Презентация шварц сказка о потерянном времени тест с ответами

Сказки

Урок-игра по литературному чтению «Е. Шварц. Сказка о потерянном времени» (конспект + презентация)

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ Евгений Шварц.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Шварц Е.Л. писал рассказы и стихи для журнала

Помоги Пете добраться до домика

Потерянное время – это утраченная драгоценность.

Выбранный для просмотра документ урок-игра.doc

Тема: Урок – игра. В поисках утраченной драгоценности.

Цели урока:

Вызвать интерес к жизни и творчеству Евгения Шварца, желание самостоятельно прочитать произведения писателя.

Развивать речь учащихся.

Воспитывать в детях стремление в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.

Оборудование и материалы:

Выставка книг писателя.

Обложка журналов «Чиж и Еж»

Обложка книги «Сказка о потерянном времени»

Рисунок сказочного трамвайчика

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. (Слайд 1) Сегодня на уроке мы вспомним и перескажем произведение Е.Л.Шварца «Сказку о потерянном времени» и поиграем.

3. Рассказ о Е.Шварце и его творчестве.

Диалог двух учеников (один из них журналист, а другой – Женя

Вопросы:

Ответ: “Я родился в 1896 году в Казани, мои родители были студентами-медиками Казанского университета”.

2. В каком возрасте научился читать?

Ответ: “Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”.

3. Твоя любимая детская книга?

Ответ: “Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”.

4. Кем мечтал стать в детстве?

Рассказ о творчестве писателя.

1 ученик:

— Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены.

2 ученик:

— Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой.

3 ученик:

— Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя.

4 ученик:

— Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.

— Евгений Шварц работал сначала секретарем у К.И.Чуковского, затем сотрудничал в детских журналах «Чиж и Еж».(Слайд 2)

Учитель добавляет:

— Вот что написал о нём его внук А. Крыжановский в рассказе “За что мы любим праздник”:

“ Люди тянулись к Шварцу. Он был душой компании… Но к сказке пришёл не сразу, хотя по природе был праздничным человеком”.

4.Игра «В поисках утраченной драгоценности».

Учитель. Вы готовы играть? Игра называется (Слайд 3) В поисках утраченной драгоценности. Какую драгоценность мы будем с вами искать на этом уроке? Вы догадались? Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

К уроку вы готовили пересказ сказки. Кто первым начнет?

1 ученик начинает рассказ до слов о том, как Петя попал в лес.

1-я игра. Помоги Пете добраться до домика. Петя хотел отдохнуть. Он увидел домик.. (Слайд 4) На рисунке только одна сторона дорожки, на которую вышел Петя. Она причудливо извивается между деревьев, но всегда хорошо видна и одинакова по ширине. Ее начало уже обозначено. Вам необходимо дорисовать недостающую сторону этой дорожки.

Учитель. Петя зашел в домик – хозяев нет. Продолжим пересказ.

2 ученик рассказывает до слов: а пока нечего время терять – идем на работу.

2-я игра. Собери пословицу из слов: час, время, потеха, дело. (Слайд 5) делу – время, потехе – час. Как вы, дети, понимаете эту пословицу? (высказывания детей)(Слайд 6)

Учитель. Ну что ж продолжим наш рассказ. Волшебники спрятали счеты и убежали… что дальше?

3 ученик рассказывает до слов: нарисовала на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

3-я игра. Но пока скакала часть рисунка стерлась. Надо дорисовать в классы недостающие фигуры. (Слайд 7)

Учитель. Продолжим рассказ… до слов : сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

4-я игра. Трамвай был сказочный (Слайд 8). Сосчитаем фигуры.

Учитель. Завершим пересказ.

4 ученик рассказывает сказку до конца.

Учитель. Наша игра подошла к концу. Какую же драгоценность мы с вами помогли найти героям сказки? Давайте разгадаем кроссворд. (Слайд 9)

5. Итог урока. Чему учит нас сказка?

Дети спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. А потерянное время – это утраченная драгоценность. (Слайд 10) Следи за своим временем. Не трать его понапрасну. Для этого пользуйся часами. (Слайд 11)

6. Пересказ прочитанных сказок.

7. Домашнее задание. Читать басни Эзопа, Лафонтена, Крылова. Подготовить инсценировку понравившейся басни (1 ряд – басни Эзопа, 2 ряд – басни Лафонтена, 3 ряд – басни Крылова)

Источник

Тест по произведению Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

«Сказка о потерянном времени»

Читайте также:  Рассказ про афродиту 5 класс по истории

Выбранные ответы внеси в таблицу!

Среди героев сказки НЕ БЫЛО:

Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:

р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны

Дом волшебников находился:

д) на лесной поляне е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота

и) Соколова к) Смирнова л) Степанова

До леса дети-старички доехали на:

а) такси б) троллейбусе в) трамвае

Часы в доме волшебников называли:

п) будильником р) ходиками с) песочными часами

Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз

Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:

м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»

э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц

По окончанию первого полугодия 4 класса учащиеся изучили произведение Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени». Сказка очень понравилась ребятам, они читали её с большим интересом. Для закрепления полученных знаний по данному произведению я прадложила ребятам выполнить тест, ответы которого необходимо вносить в таблицу. Когда таблица будет заполнена, дети прочитают скрывающуюся в ней фразу.

Уважаемые коллеги, думаю вам тоже будет интересно применить такой тест на своём уроке. Ведь он помогает ребятам ещё раз окунуться в незабываемые приключения вместе с героями сказки! Желаю удачи!

Номер материала: 291474

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Викторина по книге Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»

специалист в области арт-терапии

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Беседа по творчеству Е.Л. Шварца.

Викторина по книге «Сказка о потерянном времени»

Познакомить читателей с жизнью и творчеством Евгения Львовича Шварца.

На примере книги « Сказка о потерянном времени» научить ребят дорожить своим временем, научиться правильно распоряжаться им.

Вопросы для викторины:

Кто автор этих слов и почему он так горюет. (Петя Зубов)

2. Ситуация, в которую попал Петя, была малоприятной. Он даже всплакнул. Слезы он вытер ….(бородой)

3.. Он любил повторять в конце каждой учебной четверти….. (успею)

4.. Где отыскал Петя разгадку волшебства? (в лесу)

5. Кого встретил в лесном доме Петя, как они обращались друг к другу и почему? (злые волшебники и волшебницы)

6. Как ребята смогут стать прежними? (если ребята, которых превратили в стариков разыщут завтра друг- друга, придут ровно в двенадцать часов ночи в лесной домик и повернут стрелки часов на семьдесят семь кругов обратно, то снова станут детьми)

7. Как Петя нашел остальных ребят.

а) Какую газету читала Маруся Поспелова? (читала газету «Пионерская правда» и ела ситно с изюмом, потом достала мяч и начала играть в трешки.

Как играют в трешки? (Эта игра с мячом. Мяч бросают о стену и ловят руками. Пока мяч летит, нужно сделать определенное движение (хлопнуть в ладоши или повернуться вокруг себя и т. п.) каждое движение повторять 3 раза.)

б) Чем занималась Наденька Соколова? (прыгала)

в) Где нашелся 4-й старичок? (катался на трамвае)

И фамилия у него (Зайцев Вася)

8. Для учета полученных лет злые волшебники использовали большие, окованные медью …. (счеты)

Вопрос для обсуждения: Найдите главные слова этой сказки. ( «…человек, который теряет понапрасну время, сам не замечает, как стареет». )

Автор считает волшебников злыми, а как вы думаете, ребята?

Занимательные материалы о времени

Занимательные факты о времени.

Что делают в нашей стране за минуту.

За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров. Каждую минуту выпускается 11 холодильников. Каждую минуту с контейнеров сходит 4 автомашины. За одну минуту выходит в нашей стране 2700 экземпляров книг. За одну минуту производится 1560 пар обуви.

Сколько стоит минута?

За одну минуту производится промышленной продукции на 1.4 млн.руб. Потеря одной минуты рабочего времени равна утрате результатов труда 200.000 человек. Если бы на одну минуту перестали бы работать все заводы и фабрики в стране, то государство потеряло бы 50 млн.руб.

Что означает фраза «Много воды утекло»?

Она означает, что много прошло времени. Почему так говорят? Так говорят потому, что в древности существовали водяные часы. они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько воды вытекало из одного сосуда в другой.

Читайте также:  Сказки киплинга читать 2 класс

Что означает выражение «битый час»?

На Руси песочные часы назывались склянками, т.к. делались из стекла. Они широко использовались и на старинных суднах. Матрос, дежуривший у этих часов, через каждые полчаса ударял в колокол, возвещал о количестве склянок – «бил склянки». Сегодня есть песочные часы, рассчитанные на 1,3,5… минут. Позднее появились механические часы. Они у нас разные. Время иногда определяют по бою часов. Отсюда и пошло выражение «битый час». Слово «битый» свидетельствует, что действительно прошел целый час, так кА бой часов сказал нам об этом. 2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой этих часов. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.

Источник

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Оборудование: Учебники, портрет писателя, карточки с заданиями, выставка книг писателя.

1) “Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь”. Е.Л. Шварц.
2) Портрет писателя.

1. Организационный момент.

Учитель: Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.Л. Шварца “Сказка о потерянном времени”. Сегодня на уроке продолжим работать по этой сказке.

Учитель: Ребята, дома вы должны были внимательно прочитать сказку, побольше узнать об авторе, подготовить пословицы и поговорки по теме, вспомнить, что такое сказка и какие сказки бывают.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?

1 ученик: Е.Л.Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души”.
2 ученик: В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах прожитых в нашем городе.
3 ученик: Женя Шварц учился в реальном училище, ныне гимназия №5 г. Майкопа. И об этом напоминает памятная доска на здании гимназии.
4 ученик: Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…

3. Работа с текстом.

Учитель: А теперь вспомним, как начиналась вся эта история. Кто были героями сказки?

Дети: Главный герой сказки – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.

Учитель: Какое же несчастье их объединило?

Дети: “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.

4. Работа по вопросам учителя. Ответы учащиеся находят в тексте.

Учитель: Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, не ученик начальной школы, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
Дети: Это был Петя Зубов.
Учитель: А как это произошло?

Чтение по ролям отрывка стр. 3-6.

Учитель: Когда Петю не узнала мама, как он отреагировал на это, что думал?
Дети: “Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться….
Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как просыпался город?
Дети: “Темно было в окнах, пусто на улицах. Только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи”, “ Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен никому не нужен”.
Учитель: Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?

Учитель: А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?
Дети: Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…

С.Я. Маршак – “Кот и лодыри”. (Читает подготовленный ученик).

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, эти лодыри похожи на Петю Зубова и его товарищей?

Учитель: Как вы думаете, а остальные дети – старики, какими были, что на них обратили внимание злые волшебники?
Дети: Наверное, были такими же, как и Петя. Теряли время понапрасну, плохо учились.
Учитель: Как обнаружил их Петя? Чем они отличались от других нормальных стариков и старушек? Как они себя вели?

Читайте также:  Рассказ пятеро из одного стручка слушать

Дети находят в тексте и читают.

Учитель: Наверное, впервые в жизни, Петя Зубов боялся потерять время. Найдите и прочитайте, где он в этом признался?
Дети: “- Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся потерять время. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы его потом сберечь”.
Учитель: Скажите, а что им помогло стать опять школьниками?
Дети: То, что они нашли друг друга, объединились, и, наконец – то научились ценить и экономить время.

Пословицы и поговорки.

Учитель: В пословицах точно подмечаются людские недостатки как лень, невежество и т.д. и восхваляются добро, справедливость, трудолюбие. Какие пословицы и поговорки вы подготовили к сегодняшнему уроку?

Делу время, а потехе час (Основное время должно быть посвящено работе).
День да ночь – сутки прочь (Бесцельное существование, однообразно прожитое время).
Час упустишь, годом не наверстаешь (Вовремя не выполнишь дела, потом не наверстаешь)…

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь вернёмся к нашим героям. Они успели перевести стрелки часов. Какими словами автор заканчивает свой рассказ?
Дети: “Они- то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.
Учитель: Ребята, я хочу, чтобы эти слова вы запомнили на всю жизнь. Можно ли подобрать к этому отрывку пословицу или поговорку?

Два века никто не живёт.
Дважды молоду не бывать.
Вчерашний день не воротишь.

5. Учитель: Теперь мне бы хотелось услышать ваше мнение о героях сказки. Хотели бы вы оказаться на их месте?

Ответы – рассуждения учащихся.

Учитель: Вы в своих рассуждениях утверждаете, что не хотите быть как герои сказки. Хотите быть умными, хорошо учиться… Как вы думаете, какие качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни?

6. Работа по карточкам.

1. Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, аккуратный, целеустремлённый, неряшливый, сообразительный, стеснительный, спокойный, организованный.

7. Итог урока.

Учитель: У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты каждого характера можно изменить. Всё зависит от самого человека. Так давайте изменять свой характер в лучшую сторону, стараясь привить себе только хорошие качества. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

Петя Зубов снова стал обыкновенным мальчиком, но помните все: “…человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

8. Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

Источник

Презентация к урокам чтения по темам «Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения», » Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.»

Литературные сказки Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения

Речевая разминка На лугу весело жужжит шмель Прочитайте спокойно Прочитайте скороговоркой Прочитайте грустно Прочитайте вопросительно

Речевая разминка Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, Не догонишь его. Время

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени» Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени» Познакомимся с……. Определим…..

Работа по теме урока Немного об авторе Евгений Львович Шварц

Работа по теме урока Работа с учебником

Ходики – небольшие стенные часы с гирями. Синонимы: хмурый, сберечь. Антонимы: состариться, трудиться.

К какому жанру относится это произведение? Анализ произведения К какому жанру относится это произведение? Какая это сказка, народная или авторская? Докажите. Чем авторская сказка отличается от народной? А есть ли в этой сказке обычные, не сказочные события? Кто герои этой сказки? Какое несчастье их объединило?

Итоги урока: Познакомился(лась) с…… Узнал(а) о творчестве…… Мне особо понравилось……

Урок 2. Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения. Урок 2. Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения.

Речевая разминка Время за нами, время перед нами, а при нас нет. Прочитайте спокойно Прочитайте скороговоркой Прочитайте грустно Прочитайте вопросительно

Игра «Да – нет» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени» Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени» Цель: узнаем, зачем…

Анализ произведения Назовите героев произведения. Кто первый обнаружил, что уже не школьник, а старик? Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на странице 5. Как герой воспринимает волшебство? Какие слова нам это помогают понять? Найдите отрывки, где автор рассказывает, о том, как Петя находил ребят. Как вы думаете, почему волшебники выбрали этих детей? Прочитайте, как просыпается город. Почему люди так боялись опоздать, не успеть? Почему дети смогли победить волшебников?

Источник

Познавательное и интересное