Урок-презентация по литературе «Павел Петрович Бажов»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Павел Петрович Бажов (1879-1950)
Учился Бажов сначала в Екатеринбургском духовном училище, потом отдали в Пермское духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Но становиться священником Павел Бажов не планировал Как ни странно, Павел Бажов был ярким революционером, до Великой Октябрьской революции он был эсером, затем вступил в партию большевиков, в 1918-1920 г.г. он вел активную работу по становлению советской власти не только в России, но и в Казахстане, активно участвовал в Гражданской войне, вступив добровольцем в Красную армию На Урале, в городе Камышлов, он поступил на работу в редакцию «Уральской областной крестьянской газете». С тех пор он занимался журналисткой и писательской деятельностью
Что такое фольклор?
П.П.Бажов путешествовал, общался с простым народом, по городам и весям собирал загадки сказки, легенды. Свои сказки он называл «СКАЗЫ»
Малахитовая шкатулка, 1938 После смерти Степана у Настасьи, его вдовы, осталась малахитовая шкатулка, которая заменяла их дочери Танюшке игрушки. Однажды в их дом пришла странница и взялась учить девочку рукоделию. А перед уходом подарила маленькую пуговицу, назвав её памяткой. С той поры стала Танюшка мастерицей В 1943 году за книгу «Малахитовая шкатулка» автор был удостоен Сталинской премии 2-ой степени. Сказ был впервые опубликован в нескольких номерах свердловской газеты «На Смену» (сентябрь — ноябрь 1938) и в альманахе «Уральский современник» (книга 1-я, 1938). Изначальное название — «Тятино подаренье»
Хозяйка Медной горы Хозяйка Медной горы — владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. Считалась покровительницей рудокопов. Хозяйка враждебна начальству и всякого рода барским прислужникам, помогая лишь смелым и свободолюбивым рабочим. Она самостоятельно распоряжается земными богатствами. По своему желанию может допустить или нет разработку, может «увести богатство» или наоборот подарить с помощью подвластных ей ящериц.
Серебряное копытце, 1955 Главная мысль сказки «Серебряное копытце» Если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся. Чему учит произведение? Сказка «Серебряное копытце» учит милосердию и добру. Добрые дела всегда будут вознаграждены. Старик Кокованя взяв к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку, приобрел не только семью, но большое богатство.
Огневушка- поскакушка Главная мысль сказки заключается в том, что удачу легко спугнуть. Трижды видел Федюнька Огневушку-Поскакушку и всякий раз филин ему удачу отпугивал. Лишь на третий раз повезло мальчику точно определить место, где находится золото. Сказка Бажова учит никогда не унывать и не пасовать в трудных жизненных ситуациях. В сказке «Огневушка-Поскакушка» симпатизируешь мальчику Федюньке. Он трижды видел Огневушку-Поскакушку, и сумел ухватить удачу за хвост, найдя золотое месторождение.
Голубая змейка Сказ о двух мальчиках, Ланко и Лейко, которые были друзьями с самого детства и однажды встретили голубую змейку. Оказалось, что это особое существо, которое несет богатство и удачу – золотую пыль, и неудачу и раздор – черную пыль. Коснувшись черной пыли, они и правда поругались, но по-доброму, стараясь защитить друг друга. За это голубая змейка наградила их мешочками с золотым песком, но Ланко пожадничал, и поэтому у него было меньше песка. Но когда он признался в этом, его мешочек стал наполняться. Рассказ учит, что не надо гнаться за легкой добычей и жадничать, за честную дружбу и честный труд богатство и удача сами тебя найдут.
Дом-музей Бажова в Екатеринбурге Все произведения Павла Бажова написаны в доме на углу улиц Чапаева и Большакова (бывших Архиерейской и Болотной). До постройки этого дома Бажов жил с 1906 года в небольшом доме, который ныне не сохранился, на той же Болотной улице, недалеко от угла. Дом на улице Чапаева 11, писатель начал строить в 1911 году, а с 1914 года семья Бажовых жила в нем до отъезда в Камышлов. Сюда Павел Бажов вернулся в 1923 году и жил здесь до конца своей жизни.
Номер материала: ДБ-467605
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация к уроку литературное чтение «Сказки Бажова».
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сказки Бажова. Учитель начальных классов: Шумских Н.В.
Бажов Павел Петрович (1879—1950), писатель, журналист. Родился 27 января 1879 г. в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Поступил в Екатеринбургское духовное училище, а затем в Пермскую семинарию, которую окончил в 1899 г.
В течение полутора десятилетий (до 1917 г.) он преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. В эти годы предметом пристального интереса будущего писателя стали народный быт и культура, устное народное творчество уральцев. События революции и Гражданской войны не оставили Бажова в стороне: в 1918 г. он вступил добровольцем в Красную армию. По окончании военных действий Бажов обратился к журналистике. В 20-х гг. его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях. В 1924 г. вышла первая книга писателя — «Уральские были»
Главное произведение Бажова, сделавшее его классиком русской литературы, — «Малахитовая шкатулка» — увидело свет лишь в год 60-летия автора. Первый сборник под этим названием (1939 г.) объединил 14 сказов; в дальнейшем «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми произведениями (последние прижизненные издания содержали около 40 сказов). Адресованная читателям различных социальных слоёв и возрастных категорий, «Малахитовая шкатулка» стала необыкновенно популярной — так, в годы Великой Отечественной войны книга оказалась в числе самых читаемых. Как писала газета «Правда», в историю отечественной словесности Бажов вошёл собирателем жемчужин родного языка, первооткрывателем драгоценных пластов рабочего фольклора — не хрестоматийно приглаженного, а творимого жизнью.
Умер 3 декабря 1950 г. в Москве, похоронен в Екатеринбурге.
Памятная монета Банка России посвящённая115-летию со дня рождения П. П. Бажова
Образы из сказов П. П. Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы (в виде Коронованной ящерицы) — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.
Сказка «Огневушка – поскакушка»
«Каменный цветок». Прототип главного героя бажовских сказов, Данила-мастер, согласно книге «Режевские сокровища», родился и вырос на уральской реке Реж, в небольшой деревне Колташи, это знаменитый горщик Данила Зверев.
Американская писательница-фантаст Мерседес Лэки включила Хозяйку (Королеву) Медной Горы в свою книгу Fortune’s Fool (2007). Там Хозяйка — могучий дух/колдунья подземного царства, но с несколько безрассудным характером.
Именем писателя назван ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.
В память о писателе назван посёлок городского типа Бажово, сейчас входящий в состав города Копейск.
Сказы Бажова Алмазная спичка Аметистовое дело Богатырева рукавица — фольклорный сказ о Ленине Веселухин ложок Васина гора Голубая змейка Горный мастер Далевое глядельце Две ящерки Демидовские кафтаны Дорогое имячко Дорогой земли виток Ермаковы лебеди Жабреев ходок Железковы покрышки Живинка в деле
Живой огонек Змеиный след Золотой волос Золотоцветень горы Золотые дайки Иванко Крылатко Каменный цветок Ключ земли Коренная тайность Кошачьи уши Круговой фонарь Малахитовая шкатулка Марков камень Медная доля Медной горы Хозяйка Надпись на камне На том же месте Не та цапля Огневушка-Поскакушка
Малахитовая шкатулка Марков камень Медная доля Медной горы Хозяйка Надпись на камне На том же месте Не та цапля Огневушка-Поскакушка Орлиное перо — фольклорный сказ о Ленине Приказчиковы подошвы Про Великого Полоза Про «водолазов» Про главного вора Рудяной перевал
Серебряное копытце Синюшкин колодец Солнечный камень — фольклорный сказ о Ленине Сочневы камешки Старых гор подаренье Тараканье Мыло Таюткино зеркальце Травяная западенка Тяжелая витушка У старого рудника Хрупкая веточка Хрустальный лак Чугунная бабушка Шелковая горка Широкое плечо
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДВ-395617
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Голубая змейка»
Данный материал включает в себя разработку урока по внеклассному чтению для 4 класса. В ней предоставлена информация об авторе, вопросы для анализа текста, кроссворд, викторина, анкета для проведения рефлексии.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Голубая змейка»»
Урок внеклассного чтения 4 класс
П.П.Бажов «Голубая змейка»
Цель: Познакомить учащихся с произведением П.П.Бажова «Голубая змейка», с особенностями уральских сказов.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, выразительно читать, слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.
Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: оценивать содержание художественного произведения, поступки литературных персонажей на основе личностных ценностей.
Оборудование: презентация, карточки с кроссвордом для работы в группах, словари Ожегова
I. Организационный момент.
-Все ли правильно сидят?
Все ль готовы отвечать?
Всем желаю получать на уроке только «5».
II. Сообщение темы урока, целеполагание.
— Уроки внеклассного чтения так редки в 4 классе, но так прекрасны. Ведь именно на этих уроках у нас есть возможность высказывать свое мнение о прочитанном дома, поделиться с одноклассниками теми мыслями, которые вы нашли или увидели в произведениях разных авторов.
— Главное место на нашем уроке сегодня займет имя Павла Петровича Бажова и его чудесные «Уральские сказы».
— Нам предстоит побеседовать о его книгах, узнать о нем самом, а так же поразмышлять, чему учат его произведения, восхититься поэтичностью языка его сказов.
III. Вступительное слово о П.П. Бажове с элементами беседы
— Сегодня мы продолжим разговор о П.П. Бажове, знаменитом уральском сказителе.
— Какие сказы вы прочитали к уроку?
— Что нового узнали о писателе?
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество.
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов.
(чтение стихотворения учеником)
Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.
— Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.
– Так что же такое сказ и чем он отличается от сказки?
Сказ – это прежде всего устное слово, перенесённое в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика; в сказе нет зачина; нет деления на добрых и злых волшебных героев, а волшебная сила им присуща изначально; он имеет реальную основу.
Сказ –это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
имеет реальную основу.
V. Проверка домашнего задания (работа в группах)
– Как назывался сундучок, в который вошли сказы П.П. Бажова?
По горизонтали – название сборника сказов П.П.Бажова:
1.Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова
По вертикали – герои сказов П.П. Бажова:
2.Герой сказа «Медной горы Хозяйка»
3.Как называли в народе Медной горы Хозяйку?
4.Имя деда в сказе «Серебряное копытце»
5.Он стал мастером у старика Прокопьича
6.Имя девочки в сказе «Серебряное копытце»
7.Имя мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка»
8.Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»?
Проверьте задание. Вот решение кроссворда
Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» Долгие годы Бажов собирал сказы, как камни в малахитовую шкатулку. Вот поэтому самый полный сборник сказов носит название «Малахитовая шкатулка», и появился он в год 60-летия писателя.
VI. Работа со словарями
— Когда вы читали самостоятельно сказку «Голубая змейка», то вам встречались слова, которые читались трудно, и было не понятно их лексическое значение.
-Как и где можно узнать лексическое значение этих слов?
Задание №1: выберите словарь с помощью которого можно определить лексическое значение этих слов.
2. Орфографический словарь.
3. Толковый словарь.
4. Этимологический словарь.
5. Словарь эпитетов. Слайд 6
Задание №2: определите лексическое значение этих слов с помощью толкового словаря С. И. Ожегова.
1 команда: мытарелись- мучиться с детьми, с хозяйством, с жильем;
ворожба- гадание, колдовство.
2 команда: на полати- настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной.;
На завалинке- невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
3 команда- отмутузить- избить кого-либо;
на даровщину- бесплатно, даром, на чужой счет. Слайд 7
-Как называются эти слова?
VII. Работа с текстом сказа
VIII. Просмотр диафильма «Голубая змейка».
Предлагает посмотреть диафильм по сказу «Голубая змейка»
-Понравился диафильм?
-Такими ли вы представляли героев сказа?
-Смогли ли авторы передать содержание сказа?
IX. Викторина по сказy П.Бажова «Голубая змейка»
1. Где жили парнишки?
2. Какое прозвище было у Лейко?
3. Чего не делали мальчики?
А. В бабки играли, в городки
Б. Рыбачили, купались
В. За ягодами, за грибами бегали
Г. В школу учиться ходили +
4. Чем занимались матери парнишек?
А. Добывали руду в шахтах
Б. Дома по хозяйству мытарились +
В. Мыли пески на приисках
Г. Лесорубам еду готовили
5. Как звали сестру Лейко?
6. Когда Марьюшка с подружками затеяли ворожбу?
7. Почему Марьюшка «сердитенькой «была?
А. Который год в невестах, а женихов не было. +
Б. Обижалась на родителей
В. Обижалась на подружек
Г. Изверилась во всякой ворожбе
8. Почему ребята обижались на Марьюшку?
А. Из-за подзатыльников +
Б. Не нравились её подружки
В. Она им не нравилась
9. Почему Марьюшка обиделась на друзей?
А. Потому что мальчишки помешали ворожбе +
Б. Мальчишки ее дразнили
В. Подружки подняли ее на смех
Г. Голубок был виноват
10. Чьи волосы оказались на Марьюшкином гребешке?
11. Кто рассказал мальчикам про голубую змейку?
А. У нее вместо глаз светятся огни
Б. Она приносит людям добро
В. Она не ползает, а ходит
Г. Змейка эта не ползает, как другие, а свернется колечком, головенку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, да так бойко, что не догонишь ее.+
Школьникам предлагаю небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
6. Материал урока мне был
доволен / не доволен
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
XI. Домашнее задание.
Прочитать следующий рассказ для внеклассного чтения.