Презентация с михалков басни 5 класс

Сказки

Презентация по литературному чтению на тему «Басни С. В. Михалкова»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Басни Сергея Владимировича Михалкова

Михалков Сергей Владимирович (1913-2009) писатель, поэт, драматург, баснописец, переводчик, председатель Союза писателей России, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, общественный и политический деятель.

Басни этого автора интересны и популярны. Его зверей приводят в пример «как не надо». Басни Сергея Михалкова – сочинения общественные. Они высмеивают, разоблачают. Предостерегают и учат. Под шкурою зайцев и львов, лисиц и ворон, мартышек, котов и собак басня выставляет напоказ людские недостатки. Басня – дело особо ответственное. Надо иметь подлинный дар, и зоркость, и умение передать живую разговорную речь, и обладать остроумием…Время идёт. Наше общество развивается. Освободились от многих недостатков своих. А басни по-прежнему живы. Почему? У Михалкова свой язык, свои люди и звери в баснях, свои сюжеты и свой стих. Ираклий Андроников

Хозяйка в кладовушке, на окне, Оставила сметану в кувшине. И надо ж было, Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла! Два малых лягушонка в тот же час Бултых в кувшин, не закрывая глаз, И ну барахтаться в сметане. И понятно, Что им из кувшина не выбраться обратно, Напрасно лапками они по стенкам бьют: Чем больше бьют, тем больше устают. И вот уже один, решив, что все равно Самим не вылезти, спасенья не дождаться, Пуская пузыри, пошел на дно. Но был второй во всем упорней братца Барахтаясь во тьме что было сил, Он из сметаны за ночь масло сбил И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету. Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл, Я в шутку посвящаю басню эту! ЗАВИДНОЕ УПОРСТВО

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Номер материала: ДБ-1031729

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок внеклассного чтения «Мы родом из детства» (по произведениям С.В.Михалкова). 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Оформление доски: перевернутые портреты Эзопа, Лафонтена, Крылова, Михалкова и слайд со словами “Мы родом из детства”. (презентация).

Ход урока

I. Орг момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, представим себе, что мы пришли в театр юного зрителя, где нам покажут замечательное представление артисты – старшеклассники, а вы внимательно посмотрите разные инсценировки и скажите, о каком детском поэте сегодня на уроке пойдет речь?

IV. Целеполагание.

А вот какие чувства вызывают стихи С.В.Михалкова расскажет нам ученик_________(Индивидуальное задание).

Каждое стихотворение Михалкова – это яркая зрелищная картинка, которая так и просится на сцену

Ребята, а какой жанр литературы предназначен для постановки на сцене?(Драма). С.В. Михалков писал сценарии для взрослых и детских театров, но в большей степени прославился в другом жанре. И вы мне подскажите в каком?

V. Новый материал. Слово учителя.

Правильно, ребята. Но мы еще познакомимся с историей развития басни, постараемся научиться понимать авторский замысел, и вы сами попробуете воплотить этот замысел в игре на сцене.

Самые первые басни на Земле были написаны в 3 веке до н.э в Индии на языке санскрит и назывались “Панчатантра” (они были написаны в иносказательной форме для юношей богатых родителей, которые должны были обучаться модели правильного поведения в обществе на образцах из басенного мира животных).

Потом появился Эзоп в 5 веке до н.э, а в 18 веке традицию басни во Франции продолжил Лафонтен; в России – Ломоносов, затем-Крылов и, наконец, в 20 веке, возродил традицию сатирической басни Сергей Владимирович Михалков, который писал басни как в стихотворной форме, так и в прозе.

VI. Индивидуальное задание.

Было дано задание – выразительно прочитать басню “Услужливый”, подготовить к ней вопросы.

VII. Индивидуальное задание

А сейчас мы познакомимся с басней “Заячье горе”; с которой познакомит нас ученица.

Какое качество не украшает ни зверя, ни человека?(Зависть).

Обратимся к словарю, чтобы уточнить, что же обозначает это слово?

Эта басня написана по всем законам классической басни. Что это значит?(Композиция)

В чем схожи эти басни? (главный герой – Заяц). Правильно, но в первой басне он просто глупый и назойливый, а во второй – зависть делает его злым, способным оговорить невиновного. 5.Какой басенный прием помогает нам понять это?(Аллегория). Этот литературный прием способен наводить читателя на размышления.

VIII. Физминутка

IX. Разгадка ребуса из названий басен разных стихотворцев. При правильном отгадывании по центру получится фамилия Михалков.

X. Групповая работа.

Игра “Что? Где? Когда?”

Самое время показать себя внимательными читателями. Учителя литературы нашей школы подготовили для вас вопросы по басням. Если вы верно дадите ответы на все вопросы, то вы выиграете приз, если нет – приз получат учителя. Вынимаем конверты и каждой группе дается 5 минут на подготовку. Кто готов раньше, пожалуйста, к доске.

К приятелю, чтоб скоротать досуг,
Зашел незваный гость. “Ты стал читать, мой друг?”-
Воскликнул он от удивленья
И посмотрел восторженно вокруг
На новые тома собраний сочинений-
Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака,
Что полки заняли почти до потолка.
“Ты что молчишь? Смущен моим вопросом?
В коллекции такой, бесспорно, прок велик!
Но как ты достаешь до самых верхних книг?”-
“А очень просто, братец! Пылесосом!”

Известно мне: в домах иных
Стирают пыль с изданий подписных.

Не стоит благодарности

Читайте также:  Рассказ о котовске тамбовской области

Тащил на себе Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек.

— Тяжелое небось бревно-то? – спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнцепеке

— Ух, и тяжелое! – ответил Медведь, отдуваясь

— И далеко еще тащить?

— В такую жару! Поди умаялся?

— Такое-то бревно вдвоем бы тащить!

— Ясное дело – вдвоем бы сподручнее было!

— Ну я пошел! – сказал Кабан, поднимаясь. – Желаю удачи! Да смотри не надорвись

— Не за что! – ответил Кабан

Завидное упорство (целеустремленность)

Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,
Я в шутку посвящаю басню эту!

Урок тому сей басней дан,
Кто глух и слеп к соседским бедам.
Но может ведь иной Степан
Сам стать Степановым соседом.

XI. Обобщение

XII. Итог урока.

Учитель рассказывает притчу С.В. Михалкова “Экзамен”. Какова мораль? Значит, чтобы быть человеком, мало говорить на человеческом языке, надо еще иметь доброе сердце и жадный до знаний разум.

XIII. Рефлексия

Что понравилось на уроке? Что узнали нового? Составляем синквейн по теме, зачитываем. Какую оценку за работу себе поставите?(Группам вручаются призы)

XIV. Д/з

Инсценировать или выразительно по ролям прочитать басню С.В. Михалкова “Зеркало”.

Источник

Урок по русской литературе в 5 классе «Басни С.В. Михалкова»

специалист в области арт-терапии

Учитель: Загородняя О.Ф.

Урок русской словесности в 5 «Б» классе по теме:

Басни С.В. Михалкова.

Цели: Познакомить учащихся с творчеством детского писателя С. Михалкова, расширить у обучающихся понятие «басня», уметь анализировать художественное произведение, находить изобразительно – выразительные средства в басне, развивать умение высказывать свое отношение к героям, выражать эмоции, уметь работать в группах, формировать навыки самоконтроля и самооценки, воспитание внимательного отношения к мнению другого человека, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам собеседников.

Ключевая идея урока: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие ( создание коллаборативной среды)

Оборудование: презентация по биографии писателя, дерево знаний, оценочные листы, стикеры, запись песни «Добрые друзья», портрет писателя, таблица «Критерии выразительного чтения», цветы для психологического настроя.

Форма работы: групповая, индивидуальная, парная.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока ( класс заранее поделен на группы)

Психологический настрой «Волшебная поляна»

Пока прикрепляют цветы, звучит песня «Добрые друзья»

Ребята, о чем песня? Как мы должны относиться к друзьям?

Если в нашей жизни возникнет сложная ситуация, как нам легче с ней справиться?

А как мы должны работать на уроке? Какие правила работы в группе вы помните?

( уметь слушать и слышать)

Ребята, а как вы думаете, кто автор этой песенки? ( С.В. Михалков)

Вот его творчество мы будем сегодня изучать! Но не просто стихи и песни, а нравоучительные короткие рассказы в стихах с обязательным моральным выводом!

Формулируем тему и цель урока ( совместно)

1. Опережающее задание.

Биография писателя. Сергеева Виолетта ( Презентация – 5 слайдов)

Чтение и анализ басен «Муха и пчела», «Лев и Муха», «Завидное упорство»

1 группа «Выразительное чтение басни «Муха и пчела» ( наизусть 1 представитель)

Оценивают при помощи карточек!

Критерии – определяем вместе:

4) –правильность чтения

Вопросы классу по басне:

— Какую известную басню напоминает вам сюжет этой басни?

— Чем похожи главные герои?

— Охарактеризуйте Муху и Пчелу.

— Как вы понимаете мораль басни?

2 группа «Лев и Муха» ( те же условия) – ребята оценивают

— Какую басню Крылова напоминает сюжет этой басни?

-Какими выступают герои басни?

— В чем мораль басни?

Кому адресована басня?

В чем мораль басни?

Придумайте ситуации из вашей жизни, в которых был бы полезен совет Михалкова – баснописца.

3. Работы учащихся по мотивам басни ( рисунки заранее подготовлены)

Ребята, посмотрите, какие рисунки приготовили ребята на сегодняшний урок.

У вас есть цветные стикеры, оцените, пожалуйста, работы своих одноклассников, но помните, что голосовать за свой рисунок нельзя!

Смотрим, чья работа победила! Аплодируем лучшему художнику!

Работа в группе по тексту «Составление тонких и толстых вопросов»

3 – тонких и 3 – толстых

Затем ходят в другие группы – задают вопросы ( работа спикеров)

Памятки у учащихся на партах.

Вопросы, требующие однословного ответа,

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний

Работа с литературоведческими терминами. Мини – тест.

Определи способ рифмовки:

Определи способ рифмовки:

Определите Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!

3. Какое художественное средство лежит в основе данного отрывка:

4. Какое художественное средство лежит в основе данного отрывка:

… Распространяться стали слухи

( их разносили те же мухи)…

..А раз она сидит на Львином ухе…

Ну как тут не бояться Мухи?

5. Найди верное определение басни:

А) короткое стихотворение о жизни зверей

Б) короткий рассказ в стихах с моральным выводом

В) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае

Взаимооценка по принципу «5 из 5»

Вывод : Чему учат нас басни С.В. Михалкова? ( дети рассуждают)

Читайте также:  Почему салтыков щедрин стал писать сказки

Яблоня, яблоки, листья, цветы.

За это время урока у нас выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если оно прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если общение не ничего нового не принесло – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время, то – желтый, чахлый лист.

Лист оценивания «Мои достижения на уроке»

Если справился с заданием, то поставь себе 1 балл.

Источник

Презентация по литературе на тему»Басня» ( 5 класс)

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Басня Материал подготовлен преподавателем русского языка и литературы «Мариинской гимназии» г.Ульяновска Кашириной Натальей Владимировной

1.Познакомить учащихся с историей развития жанра. 2.Знакомство учащихся с творчеством ярчайших представителей этого жанра в мировой литературе. 3.Особенности композиции басни. 4.Воспитание эстетического вкуса у учащихся. (Сравнение иллюстраций разных художников и разных стилей). 5.Развитие творческого потенциала у учеников. (Инсценировки басен, разыгрывание кукольных спектаклей, создание собственных иллюстраций). Цели урока:

Древняя Греция – колыбель цивилизации.

Эзоп Главная мечта Эзопа — свобода, о ней он думал постоянно. Но как получить свободу? Однажды в доме его господина остановился посланник Рима, собиравший дань с греческих земель. Хозяин Эзопа решил похвастать перед ним своим домом, женой-красавицей, а главное — умом своего раба. Эзоп рассказывал басни.

«Лисица и Виноград» Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать её, но не могла. Ушла она и говорит: «Он ещё не дозрел». Иной не может доделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Эзоп Хозяин Эзопа дохвастался до того, что стал утверждать, будто бы для него нет на свете ничего невозможного, и поспорил, что может выполнить любое желание гостя. Римлянин предложил заключить пари, если Ксанф не выполнит обещание, то лишится всего своего имущества. На утро, протрезвев, хозяин Эзопа ужаснулся своей глупости и готов был на любые условия, лишь бы Эзоп спас его от разорения. Цена спасения — долгожданная свобода.

Учитель: Посмотрим фрагмент спектакля об Эзопе. В главной роли — А. Калягин, хозяин раба — О. Табаков, жена господина—Л. Полищук, римлянин — В.Гафт. (Показываю фрагмент, в котором Эзоп должен сделать выбор: жить рабом или умереть свободным. Время показа 5 минут.)

Эзоп Эзоп жил в 6 веке до нашей эры, а первая книга его басен появилась во 2 веке до нашей эры, то есть через 400 лет. По книгам Эзопа учили в риторических школах. Его прозаические басни стали известны всему миру. Сюжеты басен Эзопа послужили основой для последующих баснописцев.

Что называют басней? Второй «литературовед»: Первое определение басни: «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины. Слог должен быть простым и лишь слегка возвышаться над обиходной речью». Так о басне говорили в древности. Учитель: Определение несколько размытое, я думаю, мы ещё не готовы объяснить, что такое басня. Второй «литературовед»: Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному творчеству обращались Гораций в поэзии, Плутарх в философских трактатах. В 1-ом веке нашей эры римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни.

Четвёртый «исследователь»: (Показываю фрагмент художественного фильма «Лафонтен», сцена чтения басни автором). Вы с детства знаете басни Лафонтена. Не верите? Лафонтен жил в эпоху Людовика XIV, короля-солнца, в XVII веке. Если античные авторы использовали сюжет басни только лишь в качестве иллюстрации к нравоучению, то Лафонтен пишет развёрнутые, полные жизни, действий, диалогов стихотворные повествования. Являясь аристократом, в баснях он опирается на народную мудрость.

Иван Андреевич Крылов По мнению учёных, Крылов перевёл 32 басни Лафонтена. Мы можем гордиться тем, что в нашем Симбирске-Ульяновске в Областной научной библиотеке имени В. И.Ленина хранится книга «Басни Лафонтена» в переводе И.А.Крылова 1901 года издания. Какие ещё басни у Крылова переводные?

«Актёрская группа» разыгрывает басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок»

Второй «литературовед»: Нельзя преуменьшать роли нашего великого баснописца. И.А.Крылов переводит басни Лафонтена творчески, внося в них русский колорит. Учитель: Что наши « исследователи» узнали о И.А.Крылове? Первый «исследователь»: Мы все знаем И.А. Крылова как самого прославленного русского баснописца. Но писать басни Крылов начнёт, когда ему будет уже за 40. Каким он был? Иван Андреевич прожил долгую жизнь, 75 лет. Родился он в Москве в дворянской, но бедной семье. Сына воспитывала мать. Отец научил сына читать рано, а мать, не зная грамоты, умная от природы, составила план самообразования сына, помогала ему выбирать книги. Когда Крылов прочитал книги, которые были у него дома, то стал брать книги у знакомых.

Третий «исследователь»: Нам есть чему поучиться у великого баснописца. Получив скудное образование, Крылов с детства любил читать и размышлять о прочитанном. Настойчивость, упорство в овладении знаниями принесли плоды: Крылов стал одним из самых просвещённых людей своего времени. А.С. Пушкин писал в последствии в статье о Крылове, что он знал основные европейские языки, считал, что учиться никогда не поздно, и в 50 лет выучил древнегреческий. Крылов с детства воспитывал в себе важные для человека качества: самостоятельность, практичность, основательность.

Первый «исследователь»: В 14 лет Крылов пишет свою первую комическую оперу в стихах «Кофейница», затем следуют другие его пьесы для театра. Молодой автор ищет себя: он пробует писать комедии, трагедии, стихи. Был Крылов и журналистом, и издателем сатирических журналов, переводил, писал и прозу. Но всё это творчество сделало его известным, однако бессмертную славу ему принесли его басни, собственные, оригинальные.

Читайте также:  Рассказ петька на даче слушать краткое содержание

Учитель: Басни прославили Крылова. Но что же такое басня? Первый «литературовед»: Басня—это эпический литературный жанр, где в ёмкой и простой аллегорической (иносказательной) форме рисуется картина взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром. Второй «литературовед»: Сам человек в басне появляется редко. Гораздо чаще мы находим в ней животных, растения, а то и одушевлённые предметы, живущие удивительно знакомой нам жизнью. Это и есть приём аллегории. В образах животных, растений и предметов писатель изображает отдельные человеческие качества.

Третий «литературовед»: За долгое время литературной жизни жанра сложилась определённая традиция наделения отдельных персонажей конкретными пороками или добродетелями. Так, лисица олицетворяет хитрость, осёл — глупость, свинья — невежество и неблагодарность. Каждый из баснописцев охотно использует традиционные образы, но одновременно придумывает и новые аналогии.

Первый «литературовед»: Основная задача басни — воспитательная. Баснописец учит читателей различать порок и добродетель, на простых, доступных примерах объясняет, в чём опасность того или другого недостатка, выявляет различие между истинными и мнимыми достоинствами. Басня направлена против человеческих пороков вне зависимости от принадлежности человека к какому-то сословию или его имущественного положения. Она не щадит ни богатых, ни бедных, ни обладающих властью, ни рабов, ни учёных, ни невежд. Она наглядно показывает, к чему приводят человечество пороки, и эта наглядность делает её уроки доступными и для детей, и для взрослых, для людей образованных и лишенных систематического образования.

А есть какие-то особенности в построении басни? Второй «литературовед»: Обычно басня содержит в себе мораль: краткий и чёткий вывод из заключённого в басне урока, где прямо называется порок и его последствия. Можно сказать, что в басне две части: сценка-иллюстрация и мораль из неё. Басня может завершаться моралью, а может и начинаться с неё. Очень часто басне предшествует зачин.

1.Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение. 2.Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор(из словаря С.И.Ожегова). Басня- вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца; иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля). БАСНЯ

Повествовательная Поучительная – это мораль. Сближается со сказками, Поучительная часть новеллами, анекдотами. сближается с пословицами и нравоучительными изречениями. Басня состоит из двух частей.

Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. С её помощью человек всегда искал ответа на вопрос: как вести себя в этом огромном и сложном мире? Басня – это небольшой рассказ или стихотворение, написанное в нравоучительном жанре, созданное для «исправления нравов», для воспитания. Цель басни: назвать порок, воспитать на отрицательном примере. В ней всегда есть мораль – «вывод», формирующий суть басни.

Басня всегда несёт аллегорический иносказательный характер. Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

Учитель: Давайте на примерах попробуем доказать, что тексты, которые у вас на партах, басни. (Дети работают по группам, даётся время на обдумывание ответов) Задание: 1.Выразительно прочитать вслух басню. 2.Доказать, что данный текст — басня. (Кто главные герои, в чём мораль, где сценка-иллюстрация). 1-ая группа. Крылов «Ворона и Лисица». Главные герои—Ворона и Лисица. Мораль басни заключена в первых трёх строках: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Смысл морали в том, чтобы дать урок нравственности: льстить плохо, вредно, но люди любят лесть. Однако лесть никогда не используют люди с чистым сердцем.

Выступления групп 3-ья группа. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» Мораль: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Аллегорический смысл : общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.

Учитель: Молодцы! А какие черты басни вы ещё можете назвать, о которых не было сказано? «Литературовед»: В басне очень часто присутствует диалог, разговор главных героев, благодаря которому мораль иллюстрируется, поэтому басню удобно разыгрывать как маленький спектакль.

Учитель: Наши актёры подготовили ещё одну басню И.А.Крылова «Демьянова уха». (Дети разыгрывают басню).

Учитель: Как рождаются басни? «Знатоки истории». Первый ученик: Нам удалось выяснить, как были написаны некоторые знаменитые басни И.А. Крылова, что послужило причиной их написания. Одно из главных событий в истории России — Отечественная война 1812 года, война с Наполеоном. Басня «Волк на псарне» иллюстрирует события 1812 года. Строка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню…»—говорит о том, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. Но он ошибся: «В минуту псарня стала адом…»—пишет Крылов. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Фразу «Огня!— кричит,- огня!» можно понимать как иносказание о пожаре Москвы. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придётся отвечать за всё зло и беды.

«Знаток истории» Первый ученик: Знаменитая басня «Квартет» была написана по поводу бесконечных перестановок в кабинете министров. В басне отразились чехарда в правительстве и отношение к обещаниям реформ в стране, где все преобразования ушли в слова и бессмысленные прожекты.

Источник

Познавательное и интересное