Презентация сатира на чиновничество в рассказе н с лескова старый гений урок 8 класс

Сказки

Презентация к уроку литературы в 8 классе по рассказу Н.С. Лескова «Старый гений»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Литература – это те новости, которые никогда не устаревают». Эзра Паунд

ГЕНИЙ незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой; самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума; Человек этих свойств или качеств – гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный.

Николай Семёнович Лесков 1831-1895 Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь… Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе…

Н.С. Лесков с братьями Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789—1848), выходец из духовной среды. Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство. Мать Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обедневшего московского дворянина.

Дом-музей Н.С. Лескова Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохове, Орловской губернии, в семье небогатого судейского служащего.

Начало пути Воспоминания о киевской жизни нашли отражение во многих его произведениях «Импровизаторы» «Некрещеный поп» «Печерские антики» «Старинные психопаты» «Заячий ремиз» В 1849 году Лесков был переведен в Киев? Стал чиновником казенной палаты, а позже помощником столоначальника. В Киеве (в 1850—1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.

В 60-е годы XIX века на страницах петербургской печати впервые стало появляться имя Николая Лескова. С 1861 года он сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а позднее «Северной пчелы» и др. Писал фельетоны, публицистические статьи, очерки и литературные обозрения.

Главной мишенью ранних лесковских произведений было крепостничество. Во всей своей убогости и неприглядности быта предстают в раннем творчестве Лескова картины деревенской жизни, губительные последствия крепостнического строя. В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863) «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повести, в основном, трагического звучания. В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах» Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», 1881). Творчество

Памятники Н.С. Лескову и героям его произведений

Александр I Павлович

Матвей Иванович Платов

Маленькая старушка-помещица, великосветский франт, денежные затруднения, игра в кошку и мышку, страшная перспектива, могущественное родство, неприятность, тёмная личность, гениальные мысли, честно и благородно, тревожно осматривается, поезд отходит, полиция, правда восторжествовала.

ГЕНИЙ незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой; самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума; Человек этих свойств или качеств – гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный.

Проблемы Невозможность отстоять свои права; Незащищенность маленького человека перед бюрократической системой; Несоблюдение закона богатыми; Бесчеловечность сильных мира сего по отношению к бедным; Неисполнение обязательств и т.д.

Рождественский или святочный рассказ — малый жанр эпоса (разновидность рассказа), для которого характерен светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. И оно, благодаря вмешательству высших сил, а иногда и счастливой случайности, происходит.

Спасибо за работу на уроке!

Номер материала: ДБ-1091339

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы по теме «Мелочи жизни» в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»

Разделы: Литература

1. Продолжить тему “Сатира на чиновничество”, выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и отметить их связь с современностью.

2. Обратить внимание учащихся на позицию Н. Лескова, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.

3. Совершенствовать навыки выразительного чтения эпизода, чтения в лицах, пересказа, исследования текста.

4. Воспитывать правильное отношение к порокам общества, прививать интерес к изучению нравственных ценностей.

2. Выставка книг Н.С.Лескова.

3. Портрет Н.С.Лескова.

I. Вступительное слово учителя. Слово о писателе. Слайды 1-2. Презентация

Сегодня у нас урок на тему “Мелочи жизни” в рассказе Н.С. Лескова “Старый гений”. Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе, можно ли их считать мелочами жизни, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор.

В конце урока попробуем свои силы в составлении синквейна по проблемам рассказа.

Николай Семёнович Лесков — самобытный и неповторимый писатель, признание которого только увеличивается с годами. А между тем через месяц мы будем отмечать 180 лет со дня рождения писателя. Чем чаще возникает беседа о загадочной и таинственной русской душе, тем чаще припоминается Лесков с его замечательными произведениями, в которых немало оригинальности. В них идеально изображен русский человек без прикрас, со всеми его духовными противоречиями.

Познакомимся с биографией писателя. Слайды 3-8 “Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой, полной бунтующих страстей”. Таким виделся Николай Семёнович Лесков современникам.

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника в Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала “Русской речи”, а потом “Северной пчелы”.

Читайте также:  Рассказ о петре первом на английском

Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор «расселил» именно на орловской земле. Перед вами фотографии лесковских памятных мест в Орле, фрагменты памятника писателю с изображением его героев.

2. Актуализация знаний учащихся. Мини-викторина “Узнай произведение Лескова”

Какие страницы лесковских книг остались в памяти? Можно ли Лескова пересказывать? Или лучше читать? А если сравнить Лескова с другими писателями? Да, читать его несравненно труднее! Почему? Как относитесь к “неправильностям” в языке Лескова, к его “некнижности”, а подчас и “нелитературности”?

Узнайте Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента его перу. В этом вам поможет наша недавняя поездка в музыкальный театр на пьесу по повести Лескова “Левша”.

(Учащимся предлагается карточка с отрывками из произведений писателей 19-20 веков, среди которых отрывки из повести “Левша”).

Назови отрывок из произведения Н.С.Лескова

4. “Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше”.

5. “Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

А государь Платову грустно говорит:

— Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”.

Сделаем выводы. Слайды 9-11

Н.С.Лесков говорил: “…там, где стоит “левша”, надо читать “русский народ”. Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.

У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

3. Работа со словарём урока. Слайд 12

Синквейн

Сюжет

Эпизод

Гений

Нравственный

Гений

1. Высшая творческая способность.

2. Человек, обладающий такой способностью.

Нравственный – относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

4. Анализ произведения

Работа с эпиграфом

Прочитаем выразительно эпиграф к уроку: “Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы”. Как вы понимаете эти слова?

Гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.

Мы с вами поговорим о рассказе “Старый гений”, вспомним сюжет, перечитаем яркие эпизоды. Начнём с рассказа о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

Пересказ текста с элементами беседы

У маленькой старушки было “вопиющее дело”. Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул.

— Почему старушка поверила молодому человеку?

Порядочным людям свойственно верить в лучшее, они думают о людях хорошо, доверяют им.

— Есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?

К сожалению, и в наше время нередки обман, ложь, непорядочность. Вспомним пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод? Слайд 13

“Доверяй, но проверяй”, “Добро – изнанка зла”, “Зло есть грубейшая форма невежества”, высказывание из трилогии Л.Н.Толстого “Детство” – “Самый худший человеческий порок – это неблагодарность”.

— Как шли дела у старушки вначале?

Хлопоты вначале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Выразительное чтение отрывка.

Чтение по ролям диалога чиновников и доброй старушки.

Почему чиновники советуют доброй старушке не напоминать о себе великосветскому франту?

Значительные, имеющие деньги, не остановятся ни перед чем, чтобы избавиться от ненужных, мешающих им спокойно жить людей.

— О каких простых и дорогих каждому порядочному человеку нравственных ценностях говорит бедная старушка?

“Я бы гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим было хорошо”.

— С какими проблемами общества столкнулась старушка, обратившись в высшие инстанции?

Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: “Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Столкнулась с равнодушием, нежеланием решать мелкие проблемы простого, маленького человека (проведём параллель с Башмачкиным из повести Н.Гоголя “Шинель”).

— Проведём параллель с современностью. Какие крылатые фразы с отрицательным содержанием встречаются в тексте 3 главы? Что может им противопоставить умный человек?

“Сухая ложка рот дерет”, “Надо смазать”, “В России невозможности нет”. К сожалению, и в наше время для разрешения каких-то дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Какой вывод может сделать для себя умный человек? Для успешной жизни нужны знания, это большая сила. которая поможет решить многие проблемы в жизни.

— Каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем в тексте 3 главы, как автор описывает своего героя. О чём сожалеет автор и мы вместе с ним?

Он высокого роста с длинной бородой; хмурое лицо, умный взгляд, это чиновник низшего класса. Привлекают уверенность и чувство собственного достоинства этого человека. Жаль только, что его способности, талант, не находят применения в делах на благо общества в целом.

Чтение отрывка из рассказа (гл. 5)

“Гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки”. Сёйчас мы вспомним, как это произошло. Прочитаем, как разоблачили господина, который обманул старушку

(Ученик читает монолог о том, как старый гений исполнял задуманное).

— Какой художественный приём использовал Лесков при описании выполнения столь трудного дела?

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

— Как заканчивается рассказ?

Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.

— Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И трудно не согласиться с этим мнением! Россия – страна талантов. Жаль, что талант и в этом случае не сопряжён с образованностью, широтой кругозора.

Читайте также:  Рассказ о рыбе щука 2 класс

Наблюдение над языком рассказа. Слайд 14

Вам, наверное, будет интересно узнать, что одним из главных титулов Н.С. Лескова является титул “Кудесник языка”. Игорь Северянин восклицал:

А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядрёных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.

Давайте на миг погрузимся в упоительный мир живой русской речи и осознаем, что другого такого писателя у нас на Руси нет, писателя, тонко знающего русский язык и влюблённого в его красоту.

(Подготовленные ученики называют яркие афористичные фразы, позволяющие писателю сделать рассказ красочным, оригинальным, насыщенным, а его язык выпуклым, причудливым, искристым).

Началась игра в кошку и мышку
Должник её был зверь травленый.

Тут и пошла закорюка
Ума к ней приложить было невозможно
Не вы первая, не вы и последняя
Он барин хороший, но только дурной платить
Да вот тут-то и точка с запятой.

Муж и жена – одна сатана
Сухая ложка рот дерёт
Чин на мне из четырнадцати овчин,
— какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.

Сейчас пятьсот рублей на стол, и завтра же ваша душа на простор

Вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок

5. Ответ на вопросы урока.

— А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция, невнимание к судьбам простых людей, к “мелочам жизни”, из которых и складывается сама жизнь. От них и зависит, будет ли жизнь человека полноценной, счастливой, успешной, сможет ли он реализовать свои способности.

Предлагаю вам составить синквейн о русском человеке, о России или о писателе Лескове и его героях.

Ну, а в центре внимания писателя-гуманиста Н.С.Лескова обычный человек, немного чудаковатый, но всегда искренний и честный, загадочная и удивительная русская душа с духовной красотой и теплотой сердца. Лесков говорил, что знает русского человека “в самую его глубь”, поскольку он “не изучал народа”, а “вырос в народе”. Слайд 18

Дух вырос беспримерный у тихих окских волн,
Своим осмыслен временем наполовину он.
С неправдой социальной художник был в борьбе.
Когда Левшу писал он, писал он о себе.
Рассказчик очарованный, великий фантазёр,
Он и волшебник слова, и слов гипнотизёр.
А силы в нём такие, и в нём талант такой –
Талант любить Россию, любить народ родной. А.Бельский

6. Составление синквейна. Слайды 19-21

7. Домашнее задание

Чтение отрывка из романа М.Салтыкова-Щедрина “История одного города”.

Источник

Презентация к уроку по литературе для 8 класса на тему «Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Добро пожаловать на урок литературы!

Николай Семёнович Лесков 1831- 1895

Читая рассказ, я испытывал…. Особенно меня тронуло… Меня взволновало…. Я недоумевал…. Никогда не забуду…. Мое отношение к …. Приятные чувства от…. Я представил себе, что… Порадовался тому, что…

Талант Ум Учёный Разум Мудрец Дар

Тема урока: «Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»».

Определить, какой образ гения создаёт Лесков; проанализировать рассказ «Старый гений»; определить нравственные проблемы рассказа; показать своеобразие историзма Н.С.Лескова; научиться быть милосердными; испытывать чувство сострадания; уметь отвечать за свои поступки.

Ф.М.Достоевский Человек есть тайна, и её надо разгадать.

Самый худший человеческий порок – это неблагодарность. Л.Н.Толстой

Доверяй, но проверяй. Добро – изнанка зла. Зло есть грубейшая форма невежества.

Проблема добра и зла; проблема равнодушия, неблагодарности; нежелание решать мелкие проблемы простого, маленького человека; злоупотребление в высших эшелонах власти; взятки, коррупция; невнимание к судьбам простых людей.

Номер материала: ДБ-1479018

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация по литературе на тему «Н. С. Л е с к о в. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. «

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Загадочная русская душа…» По рассказу Н.С.Лескова «Старый гений» (8 класс)

«В России невозможности нет»

Николай Семёнович Лесков 1831-1895 Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь… Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе…

Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» (Д. П. Святополк-Мирский, 1926)

Начало пути Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохове, Орловской губернии, в семье небогатого судейского служащего. Свое обучение будущий писатель начинал в стенах Орловской гимназии. Не окончив ее, Лесков начал свою службу чиновником в Орловской уголовной палате

Киев в жизни Н.С.Лескова Воспоминания о киевской жизни нашли отражение во многих его произведениях «Импровизаторы» «Некрещеный поп» «Печерские антики» «Старинные психопаты» «Заячий ремиз» В 1849 году Лесков был переведен в Киев. В Киеве он становится чиновником казенной палаты, а позже помощником столоначальника. Университетский Киев, как культурный центр, заметно отличался от провинциального Орла.. В доме своего дяди, профессора медицины С.П. Алферьева, Лесков общался почти со всеми молодыми профессорами университетского кружка. В этот период своей жизни Лесков близко знакомится с Тарасом Шевченко и многими другими прогрессивными людьми.

Читайте также:  Сказки плещеева для 4 класса

Еще больший жизненный опыт Лесков приобрел, когда оставил государственную службу и поступил на работу к англичанину А.Я. Скотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных, мужу своей тетки. Сопровождая переселяемых на новые земли крестьян, он много разъезжал по стране, посетил множество городов, попадая в самые отдаленные уголки России.

В 60-е годы XIX века на страницах петербургской печати впервые стало появляться имя Николая Лескова. С 1861 года он – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а позднее «Северной пчелы». Писатель начал с публицистики, он словно спешил выплеснуть накопившийся багаж своих наблюдений. Многие его фельетоны, публицистические статьи, очерки и литературные обозрения были близки по своему характеру настроениям демократов-шестидесятников.

Одновременно развивалось и художественное мастерство Лескова. Во всей своей убогости и неприглядности быта предстают в раннем творчестве Лескова картины деревенской жизни, губительные последствия крепостнического строя.

В 1874 году Лескова назначают членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению издаваемых для народа книг, однако в 1883 году он оставил этот пост. До конца своей жизни Лесков живет в Петербурге, лишь в 1875 и 1884 годах он на короткое время выезжает за границу.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года. Памятники Н.С. Лескову и героям его произведений

Вы уже знакомы с творчеством Н.С.Лескова Какое произведение о таланте и патриотизме русского человека мы с вами изучали?

Анализ рассказа «Старый гений» «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы» Ларошфуко

Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка-помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут-то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет «гением».

Наша задача – определить, что же хотел сказать великий писатель своим рассказом, чему научить, над чем заставить задуматься…

Перечитайте первый абзац второй главы С какими трудностями столкнулась старушка-помещица? Почему никто не мог ей помочь? Можно ли назвать сложившуюся ситуацию типичной для России? Как вы думаете, похожий случай может произойти в наше время?

Судебное дело, затеянное героиней, решилось быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинулись. Никто не хочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое-то могущественное родство или свойство». Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым

Перечитайте эпизод вручения бумаги Как были «побеждены неодолимые затруднения»? Кого из героев рассказа можно отнести к честным людям?

В рассказе Н. С. Лескова свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и сам «старый гений». Они обездолены и бесправны. Нет у Лескова яростного осуждения беспомощности власти, не способной заступиться за несправедливо обиженных. Но вопрос напрашивается сам: «Доколе? И на что годится такая власть?»

Недавно мы прочитали рассказ Н.В.Гоголя «Шинель». Что роднит его с рассказом Лескова?

Тема «маленького человека», поднятая ещё А.С.Пушкиным в «Станционном смотрителе», продолженная в гоголевской «Шинели», получила блистательное развитие в творчестве Н.С. Лескова

Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нем не говорит, не приводит каких-либо подробностей, касающихся его жизни. Но тем не менее, образ кажется читателю вполне узнаваемым. Это просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху. Старому гению, которым в данном произведении выступает бедный чиновник, удается практически невозможное — он заставляет великосветского наглеца уплатить старушке весь долг.

Вспомните, как зовут «старого гения»? Случайно ли именно это имя? Это типичный русский человек. В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством того, что героя можно отнести к нарочито типичным образам

Старый чиновник вызывает неподдельное восхищение и уважение. Он кажется намного более благородным и возвышенным по сравнению с теми, кто отказывал старушке в помощи.

Что сближает рассказ «Старый гений» со сказом «Левша»? И в талантливом мастере, левше, и в старом гении-чиновнике удается разглядеть черты русского национального характера: стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным. Большинство русских людей в опасных обстоятельствах способны проявить самые удивительные качества

В чём же заключается загадка, вечная тайна русского национального характера?

«Умом Россию не понять…» В России есть место всему – и злодейству, посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно — благородному делу, которое исправит положение бедняги

Н.С. Лесков относил свой рассказ к «Святочным» или «Рождественским». Почему? Рождественский или святочный рассказ — литературный жанр, характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

Давайте подведём итоги. Какие же нравственные проблемы затрагивает Н.С.Лесков в своём рассказе? «Маленький человек» Бесправие и беззаконие Вечная загадка русского национального характера

Номер материала: ДБ-1492446

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное