к рассказу), сообщения о рыцарях.
В начале урока экспертная группа получает задание найти в словаре значение слов «рыцарь» и «благородство».
В самом начале урока звучит песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
— Узнали ли вы песню, звучавшую на перемене? Можете ли назвать автора слов, композитора?
— Слова к этой доброй, душевной песне написал замечательный человек, писатель, поэт Ю. Яковлев.
— Чем привлекает вас прослушанная вами песня?
(Конечно, прежде всего трогательным отношением матери к своему малышу).
— Всё, о чём бы ни писал Ю. Яковлев, не может не волновать вдумчивого читателя). Предметом нашего сегодняшнего размышления являются проблемы, которые автор поднимает в своём рассказе «Рыцарь Вася». Очень важно понять, каким образом писатель заставляет нас волноваться или радоваться за героев, соглашаться с ними или, может быть, осуждать их.
Сообщение учителя о писателе
Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости.
— Ю. Яковлев однажды произнес слова, в которых, по сути, определил основную черту своего творчества:
«Быть добрым хорошо и радостно. Добро приносит человеку то
удовольствие, какого не знает никогда злой; быть добрым –
— Мне кажется, что это высказывание можно уместить всего в два слова: «Быть Человеком».
— Что значит, по-вашему, быть человеком с большой буквы?
Беседа по содержанию рассказа
— Чем привлекает нас рассказ Ю. Яковлева?
Дети читают свои читательские отзывы.
-Ю. Яковлев внимательно вглядывался в каждого подростка: « Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек». Мог бы писатель так сказать о герое произведения «Рыцарь Вася» Васе Рыбакове?
— А что же нам, читателям, помогает сформировать наше отношение к герою?
(Поступки, портрет героя, художественные приемы, используемые автором).
I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в обтяжку, на толстом его лице. )
III группа. Отношение к нему окружающих (Все называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был предметом общих насмешек).
– А как характеризует его автор?
«А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
— Ребята, встаньте, пожалуйста, поднимите руки над головой и покажите, каким должно быть «благородное сердце рыцаря»?
(Дети вместе с учителем выполняют упражнение).
– В отличие от автора, одноклассники видят его толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что причина его полноты – это обжорство. Но это не так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый, неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность постепенно формируется.
— А что делает герой в ответ на эти обидные слова?
«Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».
– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора.
А как мы, читатели, к нему относимся?
Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие.
– Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке «…а в его груди билось благородное сердце… Он был безымянным рыцарем » три слова, которые очень важны.
(Рыцарь, благородное, мечта).
1. В феодальной Европе – военный человек.
2. Перен. Самоотверженный, благородный человек.
— Какое из значений имел в виду автор, вынося в название рассказа слово «рыцарь»?
(Имя не подходило для рыцаря, да и внешность тоже).
-Каких рыцарей знаете вы?
(Дети рассказывают о рыцарях).
— Объясним слово « благородство »
(Самоотверженный человек и есть благородный).
Лексическая работа сравнительного характера
— Чтобы защищать слабых и обиженных, надо меньше всего думать о себе и рисковать собой. Таков ли Вася?
( Вася действовал, как бесстрашный рыцарь: в минуту опасности он совершенно не думал о себе).
— Выписать все глаголы, которые характеризуют действия героя
(Раскачивался. Ходил вразвалку. Плелся. С грохотом скатывался. Неуклюже сползал. Тяжело спрыгнул). Что подчёркивается этими глаголами?
(Шагал. Шагнул. Дошел. Схватил. А затем опять поплелся)
— Как называется этот прием и с какой целью автор его использует? (Антитеза, чтобы ярче читатели увидели его добрую душу, его готовность к подвигу.)
— Давайте вспомним эпизод спасения ребёнка.
Дети пересказывают текст.
— По композиции этот эпизод очень маленький, однако слово «ТЮФЯК» здесь автор употребляет 7 раз! Почему?
(Чтобы читатель внутренне не согласился с этим словом).
— Действительно, поступок человека говорит о многом! Что нужно, чтобы стать рыцарем?
(Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, и быть готовым прийти на помощь людям).
— Совершил ли Вася подвиг? Стал ли настоящим рыцарем?
Творческое задание (защита рисунков)
Учащиеся показывают, какую обложку к рассказу они нарисовали, и рассказывают, что и по какой причине они изобразили.
Размышление над концовкой рассказа
— Итак, какими же качествами должен обладать настоящий рыцарь?
— Почему рыцарь должен быть благородным?
— Ребята, если бы вам предложили нарисовать БЛАГОРОДСТВО, каким цветом вы бы его разукрасили? Посмотрите, пожалуйста, сначала направо, а потом налево, выберите подходящий цвет и объясните, почему.
— Запишите в тетради посередине листа слово БЛАГОРОДСТВО, нарисуйте от него стрелочки. Давайте попробуем подобрать к слову БЛАГОРОДСТВО синонимы.
Дети подбирают синонимы и записывают их в тетрадь.
— А теперь, ребята, отложите тетради, выпрямите спинки, глубоко вздохните, приведите в порядок свои мысли, вспомните все, о чем мы с вами говорили на уроке.
— Согласны ли вы с концом рассказа? Нет ли внутреннего протеста?
(Произошла несправедливость: школа не узнала настоящего героя)
— Может быть, именно Димка – герой вчерашнего происшествия?
(Не ступил бы на лед, трус, лгун, сродни подлецу).
— Прав ли Вася, что смолчал о лжи?
( С одной стороны, скромность. С другой, когда он вырастет, поймет, что изобличить ложь, остановить подлеца, пока еще маленького, – это тоже подвиг, поступок).
— Ребята, а почему Вася не изменил своей мечте?
Умение быть верным своей мечте – это тоже свойство настоящего рыцаря.
— Почему рассказ называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
Потому что Вася обладает всеми качествами настоящего рыцаря: благородный, скромный, мужественный, самоотверженный, не злой, не реагировал на обиды, готовил себя к подвигу внутренне, оказался верен своей мечте.
– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
Быть добрыми, не озлобляться, быть мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни.
Он не гасит в сердце читателя огонёк надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не изменяет своей мечте.
– Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю. Давайте же попробуем ответить на вопрос: «Благородство – это состояние души»?
Дома к слову БЛАГОРОДСТВО вместе с мамами и папами подобрать синонимы и записать их в тетрадь, написать мини-сочинение:
«Что значит быть рыцарем»? ()
На двери висит плакат, на котором изображено дерево без листьев. Дети на выходе из класса приклеивают к веткам стикеры:
розовое сердце – урок понравился,
зеленое яблоко– не очень,
желтое яблоко – совсем не понравился.
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Благородство – это состояние души?
Юрий Яковлевич Яковлев – детский писатель.
« Вот идет мальчишка, человечек, а вглядишься – уже готовый, сформировавшийся человек».
1 группа. Какова внешность Васи? 2 группа. Каковы манеры, действия Васи? 3 группа. Каково отношение окружающих к к Васе?
1.Найдите в тексте глаголы и сочетания слов, которые характеризуют действия главного героя? Что автор подчеркивает этими словами? 2.Выделите в тексте глаголы, которыми автор характеризует поведение «тюфяка» на реке. Как называется этот прием и с какой целью автор его использует?
Какие нравственные уроки дает нам автор?
Быть добрым, не озлобляться; быть мужественным, самоотверженным; совершать благородные поступки, ничего не требуя взамен; бороться с несправедливостью.
Благородство – это состояние души?
Домашнее задание 1. К слову БЛАГОРОДСТВО вместе с мамами и папами подобрать синонимы. 2.Написать мини-сочинение: «Что значит быть рыцарем»?
Рефлексия Ребята, обратите внимание: на двери висит плакат, на котором изображено дерево без листьев. Сейчас при выходе из класса приклейте к веткам символы: розовое сердце – урок понравился, зеленое яблоко– не очень, желтое яблоко – совсем не понравился.
Выбранный для просмотра документ Юрий Яковлевич Яковлев.docx
Юрий Яковлевич Яковлев
И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк.
То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.
Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.
Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место.
И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.
В эти минуты он ненавидел себя за неподходящую для рыцаря внешность.
Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:
— Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!
Разве так обращаются с благородным рыцарем?
Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки.
Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:
— На такого толстого никакие доспехи не налезут.
Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.
В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели большие картины в тяжелых золотых рамах, а по углам стояли статуи из пожелтевшего мрамора. Он хладнокровно проходил мимо полотен великих мастеров, словно это были примелькавшиеся плакаты, и направлялся к заветному залу. В этом зале не было никаких картин. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы.
Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?
Все это он проделывал с невозмутимым спокойствием человека, привыкшего к однообразному ходу жизни и не ждущего никаких неожиданностей.
На уроках он не болтал, так как вообще не отличался разговорчивостью, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:
— Рыбаков, о чем ты мечтаешь?
— Рыбаков, повтори, что я сказала.
— Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.
Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень, который он без конца опускал и поднимал. Он думал так медленно и тяжело, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место.
Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.
На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через «коня» ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на черной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шел в строй.
Ему не везло буквально во всем. Даже на школьном утреннике, где он читал стихотворение «Человек сказал Днепру», тоже вышло недоразумение. Он готовился целую неделю. Особенно хорошо у него получались заключительные строки. Он набирал побольше воздуха и с выражением произносил:
Чтоб на улице и дома
Было вечером светло!
Когда он вышел на сцену, все «выражение» сразу пропало. Он заторопился, чтобы поскорее добраться до конца. Но именно в конце его подстерегала неприятность. Он вдруг заволновался, задергал плечом и прочитал:
Чтоб на улице и дома
Было вечером темно!
Зал засмеялся. Он вздохнул и тяжело спрыгнул со сцены.
Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чем не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.
. Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег.
А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.
Но не все ребята слушаются радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.
Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал:
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.
Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.
Димка Ковалев оживился. Он снова стал махать руками и кричать:
— Заходи справа. Осторожно. Не топай ножищами, а то сам.
Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.
Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слезы.
Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.
Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:
Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб.
Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.
Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и зажмурил глаза.
Неожиданно он подумал, что если бы на нем были тяжелые рыцарские доспехи, то лед сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана.
. На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж.
Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой «П».
Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.
В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.
Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына.
Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам.
И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.