Презентация по сказкам салтыкова щедрина для 10 класса

Сказки

Презентация по литературе. 10 класс. «Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Я писатель, в этом моё призвание». Этапы биографии и творчества. Художественный мир писателя. Сказки. М.Е.Салтыков – Щедрин. Белышева Г.Н. МКОУ Воздвиженская СОШ.

* Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира как писателя – сатирика.

* 15 (27) января 1826г. – село Спас – Угол Тверская губерния родился Михаил Салтыков

* Мать О.М.Салтыкова Отец Е.В. Салтыков М.Е. Салтыков в раннем детстве Дом в котором родился и жил М.Е. Салтыков-Щедрин

* Семья М.Е.Салтыкова-Щедрина Жена Е.А. Салтыкова М.Е.Салтыков-Щедрин Дочь Сын

* «Я не дам в обиду мужика!» девиз всей жизни писателя.

* «Сказки для детей изрядного возраста». «Для детей от 7 до 70 лет».

* Логическая схема 1869,1880-1886г.г. «Для детей изрядного возраста» Задача: обличие пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение передовых идей. Особенности: Фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола, Эзоповский язык. СКАЗКИ

* Сказки «Дикий помещик» «Премудрый пескарь» Цель: пробудить самосознание, показать отношения между помещиками народом Черты Глупость, жадность, паразитизм Безропотность, Терпение, трудолюбие Цель: показать, в чем смысл Жизни и назначение человека Судьба пескаря Цель жизни: беречь свою распостылую жизнь Черты: глупость, трусость, беспомощность Итог жизни: «Жил дрожал, И умирал дрожал»

* Домашнее задание Конспект в тетради Сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик» Гипербола, гротеск.

Номер материала: ДБ-478215

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: раскрыть идейную направленность и художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина; продолжить работу учащихся с понятиями «эзопов язык», «аллегория»; развивать умение строить монологическую речь, высказывать свою точку зрения; пользоваться литературоведческими терминами.

Каждую вещь следует называть её настоящим именем, и если боятся это делать в действительной жизни, то пусть не боятся этого хоть в сказке. Г.Х Андерсен

История создания «Сказок» М.Е. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Д.И.Фонвизина, А.С. Грибоедова и Н.В.Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, большинство из них – в 80-е годы 19 века. Салтыков-Щедрин ставил перед собой принципиально новую творческую задачу: выследить, разоблачить и уничтожить. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве писателя, называл его юмор «грозным и открытым, желчным, ядовитым, беспощадным». И. С. Тургенев говорил : «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое».

М.Е.Салтыков-Щедрин по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и социальных групп общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Основные темы 1.Сатира на нерадивые правительственные верхи и эксплуататоров разного рода, 2.Изображение жизни русского народа, 3.Обличение поведения и психологии обывателей и либеральной интеллигенции, 4.Разоблачение индивидуалистической морали, пропаганда новой нравственности.

Особенности творческой манеры писателя 1.Укрупненное, заострённое изображение действительности, обнажающее скрытые «механизмы» жизни; 2. Единство обыденного и чудесного, социального и фантастического; 3. Ироническое повествование, окрашенное сердечной болью и гневом

Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), в них отсутствует образ положительного героя. Во всех сказках Салтыкова-Щедрина органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика всегда основана на реальных событиях.

Читайте также:  Сказки о безопасном поведении

Очень активно использует Щедрин гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варил суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля. Салтыков-Щедрин использует антитезу (противопоставление). Это можно увидеть на примере “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Генералы столько “денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать”, а мужик получил “рюмку водки да пятак серебра”. Важной в понимании сказки является авторская ирония, благодаря которой раскрывается позиция автора. Ирония прослеживается во всех образах, присутствующих в сказках. Например, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” учитель каллиграфии не может различить сторон света. Язык всех сказок Салтыкова-Щедрина отличается особой афористичностью. Писатель не только активно использует элементы фольклора (пословицы, поговорки), уже устоявшиеся в языке, но и сам привносит в него новые выражения, например: “Примите уверения в совершенном моем почтении и преданности”, “собственно не был зол, а так, скотина”. Гротеск, как излюбленное средство сатиры Салтыкова-Щедрина, выражается уже в самом факте, что животные действуют в качестве людей, в специфических ситуациях, чаще всего связанных с идеологическими спорами Салтыков-Щедрин широко использует в своих произведениях прием иносказания(аллегории)

Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы, они заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличаются от героев его произведений. А осознав это, человек получает шанс измениться и начать жить по-новому.

Домашнее задание Развернутый ответ «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Источник

Презентация по литературе «Сказки Салтыкова-Щедрина» (10 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина Хорева Светлана Николаевна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Новосибирска

Сатирические сказки «Сказки» – это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Причины обращения писателя к жанру сказки сатира имела уже более обобщённый характер; общественное зло измельчало, широко проникло в быт; жанр сказки давал возможность увидеть за жизнью её главных героев жизнь всего человечества;

Проблематика сказок Самодержавие и угнетённый народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат») Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») Положение народа («Коняга», «Кисель») Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист») Трусость обывателя («Премудрый пискарь») Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

Связь с народными сказками В основе сказок Салтыкова-Щедрина лежат образы птиц, рыб, животных и отточенная народная мудрость; содержание народных сказок даёт нам представление о медведе, зайце, щуке, вороне как об уже сложившемся характере.

Связь с народными сказками ОБРАЗ ХАРАКТЕРИСТИКА Медведь глупый,неуклюжий Лиса коварная,хитрая Заяц боязливый,трусливый Щука хищная,прожорливая Волк жадный,жестокий Осёл беспросветно тупой

Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) Гротеск (переплетение фантастики и реальности) Эзопов язык (иносказание и метафоричность) Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) Гиперболизация

Сопоставительный анализ Народные сказки Юмор Гипербола Победа добра над злом Положительный герой Очеловечивание животных Сказки Салтыкова-Щедрина Сатира Сарказм Смешение категорий добра и зла Нет положительного героя Уподобление человека животному

«Премудрый пескарь» Написание «пискарь» связано со словами «писк», «пищать», потому что пескарь, если его схватить рукой, издаёт своеобразный звук. «Пескарь» происходит от слова песок– в некоторых диалектах эта рыба носит название пескозуб.

Историческая справка После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой» Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой». Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Советы отцов Молчалин из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Угождать всем людям без изъятья». Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» : «Копи копейку, копейка не выдаст». Пётр Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» : «Береги платье снову, а честь смолоду». Премудрый пискарь : «Гляди в оба!»

Читайте также:  Рассказ на английском как добраться до школы

Фольклорные элементы и обороты речи Современные понятия Жил-был пескарь Пескарь просвещённый, умеренно-либеральный Мотив отеческих наставлений Жалованья он не получает и прислуги не держит Ума палата была Моцион делал Ни в сказке сказать, ни пером описать А во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него 200 тыс. выиграл Во все лопатки – домой Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья Ни жива ни мертва выглядывает Ни друзей у него, ни родных На ус себе намотал Ни он к кому, ни к нему кто Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девицами не гоняется Думу думает Не чуждается общественности Стал умом раскидывать Достойные граждане Хлеб-соль водить Жизненный процесс завершает Ни тепло ни холодно

Философская проблематика сказки В чём смысл и назначение человеческой жизни? К каким идеалам он должен стремиться?

Философская проблематика сказки Вся жизнь пескаря укладывается в формулу: «Жил – дрожал и умирал дрожал». А положительные идеалы, иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря: Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто об его существовании вспомнит?

Философская проблематика сказки Образ мелкой жалкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя: молчит как рыба; нем как рыба.

Вывод В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Номер материала: ДБ-145300

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по литературе на тему «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина» (10 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания сказок Салтыкова-Щедрина, раскроем их тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок сатирика.

ПЛАН УРОКА. История создания. Жанровое своеобразие. Основные темы. Проблематика. Художественные особенности.

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. Далее их число увеличилось до 30. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти: («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции :(«Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа: («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков: («Христова ночь») «Орел-меценат»

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако, в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). «Премудрый пискарь» 2Премудрый пискарь

Читайте также:  Рассказ школа моей мечты 6 класс по немецкому языку

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). «Медведь на воеводстве»

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Источник

Презентация по литературе «Салтыков-Щедрин.»Сказки для детей изрядного возраста»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

История создания Первые три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1869 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). «Медведь на воеводстве»

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). «Премудрый пискарь»

Топтыгин I “Всему на свете предпочитал блеск кровопролитиев…, но… что больше старается, то у него глупее выходит”

Топтыгин II “Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, как и злодейства срамные”

Топтыгин III “Чтобы исстари заведённый порядок от повреждений оберегать и ограждать”

Лев Александр III 1-й советник Победоносцев Осёл Топтыгин I Топтыгин II граф Д.А.Толстой министр внутренних дел Игнатьев Топтыгин III либералы

К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная Тематика (власть, интеллигенция, народ) Проблематика (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Источник

Познавательное и интересное